Каплан Роберто Сознательное зрение. Глаза помогают нам изменить свою жизнь Перев с англ. К.: «София», 2003; М.: Ид «София», 2003. 272 с с вкл




НазваниеКаплан Роберто Сознательное зрение. Глаза помогают нам изменить свою жизнь Перев с англ. К.: «София», 2003; М.: Ид «София», 2003. 272 с с вкл
страница1/37
Дата публикации15.09.2013
Размер3.26 Mb.
ТипРеферат
vbibl.ru > Физика > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37
УДК 615.8

ББК 53.58

К20

К20

Каплан Роберто

Сознательное зрение.

Глаза помогают нам изменить свою жизнь

Перев. с англ. —К.: «София», 2003; М.: ИД «София», 2003. — 272 с. с вкл.

В людях, упомянутых в этой книге, соединены черты моих прошлых и нынешних пациентов, с которыми мне довелось работать. Совпадения имен и прочих индивидуальных характе­ристик являются чистой случайностью.

Настоящая книга не направлена на ниспровержение тра­диционной профилактики и лечения заболеваний органов зре­ния. Техники, изложенные в рамках программы сознательного зрения, разработаны с образовательной целью, чтобы помочь читателям в их самосовершенствовании. Если у вас есть какие-то проблемы со зрением, обязательно обратитесь к окулисту или офтальмологу. Автор и издатель не несут ответственности за то, каким образом будет использован материал данной книги.

Оп§та11у риЪНвпес! ая Сошсюш 5еет§

Ьу Веуот! Могск РиЪН$Ып§, 1пс, НШзЬого, Оге§оп.

© 2002 1ех1 апс! рЬо1обгарЬ5 Ьу КоЬеПо Кар1ап

Исключительное право публикации книги на русском языке принадлежит издательству «София»

Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена без письменного разрешения издательства «София»

I8ВN 5-9550-0248-0

© «София», 2003

СОДЕРЖАНИЕ

Благодарности........................7

Введение.............................9

1. Анатомия зрения.................... 13

2. Глаз как метафора................... 23

3. Видеть, а не смотреть................ 47

4. Генетика и развитие личности.......... 75

5. Биография человека:

история «смотреть» и «видеть».........103

7. Быть сознательным:

соединение мыслей и чувств.............145

8. Близорукость:

расширение поля зрения и фокусировка.....167

9. Дальнозоркость:

сосредоточение в одной точке

и прояснение зрения..................191

10. Астигматизм:

от искажения к целостности............211

11. Глазные болезни:

пробудись и узри!....................235

12. Будущее и сознательное зрение..........257

Рекомендуемая литература ..............263

Сознательное зрение и помощь другим.......265

Словарь терминов.....................267
Благодарности

ч^пасибо всем вам — моим читателям; спасибо моим родителям — Марку и Хилли; моим многочисленным учителям и преподавателям; моим детям Джулии, Саймону и Дэвиду; Габриэле, моей любимой и другу; моему американскому редактору и консультанту Галь Зине Бен-нетт; а также издательским группам Германии и Соединенных Штатов, оказавшим мне честь своим участием в создании этой книги. Удачи вам всем в этом путешествии в страну сознательного зрения.
Введение

1здавна поэтическая традиция называла глаза «зеркалом души». Эта метафора сохранялась на протяжении столетий, потому что в таком поэтическом образе явно присутствует нечто подлинное, реальное. Влюбленный смотрит в глаза своей возлюбленной — и вдруг, неизвес­тно почему, чувствует, что она делается ему ближе. Новорожденный младенец связан с матерью взглядом: эта связь, которая будет длиться всю жизнь, устанавливается мгновенно, так сказать, «подобно элект­рическому разряду». Если вдуматься в эти простые примеры, совер­шенно очевидно, что глаза дают нам возможность понять другого человека и самих себя. Более того, в глазах можно прочесть даже то, что мы хотели бы в себе изменить, чтобы сделать свою жизнь более напол­ненной.

