Урок на тему «Конструкция головы человека и её пропорции»




Скачать 75.02 Kb.
НазваниеУрок на тему «Конструкция головы человека и её пропорции»
Дата публикации02.06.2013
Размер75.02 Kb.
ТипУрок
vbibl.ru > Физика > Урок
Урок на тему «Конструкция головы человека и её пропорции»
Предмет: изобразительное искусство.

Класс: 6.

Тема: «Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве».

Урок №17.

Дата: 15.12.2011 г.

Учитель: Хаматгалеев Э. Р.
Цели: познакомить учащихся с закономерностями в конструкции головы человека, пропорциями лица человека; дать понятие средней линии и симметрии лица; учить изображать голову человека с различно соотнесёнными деталями лица; развивать наблюдательность; воспитывать эстетический вкус; формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека; активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу обучения.

Оборудование: методические таблицы «Пропорции человеческой фигуры», «Пропори лица».

Словарь: пластическая анатомия.
Ход урока


  1. Организационный момент.




    1. Приветствие.


Учитель. Прослушайте стихотворение. Подберите к нему заголовок. Объясните, о каком «следе» говорит поэт. А какой свой след вы хотели бы оставить на земле?
Говорят: талант от Бога

Этим дан, а этим нет…

Всем зато дана дорога –

Кто какой оставит след?
С. Викулов


    1. Проверка готовности учащихся к уроку.




  1. Сообщение темы урока.


Учитель. Для художников человек всегда был и остаётся главным объектом изображения. Чтобы изобразить человека, передать его верный облик, необходимо ясно представлять структуру форм человеческого тела, закономерности их образования. В работе над изображением человеческой фигуры верной помощницей художника является анатомия. Эту истину художники осознали давно. Многие выдающиеся мастера прошлого изучали анатомию, непосредственно участвуя в хирургических операциях.

Раздел анатомии, необходимый художникам, называется пластической анатомией и изучает то, что образует внешние формы тела – скелет, мышечный и кожный покров.

Чем больше человек стремился познать мир и самого себя, тем более он стремился внести и в искусство контроль разума, рациональное начало. Рационализм в искусстве был связан с желанием художника как-то управлять стихией эмоций, направлять их действие в необходимое русло. На определённом этапе развития, в эпоху итальянского Возрождения, он совпал с попыткой опереться в изобразительном искусстве на строго научные оптические начала. Художник начинает последовательно, как исследователь, изучать перспективу и анатомию.

Многие мастера ренессансной Италии строили свои картины чрезвычайно рационально. Они строго определяли перспективное сокращение предметов на первом плане и в глубине картины, строго соблюдали верность анатомическим пропорциям, фигуры выступали как бы своего рода объёмным рельефом (вспомним хотя бы работы Пьеро делла Франческо), подобно тому как выступала на фоне здания колонна.

В разные времена художники по-разному изображали фигуры людей. Наши прадеды, например, думали, что время существует в изобразительном искусстве постольку, поскольку оно пытается изобразить движение. И художники 1910-х с восторгом истинных романтиков рисовали последовательные фазы движения велосипедиста. Фигура рисовалась в причудливости последовательных фаз движения. Сразу фас, профиль, три четверти одновременно. В результате она на листе или плоскости холста воспринималась как трёхмерная скульптурная постройка. Художники декларировали, увлечённо проецируя в искусство тезисы физики, введение нового измерения времени. Но не поддаётся сомнению, что доминирующим началом в изображении человека является знание пластической анатомии. В этом показателен опыт великого создателя «Портрета Моны Лизы (Джоконды)» (около 1503 года). От Леонардо да Винчи нередко ведут нити к экспериментам современной живописи. Он сделал огромное количество всякого рода подготовительных и «учебных» рисунков, которые вошли даже в учебники анатомии и истории медицины. Изучение перспективы, геометрии, своего рода незаметная математизация искусства были одной из основ искомой им гармонии в искусстве. Через соразмерность всех частей произведения художник намеревался показать гармонию внутреннего мира человека. Для него важно было абсолютно всё – от общей конструкции композиции человеческой фигуры до каждого жеста или положения какой-либо её части.

Посмотрите один из рисунков Леонардо да Винчи, которых он мог делать великое множество, ища самое, на его взгляд, выразительное, индивидуальное, что выделяло бы изображаемого среди остальных.

Сегодня на уроке мы будем изучать конструкцию головы человека и её пропорции по таблицам, фотографиям.

Основным методом нашего изучения нового материала будет метод зарисовок.


  1. Изучение нового материала.




  1. Пропорции лица человека.


Учитель. Голова, в особенности лицо человека, является объектом пристального внимания в портретном искусстве.

Многие поколения художников изучали пропорции человеческого тела. В деталях их выводы отличаются друг от друга, но в основном они близки. Пропорции человеческого тела таковы: голова по высоте составляет 1/7 – 1/8 части всей высоты человека.

При рисовании для установления на глаз правильных пропорций человеческой фигуры принято какую-нибудь её часть принимать за единицу измерения – модуль, который укладывается в высоте всей фигуры и её отдельных частей определённое число раз. Так, Микеланджело принимал за такой модуль высоту головы, которая во всей фигуре укладывалась 8 ¼ раза.

А вот профессор академии художеств А. Сапожников (XIX век) предложил более подробное пропорциональное членение человеческой фигуры с помощью более мелкого модуля. За единицу отсчёта он принял высоту стопы или шеи, которые, по его выводам, укладываются в высоте идеальной фигуры точно 30 раз. При этом голова по высоте занимает 4 такие единицы и, следовательно, укладывается в высоте всей фигуры 7,5 раза.

Рассмотрите на плакате эти пропорции человеческой фигуры.

Все эти общие, ориентировочные данные «идеально» человеческой фигуры нужны художнику для того, чтобы сравнивая с ними пропорции конкретной человеческой фигуры, всегда легко и точно находить её индивидуальные особенности.

Теперь рассмотрите внимательнее пропорции лица человека.

Голова всегда индивидуальна по своему строению и пропорциям у каждого человека. Отыскать и подчеркнуть это индивидуальное у конкретного человека поможет знакомство с «осреднённой» схемой человеческого лица. Оказывается, что горизонтальная линия – ось глаз – проходит точно на половине общей высоты головы, то есть всё, что находится выше глаз, занимает столько же места, как и то, что находится ниже их. Поначалу это представляется маловероятным: кажется, что нижняя часть, где находятся нос, рот, подбородок, занимает гораздо больше места, чем верхняя, то есть лоб и темя. Но это только кажется. Нижняя часть лица кажется больше верхней потому, что она более «разработана», более насыщена разнообразными деталями, тогда как верхняя лишена их.

Установив, что линия глаз проходит точно по середине головы, рассмотрим размещение остальных деталей лица. Если всю высоту головы принять за единицу, то окажется, что темя займёт 1/7 часть этой величины, лоб, нос и расстояние от носа до нижней точки подбородка – по 2/7. Линия рта располагается примерно на 1/3 этого расстояния. Эта величина – 1/7 высоты головы – оказывается модулем и для ширины головы. Она укладывается по ширине 5 раз. Расстояние между глазами, как и между крайними точками крыльев носа, длина глаз, расстояние от крайних точек глаз до крайних точек висков – всё равно единице.

Все приведённые измерения являются, конечно, схематичными, примерными, и в жизни у каждого человека окажутся свои индивидуальные отклонения от рассмотренной схемы. Тем не менее, она будет всегда хорошим отправным ориентиром при изучении конкретных особенностей каждой индивидуальной головы.


  1. Индивидуальные особенности деталей лица.


Учитель. Леонардо да Винчи, классифицируя формы носа, разделял их на «три сорта»: прямые, вогнутые (курносые) и выпуклые (горбоносые). Характер ноздрей и крыльев носа у людей также неодинаков. Ноздри могут быть округлёнными или узкими, крылья носа – плоскими, выпуклыми, короткими, удлинёнными. Спереди носы тоже бывают разнообразными: и широкие, и узкие…

От того какой тип носа у человека, зависит освещение его поверхностей. Так поверхности, обращённые к источнику света, освещаются сильнее, поэтому, например, горбатый нос при верхнем освещении будет отражать больше света своей верхней частью, вогнутый (курносый) нос сильнее освещён в нижней части.

Губы, как и глаза, являются наиболее выразительными частями лица. Они бывают очень разнообразны по форме, поэтому необходимо уловить и стремиться передавать их характерную особенность: их размер, полноту; нижняя губа может сильно выступать, а верхняя нависать над ней и т. п.

Большое значение имеет подбородочное возвышение и особенно нижний край челюсти, составляющий границу с шеей.

Характер глаз, их посадка бывают разнообразными: встречаются глаза большие и маленькие, более или менее выпуклые; они могут быть посажены так, что внутренние и внешние углы их располагаются по горизонтальной прямой; иногда внутренние углы значительно ниже наружных и т. п.


  1. Актуализация знаний.


Учитель. Рисунок головы требует более глубоких знаний и большого опыта.

Рисование человека необходимо начинать с построения обобщённой, но характерной массы всей головы, а затем постепенно работать над выявлением сначала её больших форм, затем деталей, но не срисовывая их в упор по отдельности, а сопоставляя их друг с другом и со всей головой как в натуре, так и на рисунке. То есть в начале работы вы должны наметить на листе общую форму головы, показывая её основные части. В середине работы выясняются её мелкие формы. В конце работы необходимо возвратиться к обобщению, при помощи которого в рисунке выделяется главное и ему подчиняется второстепенное.
Физкультминутка


  1. Упражнение для тренировки мышц глаз: медленно переводить взгляд справа налево и обратно; повторить 8-10 раз.

  2. Исходное положение – сидя на стуле, ноги согнуты, стопы параллельны. Приподнимать пятки одновременно и поочерёдно, разведение стоп в стороны.

  3. Исходное положение – стоя. «Замочек» - вести одну руку за голову, вторую – за лопатки. «Попилить» несколько раз, меняя положение рук.




  1. Практическая работа.


Задание. Выполните рисунок головы с различно соотнесенными деталями лица (нос, губы, глаза, брови, подбородок, скулы и т. д.).

Во время практической работы учитель делает целевые обходы: 1) контроль организации рабочего места; 2) контроль правильности выполнения приёмов работы; 3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; 4) контроль объёма и качества выполненной работы.


  1. Итог урока.



  1. Выставка работ учащихся.




  1. Заключительное слово.


Учитель. По вашим работам видно, что сегодня вы сделали первый шаг в освоении техники изображения человека. И хотя не всё сразу у вас получилось достаточно чётко и пропорционально, но, только пробуя, постоянно зарисовывая какие-либо индивидуальные черты лица людей, вы сможете научиться правильно изображать человека, добиваться сходства в портретах.
Домашнее задание: собрать информацию по теме; подготовить сообщение о мимике; выполнить аппликацию по изображению головы с различно соотнесёнными деталями лица (по желанию, задание повышенного уровня).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок на тему «Конструкция головы человека и её пропорции» iconУрок литературы в 11-м классе на тему "Добро и зло в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"
Форма проведения: Урок-размышление + урок-экскурсия (на определенном этапе урока) + урок-творческий поиск

Урок на тему «Конструкция головы человека и её пропорции» iconУрок по обществознанию на тему «Воздействие человека на природу»
Цель: рассмотреть, в чём проявляется негативное воздействие человека на природу, познакомиться с основными путями решения современных...

Урок на тему «Конструкция головы человека и её пропорции» iconУрок по обществознанию на тему «Воздействие человека на природу»
Цель: рассмотреть, в чём проявляется негативное воздействие человека на природу, познакомиться с основными путями решения современных...

Урок на тему «Конструкция головы человека и её пропорции» iconУрок по обществознанию на тему «Социальные права»
Цель: познакомиться с основным содержанием социальных прав человека и гражданина

Урок на тему «Конструкция головы человека и её пропорции» iconУрок на тему «Памяти павших »
Лапрял (Латвийской ассоциацией преподавателей русского языка и литературы) и на сей раз посвященный Великой Победе. Открытый урок...

Урок на тему «Конструкция головы человека и её пропорции» iconУрок 30 здоровье человека и инфекционные заболевания. Итоговый урок...
Учащиеся зачитывают свои письменные работы по теме «Здоровье человека и инфекционные заболевания»

Урок на тему «Конструкция головы человека и её пропорции» iconУрок по обществознанию на тему «Международная защита прав человека»
...

Урок на тему «Конструкция головы человека и её пропорции» iconУрок по обществознанию на тему «Правоотношения и правонарушения»
Цель: познакомиться с понятиями «правоотношения» и «правонарушения»; рассмотреть основные характеристики юридической ответственности...

Урок на тему «Конструкция головы человека и её пропорции» iconУрок по обществознанию на тему «Общество как форма жизнедеятельности людей»
Какие признаки человека характеризуют его как индивидуальность, а какие – как личность? Приведите примеры

Урок на тему «Конструкция головы человека и её пропорции» iconУрок 7-8
Природа и безопасность человека. Солнце, воздух, вода и здоровье человека. Режим дня

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница