Программа «Водная экология» направление «Водная экология»




НазваниеПрограмма «Водная экология» направление «Водная экология»
страница1/19
Дата публикации14.07.2013
Размер1.92 Mb.
ТипПрограмма
vbibl.ru > География > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19






ПРОГРАММА «Водная ЭКОЛОГИЯ»

( направление «Водная экология»)
Е. А. Каретникова,

к.б.н, научный сотрудник

лаб. экобиотехнологии ИВЭП ДВО РАН
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Водная экология» создана для одаренных и мотивированных детей (13-17 лет), обучающихся в краевой очно-заочной экологической школе (КОЗЭШ) и рассчитана на 3 года, с очно-заочной формой обучения.

Программа «Водная экология» направлена на расширение и углубление знаний учащихся по предметам (биология, экология, география, химия) с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, возрастных особенностей и интеллектуального потенциала детей. В программе дано распределение учебных часов по формам (очно, заочно) обучения, учебного материала по годам обучения и отдельным темам, а так же определены практические работы (в соответствии со спецификой предмета).

Программа «Водная экология» апробирована в системе дополнительного образования и адаптирована для КОЗЭШ.
Актуальность и новизна программы

«Водная экология» как учебный предмет краевой очно-заочной экологической школы несет в себе большой развивающий потенциал: у учащихся формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные, исследовательские интересы и способности; создаются условия для саморазвития детей. Знания, формируемые в рамках предмета «Водная экология» имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью учащихся, а так же с дальнейшим выбором профессии.
Цели и задачи программы

Изучение программы «Водная экология» в КОЗЭШ направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о водной экологии и влиянии антропогенного фактора;

  • развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты водоема, рассуждать, делать предположения и выводы; интереса к исследовательской и проектной деятельности;

  • овладение практическими умениями и навыками в учебно-исследовательской и проектной деятельности;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к природе; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств к малой родине; формирование потребности участвовать в практической природоохранной деятельности, сохранять виды растений и животных.

Задачи:

  • сформировать у учащихся представления о воде как среде жизни и делении водной экосистемы на среды обитания и местообитания;

  • сформировать представления у учащихся о строении водоемов и роли территории водосбора в формировании качества воды;

  • дать представления об основных экологических группах водных организмов в связи со средой обитания;

  • раскрыть роль трофических связей в круговороте органического вещества и передачи энергии в экосистеме;



  • раскрыть взаимосвязь между живыми организмами и элементами среды в водной экосистеме.


Особенности программы

Отличительными особенностями содержания программы «Водная экология»

являются:

  • интегрированный характер. Например, изучение представления о водных системах, в которых все элементы объединены круговоротом энергии и углерода базируются на знаниях учащихся, полученных в образовательной школе, о составе типичной водной экосистеме и т.п.;

  • изучение и применение естественнонаучных знаний. Так, например, общие представления о закономерностях биосферы соотносятся с конкретными экосистемами, характерными для места проживания ученика;

  • расширение практической деятельности учащихся;

  • наличие содержания, обеспечивающего развитие как общих учебных умений, навыков и способов учебно-исследовательской деятельности, так и обучение учащихся соответствующим способностям проектной деятельности (целеполаганию, самоопределению, позициированию, проблематизации и т.д.);

  • формирование информационной культуры учащихся через освоение различных способов получения учебной информации (конспектирование, лекции, практическое занятие, изучение учебной и специальной литературы, переписка с преподавателями, методистом КОЗЭШ, умение работать в Интернете, электронная почта и др.), ее обработка и оформление через использование дневников наблюдений, схем, алгоритмов, конспектов и др.


Основные содержательные линии

Основные содержательные линии «Водной экологии» определены ступенями (I, II,II) обучения, требованиями, предъявляемые КОЗЭШ и представлены в программе разделами:

I год обучения

  • заочное обучение (межсессионные занятия) – «Введение», «Типы пресноводных водоемов», «Гидрохимические свойства воды», «Прибрежные и водные растения», «Группы водных обитателей», «Трофические связи в водоеме»;

  • очное обучение (сессионные занятия) – «Биоиндикация качества воды», «Самоочищение воды».

II год обучения

  • заочное обучение (межсессионные занятия) – «Морские экосистемы», «Осмотическое давление», «Приспособление растений к жизни в воде», «Приспособления животных к жизни в воде», «Первично и вторичноводные животные», «Животные, ведущие наземно-водный образ жизни», «Роль трофических связей в функционировании водных экосистем», «Трофический статус водоемов, эвтрофирование», «Сапробность водоемов», «Изменение гидрохимических свойств воды при эвтрофировании и загрязнении», «Влияние изменения состава и гидрохимических свойств воды на растительный и животный мир водных экосистем», «Связь человека с водной средой и влияние различных типов загрязнения водных экосистем на его здоровье», творческая работа, заочная олимпиада;

  • очное обучение (сессионные занятия) – лагерь (экспедиция), школа «Юный эколог», очная сессия (индивидуальные консультации).

III год обучения

  • заочное обучение (межсессионные занятия) – подготовка исследовательской работы, индивидуальная работа (письменные консультации), олимпиада;

  • очное обучение (сессионные занятия) – научно-практическая конференция, подготовка автореферата, очная сессия (индивидуальные консультации).



Место программы «Водная экология»

в «Примерном учебном плане краевой очно-заочной экологической школы»

Общий объем учебного времени составляет 458 часов, из них:

I год обучения – 26 часов, в том числе:

  • заочное обучение (межсессионные занятия) – 18 часов

  • очное обучение (сессионные занятия) – 8 часов

II год обучения – 216 часов, в том числе:

  • заочное обучение (межсессионные занятия) – 140 часов

  • очное обучение (сессионные занятия) – 60 часов

  • контрольные задания – 16 часов

III год обучения – 216 часов, в том числе:

  • заочное обучение (межсессионные занятия) – 177 часов

  • очное обучение (сессионные занятия) – 16 часов

  • контрольные задания – 23 часа


Методы, средства и формы образовательного процесса

Основные методы организации учебно-познавательной деятельности:

Словесные, которые позволяют учащимся понять новую информацию и обнаружить свое понимание чаще всего недоступных для наблюдения явлений природы, их взаимосвязи между собой (консультация, лекция, беседа и др.).

Наглядные, которые лежат в основе разных видов деятельности, направленных на познание природы. Формирование экологической культуры основывается в первую очередь на наблюдении.

Практические – ключевое значение имеет практическая деятельность и используется, когда содержание темы включает практические упражнения, проведение опытов, выполнение практических природоохранных мероприятий.

^ Самостоятельная работа направлена на развитие самостоятельности в учебной деятельности, формирование навыков учебного труда через очно-заочную форму с учетом особенностей естественнонаучного содержания и наличие дидактического материала для ее проведения:

  • наблюдение

  • эксперимент

  • работа с книгой

  • общегрупповая, групповая, индивидуальная

  • самостоятельная выработка и совершенствование навыков

  • самостоятельное закрепление и совершенствование усвоенных умений и навыков

  • самостоятельная подготовка к восприятию нового материала

  • самостоятельное усвоение нового материала

Используются так же методы обучения: индуктивно-дедуктивные, репродуктивные и проблемно-поисковые. С целью мотивации учебной деятельности, подкрепления и усиления воздействия на личность учащихся в процессе обучения используются методы стимулирования: соревнования, познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций при проведении очных сессий, а также методы стимулирования ответственности через предъявления требований, «упражнения» в выполнении требований, поощрения, порицания.

Формы обучения по программе «Водная экология» - это четко организованные занятия при очной и заочной формах обучения. Очное обучение (сессионные занятия) рассчитано не только на изучение более сложных тем, но и на отслеживание уровня усвоения материала, предложенного для самостоятельного изучения, консультаций и помощи в практических, исследовательских и проектных работах учащихся КОЗЭШ. Чтобы сохранить интерес у учащихся и желание заниматься выбранным видом деятельности во время сессионных работ (очно) организуются и проводятся новые типы занятий, позволяющие расширять кругозор и обогащать мировоззрение учащихся, например: экспедиции, экскурсии, тематические встречи, научно-практические конференции, групповые и индивидуальные консультации и др. в школе-лагере, профильном лагере, полевых условиях.

Заочное обучение (межсессионные занятия) предполагает помощь учащимся в изучении предлагаемого материала и формировании навыков практической работы со стороны учителей биологии и экологии, педагогов дополнительного образования и преподавателей высших и средних специальных учебных заведений. Межсессионные занятия (заочно) включают изучение относительно легких разделов программы по литературным источникам, приведенным в списке литературы, а также выполнение практических заданий. Используя дистанционное обучение, учащиеся выстраивают индивидуальный образовательный маршрут по годам или в целом по всей программе в соответствии с учебной программой.

Для этого учащийся под руководством педагога овладевает содержанием исследовательской темы.

С целью ускорения процесса усвоения учебного материала по программе «Водная экология» необходимо использовать следующие дидактические средства обучения: учебную литературу по предмету, учебно-методические рекомендации к программе КОЗЭШ, учебные пособия, ж/л «ЭГБО», дидактические материалы и средства наглядности (схемы, диаграммы, фотографии и др.), тестовый материал, технические средства обучения (фотоаппарат, лупа, микроскоп и др.), учебные компьютерные программы, сайт в Интернете.
Ожидаемый результат

Индивидуальные результаты (уровень образованности личности), которые может достичь учащийся на каждой ступени или в конце обучения по программе «Водная экология»:

  • общекультурный (I ступень обучения) – развитие познавательных интересов детей, расширение кругозора, информированность в естественнонаучной области, обогащение опыта общения в результате совместной образовательной деятельности;

  • углубленный (II ступень обучения) – предполагает формирование теоретических знаний и практических навыков, раскрытие творческих способностей личности в избранной области деятельности;

  • профессионально ориентированный (III ступень или «Образ ожидаемого результата») – предусматривает достижение высшей на данном этапе степени образованности в избранной области, готовность к освоению программ специального (среднего, высшего) образования.

^ Ожидаемые формальные результаты обучения представлены в «Требованиях к уровню подготовки, оканчивающих ступени (I, II, III) обучения» программы «Водная экология» и содержат три компонента: знать/ понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками и использование их в повседневной практической, проектно-исследовательской деятельностях, а так же влияющие на профессиональное самоопределение учащихся (количество выпускников, процент поступающих в ВУЗы и ССУЗы).
Мониторинг образовательной деятельности

Управление образовательным процессом предполагает осуществление контроля. Основные методы контроля и самоконтроля, которые используются в данной образовательной программе:

  • устного контроля и самоконтроля по темам и вопросам;

  • письменного контроля и самоконтроля (письменный самоконтроль, тестовый контроль, проблемные творческие работы, письменные зачеты, авторефераты, исследовательская работа, олимпиадные задания);

  • окончательным результатом учебного процесса является составление исследовательской работы или учебного проекта по избранной теме и защита его и автореферата на научно-практической конференции «Шаг в будущее» в конце III ступени обучения.


Итоговым документом обучающихся КОЗЭШ является «Зачетная книжка», в которой фиксируются результаты по ступеням и формам обучения (т.е. суммарный образовательный рейтинг). Мониторинг образовательной деятельности осуществляется на протяжении учебного года (Приложение 3,4,5).
^ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

первой ступени (года) обучения (26 часов)



Тема

Теория

Практика

Итого

1

Вводное занятие

3

-

3

^ ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ

2

Типы пресноводных водоемов

1

1

2

3

Гидрохимические свойства воды

1

1

2

4

Прибрежные и водные растения

2

2

4

5

Группы водных обитателей

3

2

5

6

Трофические связи в водоеме

1

1

2

ИТОГО

11

7

18

^ ОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ

7

Биоиндикация качества воды

2

2

4

8

Самоочищение воды

2

2

4

ИТОГО

4

4

8


СОДЕРЖАНИЕ

^ ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Тема 1. Вводное занятие (3 часа)

Водные ресурсы планеты, вода как среда жизни и ее разделение на среды обитания (морская и пресная, стоячая и текучая, толща воды, дно, поверхность воды); местообитания. Водоем как биогеоценоз, влияние температуры, солености и наличия кислорода на состав водных обитателей.

^ Тема 2. Типы пресноводных водоемов (2 часа)

Основные типы водоемов (стоячие, текучие, заболоченные), вертикальное зонирование (строение) стоячих водоемов, основные зоны текучих водоемов, территория водосбора, строение речной долины.

^ Практическая работа: Описание пресноводного водоема, составление схемы.

Тема 3. Гидрохимические свойства воды (2 часа)

Основные показатели состояния воды (цветность, взвешенные вещества, мутность, запах, рН), причины появления запахов воды, ознакомление с методами исследований воды.

^ Практическая работа: Изучение основных гидрохимических свойств воды.

Тема 4. Прибрежные и водные растения (4 часа)

Прибрежные (гигрофиты и мезофиты) и водные (гидрофиты) растения. Группы водных растений (плавающие на поверхности, погруженные в воду, погруженные и укорененные, плавающие на поверхности и укорененные), явление гетерофилии.

^ Практическая работа: Описание и определение экологических групп прибрежных и водных растений

Тема 5. Группы водных обитателей (5 часов)

Экологические группы водных обитателей (планктон, нектон, нейстон, плейстон, бентос, перифитон). Методы отбора планктона, перифитона, бентоса.

^ Практическая работа: Изучение водных организмов различных экологических групп.

Тема 6 Трофические связи в водоеме (2 часа)

Трофические (пищевые) связи, трофические сети и цепи, автотрофы и гетеротрофы; трофический уровень (продуценты, консументы, редуценты).

Практическая работа: Составление пищевых связей для обитателей исследуемого водоема.


^ ОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Тема 7. «Биоиндикация качества воды» (4 часа)

Биоиндикация качества воды, загрязнение и отравление воды, животные – обитатели чистых, загрязненных и грязных вод.

^ Практическая работа: Определение качества воды с использованием животных – индикаторов.

Тема 8. «Самоочищение водоемов» (4 часа)

Роль бактерий, микроскопических (плесневых) грибов и водорослей в разрушении органических веществ, цветение воды. Причины замедления процессов самоочищения (низкая температура, высокое содержание загрязняющих веществ, уменьшение содержания кислорода, выделение токсичных соединений водорослями).

^ Практическая работа: Знакомство с природным и искусственным водоемом.
Требования к уровню подготовки учащихся,

оканчивающих I ступень обучения

^ В результате изучения учащийся должен:

Знать/понимать:

- особенности водных экосистем как среды обитания различных организмов;

- основные экологические группы водных растений;

- основные экологические группы водных животных;

- основные закономерности протекания процессов самоочищения водных экосистем.

Уметь:

- делать описание исследуемого водоема;

- определять основные гидрохимические свойства воды;

- отбирать пробы планктона, бентоса и перифитона;

- составлять пищевые цепи.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа «Водная экология» направление «Водная экология» iconСписок рекомендуемой литературы Образовательный модуль «Водная экология»...
Богатов В. В. Экология речных сообществ российского Дальнего Востока. Владивосток: Дальнаука. 1994. 218 с

Программа «Водная экология» направление «Водная экология» iconПонятие "Экология" вызывает в нашем сознании уже сформированную ассоциацию...
В последнее время стали появляться новые понятия: выражения "экология человека", "экология общества", "экология образования" и "экология...

Программа «Водная экология» направление «Водная экология» iconПрограмма «экология и здоровье человека» направление «Экология и здоровье человека»
Программа «Экология и здоровье человека» создана для одаренных и мотивированных детей (13-17 лет), обучающихся в краевой очно-заочной...

Программа «Водная экология» направление «Водная экология» icon  в последнее время экология у всех на устах. Экология здесь, экология...
Сегодня мы вправе говорить о разных ипостасях экологии, — считает руководитель кафедры психологии личности мгу им. Ломоносова, доктор...

Программа «Водная экология» направление «Водная экология» iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности 03. 00. 16 «Экология»
Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 03. 00. 16 «Экология» соответствует Государственному и внутриуниверситетскому...

Программа «Водная экология» направление «Водная экология» iconОценка воздействиня на окружающую среду (овос) заявление
Республиканское научно-исследовательское унитарное предприятие «Бел ниц «Экология» (руп «Бел ниц «Экология»)

Программа «Водная экология» направление «Водная экология» iconМосковский государственный университет, Москва 119991
Водная экосистема: крупноразмерный диверсифицированный биореактор с функцией самоочищения воды

Программа «Водная экология» направление «Водная экология» iconОоо «Биосфера» Официальный дистрибьютер фирмы «invesa»
Витамин ад3Е фл. 1 л. (водная эмульсия жирорастворимых витаминов) 402,39 руб

Программа «Водная экология» направление «Водная экология» iconУрока: Задание 1: Водная сетка: (15-20 мин.)
Ученики создадут «водную сетку», чтобы проиллюстрировать взаимозависимость между потребителями и поставщиками воды

Программа «Водная экология» направление «Водная экология» iconБиохимическая экология, экологические хемомедиаторы, экологические хеморегуляторы
Фундаментальные теоретические инновации в области экологии, наук об окружающей среде и биосфере. Биохимическая экология, экологические...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница