4. Управление финансами фирмы




Скачать 148.03 Kb.
Название4. Управление финансами фирмы
страница1/2
Дата публикации06.05.2013
Размер148.03 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Финансы > Документы
  1   2
Тема 4. Управление финансами фирмы.
ВВЕДЕНИЕ

  1. Источники финансирования фирмы.

Деятельность любой фирмы можно рассматривать как систему поступлений денежных потоков в виде собственного и заёмного капитала и его распределения по направлениям использования с целью достижения целей фирмы. Основной целью фирмы для финансовых служб является повышение её стоимости, поэтому решение текущих и глобальных задач фирмы в области финансов посвящено достижению этой цели. Увеличение стоимости фирмы отражает благосостояние её владельцев, поэтому размер выплаченных дивидендов не является основной целью для фирмы.

Решения, принимаемые руководителями фирмы, могут быть разделены на два вида: решения о финансировании и решения об инвестициях. Решения о финансировании направлены на выбор источников финансирования фирмы. При этом необходимо провести анализ, оценку и сравнение источников финансирования с целью выбора наиболее дешёвых из них. Каждый источник финансирования имеет свои преимущества и недостатки, поэтому при принятии решения фирме необходимо сравнить все плюсы и минусы разных вариантов финансирования.

Инвестиционные решения связаны с распределением финансовых средств по направлениям деятельности фирмы. Руководители фирмы должны так распределить привлечённые средства, чтобы обеспечить повышение стоимости фирмы.
^ ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ
Рассмотрим сначала источники финансирования. Все источники финансирования можно разделить на внешние и внутренние. Их структура может быть представлена следующим образом:

^

Источники финансирования


внутренние

внешние

Эмиссия ценных бумаг

Банковские кредиты

Кредиторская задолженность



Резервные фонды

Нераспределён-ная прибыль

Амортизация

^ ВНУТРЕННИЕ ИСТОЧНИКИ

Многие фирмы не прибегают к внешним источникам финансирования и обходятся только внутренними средствами. К внутренним источникам финансирования относят: резервные фонды, нераспределённую прибыль и амортизацию.

  1. Амортизация.

Амортизационные начисления обычно расходуются на замену устаревшего оборудования, покупку нового или на ремонт старого. Обычно их не накапливают, а постоянно используют в текущей деятельности фирмы. В процессе функционирования руководители определяют способ начисления амортизации. Существуют линейный и ускоренный типы начисления амортизации. Их различия будут подробно рассмотрены в следующей теме. Но, обратите внимание, порядок амортизации определяется государством, и законодательство большинства стран разрешает применять только прямолинейный вид амортизации. Это связано с тем, что амортизационные начисления фиксируются в бухгалтерских документах и влияют на размер налогооблагаемой прибыли. Необходимость применения методов ускоренной амортизации согласуется с финансовыми органами. Правительство России определило перечень оборудования, который допускает применение ускоренной амортизации.

  1. ^ Нераспределённая прибыль.

Нераспределённая прибыль – это часть прибыли, направленная на развитие фирмы. Другая часть прибыли распределяется между владельцами в форме дивидендов. Фирма может использовать нераспределённую прибыль для расширения производства и сферы деятельности. Руководителям фирмы необходимо найти оптимальное сочетание между размером дивидендов и размером нераспределённой прибыли. Многие фирмы используют нераспределённую прибыль как источник финансирования для инвестиционных проектов. Это позволяет избежать привлечения новых заёмных средств с помощью кредитования или выпуска акций. Однако для реализации крупных инвестиционных проектов нераспределённой прибыли может не хватить, в этом случае прибегают к внешним источникам финансирования.

  1. ^ Резервные фонды.

Если предприятие ставит целью расширение сферы деятельности фирмы, то чаще всего оно использует нераспределённую прибыль и резервные фонды, которые формируются в виде определённого процента от уставного капитала фирмы.

^ ВНЕШНИЕ ИСТОЧНИКИ

Для открытия фирмы или для её расширения предприниматели часто прибегают к внешним источникам финансирования. К ним относят банковские кредиты, эмиссию ценных бумаг и кредиторскую задолженность.

1. Банковские кредиты.

Банки предоставляют кредиты на условиях срочности (кредит выдаётся на определённый срок), платности (за пользование заёмными средствами необходимо уплатить банку определённый процент), возвратности (банк должен быть уверен, что кредит будет возвращён), обеспеченности (гарантией возврата кредита является залог), целевого использования (банку необходимо предоставить технико- экономическое обоснование расходования заёмных средств).

В зависимости от срока предоставления кредиты делятся на краткосрочные (сроком до 1 года), среднесрочные (сроком от1 до 5 лет) и долгосрочные (сроком более 5 лет). Как правило, краткосрочные кредиты обслуживают оборотный капитал в случае его недостатка, среднесрочные кредиты необходимы для инвестирования в различные проекты, а долгосрочные кредиты привлекают для осуществления каких – либо крупных проектов. Проценты по краткосрочным кредитам обычно ниже, чем по долгосрочным кредитам. В кредитном договоре указываются условия кредита, стратегия его выдачи и погашения, условия выплаты процентов, штрафные санкции и гарантии возврата. Банк проводит проверку кредитной заявки на предмет кредитоспособности фирмы (юридической и финансово) с целью оценки способности фирмы своевременно вернуть заёмные средства. В задачу данного курса не входит рассмотрение различных стратегий выдачи и погашения кредитов, поэтому преподаватель на своё усмотрение может раскрыть эту тему более или менее широко. Например, долгосрочные займы предполагают либо ежегодную выплату процентов и возврат кредита в конце срока займа, либо периодически, равными долями, выплату процентов вместе с займом.

^ Финансовый (денежный) кредит, как правило, предоставляется банками. Это один из наиболее дорогостоящих видов кредитных ресурсов. Ограничивающие факторы: высокий процент, необходимость надежного обеспечения, "создание" солидных балансовых показателей. Несмотря на это, возможности банковского должны быть использованы компанией на все 100%. Если проект, реализуемый компанией действительно "рассчитан" на конкурентоспособный уровень рентабельности, то прибыль, полученная от использования финансового кредита всегда будет превышать необходимый к уплате процент. Банки хотя и дают предпочтение такому виду обеспечения предоставленных кредитов, как залог, но могут довольствоваться и гарантией третьего лица (если имеются платежеспособные учредители или другие заинтересованные лица).

^ Товарный кредит. Основной положительной отличительной чертой данной разновидности получения заемных средств является наиболее простой способ привлечения. Товарный кредит, как правило, не требует (в отличие от финансового) привлечения залога и не связан со значительными расходами и продолжительностью оформления (в отличие от инвестиций). В отечественных условиях товарный кредит между юридическими лицами чаще всего представляет собой поставку товаров (работ, услуг) по договору купли-продажи с отсрочкой платежа. При этом, на первый взгляд, может показаться, что данный "кредит" предоставляется бесплатно, так как договор не предусматривает необходимости начисления и уплаты процентного (или какого-либо иного) дохода в пользу поставщика. Однако следует заметить, что поставщики прекрасно понимают принципы изменения стоимости денег во времени, а также способны достаточно точно оценивать размеры "упущенной выгоды" от торможения оборачиваемости активов. Поэтому компенсация таких потерь закладывается в цену товаров, которая может колебаться в зависимости от сроков предоставленной отсрочки.

^ 2. Эмиссия ценных бумаг.

Фирма может привлекать заёмные средства, выпуская акции и облигации. Выпуская облигацию, фирма обязана выкупить её по окончании срока обращения, выплатив её номинальную стоимость и проценты, заранее установленные и не зависящие от финансовых результатов деятельности данной фирмы. Облигации не дают права на управление фирмой и на получение части её прибыли, но они являются самыми надёжными ценными бумагами, так как компания должна удовлетворить требования владельцев облигаций в первую очередь в случае ликвидации фирмы. Существуют различные виды облигаций.

^ Конвертируемые облигации – дают возможность инвесторам обменять облигации на акции по определённой цене. Осторожны инвесторы, которые опасаются за свои вложения, предпочитают покупать конвертируемые облигации, которые в случае успешного развития фирмы и роста её стоимости можно обменять на акции. Таким образом, конвертируемые облигации выполняют функции, как облигаций, так и акций. Фирма, выпуская такие облигации, привлекает большее количество инвесторов и экономит на выплате процентов, которые меньше, чем по обыкновенным облигациям.

^ Купонные облигации выпускаются с фиксированным процентом, который выплачивается на протяжении всего срока обращения данной облигации. В условиях нестабильной экономики с высокой инфляцией фирмы предпочитают выпускать облигации с плавающим купоном, который изменяется в зависимости от уровня инфляции, учётной ставки Центрального банка и т.п. Разновидностью таких облигаций являются индексируемые облигации, по которым корректируется на только выплачиваемый процент, но и номинальная стоимость самой облигации.

^ Отзывные облигации выпускаются в том случае, если фирма несёт риск, связанный со снижением процентных ставок. В этом случае, чтобы защитить себя фирмы прибегают к выкупу своих облигаций, который должен быть заранее оговорен при их выпуске.

^ Закладные облигации выпускаются под залог имущества фирмы, что делает их привлекательными для инвесторов. При этом стоимость залога обычно выше, чем стоимость выпущенных облигаций. Это делается для того, чтобы защитить деньги инвесторов от обесценивания активов фирмы. Закладные облигации бывают:

  • ипотечные, которые в качестве залога предоставляют недвижимость и землю;

  • с плавающим залогом, которые в качестве залога предоставляют оборудование, материалы, нематериальные активы;

  • под залог ценных бумаг, которые в качестве залога предоставляют другие ценные бумаги, имеющиеся у фирмы.

Самыми надёжными из них являются ипотечные облигации, так как стоимость земли и недвижимости со временем, как правило, в цене не падает. Надёжность облигаций, выпущенных под залог ценных бумаг, зависит от рыночной стоимости заложенных облигаций.

^ Беззакладные облигации не обеспечены залогом, поэтому к выпуску таких облигаций прибегают, как правило, крупные, хорошо известные фирмы. Обеспечением таких облигаций является платежеспособность фирмы. Чтобы хоть как-то защитить инвесторов, фирма при выпуске оговаривает определённые условия. Например:

  • фирме запрещается передавать имущество в качестве залога другим фирмам;

  • фирма обязана отчислять определённую сумму в фонд погашения облигаций;

  • фирма обязана поддерживать определённое соотношение собственного и заёмного капитала и др.

При этом в России количество выпущенных беззакладных облигаций не должно превышать размер уставного капитала фирмы.

АКЦИИ

Акции как ценные бумаги принципиально отличаются от облигаций. В отличие от владельцев облигаций, которые являются кредиторами, акционеры являются собственниками фирмы. Они имеют право на управление данной компанией и получение части её прибыли в виде дивидендов, принимают участие в собраниях акционеров и претендуют на часть имущества в случае ликвидации фирмы. Таким образом, доход владельца акций целиком зависит от дохода фирмы. Количество акций, которым владеет акционер, характеризует его долю в имуществе данной фирмы. Существует много разновидностей акций. Рассмотрим основные из них.

^ Обыкновенные акции дают возможность владельцам получать определённый процент от прибыли акционерного общества, который определяется на общем собрании акционеров. Для обыкновенных акций не существует установленной нормы дивидендов, он зависит результатов деятельности данной фирмы. Но владельцы этих акций имеют право на управление акционерным обществом через голосование на собрании акционеров, имеют возможность свободно продавать свои акции и покупать дополнительные. Владея такими акциями, акционер надеется на рост их курсовой стоимости, которая определяется спросом и предложением на фондовой бирже. Наконец, акционеры имеют право следить за деятельностью фирмы через периодически выпускаемые для них отчёты. В России доля обыкновенных акций должна составлять не менее 75% в уставном капитале фирмы, поэтому эти акции играют решающую роль при открытии акционерного общества.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

4. Управление финансами фирмы iconТема управление финансами
Одно из условий стабильного развития экономики является хорошо отлаженная система управления финансами. Она представляет взаимосвязанный...

4. Управление финансами фирмы iconУправление финансами
Широкое признание финансового менеджмента в России составляет одно из главных содержаний нового этапа развития отечественной науки...

4. Управление финансами фирмы iconТезисы к докладу «Управление муниципальными финансами в социально-культурной...
Заместитель начальника финансового управления Министерства Финансов Республики Коми в г. Сыктывкаре

4. Управление финансами фирмы iconТесты: Финансы хозяйствующих субъектов согласно методике ООН включают...
Теоретический вопрос. Управление финансами. Финансовая политика и финансовый контроль

4. Управление финансами фирмы iconС. В. Загородников Финансовый менеджмент. Шпаргалка
Термин «финансовый менеджмент» (financial management) в переводе с английского означа–ет «управление финансами». Рассмотрим суть...

4. Управление финансами фирмы iconЛекция №1 сущность финансового менеджмента
В современных условиях развития экономики финансовый менеджмент (управление финансами) становится одной из наиболее сложных и приоритетных...

4. Управление финансами фирмы iconОтветственный за реализацию проекта
Министерство финансов Пермского края направляет реестр проектов и непроектных мероприятий, реализуемых функциональным блоком «Управление...

4. Управление финансами фирмы icon«Управление персоналом»
Человеческие ресурсы как ключ эффективности функционирования фирмы на современном этапе

4. Управление финансами фирмы iconИнформационное Сообщение Пленарное Заседание 2011 сообщества по взаимному...
Сообщества по взаимному изучению и обмену опытом в управлении государственными финансами

4. Управление финансами фирмы icon2. Создание компании, экономика и организация бизнеса
Курс: 2 г/о, 4 триместр, направление «Экономика», программа «Управление развитием фирмы»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница