Скачать 129.92 Kb.
|
О проблемных вопросах законодательства РК в области ВИЭ Развитие возобновляемой энергетики в Казахстане сдерживается рядом факторов, основными из которых являются:
Барьеры осведомленности, информации и возможностей:
В настоящее время в Мажилисе Парламента Республики Казахстан рассматривается проект Закона РК «О внесении изменений и дополнений в Закон РК «О поддержке использования возобновляемых источников энергии». Предлагаемый Законопроект направлен на государственное регулирование сферы развития ВИЭ, в результате чего действующий Закон РК «О поддержке использования возобновляемых источников энергии» теряет свою и прямую и поддерживающую функцию. Данное обстоятельство вызывает существенное беспокойство в кругу инвесторов. На данном этапе развития сферы ВИЭ регулирование (установление фиксированных тарифов) не будет способствовать привлечению потенциальных, особенно иностранных инвесторов, по следующим причинам:
Фиксация ежегодно индексируемого тарифа, как это предлагается в законопроекте, создает для инвестора существенные барьеры в виде неопределенности возврата инвестиций и оттолкнет его от реализации проекта.
Фиксация ежегодно индексируемого тарифа, как это предлагается в законопроекте, создает для инвестора существенные барьеры в виде неопределенности возврата инвестиций и оттолкнет его от реализации проекта. А также исключит из рассмотрения инвесторами множество проектов с заниженными технико-экономическими показателями. Инвестор, как субъект предпринимательства, вкладывающий финансовые средства вправе:
Эффективность развития сферы использования ВИЭ напрямую зависит от свободы принятия решений самим инвестором и на данном этапе нуждается в гарантиях сбыта энергии на период окупаемости проекта по ценам, установленным самим инвестором в бизнес плане, что и предусмотрено действующим законодательством. Существующие положения Закона, связанные с обязательством покупки производимой объектами ВИЭ энергии субъектами естественных монополий – электросетевыми компаниями являются оптимальным решением на данном, начальном этапе сферы использования ВИЭ. Дальнейшие стимулы в развитии использования ВИЭ должны обеспечиваться путем создания условий работы вновь построенных объектов ВИЭ в рамках единого электроэнергетического рынка. Рассматриваемый законопроект, несмотря на введение регулирования, не отменяет и не дополняет существующих мер поддержки использования ВИЭ, связанных с гарантией сбыта производимой электрической энергии сетевым компаниям, ужесточая, напротив, действующие меры поддержки по подключению к сетям естественных монополий. Действующий Закон РК «О поддержке использования возобновляемых источников энергии» находится на этапе своего применения и не имеет нормативно-правовых барьеров для инвесторов, поддерживает и создает условия для инвестирования. В связи с этим внесение изменений в действующий Закон РК по вопросам поддержки использования возобновляемых источников энергии преждевременно, т.к. ухудшает условия для начального этапа развития возобновляемых источников энергии в Казахстане. Замечания и предложения Казахстанской Электроэнергетической Ассоциации к законопроекту с обоснованиями представлены в Приложении. Кроме того, для дальнейшего становления и развития возобновляемых источников энергии в планах Ассоциации совместно с госорганами и субъектами рынка электрической энергии предусмотрено рассмотреть и реализовать следующие вопросы и мероприятия: 1. Методические рекомендации по использованию ветровых установок малой мощности для обслуживания нужд отдаленных сельских территорий (в Казахстане 255 населенных пунктов и 9 тысяч фермерских хозяйств без централизованного электроснабжения). 2. Методические рекомендации по реализации проектов биомассы. 3. Создание карты солнечной активности на территории Казахстана. 4. Наиболее оптимальные меры поддержки ВИЭ: анализ налогового законодательства, законодательства в области энергетики, текущего технического состояния электрических сетей, генерирующих активов; анализ эффективности различных инструментов в РК, построение моделей и выбор наиболее эффективной меры поддержки. 6. Как разделить расходы по покупке дорогой возобновляемой энергии в условиях Казахстана. Кто конечный покупатель? 7. Изменения и дополнения в электросетевые правила РК касательно присоединения ветровых турбин различных типов. 8. Анализ сетевых правил и постатейные изменения. 9. Исследования по интеграции ветровой энергии в Казахстане, разработка методики по определению дополнительных затрат на балансирование и их отнесению. 10. Исследование вопросов обеспечения надежности работы ЕЭС Казахстана в условиях роста доли ВИЭ в секторе генерации. Считаем необходимым создание рабочей группы для рассмотрения и совершенствования нормативно-правовой базы по вопросам возобновляемых источников энергии. Приложение Замечания и предложения КЭА к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам поддержки использования возобновляемых источников энергии» 1. Дополнить Статью 1 Закона РК «О поддержке использования возобновляемых источников энергии» (далее, Закон) подпунктом 6) следующего содержания: «6) малая гидроэлектростанция (малая ГЭС) – комплекс взаимосвязанного оборудования и сооружений, предназначенных для преобразования гидродинамической энергии воды в электрическую энергию малой мощности (до 35 МВт) и работающей без регулирования стока реки.» Регулирование стока, перераспределение во времени объёма речного стока, изменение его режима в соответствии с потребностями различных отраслей народного хозяйства (гидроэнергетики, ирригации, водоснабжения, водного транспорта и др.). Слова «и работающей без регулирования стока реки» необходимо исключить, так как это приведет к запрету строительства малых ГЭС, тем более ГЭС мощностью 15-35 МВт. Во-первых, отбор воды из русла, производимой на деривационных гидроэлектростанциях тоже технологически (во времени и объеме) в любом случае приводит к регулированию стока на данном участке. Во-вторых, в стране существует множество водохранилищ, осуществляющих регулирование стока в ирригационном режиме для нужд сельского хозяйства, гидродинамический потенциал стока которых необходимо использовать для производства электрической энергии. В-третьих, наличие данной формулировки приведет к запрету строительства малых ГЭС с плотинами, не предусматривающими образования водохранилища. 2. Подпункт 2) Статьи 1 Закона предлагается изложить в следующей редакции: «2) объект по использованию возобновляемых источников энергии – энергетический комплекс, предназначенный для производства электрической и (или) тепловой энергии с использованием возобновляемых источников энергии, в том числе малые гидроэлектростанции (малые ГЭС)» Из данной формулировки вытекает, что в энергетический комплекс объекта по использованию ВИЭ не входят инфраструктурные объекты, связанные с передачей производимой объектом по использованию ВИЭ электроэнергии за пределами отведенного для объекта ВИЭ земельного участка. Таким образом, энергопроизводящая организация, использующая возобновляемые источники энергии не должна осуществлять строительство, расширение, реконструкцию, эксплуатацию как электросетевых, так и инфраструктурных объектов и нести соответствующие затраты, приводящие к серьезному завышению стоимости проекта. Поэтому дополнение в пункт 5 Статьи 10 Закона противоречит данным в самом законопроекте определениям объекта по использованию ВИЭ (Статья 1, подпункт 3). 3. Пункт 2 Статьи 8 Закона предлагается изложить: «2. Заказчик (инвестор), реализующий проект строительства объекта по использованию возобновляемых источников энергии вправе заключить предварительный договор купли-продажи электрической и (или) тепловой энергии с энергопередающей и (или) энергоснабжающей организацией, с которой планирует заключить договор купли-продажи электрической и (или) тепловой энергии. Правила заключения предварительного договора купли-продажи электрической и (или) тепловой энергии с энергопередающей и (или) энергоснабжающей организацией определяются Правительством Республики Казахстан;» Пункт 7 Статьи 9 Закона этого же Законопроекта определяет: « 7. Энергопроизводящие организации, использующие возобновляемые источники энергии вправе заключать с потребителями договоры купли-продажи электрической и (или) тепловой энергии.» Пункт 2 Статьи 8 и Пункт 7 Статьи 9 должны быть взаимоувязаны поскольку энергоснабжающая организация также является потребителем энергии. Пункт 2 Статьи 8 не определяет цели, для которых требуется заключение предварительного договора купли-продажи. Считаем, что в каких-либо отдельных Правилах, тем более утверждаемых Правительством Республики, договор купли-продажи электрической энергии, тем более имеющей по своей сути предварительный характер, не нуждается.
«Статья 8-1. Фиксированный тариф на поставку энергии, производимую объектами по использованию возобновляемых источников энергии 1. Фиксированный тариф на поставку энергии, производимую объектами по использованию возобновляемых источников энергии – фиксированная величина тарифа, утвержденная Правительством Республики Казахстан для энергии, поставляемой в электрические сети общего пользования объектом по использованию возобновляемых источников энергии. 2. ^ на поставку энергии, производимой объектами по использованию возобновляемых источников энергии, устанавливаются для определенных видов возобновляемых источников энергии на срок, определяемый Правительством Республики Казахстан. 3. Утвержденные фиксированные тарифы на поставку энергии, производимой объектами по использованию возобновляемых источников энергии, ежегодно индексируются с учетом инфляции, в порядке определяемом Правительством Республики Казахстан. 4. ^ на поставку энергии, производимой объектом по использованию возобновляемых источников энергии, применяется с момента заключения договора купли-продажи электрической энергии с энергопередающей организацией по фиксированному тарифу, утвержденному на соответствующий финансовый год. 5. ^ на поставку энергии, производимой объектами по использованию возобновляемых источников энергии, пересматриваются Правительством Республики Казахстан с учетом достижения целевых показателей, изложенных в стратегических и программных документах Республики Казахстан, и необходимости обеспечения инвестиционной привлекательности отрасли. 6. Положения настоящего Закона в части фиксированных тарифов и вопросов, связанных с ними, распространяются на вновь вводимые объекты по использованию возобновляемых источников энергии, а также реконструируемые с заменой более пятидесяти процентов балансовой стоимости существующего основного генерирующего оборудования на эффективное.»; Административное установление тарифа и изменение сроков его действия, создают для инвестора непреодолимые риски, как на период оформления кредита, строительства объекта по использованию ВИЭ, так и на период обслуживания кредита по проекту, что приводит к исключению принятия решения об инвестировании. Поэтому такое законодательное решение не является поддержкой использования ВИЭ, а наоборот – препятствием в виде неопределенности в экономике и финансовом потоке проекта. 5. Пункт 3 Статьи 8-1 и Пункт 2 Статьи 9: «3. Утвержденные фиксированные тарифы на поставку энергии, производимой объектами по использованию возобновляемых источников энергии, ежегодно индексируются с учетом инфляции, в порядке определяемом Правительством Республики Казахстан.» «2. Договоры купли-продажи электрической энергии, производимой энергопроизводящими организациями, использующими возобновляемые источники энергии, заключаются по фиксированным тарифам на поставку энергии, производимую объектами по использованию возобновляемых источников энергии, с учетом ежегодной их индексации на уровень инфляции в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан, на период действия данного тарифа». Индексирование фиксируемого тарифа предполагается осуществлять только с учетом инфляции, что не учитывает: - курсовой разницы, связанной с реализацией энергии и обслуживанием кредита в тенге и оплатой за приобретенное оборудование в иностранной валюте; - право банков изменять процентную ставку в ходе обслуживания кредита; - изменения макроэкономических показателей, а также рыночной цены на энергию и налоговой нагрузки. 6. Согласно пункту 8 Статьи 9: «8. Энергопроизводящая организация, использующая возобновляемые источники энергии при реализации электрической энергии по фиксированному тарифу, вправе корректировать планируемые (прогнозируемые) объемы поставок электрической энергии в суточном графике производства-потребления электрической энергии не позднее, чем за два часа до начала операционного часа.»; Корректировка суточного графика со стороны энергопроизводящей организации требует согласованной корректировки объемов производства-потребления электрической энергии с потребителем (энергопередающей или энергоснабжающей организации) в рамках двусторонних договоров, что не отвечает потребностям и интересам потребителя на балансирующем рынке электроэнергии. Таким образом, вопрос работы энергопроизводящих организаций, использующих возобновляемые источники энергии на балансирующем рынке, с взаиморасчетами по труднопрогнозируемым отклонениям от суточного графика (дисбалансам) остается не решенным. 7. Пункт 5 действующего Закона РК «О поддержке использования ВИЭ» определяет: «5. Расширение и реконструкция существующих электрических и тепловых сетей энергопередающих организаций для подключения объектов по использованию возобновляемых источников энергии осуществляются собственником электрических и (или) тепловых сетей с обязательным включением данных затрат в тарифы энергопередающей организации в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о естественных монополиях и регулируемых рынках.» Законопроектом предлагается Пункт 5 Статьи 10 Закона дополнить абзацем вторым следующего содержания: «Расширение и реконструкция существующих электрических и тепловых сетей энергопередающих организаций для подключения объектов по использованию возобновляемых источников энергии осуществляются собственником объекта по использованию возобновляемых источников энергии при его согласии, с включением затрат в стоимость проекта строительства объекта по использованию возобновляемых источников энергии.» Предлагаемое положение противоречит положениям уже определенным в Пункте 5 Статьи 10 Закона. 8. Дополнение Статьи 10 Закона РК «О поддержке использования ВИЭ» пунктом 6 следующего содержания: «6. Затраты, связанные с подключением объектов по использованию возобновляемых источников энергии до точки подключения, передачей энергии до точки подключения к энергосети, подключением, измерением, возлагаются на собственника объекта по использованию возобновляемых источников энергии.» противоречит деятельности энергопроизводящей организации, эксплуатирующей объекты по использованию возобновляемых источников энергии, как это определено изменениями, вносимыми этим же законопроектом в Подпункт 2) Статьи 1 Закона РК «О поддержке использования ВИЭ»: «2) объект по использованию возобновляемых источников энергии – энергетический комплекс, предназначенный для производства электрической и (или) тепловой энергии с использованием возобновляемых источников энергии, в том числе малые гидроэлектростанции (малые ГЭС)» Из данной формулировки вытекает, что в энергетический комплекс объекта по использованию ВИЭ не входят инфраструктурные объекты, связанные с передачей производимой объектом по использованию ВИЭ электроэнергии за пределами отведенного для объекта ВИЭ земельного участка. Соответственно возлагать затраты, связанные с организаций инфраструктуры объекта ВИЭ на собственника объекта по использованию ВИЭ противоречит условиям государственной поддержки сферы развития ВИЭ. |
![]() | В настоящее время в Мажилисе Парламента Республики Казахстан рассматривается проект Закона рк «О внесении изменений и дополнений... | ![]() | В целях оптимизации работы в рамках нового таможенного законодательства считаем целесообразным осуществить доработку уже существующих... |
![]() | Правительство разработана на основании Положения о Молодёжном Правительстве Ульяновской области, регламента работы Молодёжного Правительства... | ![]() | Человек имеет право задать вопрос ясный и простой, на понятном человеческом языке, не прибегая к выдуманным умниками понятиям и терминам.... |
![]() | В целях единообразного и правильного применения законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов, сборов, других... | ![]() | Контрольно-счетная палата Курганской области (далее Контрольно-счетная палата) является постоянно действующим органом внешнего государственного... |
![]() | Статья Основные начала законодательства Белгородской области о предоставлении мер социальной защиты | ![]() | Федерации», Жилищным кодексом Российской Федерации, Законом Вологодской области от 01. 02. 2013 года №2986-оз «О некоторых вопросах... |
![]() | Прокуратурой Чердаклинского района совместно со специалистами Госэконадзора по Ульяновской области проведена проверка исполнения... | ![]() | Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров (Зарегистрировано в Минюсте РФ 03.... |