1. Сущность и необходимость финансов




Название1. Сущность и необходимость финансов
страница1/7
Дата публикации08.06.2013
Размер0.65 Mb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Финансы > Документы
  1   2   3   4   5   6   7
1.Сущность и необходимость финансов.
Финансы , определяются как один из базовых элементов экономических отношений , предметной областью которого выступает процесс формирования , распределения и использования фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства , а также конкретных субъектов хозяйствования . Финансовые отношения циркулируют на всех уровнях мировой системы хозяйствования и в общем виде могут быть классифицированы следующим образом :

•финансовые отношения на уровне отдельных субъектов хозяйствования , т .е . юридических лиц , определяемые чаще как финансы предприятия ;

•финансовые отношения , осуществляемые при непосредственном участии и в интересах государства , определяемые чаще как государственные финансы ;

•международные финансовые отношения , реализуемые с участием межнациональных финансовых институтов (Международный валютный фонд , Европейская валютная конференция , Международный банк реконструкции и развития и др .), государств и отдельных юридических лиц .

В большинстве зарубежных источников как самостоятельная сфера финансовых отношений выделяются и финансы физических лиц , определяемые чаще как семейные финансы (“family’s finances”).

Сущность финансов , как экономической категории , наиболее полно отражается в их базовых функциях , реализуемых на любом из указанных

выше уровней :

•Аккумулирующая (или накопительная ) функция финансов выражается через процесс образования (накопления , мобилизации ) денежных средств , необходимых для функционирования любой хозяйственной системы .

•Распределительная функция финансов выражается через процесс использования ранее мобилизованных денежных средств , для удовлетворения соответствующих целевых потребностей хозяйственной системы в финансовых ресурсах

•Контрольная функция финансов выражается через целевой финансовый контроль за количественными и качественными параметрами процессов как мобилизации , так и использования финансовых ресурсов . Особая роль рассматриваемой функции определяется возможностью через контроль за движением собственно денежных средств анализировать многие другие аспекты деятельности объекта управления , например – на уровне отдельного предприятия оценивать эффективность его инвестиционной деятельности , используемых технологий и т .п ., а на уровне государства – результативность социальной политики , экологических программ и т .п .

2.Государственный кредит, его сущность и роль в финансировании бюджетного дефицита.
Государственный кредит , как одна из форм кредитных отношений в экономике , непременным участником которых выступает государство ,действующее в роли кредитора , заемщика или гаранта .

•В роли кредитора государство выступает в процессе централизованного кредитования отраслей , регионов и отдельных юридических лиц (в мировой практике основной формой кредитования юридических лиц выступают кредиты коммерческим банкам со стороны Центрального банка).

•В роли заемщика государство выступает в процессе размещения (а также последующего обслуживания и погашения ) государственных внешних и внутренних.

•В роли финансового гаранта государство , в лице конкретных органов исполнительной власти различного уровня , выступает в процессе предоставления банковских ссуд различным категориям заемщиков из числа юридических лиц , а также в процессе привлечения в страну иностранных инвестиций .

Государственный кредит , как экономическая категория , функционирует одновременно в двух сферах денежных отношений –финансов и кредита , отражая характерные признаки каждой из них .

В качестве элемента финансовой системы он обеспечивает , прежде всего , удовлетворение потребностей государства в привлечении дополнительных финансовых ресурсов при формировании централизованных финансовых фондов различного уровня .

Государственный кредит , как финансовая категория , выполняет две базовых функции :

•фискальную , реализуемую в процессе привлечения необходимых денежных средств в централизованные финансовые фонды ;

•регулирующую , реализуемую в процессе установления Центральным банком ставки рефинансирования по его кредитам коммерческим банкам (и прямо воздействующую на текущую стоимость кредитных ресурсов на рынке ссудных капиталов , следовательно – и на общее состояние деловой активности ), а также в процессе операций на рынке государственных ценных бумаг , позволяющих , как уже ранее отмечалось , эффективно обеспечивать антиинфляционное регулирование национальной денежной системы .

3.Роль финансов в распределении и перераспределении ВВП

Финансовые ресурсы представляют собою совокупность денежных средств , создающихся в результате деятельности хозяйствующих субъектов и отдельных физических лиц . В экономической системе общества они выступают в качестве материальных носителей финансовых отношений и функционируют на всех уровнях управления .

Важнейшую роль выполняет здесь государство , которое не только организует , координирует и контролирует процесс формирования и распределения финансовых ресурсов , но и непосредственно является постоянным его участником .

Рассматриваемый процесс можно дифференцировать на три последовательных этапа :

I-ый этап : непосредственное создание финансовых ресурсов юридическими и физическими лицами в процессе их производственно - хозяйственной и трудовой деятельности . Источниками этих ресурсов выступают :

•выручка от реализации продукции и услуг , а также внереализационные поступления юридических лиц ;

•основная и дополнительная заработная плата , а также иные доходы физических лиц .

Характерной особенностью данного этапа в условиях рыночной экономики является пассивная роль государства , которое практически не принимает участия в процессе непосредственного создания финансовых ресурсов. Таким образом , именно юридические и физические лица создают основную часть финансовых ресурсов общества , что и

определяет их место в его финансовой системе .

II-ой этап : первичное распределение финансовых ресурсов между их непосредственными создателями и государством . Объектом распределения выступает прибыль , а также некоторые иные результаты деятельности юридических лиц и доходы физических лиц .

Инструментом распределения служит налоговая система , полностью организуемая и эксплуатируемая специальными финансовыми органами государства в лице налоговых служб . В процессе распределения финансовых ресурсов общества государство решает две параллельные задачи :

•фискальную , связанную с принудительной мобилизацией части созданного национального дохода , для удовлетворения собственных потребностей государства в финансовых ресурсах , для реализации установленных ему функций ;

•регулирующую , обеспечивающую возможность эффективно корректировать развитие экономической системы общества .

Оставшаяся в распоряжении юридических и физических лиц часть созданных финансовых ресурсов , распределяется ими самостоятельно в децентрализованном порядке и направляется для удовлетворения собственных нужд производственного и непроизводственного характера.

Часть этих ресурсов также может быть передана государству на добровольных началах , при размещении государственных займов , как второго источника формирования доходной части бюджетов всех уровней .

III-ий этап : перераспределение финансовых ресурсов на государственном уровне через систему федеральных , региональных (уровень субъектов Федерации ) и местных финансов . На этом этапе мобилизованные в принудительном и привлеченные в добровольном порядке финансовые ресурсы , централизованно распределяются государством через бюджеты и целевые внебюджетные фонды различных уровней . Характерно , что лишь незначительная часть собранных средств потребляется собственно государством в лице его органов управления . Основная же часть возвращается на уровень

конкретных юридических и физических лиц , в форме оплаты государственных заказов , бюджетных дотаций и субвенций , зарплаты работникам бюджетной сферы (наука , культура , вооруженные силы и т .п .), пенсии , иные выплаты социального характера .
4.Расходы на социальные цели и источники финансирования
Внебюджетные фонды , как специфическая форма перераспределения и использования финансовых ресурсов , привлекаемых для централизованного финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно используемых на основе организационно -хозяйственной самостоятельности этих фондов .

Основная цель введения института внебюджетных фондов – предотвращение традиционной для плановой экономики ситуации , при которой в случае недостатка средств для исполнения “приоритетных ” расходных статей , необходимые ресурсы снимались прежде всего из бюджетных статей социальной направленности .

Базовые принципы организации и функционирования внебюджетных фондов :

•организационно -хозяйственная самостоятельность ;

•недопустимость перераспределения мобилизованных финансовых ресурсов между внебюджетными фондами и , тем более , использования средств этих фондов для финансирования других государственных нужд ;

•возможность увеличения финансовых ресурсов , находящихся в распоряжении фондов за счет осуществляемых ими операций на фондовом рынке (при условии соблюдения централизованно установленных ограничений , направленных на обеспечение надежности осуществляемых инвестиций ).

Основные внебюджетные фонды социального назначения , формируемые в РФ :

•Пенсионный фонд ;

•Фонд социального страхования ;

•Государственный фонд занятости населения ;

•Фонд обязательного медицинского страхования .

Источники формирования фондов социального назначения :

•обязательные отчисления с работодателей (в %% от средств , направляемых на оплату труда персонала );

•обязательные страховые взносы с заработка работников ;

•средства бюджетов Федерации и ее субъектов , а также местных бюджетов .

5.Роль финансов в расширенном воспроизводстве
Расширенное воспроизводство определяется как совокупность процессов возобновления , расширения и роста :

•производственных фондов , как овеществленной стоимости всех средств труда , используемых в рамках конкретной хозяйственной системы ;

•валового внутреннего продукта (ВВП ), как результирующего показателя развития производства , отражающего стоимость всей продукции и услуг , произведенных обществом в течение расчетного;

•рабочей силы , затраты на воспроизводство которой включают в себя все виды денежных доходов населения , включая выплаты из централизованных (государственных ) и частных социальных фондов ;

•производственных отношений , как совокупности отношений между всеми участниками процесса общественного воспроизводства , в лице государства , юридических и физических лиц .

В условиях рыночной экономики роль финансов во всех рассмотренных выше процессах проявляется особенно активно .

Используя такие финансовые инструменты , как налоги и бюджетные ассигнования , государство осуществляет регулирование экономики на отраслевом и региональном уровнях . Внебюджетные финансовые фонды (Пенсионный , Социального страхования и др .) являются основной экономической предпосылкой проведения государственной социальной политики . На уровне отдельных предприятий финансовые показатели (например , затраты , прибыль , ликвидность ) окончательно утверждаются в роли основного критерия эффективности производственно -хозяйственной деятельности . Макроэкономическую роль финансов наиболее наглядно иллюстрирует процесс формирования и распределения финансовых ресурсов , отражающий наиболее значимые аспекты финансовых отношений на всех уровнях управления .

6.Элементы налога и их характеристика
Налоги – обязательные платежи юридических и физических лиц в установленном законом порядке , взимаемые государством для обеспечения ресурсной поддержки установленных ему функций .

Основные элементы налога :

•субъект налога – налогоплательщик в лице физического или юридического лица ;

•объект налога – результат или элемент деятельности налогоплательщика , подлежащий налогообложению ;

•источник налога – конкретный объект налога для конкретного налогоплательщика ;

•единица обложения – единица измерения объекта налогообложения ;

•налоговая ставка – сумма налога на единицу обложения , выраженная в процентах или в абсолютном виде ;

•налоговый оклад – сумма налога , уплачиваемая субъектом с одного объекта за расчетный период ;

•налоговый период – временной период за который уплачивается налог ;

•налоговый срок – временной период , в течение которого должно быть осуществлено фактическое перечисление налога ;

•налоговая льгота – полное или частичное освобождение от уплаты налога ;

•налоговые каникулы – временное освобождение конкретного субъекта от уплаты налога ;

•налоговый кредит – отсрочка , предоставленная субъекту в части выплаты причитающегося с него налога ;
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Сущность и необходимость финансов iconВопрос Необходимость и сущность финансов
Финансовые отношения являются частью экономических отношений (производство, обмен, распределение, потребление)

1. Сущность и необходимость финансов iconВ учебниках 2002г выводятся др функции финансов
Сущность и функции финансов. Роль финансов в распределении и перераспределении и ввп

1. Сущность и необходимость финансов iconВ учебниках 2002г выводятся др функции финансов
Сущность и функции финансов. Роль финансов в распределении и перераспределении и ввп

1. Сущность и необходимость финансов icon1. Необходимость и сущность финансов
Под финансами понимаются денежные отношения между различными экономическими субъектами по поводу образования, распределения, перераспределения...

1. Сущность и необходимость финансов iconКонспект Сущность и необходимость финансов
Затем стали договариваться о встречах, куда каждый приходил со своим товаром. Увеличилась возможность получить нужную вещь. Тогда...

1. Сущность и необходимость финансов iconПрограмма дисциплины «финансы и кредит» Раздел I. Финансы тема Сущность,...
Социально-экономические идеи и финан­сы России*. Марксистско-ленинское учение о сущности финансов. Теоретические положения школ и...

1. Сущность и необходимость финансов iconФинансы предприятий и корпораций
Сущность финансов предприятий. Значение финансов и финансовой работы на предприятии

1. Сущность и необходимость финансов iconСущность и роль региональных финансов в экономическом и социальном развитии РФ
Целью данной работы является исследование состояния и перспектив развития региональных финансов, а также их роли в финансовой системе...

1. Сущность и необходимость финансов icon1. Вопросы для обсуждения: а сущность финансов хозяйствующих субъектов....
Задания к семинарскому занятию по теме «Содержание и особенности организации финансов хозяйствующих субъектов»

1. Сущность и необходимость финансов iconСущность организации труда и необходимость её совершенствования на научной основе
Сущность организации труда и необходимость её совершенствования на научной основе 8

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница