Анни Безант Исследование сознания Перевод А. П. Хомик




НазваниеАнни Безант Исследование сознания Перевод А. П. Хомик
страница1/18
Дата публикации19.06.2013
Размер2.69 Mb.
ТипИсследование
vbibl.ru > Физика > Исследование
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
Анни Безант

Исследование сознания
Перевод А. П. Хомик

ПРЕДИСЛОВИЕ

В этой книге, адресованной людям, изучающим проблему эволюции сознания, излагаются гипотезы и предположения, которые могут оказаться полезными для них. Она не претендует на полноту изложения, а скорее является вкладом в психологию. Для полного изложения обширной науки, рассматривающей вопрос развертывания сознания, необходимо гораздо больше материала, чем имеется в моем распоряжении. Необходимый материал постепенно накапливается в руках старательных и усердных ученых, но пока еще не было предпринято никаких усилий для систематизации и приведения его в порядок. В этой небольшой работе я систематизировала лишь небольшую часть этого материала в надежде, что сейчас это сможет оказаться полезным для некоторых тружеников в обширной области Эволюции Сознания, и сможет послужить в будущем кирпичиком цельного строения. Потребуется великий архитектор для планирования этого храма знаний и искусный каменщик для руководства его строительством; на данный момент достаточно выполнить работу подмастерья и подготовить строительные материалы для более искусных мастеров.

Анни Безант

ВВЕДЕНИЕ

Развитие сознания у созданий, пространством эволюции которых является солнечная система, является сложным процессом: в настоящее время никто из нас не может надеяться на большее, чем понимание малой его части, но его можно изучать таким образом, при котором будут заполнены некоторые пробелы в нашем мышлении, и который может дать нам достаточно четкую схему для направления нашей будущей работы.

Однако мы не можем удовлетворительно вычертить эту схему, не рассмотрев сначала нашу солнечную систему как целое, и не попытавшись получить некоторое представление, каким бы смутным оно не показалось, о «началах» в такой системе.

1. Источники

Мы знаем, что материя в солнечной системе существует в семи больших модификациях, или планах; на трех из них, физическом, эмоциональном (астральном) и ментальном — часто упоминаемых как «три мира», хорошо известных Трилоки, или Три-бхувана индусской космогонии — проходит нормальная эволюция человека. На следующих двух планах, духовных — планах мудрости и силы, буддхическом и атмическом — проходит особая эволюция Посвященного после первого из великих посвящений. Эти пять планов составляют сферу эволюции сознания до слияния человека с божественным. Два плана, следующие за этими пятью, представляют всеокружающую и всеохватывающую сферу божественной деятельности, из которой излучаются божественные энергии, оживляющие и поддерживающие всю систему. В настоящее время о них нам абсолютно ничего не известно, а то немногое известное о них, вероятно, несет в себе столько информации, сколько наши ограниченные способности в состоянии воспринять. Нас учат, что это планы божественного Сознания, в которых проявляется Логос или божественная Троица Логосов, и откуда Он светит как Создатель, Хранитель и Разрушитель, разворачивая вселенную, поддерживая ее во время существования и вбирая ее в Себя по ее завершении. Нам даны названия этих двух планов нижний — это Апупадака, на котором «пока еще не создано никакой формы»;<Из Пранава-вада, неопубликованной рукописи на санскрите [Сейчас опубликованной под названием The Science of the Sacred Word или The Pranava-vada of Gargyayana].> высшим является Ади — «первый», фундамент вселенной, основа и источник ее жизни. Таким образом, существует семь планов вселенной, солнечной системы, которые, как видно из этого короткого описания, можно рассматривать как образующие три группы: I. Сфера проявления исключительно Логоса; II. Сфера сверхъестественного человеческого развития, эволюции Посвященных; III. Сфера элементальной, минеральной, растительной, животной и нормальной человеческой эволюции. Мы можем свести эти данные в следующую таблицу:

I. Ади |

II. Анупадака +} Сфера проявления исключительно Логоса III. Атмический | IV. Буддхический +} Сфера сверхъестественной человеческой эволюции.

V. Ментальный |

Анни Безант

^ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЗНАНИЯ

ПРЕДИСЛОВИЕ

В этой книге, адресованной людям, изучающим проблему эволюции сознания, излагаются гипотезы и предположения, которые могут оказаться полезными для них. Она не претендует на полноту изложения, а скорее является вкладом в психологию. Для полного изложения обширной науки, рассматривающей вопрос развертывания сознания, необходимо гораздо больше материала, чем имеется в моем распоряжении. Необходимый материал постепенно накапливается в руках старательных и усердных ученых, но пока еще не было предпринято никаких усилий для систематизации и приведения его в порядок. В этой небольшой работе я систематизировала лишь небольшую часть этого материала в надежде, что сейчас это сможет оказаться полезным для некоторых тружеников в обширной области Эволюции Сознания, и сможет послужить в будущем кирпичиком цельного строения. Потребуется великий архитектор для планирования этого храма знаний и искусный каменщик для руководства его строительством; на данный момент достаточно выполнить работу подмастерья и подготовить строительные материалы для более искусных мастеров.

Анни Безант

ВВЕДЕНИЕ

Развитие сознания у созданий, пространством эволюции которых является солнечная система, является сложным процессом: в настоящее время никто из нас не может надеяться на большее, чем понимание малой его части, но его можно изучать таким образом, при котором будут заполнены некоторые пробелы в нашем мышлении, и который может дать нам достаточно четкую схему для направления нашей будущей работы.

Однако мы не можем удовлетворительно вычертить эту схему, не рассмотрев сначала нашу солнечную систему как целое, и не попытавшись получить некоторое представление, каким бы смутным оно не показалось, о «началах» в такой системе.

1. Источники

Мы знаем, что материя в солнечной системе существует в семи больших модификациях, или планах; на трех из них, физическом, эмоциональном (астральном) и ментальном — часто упоминаемых как «три мира», хорошо известных Трилоки, или Три-бхувана индусской космогонии — проходит нормальная эволюция человека. На следующих двух планах, духовных — планах мудрости и силы, буддхическом и атмическом — проходит особая эволюция Посвященного после первого из великих посвящений. Эти пять планов составляют сферу эволюции сознания до слияния человека с божественным. Два плана, следующие за этими пятью, представляют всеокружающую и всеохватывающую сферу божественной деятельности, из которой излучаются божественные энергии, оживляющие и поддерживающие всю систему. В настоящее время о них нам абсолютно ничего не известно, а то немногое известное о них, вероятно, несет в себе столько информации, сколько наши ограниченные способности в состоянии воспринять. Нас учат, что это планы божественного Сознания, в которых проявляется Логос или божественная Троица Логосов, и откуда Он светит как Создатель, Хранитель и Разрушитель, разворачивая вселенную, поддерживая ее во время существования и вбирая ее в Себя по ее завершении. Нам даны названия этих двух планов нижний — это Апупадака, на котором «пока еще не создано никакой формы»;<Из Пранава-вада, неопубликованной рукописи на санскрите [Сейчас опубликованной под названием The Science of the Sacred Word или The Pranava-vada of Gargyayana].> высшим является Ади — «первый», фундамент вселенной, основа и источник ее жизни. Таким образом, существует семь планов вселенной, солнечной системы, которые, как видно из этого короткого описания, можно рассматривать как образующие три группы: I. Сфера проявления исключительно Логоса; II. Сфера сверхъестественного человеческого развития, эволюции Посвященных; III. Сфера элементальной, минеральной, растительной, животной и нормальной человеческой эволюции. Мы можем свести эти данные в следующую таблицу:

I. Ади |

II. Анупадака +} Сфера проявления исключительно Логоса III. Атмический | IV. Буддхический +} Сфера сверхъестественной человеческой эволюции.

V. Ментальный |

VI. Эмоциональный+} Сфера элементальной, минеральной, растительной, VII. Физический | животной и нормальной человеческой эволюции.

Два высших плана можно представить существовавшими до образования солнечной системы, и мы можем представить себе высочайший, Ади, как состоящий из материи пространства — символизируемой точками — выбранный Логосом для формирования материальной основы системы, которую Он собирается создать. Как рабочий выбирает материал, которому он собирается придать форму, так и Логос отбирает материал и место для Своей вселенной. Подобным же образом мы можем представить и Анупадаку — символизируемую линиями — как состоящую из этой же самой материи, модифицированной Его собственной жизнью, используя показательную метафору, можно сказать окрашенную Его всеодухотворяющим Сознанием, и поэтому некоторым образом отличающуюся от соответствующего плана в другой солнечной системе. Нам говорят, что важнейшие факты этой подготовительной работы можно представить в символах; из них нам дается два ряда, один из которых отображает тройственное проявление Сознания Логоса, а другой — тройственное изменение в материи, соответствующее тройственной Жизни — жизненные и форменные аспекты трех Логосов. Мы можем считать их одновременными событиями:

Жизнь Форма

—--------------------------

I. Ади

—-------------(Т)---(К)-------

II. Анупадака

—--------------------------

[Значками (T) и (K) здесь и далее обозначены фигуры, представляющие круги, в случае (Т) из точек расположенных под 120° проведены линии к центру, кроме того они соединены линиями между собой, причём одна из точек находится наверху круга, (K) же представляет горизонтальную и вертикальную линии в круге, т.е. крестом.]

Здесь в графе «Жизнь» мы имеем в центре круга изначальную Точку, Логос, как Единое внутри самоналоженной на Себя сферы тончайшей материи, в которую Он заключил Себя с целью проявления, сияния из Тьмы. Сразу же возникает вопрос: почему три Логоса? Хотя здесь мы касаемся глубочайшего вопроса метафизики, даже для неадекватного изложения которого потребовался бы целый том, мы должны дать краткий ответ. Анализируя все существующее, мы приходим к обобщению: «все делится на «Я» и «Не-Я», «Сам» или «Не Сам». Каждая отдельно взятая вещь подводится под одно из этих определений: «Я» или «Не-Я». Нет ничего, что нельзя было бы подвести под одно из них. «Я» — это Жизнь, Сознание; «Не-Я» — это Материя, Форма. Следовательно, здесь мы имеем двойственность. Но Пара — это не две отдельные вещи, изолированные и несвязанные; между ними существует непрерывное взаимоотношение, постоянное сближение и расхождение, отождествление и отрицание, эта взаимосвязь проявляется как постоянно изменяющаяся вселенная. Таким образом, мы имеем Тройственность, а не Двойственность — «Я». «Не-Я» и Взаимоотношение между ними. В этом суммируются все вещи и все взаимоотношения, фактические и возможные, и отсюда Тройка, не более и не менее, является основой всех вселенных в общем и каждой отдельной вселенной в частности<Изучающий должен внимательно проработать книгу Бхагаван Даса «The Science of Peace», где данные метафизические вопросы разъясняются с редкой проницательностью и точностью.>. Это фундаментальное положение накладывает на Логос тройственность проявления в солнечной системе, и поэтому Единое, Точка, расходящаяся в трех направлениях к окружности Круга Материи и возвращающаяся к Себе, проявляет различные аспекты в каждом месте контакта с Кругом — три фундаментальных выражения Сознания Волю Мудрость и Деятельность — божественную Триаду, или Троицу<Другой излюбленный способ выражения этой тройственности — Сила, Мудрость и Любовь, но это оставляет в стороне Деятельность и дублирует Любовь, если не принимать Любовь в качестве ее эквивалента, так как Любовь по своей сущности является активной. По моему мнению Мудрость и Любовь являются одним и тем же аспектом сознания, то, что проявляется выше как Мудрость, реализация Единства, в мире форм проявляется как Любовь, притягивающая сила, которая приводит к Единству в мире обособленных созданий.>.

Вселенское «Я», Пратьяг-атма, «Внутреннее Я», размышляя о «Не-Я», идентифицирует Себя с ним, и таким образом разделяет с ним Его Существование. Это божественная деятельность, Сат, Бытие, придаваемое Несуществующему. Вселенский Разум, Самореализующееся «Я» является Мудростью, Чит, принципом сохранения «Я», отзывающее Себя от «Не-Я» в свою собственную чистую сущность, является Блаженством, Ананда, свободным от формы. Каждый Логос вселенной повторяет это всеобщее Самосознание в Своей активности. Он проявляется творящим Разумом, Крийя — соответствующим вселенскому Сат — Брахмой индусов, Святым Духом христиан, Хокма каббалистов. В своей Мудрости Он является сохраняющейся Причиной, Джнана — соответствующей вселенскому Чит — Вишну индусов, Сыном христиан, Бина каббалистов. В своем Блаженстве Он является Растворителем форм, Волей, Иччха — соответствующим вселенской Ананде — Шивой индусов, Отцом христиан, Кетер каббалистов. Таким образом, проявляясь в каждой вселенной, три Логоса, три Создания, которые творят, сохраняют и разрушают Свою вселенную, каждый проявляется, в основном, в Своей функции во вселенной, в одном руководящем Аспекте, в отношении которого два других являются второстепенными, хотя, конечно, неизменно присутствующими. Отсюда о каждом проявляющемся Боге говорится как о Троице. Соединение этих трех Аспектов, или фаз проявления, в их внешних точках контакта с кругом дает основной треугольник контакта с материей, который с тремя треугольниками, образованными линиями, прочерченными Точкой, дает таким же образом божественную Четверку (Тетрактис), иногда называемую космической Четверкой (Кватернер), три божественных Аспекта, соприкасающихся с Материей, готовых к творению. В своей общности они составляют Сверхдушу<Эмерсон.> будущего космоса.

В Форме мы можем получить ответы на действие этих Аспектов со стороны Материи Они, конечно же, не обусловлены Логосом системы, а являются соответствиями во вселенской Материи Аспектам вселенского «Я». Аспект Блаженства, или Воли, придает Материи свойство Инерции — Тамас, силу сопротивления, стабильность, покой. Аспект Активности дает Материи способность отвечать на действие — Раджас, подвижность. Аспект Мудрости дает ей Ритм — Саттва, вибрацию, гармонию. Именно при помощи таким образом подготовленной Материи Аспекты Сознания Логоса могут проявить себя как Создания.

Логос — пока еще не первый, поскольку еще нет второго — виден как Точка, излучающая сферу Материи, собравшуюся вокруг Него как пространство будущей вселенной, сверкающее великолепием, как истинная Гора Света, согласно Ману, но Света видимого только на духовных планах. Об этой великой сфере говорится как о первичной Субстанции: это Самообусловленный Логос, ни в одной точке не отделимый от Материи, которую Он предназначил для Своей вселенной, до тех пор пока Он немного не отделяет Себя от нее во втором проявлении: это сфера Самообусловливающейся Воли, приводящая к созидательной Активности: «Я есть Это», когда «Это», Не-Я, будет познано». Символически говоря, Точка — для того, чтобы указать на Форму в отношении ее внешнего вида — колеблется между центром и окружностью и таким образом вычерчивает линию, разделяющую Дух и Материю, <Здесь следует помнить, что «разделение» происходит лишь в сознании: идея Духа отделена от идеи Материи. Во вселенной, доступной чувственному восприятию, нет Духа, необусловленного Материей, нет ни мельчайшей частички Материи, лишенной Духа. Все формы сознательны; и все создания имеют формы.> делая возможным познание, и таким образом порождает Форму для второго Аспекта, Создания, которое мы называем вторым Логосом, символической Линией или Диаметром Круга. В мистическом высказывании об этом говорится: «Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя»<Псалтырь II, 7>; это отношение Отца и Сына в рамках единства Божественного Существования, Первого и Второго Логоса, относится, конечно, ко Дню Откровения, периоду жизни вселенной. Именно это порождение Сына, это появление Второго Логоса, Мудрости, отмечается в мире Формы дифференциацией, разделением Духа и Материи, двумя полюсами, между которыми сплетена ткань вселенной: разделение, так сказать, нейтрального пассивного электричества — которое может символизировать Первый Логос — в двойственную форму положительного и отрицательного, символизирующую Второй — таким образом делает неявное явным. Это разделение в Первом Логосе ярко отображено для нас в подготовке к клеточному делению, которое мы можем изучать на физическом плане, наблюдая процессы, ведущие к появлению разделяющей стенки, в результате чего из одной клетки получается две. Весь процесс является лишь отражением событий в величайшей материи на высших планах, и мы часто можем найти поддержку нашему запинающемуся воображению в своих исследованиях физического развития. «Как вверху, так и внизу» Физическое является отражением духовного.

Затем Точка с вращающейся с ней линией колеблется под прямым углом к предшествующему колебанию, и образуется Крест, все еще находящийся в Круге, Крест, который таким образом «Исходит от Отца и Сына», символ Третьего Логоса, Созидательного Разума, божественной Активности, теперь готовой проявиться в качестве Создателя. Затем Он проявляет Себя как Активный Крест, или Свастика, первый из Логосов, который проявляется за пределами двух высших планов, на третьей стадии божественного развертывания.

Жизнь Форма

—--------------------------

I. Ади

—-------------(Т)---(К)-------

II. Анупадака

—--------------------------

—+

III. Атмический +-+-+

+-

—--------------------------

[Такая свастика далее обозначается (С)]

2. Возникновение Монад

Но перед рассмотрением созидательной Активности Третьего Логоса мы должны обратить внимание на возникновение Монад, или Единиц Сознания, для эволюции которых в материи должно быть подготовлено поле вселенной. Более подробно мы рассмотрим этот вопрос в Главе II. Мириады таких Единиц, которые должны развиваться в этой будущей вселенной, зарождаются в рамках божественной Жизни, как зародышевые клетки в организме, до формирования поля для их эволюции. Об этом порождении написано: «Оно подумало: «Да стану я многоликим, да вырасту я!»<Чхандогья упанишада VI, II, 3.>; и по действию Воли в Едином возникает множество. Воля имеет два аспекта — притяжения и отталкивания, вдоха и выдоха; и, когда пробуждается энергия аспекта отталкивания, происходит разделение, разъединение.

Это умножение в рамках Единого под действием Воли отмечает место происхождения — Первый Логос, неделимый Господь, Вечный Отец. Это искры Высочайшего Огня, «божественные Фрагменты«<Свет на пути.>, обычно называемые Монадами. Монада является фрагментом божественной Жизни, отделенным как индивидуальная сущность тончайшей пленкой материи, такой тонкой, что хотя она и дает форму каждому, но не создает препятствия для свободного взаимодействия таким образом заключенной в оболочку жизни с окружающими ее подобными жизнями. Таким образом, жизнь Монад исходит от Первого Логоса и поэтому имеет тройной аспект. Сознание, существующее как Воля, Мудрость и Активность, эта жизнь приобретает форму на плане божественного Откровения, втором, или Анупадака, в виде Сыновей Отца, как и Второй Логос, но Сыновей младших, не имеющих божественных сил, способных действовать в материи более плотной, чем на их собственных планах; в то время как Он, с многовековой эволюцией готов применить Свои божественные силы, «Первородный между многими братиями»<К Римлянам, VIII, 29.>. Надлежащим образом они пребывают на плане Анупадака, имея жизненные корни в Ади, но пока еще без средств самовыражения, ожидая дня «откровения сынов Божих«<Там же, 19.>. Там они пребывают до тех пор, пока Третий Логос не начинает внешнюю работу проявления, сотворение формы объективной вселенной. Он собирается вложить Свою жизнь в материю, чтобы подготовить из нее материалы, пригодные для построения оболочек, необходимых для эволюции Монад. Но Он не сольется со Своей работой, ибо какой бы большой она нам ни казалась, для Него она является лишь малой частицей «Установив этот целокупный мир с частью себя, я пребываю в прежнем состоянии»<Бхагавад-гита, X, 42.>. Эта удивительная Индивидуальность не утеряна, для жизни космоса достаточно лишь ее частицы. Логос, Сверхдуша, остается Богом Своей вселенной.

ЧАСТЬ I

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Анни Безант Исследование сознания Перевод А. П. Хомик iconАнни безант эзотерическое христианство
Гнозиса, и почва была бы расчищена от сорных трав, став пригодной для насаждения виноградника; ибо столкновение предшествует столкновению,...

Анни Безант Исследование сознания Перевод А. П. Хомик iconАнни безант древняя мудрость
В западо-европейской теософической литературе употребляется выражение "план" для обозначения физического, астрального и небесного...

Анни Безант Исследование сознания Перевод А. П. Хомик iconСимвол одна из универсалий культуры, к теоретическому и культурно-историческому...
Задачей теоретического описания символа является комплексное исследование, имеющее конечной целью осмысление взаимодействия человеческого...

Анни Безант Исследование сознания Перевод А. П. Хомик iconПеги Феникс Дабро Элегантное обретение силы. Эволюция сознания Перевод Lyubov Посвящается
Настойчивые усилия Ли знать и учиться – неоспоримы и вдохновляющи. Однажды он сказал: любой может быть каналом Крайона. Почитая уникальный...

Анни Безант Исследование сознания Перевод А. П. Хомик iconКнига взята с Конференции Портала Сознания s-gate org
Революционное медицинское исследование биологии околосмертельного и мистического опыта

Анни Безант Исследование сознания Перевод А. П. Хомик iconЗакон Сознания совершенного основания
Лонгчен Рабжампа. Великий Гаруда Крылья Совершнства (Khyung chen gshog rdzogs zhes bya ba bzhugs so) Перевод с тибетского: Андрей...

Анни Безант Исследование сознания Перевод А. П. Хомик iconПереводчик
Последовательный устный перевод, письменный перевод, адаптация, перевод интернет-сайтов

Анни Безант Исследование сознания Перевод А. П. Хомик iconПроблема структуры сознания в трудах Л. С. Выготского Сознание является...
В связи с этим особую актуальность в настоящий момент приобретает обращение к классике оте­чественной психологической мысли — трудам...

Анни Безант Исследование сознания Перевод А. П. Хомик iconКнига содержит выполненные известным китаеведом В. В. Малявиным переводы...
«Сунь-цзы» с основными комментариями, первый русский перевод вновь найденного военного трактата Сунь Биня (IV в до н. э.), трактат...

Анни Безант Исследование сознания Перевод А. П. Хомик iconЯзыковая пара: немецкий – русский; английский-русский Технический перевод, строительство
Устный перевод на переговорах с заказчиком + телефонные звонки и письменный перевод корреспонденции, технической и договорной документации....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница