Скачать 137.25 Kb.
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Института экономики города на проект Федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Министерство регионального развития Российской Федерации направило в Правительство Российской Федерации проект Федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Законопроект) (письмо от 19 мая 2011 г. № 12858–АП/14), подготовленный с помощью Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. В пояснительной записке к Законопроекту указано, что «до окончания срока деятельности государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства необходимо решить задачу по формированию на уровне субъектов Российской Федерации механизмов, которые обеспечат системное решение вопросов: финансового обеспечения мероприятий по своевременному проведению капитального ремонта многоквартирных домов (аккумулирование средств собственников помещений, а также бюджетов всех уровней и иных возможных внебюджетных источников); целевого использования средств на капитальный ремонт многоквартирных домов». Из Законопроекта и Пояснительной записки следует, что в качестве основного подхода к решению проблемы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов (далее - МКД) предлагается создание региональных систем капитального ремонта МКД, ядром которой является передача обязательных платежей собственников помещений в МКД на капитальный ремонт в управление уполномоченной организации субъекта Российской Федерации («финансирование на возвратной основе капитального ремонта многоквартирных домов», «средства взаимного финансирования капитального ремонта»). Основные недостатки Законопроекта:
Такой механизм перераспределения «накопленных» средств обязательных платежей собственников помещений на капитальный ремонт делает квазибанк из назначенного органами государственной власти субъекта Российской Федерации оператора региональной системы капитального ремонта МКД. По сути, операторы региональной системы капитального ремонта МКД будут осуществлять банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц (собственников помещений в многоквартирных домах), размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности (осуществлять «накопление» средств платы за капитальный ремонт многоквартирных домов для каждого дома), открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц (перераспределять «накопленные» собственниками средства в одних домах на финансирование капитального ремонта других домов), которые могут осуществлять банки и небанковские кредитные организации. При этом банковские операции осуществляются в соответствии с нормами Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-I «О банках и банковской деятельности» и, а Законопроект (предложенная ред. п. 83 ст. 13 ЖК) устанавливает, что такие региональные операторы будут выведены из сферы регулирования законодательства о банковской деятельности, действовать без лицензии и имеющая признаки банковских операций деятельность будет регулироваться на региональном уровне. Правомерность такого подхода вызывает правовые вопросы. Но важно также отметить и то, что деньги в этой системе неизбежно будут обесцениваться, поскольку будут управляться непрофессионалами (а по большей части – чиновниками). Вся конструкция имеет все признаки финансовой пирамиды и рухнет без бюджетной подпитки. В России уже есть колоссальные нерешенные проблемы по управлению накопительной частью пенсионных отчислений. Но они покажутся мелочами по сравнению с проблемой, закладываемой в прилагаемом подходе. Предложенная Законопроектом региональная система взаимного финансирования капитального ремонта является, по сути, возвратом к существующей в прошлом веке административно-плановой системе и не учитывает современных реалий, связанных с частной собственностью большей части жилищного фонда. Так, согласно предложенной Законопроектом редакции ч. 7 ст. 158 ЖК «средства, сформированные за счет обязательной платы за капитальный ремонт собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования, могут направляться на финансирование капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории этого же муниципального образования, собственники помещений в которых передали обязательные платежи на капитальный ремонт в управление этой организации, в соответствии с утверждаемыми органами местного самоуправления календарными планами капитального ремонта многоквартирных домов, подготовленными на основании правил определения очередности предоставления средств взаимного финансирования на капитальный ремонт многоквартирных домов, и с учетом фактического объема средств взаимного финансирования». Такой же архаичный подход продублирован в предложенной Законопроектом ред. ч. 10 ст. 158 ЖК. Такие правила определения очередности предоставления средств взаимного финансирования на капитальный ремонт многоквартирных домов устанавливаются в соответствии с Законопроектом органов государственной власти субъекта Российской Федерации (предложенная ред. п. 83 ст. 13 ЖК). То есть, в Законопроекте даже не используется практика принятия региональных и муниципальных программ капитального ремонта многоквартирных домов, принимаемых в рамках реализации Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». По существу игнорируется права и обязанности частных собственников жилья, законом для них предлагается позиция – государство заберет у вас деньги и решит за вас ваши проблемы.
В законопроекте не учитывается, что действующий Гражданского кодекса Российской Федерации не допускает возможности открытия банковских счетов для учета операций. Для учета используются бухгалтерские или казначейские счета. Банковские счета открываются для осуществления банковских операций и указание на проведение таких операций банку дает владелец счета. Какие-либо специальные «номинальные» счета, владельцами которых являются одни лица, а владельцами средств на которых являются другие лица также действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрены. Банки в настоящее время не имеют права контролировать направление использования средств на счете и несут ответственность за нарушение этого требования (ст. 854, 856, 858 и др. Гражданского кодекса Российской Федерации). Без внесения в законодательство Российской Федерации изменений, устанавливающих особый правовой режим номинального счета, на который собственники помещений в многоквартирном доме могут вносить плату за капитальный ремонт многоквартирных домов создает предпосылки для нецелевого использования таких платежей. Нарушения особенно вероятны при предоставлении доверенностей собственниками помещений в многоквартирном доме уполномоченному ими лицу при непосредственном управлении многоквартирном доме собственниками помещений. Случай, когда часть собственников помещений такие доверенности не выдаст, или выдаст разным лицам в Законопроекте не рассматривается. Указания в Законопроекте (предложенная ред. ч. 7 ст. 158 ЖК) о том, что расходование средств с банковского счета для учета операций, предназначенных для проведения капитального ремонта МКД, осуществляется только с одобрения уполномоченного органа субъекта Российской Федерации, в случае их принятия, для банков не будут иметь силы, как противоречащие нормам гражданского и банковского законодательства Российской Федерации. Предложенная Законопроектом норма о праве распоряжаться денежными средствами на отдельном банковском счете владельцем такого счета «в соответствии с настоящим Кодексом в порядке, предусмотренном субъектом Российской Федерации», а также предоставление Законопроектом регионам права устанавливать «порядок использования кредитных и заемных средств и (или) страхования для целей обеспечения финансирования расходов по капитальному ремонту многоквартирного дома» (предложенная ред. ч. 7, 9 и 10 ст. 158 ЖК) является нарушением п. «ж» и «о» ст. 71 Конституции Российской Федерации и норм Гражданского кодекса Российской Федерации.
обязательность (уплата налогов и предложенных Законопроектом обязательных платежей за капитальный ремонт многоквартирного дома, как и уплата налогов, исключает свободу выбора в отношении возможности внесения соответствующего платежа); безвозвратность (взамен налога и предложенных Законопроектом обязательных платежей за капитальный ремонт многоквартирного дома государство конкретно никаких благ собственникам не обещает, а собственники ничего не получают взамен, что означает отсутствие встречных гражданско-правовых обязанностей и государства или муниципалитетов перед собственниками); отсутствие персонификации при поступлении платежа (обязательные платежи за капитальный ремонт многоквартирного дома не персонифицируются региональным оператором, как и налоги не персонифицируются при поступлении в бюджет).
Представляется, что регион должен иметь полномочие по установлению размера обязательной платы для формирования минимального размера ремонтного фонда дома. Остальные вопросы (в частности, стоимость капитального ремонта и размер связанной с ним платы, перечень заказываемых работ) должны самостоятельно решать собственники помещений в доме. Иначе происходит очевидное ограничение прав собственников.
|
![]() | Законом рк от 16. 11. 09 г. №200-iv (см сроки введения в действие) (см стар ред.); Законом рк от 30. 12. 09 г. №234-iv (введены в... | ![]() | Образование: Высшее огти им. Т. Г. Шевченко, 1996г, филологический факультет, учитель английского языка и методист по воспитательной... |
![]() | Базаров Т. Ю., Иванова Е. М., Климов Е. А. (отв ред), Кузнецова А. С., Носкова О. Г. (отв ред) | ![]() | Земельный участок на берегу Белгородского водохранилища, для коттеджной застройки; адрес: Белгородская область, Белгородский район,... |
![]() | Р. М. Асланов (отв ред.). А. И. Бойцов (отв ред.). Б. В. Волженкин, Ю. Н волков. Л. Н. Вишневская. Ю. В. Голик, И. Э звечаровский.... | ![]() | Методика, предложенная А. Р. Лурия, направлена на изучение опосредованного запоминания |
![]() | Предложенная и реализованная в системе высокая компьютерная технология автоматизации решения задач конструкторской подготовки позволяет... | ![]() | Предложенная и реализованная в системе высокая компьютерная технология проектирования предоставляет конструктору удобный инструмент... |
![]() | Английский математик, логик, оказавший существенное влияние на развитие информатики. Предложенная им в 1936 году абстрактная вычислительная... | ![]() | Правила). Правила утверждены Постановлением Правительства РФ от 06. 02. 2006 n 75 (ред от 28. 12. 2011 (ред от 28. 12. 2011). О порядке... |