Меня всегда поражало, что через глаза можно проникнуть в душу. Понятно, что мое особое отношение к глазам определяется еще и тем, что я окулист. Это моя профессия, и я имел дело буквально с десятками тысяч глаз. Именно поэтому я смог, вдоволь поразмыслив над тем, что выражают глаза, понять, чему они могут научить человека, если он захочет узнать побольше о своем внутреннем зрении. Кроме того, я понял, что глаза (как часть головного мозга, выведенная наружу) дают нам «внутреннее понимание», связанное с формирующимся восприя­тием жизни и окружающего мира. Эти, так сказать, поэтические сооб­ражения в соединении с моим профессиональным опытом и позволили мне сделать те открытия, о которых пойдет речь в этой книге. Я согласен с поэтами: глаза — это зеркало души, окно в душу. Я не буду говорить о том, что видят влюбленные в глазах друг друга и что из этого следует. Я хочу сказать, что глаза действительно дают нам объективную информа­цию о наших эмоциях, состоянии здоровья, о том, как мы воспринима-

^ Сознательное зрение

ем мир. Глаза — бесценный источник знаний, который до последнего времени почти совершенно игнорировался.

Как сказал Джордж Сантаяна, «Не в том ведь мудрость, чтоб лишь мудрым быть: / В себя взгляни, закрыв свои глаза...» («О мир, не выби­раешь ты», 1894). В предлагаемой вашему вниманию книге вы узнаете о том, что Сантаяна именует «внутренним зрением». Я предлагаю читате­лю погрузиться в изучение того, что наши глаза могут поведать нам о нашей жизни и как они могут нам помочь изменить ее. Возможно, вы хотите этих перемен, хотя и не подозреваете этого. Если вы пройдете тот путь, что я предлагаю вам, вы (многие из вас) обнаружат, что не только ваши глаза изменились, но и ваше восприятие внешнего мира стало отчетливее. Но главное — вы можете получить в награду мудрость, основанную на внутреннем видении.

Тридцать лет я исследовал механизм зрения не только как окулист и офтальмолог, но и как человек, стремящийся проникнуть в тайну внут­ренних механизмов восприятия окружающего мира. В начале я следо­вал традиционным методам врача-окулиста; и если пациент не видел что-то четко, я выписывал ему корректирующие очки или контактные линзы. Я был уверен, что таким образом можно решить все проблемы. В большинстве случаев так оно и было. Однако случалось, что это не помогало. И меня все больше интересовали такие случаи. Почему паци­енты вдруг обнаруживали, что они больше не могут носить свои кон­тактные линзы? Почему, достигнув сорока лет, они жаловались на то, что мелкий шрифт кажется им расплывчатым? Почему у некоторых возникала такая жесткая реакция на новые стекла, что иногда жизнь их превращалась в сущее мучение? Все эти «почему» заставили меня искать более глубокого подхода к проблеме зрения. Эта книга как раз и стала результатом моих попыток проникновения в эти сокровенные сферы: я старался заниматься ими как можно глубже и полнее, не ограничивая свои исследования традиционной коррекцией зрения.

В этой книге я описываю свой экскурс в науку умения видеть созна­тельно, в философию видения. Конечно, я прописываю очки, но к этому мне удалось добавить новые аспекты лечения. Модифицирован­ные линзы в сочетании с упражнениями для зрения, — вот что стало терапевтическим средством для моих пациентов. И это средство спо-

10

Введение

собно пробудить дремлющие в них истинные возможности — потен­циал сознательного зрения.

Глаз, помимо всего прочего, может служить идеальной моделью, помогающей понять особенности человеческого восприятия. Он спосо­бен стать ключом к трансформациям и переменам. Если мы тщательно проанализируем все, что известно о глазах как таковых, мы сможем более активно познавать и тот мир, что находится вне досягаемости нашего взгляда. Мы поймем, что в тумане и расплывчатости того, что называют «плохим зрением», могут открыться новые врата восприя­тия, обнажая те мысли и чувства, которые были бы нам неведомы, будь наше зрение острым и сфокусированным. Может показаться, что тут есть противоречие, но к концу книги вы поймете, что на самом деле никакого противоречия здесь нет.

В этой книге я соединил мой опыт фотографа, окулиста, шамана и человеческого существа, жаждущего познать все, стремящегося прожи­вать жизнь с полным сознанием того, что ты делаешь. Эти неоценимые открытия были бы невозможны без участия моих родителей, а также людей, посещавших мои мастер-классы: все становилось частью моего собственного опыта и понимания, даже когда я оказывал им помощь.
1

Анатомия зрения

^ Взгляни своими глазами на то, что есть, и на то, чего нет.

чьфред Норт Уайтхед, американский математик и философ, был одним из крупнейших исследователей сознания человека. В частности, он подчеркивал, что та красота, которую мы открываем в природе, в гораздо большей степени является следствием и продуктом особеннос­тей нашего восприятия, нежели следствием особенностей объекта как такового. Имея это в виду, сделаем первый шаг в нашем путешествии, цель которого —углубить понимание природы зрения и восприятия в целом. Д-р Уайтхед говорил: «Поэты решительно заблуждаются. Им следовало бы обратить свои стихи к самим себе, и тогда это были бы оды во славу прекрасного устройства человеческого сознания. Приро­да — это скучная штука, в ней нет ни звуков, ни запахов, ни цветов; в ней есть просто кружение материи, бесконечное и бессмысленное».

Если д-р Уайтхед прав (а по-моему, дело обстоит именно так), при­дется признать: то, о чем мы думаем как о чем-то, что мы видим, дает нам гораздо более достоверные сведения о нас самих, нежели об окру­жающем мире. И эта идея лежит в основе главнейших психологических и духовных учений мира. Но, спросите вы, каким образом связан с этой идеей глаз? Для начала давайте посмотрим, что нам вообще известно о зрении — о зрении с помощью глаз.

Когда ученые объясняют феномен зрения, они часто начинают срав­нивают глаз с фотоаппаратом. Свет, подобно тому как это происходит с линзами аппарата, попадает в глаз через небольшое отверстие —зра­чок, расположенный в центре радужной оболочки глаза. Зрачок может быть шире или уже: таким образом регулируется количество попадаю­щего света. Далее свет направляется на заднюю стенку глаза — сетчатку,

13

^ Сознательное зрение

в результате чего в мозгу возникает определенная картинка (образ, изображение). Точно так же, когда свет попадает на заднюю стенку фотоаппарата, изображение фиксируется на пленку. Однако анатомия зрения не сводится к этому. Чтобы понять процесс сознательного визу­ального восприятия, необходимо исследовать и то, как человек, чтобы видеть, одновременно использует и глаза, и мозг, а для этого недоста­точно простой аналогии с фотоаппаратом. Занимаясь изучением ана­томии человеческого зрения, мы быстро обнаружим, что свет, прони­кая в глаза, способствует возникновению целого ряда явлений и процес­сов в нашем сознании, естественно, влияя на нашу жизнь в целом. Более того: хорошо видеть — не значит просто иметь острое зрение. Зрение формирует саму нашу жизнь, определяя не только то, насколько точно и отчетливо мы можем воспринимать свет, различать цвета и видеть те образы, что проходят перед нами, но и то, как мы проживаем собствен­ную жизнь, что мы при этом испытываем и как взаимодействуем с окружающим миром. Генетика, наше детские воспоминания, наше по­ведение — все вносит вклад в то, как мы используем свои глаза и что при этом видим. Удивительнее всего, что, углубившись в изучение ана­томии зрения, вы обнаружите, что способны не только улучшить свое зрение, но и расширить возможности своего восприятия окружающего мира, а значит — повлиять на тот выбор, который вы делаете ежеднев­но и ежечасно, и даже изменить свою манеру общения с окружающими.

Теперь на минутку вернемся к аналогии с фотоаппаратом. Вы напра­вили объектив аппарата на тот объект, который вы хотите снять. Вы нажали на кнопку: в аппарат попадает свет, который отпечатывает на пленке снимаемый объект. Как только это произошло, вы уже не може­те влиять на тот образ, который на ней запечатлелся. То, что вы зафик­сировали на пленке, можно изменить только с помощью компьютера или ретуширования, но этот процесс, каким бы высокохудожествен­ным он ни был, — всего лишь ряд механических действий. Чем же отличается от фотографирования человеческое зрение?

Миллионы ощущений и нервных импульсов посылаются от ваших глаз в ваш мозг. Таким образом происходят сложные взаимодействия

14

^ Анатомия зрения

между мозгом и сознанием , в результате чего в сознании появляются образы, которые вы опознаёте как свой дом, свою машину, озеро, на берегу которого вы отдыхали прошлым летом, лицо матери, словом — то, что вы видели когда-то или видите сейчас. Свет, приняв форму этих узнаваемых образов, предстает своеобразным стимулятором для ваших воспоминаний о событиях прошлого. В этом смысле зрение выступает как пассивное восприятие, и ничего больше.

Особо подчеркнем, что практически все, что мы видим, — это то, что мы научились видеть. Ведь мы приходим в жизнь, не имея представ­ления о том, как добывать информацию из света, падающего на сетчат­ку. В младенчестве то, что мы видим, для нас не означает ничего или почти ничего. Стимулированные светом импульсы от сетчатки попада­ют в мозг, но они для малыша —только ощущения, лишенные смысла. По мере взросления и обучения человек начинает интерпретировать эти ощущения, пытается в них разобраться, понять, что они означают.

Представьте: миллионы разнообразных ощущений проходят через наш мозг на протяжении жизни. Разум призван управлять этим процес­сом, расшифровывая все эти бесчисленные нервные импульсы и извле­кая смысл из того, что иначе было бы просто хаотическим потоком света и цвета. Наш разум фильтрует и интерпретирует эти ощущения. Он даже выносит суждения, определяющие, что приемлемо, а что — нет: таким образом, он определяет, что нам положено видеть, а что отвергнуть, что надо принять, а чем пренебречь. Разум решает, какую поступающую информацию допустить в более глубокие области наше­го существа, и как раз этот процесс я и называю «сознательным зрением».

Мой друг Джерри недавно рассказал мне историю, прекрасно иллюс­трирующую этот тезис. В течение нескольких месяцев он проходил курс психотерапевтического лечения, в результате которого ему удалось вы­яснить, что имеющиеся у него трудности в общении связаны с событи­ями, произошедшими с ним в момент рождения или сразу после него.

Здесь и далее под «мозгом» подразумеваются те физиологические функции, которые выполняет мозг, а под «разумом» —те его функции, из которых слагается наш жизненный опыт, в том числе — наше личное восприятие жизни, наши жизненные ценности, воспо­минания, мысли и т. п.

15

^ Сознательное зрение

в результате чего в мозгу возникает определенная картинка (образ, изображение). Точно так же, когда свет попадает на заднюю стенку фотоаппарата, изображение фиксируется на пленку. Однако анатомия зрения не сводится к этому. Чтобы понять процесс сознательного визу­ального восприятия, необходимо исследовать и то, как человек, чтобы видеть, одновременно использует и глаза, и мозг, а для этого недоста­точно простой аналогии с фотоаппаратом. Занимаясь изучением ана­томии человеческого зрения, мы быстро обнаружим, что свет, прони­кая в глаза, способствует возникновению целого ряда явлений и процес­сов в нашем сознании, естественно, влияя на нашу жизнь в целом. Более того: хорошо видеть — не значит просто иметь острое зрение. Зрение формирует саму нашу жизнь, определяя не только то, насколько точно и отчетливо мы можем воспринимать свет, различать цвета и видеть те образы, что проходят перед нами, но и то, как мы проживаем собствен­ную жизнь, что мы при этом испытываем и как взаимодействуем с окружающим миром. Генетика, наше детские воспоминания, наше по­ведение — все вносит вклад в то, как мы используем свои глаза и что при этом видим. Удивительнее всего, что, углубившись в изучение ана­томии зрения, вы обнаружите, что способны не только улучшить свое зрение, но и расширить возможности своего восприятия окружающего мира, а значит — повлиять на тот выбор, который вы делаете ежеднев­но и ежечасно, и даже изменить свою манеру общения с окружающими.

Теперь на минутку вернемся к аналогии с фотоаппаратом. Вы напра­вили объектив аппарата на тот объект, который вы хотите снять. Вы нажали на кнопку: в аппарат попадает свет, который отпечатывает на пленке снимаемый объект. Как только это произошло, вы уже не може­те влиять на тот образ, который на ней запечатлелся. То, что вы зафик­сировали на пленке, можно изменить только с помощью компьютера или ретуширования, но этот процесс, каким бы высокохудожествен­ным он ни был, — всего лишь ряд механических действий. Чем же отличается от фотографирования человеческое зрение?

Миллионы ощущений и нервных импульсов посылаются от ваших глаз в ваш мозг. Таким образом происходят сложные взаимодействия

14

^ Анатомия зрения

между мозгом и сознанием , в результате чего в сознании появляются образы, которые вы опознаёте как свой дом, свою машину, озеро, на берегу которого вы отдыхали прошлым летом, лицо матери, словом — то, что вы видели когда-то или видите сейчас. Свет, приняв форму этих узнаваемых образов, предстает своеобразным стимулятором для ваших воспоминаний о событиях прошлого. В этом смысле зрение выступает как пассивное восприятие, и ничего больше.

Особо подчеркнем, что практически все, что мы видим, — это то, что мы научились видеть. Ведь мы приходим в жизнь, не имея представ­ления о том, как добывать информацию из света, падающего на сетчат­ку. В младенчестве то, что мы видим, для нас не означает ничего или почти ничего. Стимулированные светом импульсы от сетчатки попада­ют в мозг, но они для малыша —только ощущения, лишенные смысла. По мере взросления и обучения человек начинает интерпретировать эти ощущения, пытается в них разобраться, понять, что они означают.

Представьте: миллионы разнообразных ощущений проходят через наш мозг на протяжении жизни. Разум призван управлять этим процес­сом, расшифровывая все эти бесчисленные нервные импульсы и извле­кая смысл из того, что иначе было бы просто хаотическим потоком света и цвета. Наш разум фильтрует и интерпретирует эти ощущения. Он даже выносит суждения, определяющие, что приемлемо, а что — нет: таким образом, он определяет, что нам положено видеть, а что отвергнуть, что надо принять, а чем пренебречь. Разум решает, какую поступающую информацию допустить в более глубокие области наше­го существа, и как раз этот процесс я и называю «сознательным зрением».

Мой друг Джерри недавно рассказал мне историю, прекрасно иллюс­трирующую этот тезис. В течение нескольких месяцев он проходил курс психотерапевтического лечения, в результате которого ему удалось вы­яснить, что имеющиеся у него трудности в общении связаны с событи­ями, произошедшими с ним в момент рождения или сразу после него.

Здесь и далее под «мозгом» подразумеваются те физиологические функции, которые выполняет мозг, а под «разумом» —те его функции, из которых слагается наш жизненный опыт, в том числе — наше личное восприятие жизни, наши жизненные ценности, воспо­минания, мысли и т. п.

15

Сознательное зрение

Во время родов его мать была подвергнута анестезии и в момент его рождения находилась без сознания. Следующие два дня она оставалась в заторможенном состоянии, так что новорожденный не имел непос­редственного контакта с ней. В эти дни он был в больничных яслях, где его кормили из бутылочки и редко брали на руки. Мать смогла прижать его к груди только через три дня после его рождения. Джерри шутя замечал по этому поводу, что, вероятно, он чувствовал особую связь с флуоресцентными лампами под потолком.

В ходе дальнейшего проникновения в загадки человеческих контак­тов Джерри обнаружил, что людям, лишенным в детстве контактов с матерью, свойствен особый тип поведения, который зачастую может проявляться и во взрослом состоянии. Узнав все это, Джерри начал лучше понимать, почему близкие ему люди часто укоряли его в «отчуж­денности и отстраненности». Отметим, что Джерри обладал очень неза­висимым характером; кроме того, он был дальнозорким. С помощью психотерапевта он научился доверять своему настоящему и избавился от рамок, ограничивавших его поведение.

Однажды Джерри заглянул к своему приятелю, у которого много раз бывал и прежде. Войдя, он обратил внимание на большую фотографию в рамке, висевшую прямо напротив двери. Сюжет фотопортрета заста­вил его остановиться. Это была фотография его друга, державшего на руках свою новорожденную дочку. Они были запечатлены в момент установления зрительного контакта, который устанавливается между новорожденными и их родителями. Для Джерри это стало подлинным моментом истины. Он попросил позволения поближе рассмотреть снимок.

«Потрясающая фотография, — восхитился Джерри. — Когда ты ее раздобыл?»

«Да она висит на этой самой стене уже семь лет», — удивленно ответил друг.

Хотя Джерри проходил мимо этой фотографии множество раз, и фото, несомненно, постоянно попадало в поле его зрения, он никогда его прежде не видел. Что-то внутри его собственного сознания словно бы предохраняло его от того, чтобы увидеть эту фотографию и понять ее содержание. Но теперь, после полученных им откровений относи-
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Каплан Роберто Сознательное зрение. Глаза помогают нам изменить свою жизнь Перев с англ. К.: «София», 2003; М.: Ид «София», 2003. 272 с с вкл iconКнига из серии "софия"
Дома с Богом: Последняя беседа с Богом. Жизнь никогда не кончается / Перев с англ. — М.: Ооо издательство «София», 2007. 320 с. Isbn...

Каплан Роберто Сознательное зрение. Глаза помогают нам изменить свою жизнь Перев с англ. К.: «София», 2003; М.: Ид «София», 2003. 272 с с вкл iconРоберт Джерард Измени свою днк, измени свою жизнь
Измени свою днк, измени свою жизнь! Способы улучшения вашего физического, эмоционального и социального благополучия / Перев с англ....

Каплан Роберто Сознательное зрение. Глаза помогают нам изменить свою жизнь Перев с англ. К.: «София», 2003; М.: Ид «София», 2003. 272 с с вкл iconРоберт Джерард Измени свою днк, измени свою жизнь
Измени свою днк, измени свою жизнь! Способы улучшения вашего физического, эмоционального и социального благополучия / Перев с англ....

Каплан Роберто Сознательное зрение. Глаза помогают нам изменить свою жизнь Перев с англ. К.: «София», 2003; М.: Ид «София», 2003. 272 с с вкл iconКнига I / Перев с англ. М.: Ооо издательство «София», 2010. 416 с
Перевод с английского А. Дорутиной Рамта. Происхождение и эволюция человеческой цивилизации: Размышления Учителя об истории человечества,...

Каплан Роберто Сознательное зрение. Глаза помогают нам изменить свою жизнь Перев с англ. К.: «София», 2003; М.: Ид «София», 2003. 272 с с вкл iconГлавы жизни «софия» 2000 Т. Лобсанг Рампа. Главы жизни. Пер с англ. К: «София», 2000. 192 с
Несколько книг Лобсанга Рампы, опубликованных в издательстве «София», вызвали огромный интерес и обширную корреспонденцию, они сразу...

Каплан Роберто Сознательное зрение. Глаза помогают нам изменить свою жизнь Перев с англ. К.: «София», 2003; М.: Ид «София», 2003. 272 с с вкл iconПеревод К. Семенов Редактор В. Трилис Пер с англ
Пер с англ. — К.: «София», Ltd., 1999. —160 стр. Isbn 5-220-00211-2 ©«София»,1999

Каплан Роберто Сознательное зрение. Глаза помогают нам изменить свою жизнь Перев с англ. К.: «София», 2003; М.: Ид «София», 2003. 272 с с вкл iconТринадцатая свеча «софия» 2000 Лобсанг Рампа. Тринадцатая свеча....
На многочисленные просьбы о переиздании предыдущих томов Лобсанга Рампы, исходящие от широчайшего круга читателей — от духовных учителей...

Каплан Роберто Сознательное зрение. Глаза помогают нам изменить свою жизнь Перев с англ. К.: «София», 2003; М.: Ид «София», 2003. 272 с с вкл iconЛобсанг рампа жизнь с ламой «софия» ид «Гелиос» 2002 Лобсанг Рампа....
Все те, кто делал эту книгу, получили искреннее удовольствие, читая ее. Надеемся, что и Вы, читатель, не будете разочарованы. Эта...

Каплан Роберто Сознательное зрение. Глаза помогают нам изменить свою жизнь Перев с англ. К.: «София», 2003; М.: Ид «София», 2003. 272 с с вкл icon«Ничто не случайно»: «София»; Киев; 2003 isbn 5 9550 0209 x
Тысяча случайностей и тысяча друзей приходят к нам, чтобы показать, как преодолевать препятствия, с которыми, на первый взгляд, слишком...

Каплан Роберто Сознательное зрение. Глаза помогают нам изменить свою жизнь Перев с англ. К.: «София», 2003; М.: Ид «София», 2003. 272 с с вкл iconОгонь свечи «софия» 2000 Рампа, Лобсанг Огонь Свечи Перев с англ....
Читатель узнает много нового о том, как под­ружиться со своим подсознанием и какую огромную пользу можно извлечь из этой дружбы,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница