Актуальность темы исследования. Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой




НазваниеАктуальность темы исследования. Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой
страница1/7
Дата публикации19.03.2013
Размер0.65 Mb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Финансы > Документы
  1   2   3   4   5   6   7
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, хотя структурный переход от в основном централизованно планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.

Степень разработанности проблемы. В последние годы вопросами создания надежной финансовой системы и проведения государственной финансовой политики посвящается значительное количество публикаций. Однако, единства по теоретическим аспектам этого вопроса не достигнуто.

Так, западные крупные экономисты не дают четкого определения финансовой политики. С. Фишер, Р. Дорнбуш и Р.Шмалензи не выделяют финансовую политику как самостоятельное понятие. В то же время они подходят к исследованию данной темы, расширяя определение фискальной политики. Аналогично рассматривают указанную проблему и некоторые другие представители зарубежных экономических школ. В частности К. Р. Макконнелл и С. Л. Брю совмещают понятия финансово-бюджетной и фискальной политики, определяя их как изменения, вносимые правительством в порядок государственных расходов и налогообложения, направленные на обеспечение полной занятости и неинфляционного национального продукта.

Марксисты, видят под финансовой политикой в первую очередь совокупность государственных мероприятий по стабилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для осуществления государством его функций, указывая, что социальная направленность и эффективность воздействия финансовой политики на развитие производительных сил и производственных отношений определяются объективными закономерностями экономического развития, общественно-политическим строем страны.

Цели и задачи работы. Целью исследования является раскрытие сущности и структуры современной национальной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития. Цель исследования определяет постановку следующих задач:

  • раскрытие основных звеньев национальной финансовой системы;

  • рассмотреть и проанализировать финансовую систему США как национальную финансовую систему;

  • сделать выводы о проделанной работе.

Сегодня, находясь не в лучших условиях российской экономики, ведущие специалисты пытаются оценить сложившуюся ситуацию в России и дать практические рекомендации. Делать это, конечно не умозрительными рассуждениями, а опираясь на конкретный живой пример существующей и легко поддающейся анализу страны. Поэтому, я считаю, что для России, с ее федеративным устройством и президентским правлением, масштабами территории, населения и хозяйства наиболее интересен и близок пример США, где в первые годы 20 в. начал образовываться, к концу 40-х годов сложился в общем виде и к 80-м годам приобрел устойчивые очертания своеобразный, наделенный внутренней логикой и достаточно эффективный механизм, обеспечивающий принятие самых разнообразных экономических решений и разработку бюджетной стратегии.

Таким образом, целью моей работы является исследование финансовой системы США, ее звеньев и функций. Будет интересно узнать не об уже сформировавшейся финансовой системе 2000-х годов, а то, как эта система складывалась. Поэтому многие вопросы курсовой работы я рассматривала в исторической ретроспективе, начиная с 80-х годов и заканчивая прогнозом на 2005 год.

В своей работе, в основном, я использовала данные периодической печати (журнал «США: экономика, политика, идеология», журнал «МЭ и МО»). А основные показатели о финансовой системе США отразил в таблицах приложений.


^ ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВЫХ СИСТЕМ И ИХ ОСОБЕННОСТИ
1.1. Понятие финансовой системы и ее структура



Понятие финансовой системы является развитием более об­щего определения "финансы". Финансы — историческая кате­гория. По своей природе они тесно связаны с государством, ко­торому для выполнения своих функций необходимы денежные средства.

В докапиталистических формациях государственные дохо­ды и расходы носили преимущественно натуральный характер. Большая часть государственных потребностей удовлетворялась за счет различного рода повинностей и поступлений от нату­ральных сборов.

С разложением феодализма и постепенным развитием капиталистического способа производства все большее значение ста­ли приобретать денежные доходы и расходы государства; доля натуральных сборов и повинностей резко сократилась. Этот процесс усиливается с расширением сферы товарно-денежных отношений, ростом и усложнением функций государства.

На ранних стадиях развития государства не существовало разграничения между ресурсами государства и ресурсами его главы: монархи распоряжались средствами страны как своей собственностью. С отделением государственной казны от лич­ной кассы и собственности монарха (XVI—XVII вв.) возникают понятия государственных финансов, государственного бюдже­та, государственного кредита. В условиях капиталистического способа производства то­варно-денежные отношения получают наиболее широкое раз­витие. Они охватывают все сферы и функции общественного хо­зяйства. В свою очередь финансы, выражающие движение сто­имости, играют все большую роль в жизнедеятельности госу­дарства. По своей сущности финансы — это экономические от­ношения, связанные с образованием, распределением и исполь­зованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода. Финансовая система представляет собой совокупность фи­нансовых звеньев, призванных обеспечить государству осущес­твление своих политических и экономических функций, и состоит, с одной стороны, из государственных финансов, а с дру­гой — из финансов частных предприятий, корпораций, монопо­лий. В эпоху домонополистического капитализма государствен­ная финансовая система имела два звена — государственный бюджет и местные финансы. Они давали возможность формиро­вать фонды денежных средств, с помощью которых государство выполняло свои функции. Под влиянием развития производи­тельных сил, глубоких изменений в экономике структура фи­нансовой системы меняется. Происходит выделение и развитие новых финансовых звеньев, рост их самостоятельности.

На современном этапе государственная финансовая система в развитых зарубежных странах включает четыре звена: госу­дарственный бюджет; местные финансы; специальные внебюд­жетные фонды и финансы государственных предприятий. Ведущим звеном государственных финансов выступа­ет государственный бюджет. По своему материальному содер­жанию — это главный централизованный фонд денежных средств государства.

Государственный бюджет — основное средство перераспре­деления национального дохода. Через это звено финансовой системы перераспределяется до 40% национального дохода страны. В госбюджете сосредоточиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отноше­нии общегосударственные расходы. В нем находят органичес­кую увязку основные финансовые институты — налоги, внутренние займы, расходы.

Основными доходами государственного бюджета выступают налоги, составляющие от 70 до 90% и более общей суммы его до­ходов. За государственным бюджетом в странах с развитой ры­ночной экономикой закреплены главные налоги — подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций, акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины.

Из государственного бюджета производятся и основные рас­ходы на: военные цели, вмешательство в экономику, содержа­ние государственного аппарата, социальные расходы, субсидии и кредиты развивающимся странам. Государственный бюджет в силу своего положения тесно связан с другими звеньями финансовой системы. Он выступает координирующим центром, оказывающим в условиях рыноч­ной экономики необходимую им помощь. Эта помощь в форме бюджетных субсидий, кредитов, гарантий обеспечивает нор­мальное функционирование остальных звеньев финансовой системы, решение ими возложенных на них задач.

Следующим по своему значению финансовым звеном является система местных финансов. В современ­ных условиях под влиянием развития производительных сил, научно-технического прогресса происходит повышение роли и влияния местных органов власти. Растут масштабы местного хозяйства, их связь и зависимость от крупного капитала, рас­ширяются и усложняются функции местных властей. Все это усиливает значение местных финансов, повышает их роль и удельный вес в финансовой системе. Местные финансы охватывают широкую группу второсте­пенных налогов (в основном поимущественных), систему мес­тного кредита, специальных фондов. Центральное место в этом звене принадлежит местным бюджетам, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самос­тоятельность. Структура местных финансов определяется государствен­ным устройством и соответствующим административным деле­нием государства. В США, например, в состав местных финан­сов входят бюджеты штатов, графств, муниципалитетов с зак­репленными за ними расходами, источниками доходов; в ФРГ — бюджеты земель, общин. На долю местных бюджетов в федеративных государствах приходится от 40 до 50% всех ресурсов общегосударственной финансовой системы, в унитарных государствах — около 30%.

В современных условиях это звено финансовой системы все больше используется в экономических целях, для регулирова­ния хозяйственных процессов. С этой целью значительная часть средств местных бюджетов направляется на развитие эко­номической и социальной инфраструктуры.

Особое финансовое звено образуют специальные правительственные фонды, которые имеют определенную са­мостоятельность, отделены от государственного бюджета и уп­равляются непосредственно центральными, а в отдельных слу­чаях — и местными властями. К ним относятся фонды социаль­ного страхования, различные целевые фонды, а также государственные и полугосударственные финансово-кредитные учреж­дения.

Первоначальной задачей этих фондов являлось финансиро­вание отдельных целевых мероприятий. Впоследствии они при­обретают значение резерва, к которому правительства прибега­ют в случаях финансовых затруднений, т.е. используются для повышения маневренности финансовой системы. В отличие от государственных бюджетов специальные фонды подлежат зна­чительно меньшему контролю со стороны парламентов, что облегчает их использование и повышает заинтересованность пра­вительств в их росте.

Самостоятельное финансовое звено образуют финансы государственных предприятий. Его возникновение связано с развитием государственного сектора в экономике ря­да стран Западной Европы (Великобритания, Франция, Ита­лия, ФРГ, Австрия) — процессом, который получил наиболь­шее распространение после второй мировой войны. Его главной задачей является оказание поддержки частному хозяйству пу­тем сохранения и развития важных отраслей производства, ко­торые в силу своей специфики имеют низкую рентабельность и тем самым невыгодны для предпринимательства (железнодо­рожный, воздушный транспорт, электроэнергетическая, газо­вая, угольная промышленности и т.п.). Государственные пред­приятия, таким образом, представляют собой попытку разре­шить противоречие между частнопредпринимательскими инте­ресами и общенациональными экономическими проблемами. В то же время финансы государственных предприятий — это зве­но финансовой системы, посредством которого государство участвует в первичном распределении национального дохода, аккумулируя в своих руках часть дохода, создаваемого на этих предприятиях. Государственные предприятия имеют закрепленные за ни­ми основные и оборотные фонды, находятся на самостоятель­ной смете и осуществляют регламентированные законом взаи­моотношения с государственным бюджетом. В зависимости от типа предприятия они обладают различной степенью автоном­ности, производственной и финансовой самостоятельности.

Следует отметить, что с 80-х гг. роль этого звена под влияни­ем процессов реприватизации значительной части государ­ственного сектора падает. Данная политика преследует цель по­вышения финансовой эффективности хозяйственных субъек­тов, находившихся в государственной собственности, поиск бо­лее интенсивных методов хозяйствования и управления ими.

Второй сферой финансовой системы развитых зарубежных стран выступают финансы частных предприятий, корпораций, монополий, которые возникают в ходе экономической деятель­ности и обеспечивают процесс производства и получения при­были. Они материализуются в виде денежного капитала, раз­личных денежных фондов предприятия.

В связи с тем, что деятельность предприятий осуществляет­ся на основе индивидуального кругооборота капитала, эти де­нежные фонды носят обособленный, децентрализованный ха­рактер. В то же время государство имеет непосредственные взаимоотношения с финансами частных предприятий. Они выра­жаются в виде взимания платежей в государственный бюджет, формирования амортизационного фонда, регламентации кре­дитных отношений, предоставления государственных субси­дий.

Частные предприятия составляют подавляющую часть ма­териального производства, на них приходится главная доля создаваемого валового внутреннего продукта и национального дохода. Поэтому государство использует различные методы (в т.ч. финансовые) для стимулирования деятельности этих пред­приятий, роста их накоплений, различных денежных фондов, связанных с ускорением научно-технического прогресса, созда­нием резервов, повышением квалификации работающих. Госу­дарство устанавливает льготный режим налогообложения при­были, систему ускоренной амортизации, предоставляет в ряде случаев бюджетные кредиты, оказывает другие формы финан­совой поддержки. В свою очередь частные предприятия своими платежами участвуют в формировании доходной базы государ­ственного бюджета, других государственных фондов.

С учетом вышеизложенного можно расширить определение финансовой системы. Каждое звено финансовой системы пред­ставляет собой определенную сферу финансовых отношений, а эта система в целом — совокупность различных сфер финан­совых отношений, в процессе которых образуются и использу­ются фонды денежных средств. Другими словами, финансовая система — это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Актуальность темы исследования. Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой iconАктуальность темы исследования. Надежная финансовая система является...
...

Актуальность темы исследования. Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой iconЯвляется очень актуальной для сегодняшнего дня. Надежная финансовая...
Финансовые ресурсы предприятий, их состав, структура, источники формирования, распределение 12

Актуальность темы исследования. Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой iconАктуальность темы исследования определяется особенностями протекающих...
Целью исследовании является разработка теоретических положений и практических рекомендаций по логистизации системы управления товарными...

Актуальность темы исследования. Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой iconАктуальность темы исследования. На современном этапе развития отечественной...
А наиболее остро испытывают потребность в своевременном финансировании оборотных ресурсов, так как непосредственно сталкиваются с...

Актуальность темы исследования. Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой iconАктуальность темы исследования. Развитие рыночных отношений в России...
Актуальность темы исследования. Развитие рыночных отношений в России обусловливает необходимость эффективного функционирования рынка...

Актуальность темы исследования. Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой iconАктуальность темы исследования: Переход от административно-командной...
Предприятия апк вошли в рынок как самостоятельные производственные единицы без поддержки государства и по существу без знаний их...

Актуальность темы исследования. Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой iconАктуальность темы диссертационного исследования обусловлена необходимостью...
Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена необходимостью повышения эффективности экономической интеграции в корпоративном...

Актуальность темы исследования. Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой iconАктуальность исследования. В условиях развития рыночной экономики...
Для того чтобы отечественные организации имели возможность использовать этот экономический подход к самооценке смк на практике, необходимо...

Актуальность темы исследования. Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой iconАктуальность темы исследования
А так как наука является стержнем и центром европейской культуры Нового времени, то проблема рациональности автоматически превращается...

Актуальность темы исследования. Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой iconАктуальность темы исследования. Реформирование российской экономики,...
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница