Скачать 1.48 Mb.
|
Рабочая программа основного общего образования по физике VII—IX классы Пояснительная записка Рабочая программа по физике для 7-9 класса разработана учителем Лютиковой И.В. в соответствии с Примерной программой основного общего образования по физике, с учетом требований федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике и на основе авторской программы Н. С. Пурышевой, Н. Е. Важеевской, допущенной МО РФ (опубликована в «Сборнике нормативных документов. Физика./ сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2006.»). При составлении программы автор так же руководствовался:
Программа отражает содержание курса физики основной школы (VII—IX классы) и учитывает все цели обучения данному предмету. Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ. Курс физики в программе среднего (полного) общего образования структурируется на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, электродинамика, электромагнитные колебания и волны, квантовая физика. Особенностью предмета физика в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни. ^ в общем образовании современного человека ставит следующие цели обучения физике:
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании образования предполагается использование актуальных в настоящее время компетентностного, личностно - ориентированного, деятельностного подходов, которые определяют задачи обучения физике:
С учетом возрастных особенностей и на основании ГОС в рабочей программе спроектированы цели, задачи, выстроена система учебных занятий (уроков), спрогнозированы ожидаемые результаты обучения обучающихся 7-9 класса. Планируется использование новых педагогических технологий. ^
^ Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 204 часа для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования, в том числе в 7, 8 и 9 классах — по 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. Контрольные работы – 20 часов (5 часов в 7 классе, 7 часов в 8 классе, 8 часов в 9 классе); Фронтальные лабораторные работы – 36 (15 работ в 7 классе, 12 работ в 8 классе, 9 работ в 9 классе). Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных, проверочных работ и физических диктантов (по 10-15 минут) в конце логически законченных блоков учебного материала. Итоговая аттестация предусмотрена в виде итоговой контрольной работы. В рабочей программе для реализации авторских подходов, используются разнообразные формы организации учебного процесса, внедряются современные методы обучения и педагогических технологий. ^
В соответствии с целями обучения физике учащихся основной школы и сформулированными выше идеями, положенными в основу курса физики, он имеет следующее содержание и структуру. Курс начинается с введения, имеющего методологический характер. В нем дается представление о том, что изучает физика (физические явления, происходящие в микро-, макро- и мегамире), рассматриваются теоретический и экспериментальный методы изучения физических явлений, структура физического знания (понятия, законы, теории). Усвоение материала этой темы обеспечено предшествующей подготовкой учащихся по математике и природоведению. Затем изучаются явления макромира, объяснение которых не требует привлечения знаний о строении вещества (темы «Движение и взаимодействие», «Звуковые явления», «Световые явления»). Тема «Первоначальные сведения о строении вещества» предшествует изучению явлений, которые объясняются на основе знаний о строении вещества. В ней рассматриваются основные положения молекулярно-кинетической теории, которые затем используются при объяснении тепловых явлений, механических и тепловых свойств газов, жидкостей и твердых тел. Изучение электрических явлений основывается на знаниях о строении атома, которые применяются далее для объяснения электростатических и электромагнитных явлений, электрического тока и проводимости различных сред. Таким образом, в VII—VIII классах учащиеся знакомятся с наиболее распространенными и доступными для их понимания физическими явлениями (механическими, тепловыми, электрическими, магнитными, звуковыми, световыми), свойствами тел и учатся объяснять их. В IX классе изучаются более сложные физические явления и более сложные законы. Так, в IX классе учащиеся вновь возвращаются к изучению вопросов механики, но на данном этапе механика представлена как целостная фундаментальная физическая теория; предусмотрено изучение всех структурных элементов этой теории, включая законы Ньютона и законы сохранения. Обсуждаются границы применимости классической механики, ее объяснительные и предсказательные функции. Затем следует тема «Механические колебания и волны», позволяющая показать применение законов механики к анализу колебательных и волновых процессов и создающая базу для изучения электромагнитных колебаний и волн. За темой «Электромагнитные колебания и электромагнитные волны» следует тема «Элементы квантовой физики», содержание которой направлено на формирование у учащихся некоторых квантовых представлений, в частности, представлений о дуализме и квантовании как неотъемлемых свойствах микромира, знаний об особенностях строения атома и атомного ядра. Завершается курс темой «Вселенная», позволяющей сформировать у учащихся систему астрономических знаний и показать действие физических законов в мегамире. Курс физики носит экспериментальный характер, поэтому большое внимание в нем уделено демонстрационному эксперименту и практическим работам учащихся, которые могут выполняться как в классе, так и дома. ^ Выполнение данной программы предусматривает использование следующих технологий, форм и методов преподавания физики: Личностно-ориентированное обучение, проектная, технология тестирования, самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы, проблемное обучение, экспериментальные задания, написание и защита рефератов и др. Лекция, практикум, урок, зачет являются основными формами организации учебных занятий в старших классах. Наряду с этим в рабочей программе уделяется внимание использованию компьютеров и информационных технологий для усиления практической составляющей обучения физике. |
![]() | Рабочая программа по физике для 11 класса составлена на основе образовательного стандарта основного общего образования по физике... | ![]() | Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии,рассчитанной на 140 часов с резервом... |
![]() | Временных требований к минимуму содержания основного общего образования, Примерной программы по физике основного общего образования... | ![]() | Данная рабочая программа разработана на основе стандарта основного общего образования по математике, примерной программы по математике... |
![]() | Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего... | ![]() | ... |
![]() | Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение природоведению 2 часа... | ![]() | Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным... |
![]() | Рабочая программа учебного курса по геометрии для 8 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования... | ![]() | Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по немецкому языку (приказ мо РФ от 05. 03. 2004... |