Лекция по теме №5 «философская картина мира» принадлежит к разделу I. «Природа и сущность философского знания» рабочей программы по курсу «Философия», разработанной




НазваниеЛекция по теме №5 «философская картина мира» принадлежит к разделу I. «Природа и сущность философского знания» рабочей программы по курсу «Философия», разработанной
страница1/5
Дата публикации09.07.2013
Размер0.49 Mb.
ТипЛекция
vbibl.ru > Философия > Лекция
  1   2   3   4   5


МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ
МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра _философии_

(название кафедры)
Утверждаю

Начальник кафедры философии_

(название кафедры)

. Д.И. Грядовой

(подпись)
Автор Рифицкий Георгий Петрович, доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры философии

(фамилия, имя, отчество, ученая степень, ученое звание, должность)
Фондовая лекция

по __________________ФИЛОСОФИИ_______________________

(название учебной дисциплины)
Тема _№ 5 «ФИЛОСОФСКАЯ КАРТИНА МИРА»_

(название темы)

Обсуждена и одобрена на заседании кафедры философии

протокол №_7_

от «12» _февраля_2007 г.

Москва 2007

ТЕМА № 5
^ ФИЛОСОФСКАЯ КАРТИНА МИРА
ПЛАН


Введение

..…………………………………………….

с. 3

Вопрос 1

Категория бытия…………………..............

с. 5

Вопрос 2

Формы бытия…...…………………………

с. 19

Вопрос 3

Основные подходы к пониманию мира....

с. 23

Вопрос 4

Философское понимание материи….........

с. 32

Вопрос 5

Философская трактовка единства и многообразия мира………..………………


с. 43

Заключение

..…………………………………………….

с. 51

Список литературы


..…………………………………………….


с. 52


ВВЕДЕНИЕ

Лекция по ТЕМЕ № 5 «ФИЛОСОФСКАЯ КАРТИНА МИРА» принадлежит к РАЗДЕЛУ I. «ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ» рабочей программы по курсу «Философия», разработанной кафедрой философии Московского университета МВД России и предназначена для курсантов и слушателей всех специальностей.

Актуальность темы лекции обусловлена необходимостью ее раскрытия для системного решения важнейших образовательных задач, формирования основ научного мировоззрения и методологической культуры курсантов и слушателей. Важнейшей особенностью человеческого самосознания во все времена было стремление найти свое место среди окружающих вещей, определить собственное положение в космической и природной иерархии. Освоение онтологической проблематики и терминологии является обязательным условием формирования философской картины мира, отвечающей уровню развития современного научного знания.

Теоретическая значимость лекции заключается в том, что она конкретизирует и систематизирует знания, являющиеся универсальной базовой предпосылкой для любой осмысленной познавательной деятельности. Материал данной лекции выполняет методологическую роль не только для курса философии, но и для всех других дисциплин, способствует установлению и актуализации межпредметных связей и углублению уровня понимания и объяснения ключевых терминов научного знания в целом. Категория бытия, фиксирующая убеждение человека в существовании окружающего мира, а также самого человека с его сознанием, является исходной в философии и науке.

Практическая значимость лекции заключается в том, что она включает в себя знания, без которых не осуществимо получение качественного университетского образования как вообще любого (в том числе сугубо гражданского) специалиста, так и будущего офицера милиции, изучающего соответствующие дисциплины в ведомственном вузе системы МВД.

Предметом лекции является философский анализ комплекса проблем, связанных с теоретическим осмыслением проблемы бытия как исходной предпосылки дальнейших рассуждений о мире и конструирования его цельной картины.

Целью лекции является формирование целостного представления о современном уровне философского осмысления бытия и основанной на нем философской картины мира.

Задачи лекции:

  • постановка и анализ фундаментальных проблем онтологии и ознакомление с ее ключевыми терминами, подходами и направлениями;

  • выделение и сравнительная характеристика основных форм бытия;

  • определение философского понимания материи;

  • осмысление философской трактовки единства и многообразия мира.

Взаимосвязь лекции с ранее изученными темами проявляется в том, что ее содержание логически вытекает из развития и осмысления материалов предшествующих занятий по философии. Для обеспечения качества и эффективности усвоения материалов лекции следует также в достаточной степени освоить материалы предыдущих тем программы курса (тема 1. «Специфика философского знания, предмет и функции философии в социокультурном опыте человечества и личности»; тема 2. «История западноевропейской философии: от античности до XIX в.»; тема 3. «Философские школы современности»; тема 4. «Русская философия: основные этапы и специфика»), акцентируя в них онтологическую проблематику. Таким образом, реализуется диалектическая последовательность изучения материала - от выяснения предмета философии, места философии в системе знания и ее значения в жизни общества, а также определения сущности мировоззрения и роли философии в процессе его формирования, в постепенном углублении понимания основных исторических этапов и тенденций развития философии до сущности и специфики философской картины мира в целом.

Взаимосвязь лекции с последующими темами связана с основополагающей методологической ролью усвоения ее содержания курсантами и слушателями для понимания и осмысленного изучения ими всех тем курса, как в его общей, так и в прикладной части.
Вопрос 1

^ КАТЕГОРИЯ БЫТИЯ

Одним из важнейших предметных уровней философии выступают такие взаимоотношения между человеком и миром, которые мы определили как онтологические. Человек всегда задумывался над проблемой, что такое мир, развивается ли он? Если развивается, то существуют ли закономерности такого развития? Является ли мир системой, чем-то целым, или нет? Что лежит в основе мира: возник ли он естественным путем или есть акт божественного творения, един ли он или множествен и т.д.

^ Категория бытия является исходной категорией в философии. Эта категория фиксирует убеждение человека в существовании окружающего мира, а также самого человека с его сознанием. Вещи конечны, явления исчезают, а мир в целом бесконечен и сохраняется. Констатация бытия является исходной предпосылкой дальнейших рассуждений о мире. Она конкретизируется в сопоставлении с другими категориями философии, из чего складывается учение о бытии – онтология. Впервые термин «онтология» стал употреблять немецкий философ Х.Вольф (1679-1754). У него онтология есть метафизика бытия и вещей, являющаяся основой метафизики вообще.

В онтологии ставятся следующие вопросы: един ли мир в своем существовании? Является ли мир неизменным, или он постоянно развивается? Подчиняется ли мир в своем развитии законам, или он изменяется произвольным образом? Обладает ли мир системностью или он является конгломератом различных элементов?

Важнейшей особенностью человеческого самосознания во все времена было стремление найти свое место среди окружающих вещей, определить собственное положение в космической и природной иерархии. Являемся ли мы могучими и ответственными представителями Вселенского разума или мы – не более чем побочный результат слепой звездной эволюции: В общественном сознании исторически складываются и постепенно изменяются разные картины мира, который «средний» человек воспринимает как данность, как-то, что есть на самом деле, объективно, независимо от наших личных мнений.

^ Впервые понятие бытия как специфическую категорию для обозначения существующей реальности использует древнегреческий мыслитель Парменид (ок.540-470 гг. до н.э.).

В это время в древнегреческом обществе люди начинают терять веру в традиционных богов Олимпа, рушатся основы и нормы социальной жизни. С гибелью богов уже никто не мог поручиться, что ритм и порядок природных и социальных процессов останутся стабильными. Это порождает отчаяние в человеческом сознании, отсюда напряженный поиск гарантов человеческого существования, опоры в жизни.

В своей поэме «О природе» Парменид предстает перед нами как радикальный новатор, у которого космология трансформируется в онтологию, то есть учение о бытии. У Парменида с бытием связывается сам факт существования мира. При этом философ ставит вопрос, который далее проходит через всю философию – это вопрос о тождестве бытия и мышления. Парменид обосновывает идею примата бытия над мышлением, что в свою очередь приводит к признанию познаваемости мира с помощью разума. В его трактовке бытие есть то, что не порождено и не уничтожимо, оно неизменно и неподвижно. Единственная истина состоит в том, что существует бытие ничем и никем непорожденное, неуничтожимое, неизменное, неподвижное, равное себе, сферообразное и единое. Ничего другого, кроме бытия не существует. В нем заключена вся полнота совершенств, среди которых считались Истина, Добро, Благо. Бытие – это свет, «увидеть» который можно только «очами» разума. За века, прошедшие со времен Парменида, что только не понимали философы под бытием – мышление, мир идей, Бога, материю и т.д.

В последующем ни один философ не обошел своим вниманием проблему бытия. Так, для Гераклита, напротив, не существует никакого застывшего бытия, а есть только постоянно изменяющееся становление.

Значительное внимание уделил ей Платон. Он отождествляет бытие с миром идей, которые выступают подлинными, неизменными, вечно существующими. Идеи – сущность вещей, т.е. то, что каждую из них делает тем, что она есть. Он вводит понятие «небытия» как отличного, что позволяло оправдать множественность интеллигибельного. Платон не ввел в сферу бытия чувственный мир, он назвал его промежуточным между бытием и небытием.

Существенный вклад в учение о бытии внес Аристотель. Он выдвигает важнейшую идею о том, что бытие – это особое понятие, которое не является родовым. Это означает, что его нельзя подвести под более общее, так же как и под него все остальное. Это некая абстракция, как бы потенциальное, мыслимое бытие, а реально существует всегда бытие чего-то, то есть конкретные предметы, события, явления. Бытие имеет не одно, но много смыслов. Все, что не есть чистое ничто, по праву входит в сферу бытия, как чувственное, так и умопостигаемое.

В средневековой христианской философии истинное бытие есть Бог, свободный и личный, который творит Своей волей и Своей премудростью. Бог есть по своей сути Бытие. Творение – это участие в бытии. Бог есть несотворенное бытие, но все сотворенное есть не само бытие, но лишь обладающее бытием, получившие бытие через участие в бытии. Бог творит свободно. Всему дается жизнь как бескорыстный дар. Следовательно, созидание позитивно, ибо обязано благой воле. Творение – это свободный акт Бога, не обусловленный никакой «внутренней необходимостью». Человек – это существо привилегированное, созданное Богом по образу и подобию самого себя и, стало быть, человек – господин и повелитель всего, что создано для него. И уж если человек создан по образу и подобию Божию, то и должен он изо всех сил уподобляться ему. Человек – существо личностное, истинная свобода которого состоит в свободном отказе от своей собственной воли, от видимости индивидуальной свободы.

В Новое время падает авторитет церкви и растет авторитет науки. Люди перестали признавать свою тотальную зависимость от Бога, присвоили себе право творить мир, самонадеянно уверовали в то, что человек сам создает и творит себя и свои способности. Они стали воспринимать свое сознание, свою жизнь, свои потребности как единственное и, несомненно, подлинное бытие. Приписав деятельностную энергию и способность разумного постижения только самому себе, человек оправдал свое право переделывать природу и преобразовывать мир. Философия бытия уступила место философии свободы, центральной проблемой которой стал человек как начало и причина всего, что случается с ним и миром.

Выдающийся философ Нового времени Рене Декарт отождествил мысль с бытием, а творцом мысли объявил человека. Бытие стало субъективным. Первичную достоверность всего сущего Декарт признает прежде всего в мыслящем «Я», в осознанности человеком своей деятельности. Развивая эту мысль, Декарт утверждает, что если отбросить и провозгласить ложным все, в чем можно каким-либо способом сомневаться, то легко предположить, что нет бога, неба, тела, но нельзя сказать, что не существуем мы, что мы не мыслим. Было бы противоестественным полагать, что то, что мыслит не существует. А поэтому умозаключение, выраженное словами «Я мыслю, следовательно, существую» является наипервейшим из всех и наидостовернейшим из тех, которые перед каждым, кто правильно философствует, предстанут. Нетрудно определить, что и здесь в качестве бытия выступает духовное начало, и в частности, мыслящее «Я».

Одновременно Декарт признает и другое начало всего сущего, которым у него выступает не зависящая от сознания и духа материя. Ее основным признаком, атрибутом предстает протяженность. Таким образом, движение и протяженность являются убедительными характеристиками материального мира. Следовательно, бытие у Декарта представлено дуалистически: в форме духовной субстанции и в форме материальной.

С позиций субъективного идеализма объясняет сущность бытия английский философ Джордж Беркли. Суть его воззрений заключается в утверждении, что все вещи – это лишь «комплексы наших ощущений», которые изначально даны нашим сознанием. По Беркли, реальное бытие, то есть вещи, идеи объективно, в реальности в своем земном воплощении не существуют, их прибежищем является человеческая мысль. И хотя у Беркли проявляются тенденции к объективно-идеалистическому толкованию сущности бытия, в целом его трактовка этой проблемы носит субъективно-идеалистический характер.

Гегель трактовал бытие как «исчезающее бытие», подчеркивая, что все в мире находится в состоянии становления.

Интересные концепции бытия появились в ХХ веке. Над этой проблемой работали такие мыслители, как М.Хайдеггер, Ж.-П.Сартр, Э.Гартман, Н.А.Бердяев, С.Л.Франк, К.Ясперс и другие.

Немецкий философ Мартин Хайдеггер не дает академическое определение бытия. Согласно Хайдеггеру, бытие возникает из отрицательности ничто, в то время как ничто позволяет сущему «погружаться», благодаря этому раскрывается бытие. Для того чтобы раскрыться, бытие нуждается в том сущем, которое называется существованием. Бытие – «просека», которая открывает тайгу сущего, делает его понятным. В этой функции раскрытия тайны и состоит, по Хайдеггеру, «смысл бытия». Подобный смысл может проявиться только в «наличности» человеческого существования, т.е. в раскрытии существования благодаря настроениям. Смысл же существования заключается в том, чтобы позволить обнаружить бытие как «просеку» всего сущего. Поиски бытия в философии - это поиски человеком своего дома, преодоление своей бездомности и осиротелости, того, что К.Маркс назвал отчуждением.

У Ж.-П.Сартра бытие является чистым, логическим тождеством с самим собой; по отношению к человеку это тождество выступает как бытие-в-себе, как подавленная, отвратительная умеренность и самодовольство. В качестве существования бытие теряет значительность, и переносить его можно лишь благодаря тому, что оно включает в себя ничто. Существует метафизическое отвращение к каждой вещи: вещи так отвратительно самоуверенны, так самостоятельны, так полны, так совершенны.

Для современной философии бытие – это тайна, которая лежит на поверхности, ее нужно пережить или прожить, и тогда она в какой-то степени станет понятна. А для этого нужно быть живым человеком, нужно иметь мужество идти к тому, чего в принципе нельзя знать. Понимание бытия, прикосновение к нему преобразует и преображает человека, вырывая его из бессмысленного хаоса эмпирической жизни и делая его самого бытием.

Русские религиозные философы критически относились к тому пониманию бытия, которое сложилось в западноевропейской философии. Люди впали в соблазн считать себя творцами мира, но этот соблазн заведет в тупик, ибо идея переустроить мир в земной рай есть утопия, о чем предупреждает Священное Писание и «отцы Церкви».

Истоки новоевропейского понимания бытия С.Л.Франк видел в том, что «новый западноевропейский человек сознает себя именно как индивидуальное мыслящее сознание, а все прочее – лишь как данное для этого сознания или воспринимаемое через его посредство. Он не чувствует себя укоренным в бытии или находящимся в нем и свою собственную жизнь ощущает не как выражение самого бытия, а как другую инстанцию, которая противостоит бытию, т.е. он чувствует себя, так сказать, разведенным с бытием и может к нему пробиться только окольным путем сознательного познания». По мнению Франка, для русского мироощущения бытие Абсолюта является более очевидным и ценностным, чем «Я» с его сознанием.

Русская религиозная философия утверждала первичность Абсолютного бытия, которое раскрывается человеку в мистическом переживании. Постижение такого Бытия невозможно с помощью логического познания, разум не может доказать его существование. Можно только исходить из Абсолютного бытия, приняв его изначально до всякого познания. Знание не есть отражение бытия. Знание – это самораскрытие бытия, его самооформление и самоявленность.

Творчество русских религиозных философов было направлено на уяснение глубочайших бытийных истоков человеческого существования, на обоснование точки зрения, согласно которой бытие наличествует изначально, до всяких форм человеческой деятельности, как теоретической, так и практической. Человек должен смиренно согласиться с тем, что его сознание не выводится из человеческой природы, унять гордыню своего «Я», возжелавшего быть автономным и самодостаточным творцом мира.

Философы-постмодернисты принимают идею бытия как постоянного становления, вечного изменения, отказываясь от понимания бытия как неизменного, абсолютного, субстанциального. В связи с этим перед ними встают две задачи: во-первых, обосновать идею бытия как становления, доказать ее право на доминирование в культуре; во-вторых, отыскать соответствующую терминологическую и понятийно-мыслительную форму ее выражения в тексте и устном говорении.

Постмодернисты пытались схватить тот момент мышления, когда оно еще не оформлено, хаотично, не ограничено строгими рамками логических правил и требованиями категориальной упорядоченности, другими словами, показать мышление в его становлении, когда оно еще не прояснило само для себя свое содержание. Логико-категориальные процедуры не могут помочь, ибо они внесут изменения в содержание мышления, представят не мышление в становлении, а его результат. Любой логический порядок превращает, по их мнению, полнокровную мыслительную деятельность в «выжимки». Поэтому все философы-постмодернисты обращают особое внимание на поиски правил и способов интеллектуальной деятельности, отличных от классических.

Развивая идею бытия как становления, философы-постмодернисты видят себя в одном ряду с художниками-новаторами, политиками-утопистами, утверждая, что истина не открывается (как считали философы классического рационализма), а создается. По их мнению, ни одно описание мира – научное, поэтическое, философское, религиозное, политическое и т.д. – не является точной репрезентацией мира, каков он сам по себе. Идея такого рода репрезентации вообще лишена для них смысла. Кроме того, они утверждают, что словесно-языковое выражение мысли всегда случайно и наиболее адекватно мысль может быть выражена во внерациональном словесном потоке. Таким образом, «очертания» философского текста размываются, и философия начинает существовать в каком-то «рассеянном» виде – внутри стихов, фильмов, музыки и т.д. Философствование перестает быть профессиональной деятельностью, отпадает надобность в специальных факультетах, где научают логико-понятийному мышлению. Философия перестает работать с категориями «сущность», «закон», «причина» и т.д., с помощью которых мышление воспроизводит сущностное содержание мирового порядка и истины. Главной онтологической характеристикой природы и общества объявляется неопределенность как процесс взаимодействия противоречивых тенденций: хаоса и порядка, организации и дезорганизации, устойчивости и неустойчивости.

Постмодернистская философия отвергает идею Абсолютного бытия, считая, что эта идея в разных своих вариантах от Парменида до Гегеля всегда обосновывала необходимость человека подчиняться неким высшим ценностям. Признав существование бытия как чего-то надчеловеческого, люди добровольно поработили себя. Избавиться от этого порабощения, окончательно низвергнуть высшие ценности, которые Ф.Ницше назвал идолами, - в этом видят свою задачу постмодернисты. Они убеждены, что в той мере, в какой философам-классикам удалось внедрить идею Абсолютного бытия, у реального жизненного мира были отняты смысл, истинность, ценность. Идея Абсолютного бытия заставляла людей устремлять свой взор на небеса, и потому многие стороны реальной человеческой жизни рассматривались как греховные, запретные. Философия постмодернизма, утверждая бытие как становление, окончательно разбожествила мир, сломала вертикаль высшее – низшее, оправдала «странствия по запретному», к которому вплоть до конца XIX в. относились секс, безумие, тюрьма, половые извращения.

Отвергнув способ философствования, нацеленный на отработку самотождественности через отношение к надчеловеческому, Абсолютному бытию, постмодернисты пытаются показать людям, что обрести смысл жизни и нравственную идентичность можно только в общении с другими людьми. Если нет Бога, Истины, Разума, то остаются только люди, нуждающиеся в стратегии совместного общежития, в солидарности.

Понятие «бытие» сходно, однопорядково с такими понятиями как «действительность», «реальность», «существование» и в некоторых контекстах они могут рассматриваться как синонимы. Вместе с тем бытие – такая характеристика мира, в которой утверждается целостность мира через его существование.

Парной по отношению к категории «бытие» может быть названа категория «небытие». Тема бытия является одной из наиболее значимых в классической европейской философии, о чем уже говорилось выше. Понятие же «небытие» не получило в ней статуса центральной онтологической категории. Его то признавали (атомисты, Платон, Аристотель и их последователи), то не признавали (элеаты, Эмпедокл, Р.Декарт). Тем не менее понятие «небытие», трактуемое как разделяющее и связующее звено бытия, как источник его множественности и разнообразия, выполняло важную мировоззренческую и методологическую роль в античной философии. Наиболее высокую оценку небытия, трактуемого как божественное Ничто, мы находим в средневековой европейской философии. По своему статусу оно, будучи исходным материалом для творения, выше сотворенного бытия. В восточной философско-религиозной традиции (в частности, в буддизме и в философии вайшешика) признание небытия является основополагающим принципом.

Философы, стоящие на онтологической позиции, то есть так или иначе ставящие перед собой вопрос о сущности бытия, исходили из того, что данная категория позволяет, по крайней мере, мыслительно объединить самые различные предметы и явления мира по признаку их существования. Существование различных предметов и явлений и было бытием как таковым. Но наряду с этим возникал вопрос о том, а что же лежит в основе мира, не существует ли некоего особого образования, которое либо содержится во всех предметах и явлениях мира, или из которого все их можно выделить.

Понятие бытия отвлекается от всех конкретных различий вещей, предметов и процессов, кроме одной их черты, а именно их существования, что задает миру исходную целостность и делает его объектом философского размышления. И одним из первых вопросов, возникающих на пути философского осмысления мира, является вопрос о многообразии способов и форм бытия.

Бытие делится на два мира: мир физических вещей, процессов, материальная действительность и мир идеального, мир сознания, внутренний мир человека, его психических состояний. Эти два мира имеют различные способы своего существования. Физический, материальный, природный мир существует объективно, независимо от воли и сознания людей. Психический мир, мир человеческого сознания существует субъективно, так как зависим от воли и желания людей, отдельных индивидов. Вопрос о том, как соотносятся эти два мира, - основной вопрос философии. Комбинация этих двух основных форм бытия позволяет выделить еще несколько разновидностей форм бытия.

Особое место в этих мирах занимает человек. Он – природное существо, с одной стороны. С другой стороны, он наделен сознанием, а значит, может существовать не только физически, но и рассуждать о бытии мира и своем собственном бытии. Бытие человека воплощает диалектическое единство объективно-предметного и субъективного, тела и духа. Само по себе это явление уникальное. Материальное, природное выступает у человека первичной предпосылкой его существования. Вместе с тем многие действия человека регулируются социальными, духовно-нравственными мотивами. В самом широком смысле человечество – это общность, в которую входят все индивиды, живущие ныне или жившие ранее на Земле, а также те, кому предстоит родиться. Надо иметь в виду, что люди существуют до, вне и независимо от сознания каждого отдельного человека. Здоровое, нормально функционирующее тело является необходимой предпосылкой умственной деятельности, здорового духа. Об это же говорит и народная пословица: «в здоровом теле – здоровый дух». Правда, верное по своей сути изречение допускает и исключения, так как человеческий интеллект, его психика не всегда подчинены здоровому телу. Но и дух, как известно, оказывает, а точнее, в состоянии оказать огромное позитивное влияние на жизнедеятельность человеческого тела.

Следует обратить внимание и на такую особенность человеческого бытия, как зависимость его телесных действий от социальных мотиваций. В то время как другие природные вещи и тела функционируют автоматически и можно с достаточной определенностью предсказывать их поведение на ближайшую и дальнюю перспективу, этого нельзя сделать относительно человеческого тела. Его проявления и поступки нередко регулируются не биологическими инстинктами, а духовно-нравственными и социальными мотивами.

Своеобразный способ существования характеризует и человеческое общество. В социальном бытии переплетаются материальное и идеальное, природа и дух. Бытие социального делится на бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории и бытие общества. Эту форму бытия мы будем анализировать в разделах, посвященных обществу.

Выводы:

Бытие делится на два мира: мир физических вещей, процессов, материальная действительность и мир идеального, мир сознания, внутренний мир человека, его психических состояний.

Эти два мира имеют различные способы своего существования. Физический, материальный, природный мир существует объективно, независимо от воли и сознания людей. Психический мир, мир человеческого сознания существует субъективно, так как зависим от воли и желания людей, отдельных индивидов.

Вопрос о том, как соотносятся эти два мира, принято считать основным вопросом философии (во всяком случае, в его марксистской интерпретации).

Комбинация этих двух основных форм бытия позволяет выделить еще несколько разновидностей форм бытия.

Вопрос 2

^ ФОРМЫ БЫТИЯ

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция по теме №5 «философская картина мира» принадлежит к разделу I. «Природа и сущность философского знания» рабочей программы по курсу «Философия», разработанной  iconЛекция по теме №17 «философская культура юриста» принадлежит к разделу...
Адные философские аспекты юридического знания» рабочей программы по курсу «Философия», разработанной кафедрой философии Московского...

Лекция по теме №5 «философская картина мира» принадлежит к разделу I. «Природа и сущность философского знания» рабочей программы по курсу «Философия», разработанной  iconЛекция по теме №13 «природа и сущность права» принадлежит к разделу...
Автор Медушевская Наталья Федоровна, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии

Лекция по теме №5 «философская картина мира» принадлежит к разделу I. «Природа и сущность философского знания» рабочей программы по курсу «Философия», разработанной  iconЛекция по теме №15 «философия российской государственности и права»...
Возникновение и развитие государственности и права: системно-философский анализ

Лекция по теме №5 «философская картина мира» принадлежит к разделу I. «Природа и сущность философского знания» рабочей программы по курсу «Философия», разработанной  iconЛекция по теме №17 «философская концепция информационной безопасности»...
Автор Гончаров Николай Петрович, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии

Лекция по теме №5 «философская картина мира» принадлежит к разделу I. «Природа и сущность философского знания» рабочей программы по курсу «Философия», разработанной  iconЛекция по теме №16 «философия гражданского общества» принадлежит...
Автор Гончаров Николай Петрович, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии

Лекция по теме №5 «философская картина мира» принадлежит к разделу I. «Природа и сущность философского знания» рабочей программы по курсу «Философия», разработанной  iconЛекция по теме №16 «человек в системе хозяйствования» принадлежит...
Трудовая деятельность как основополагающий фактор в философии хозяйства

Лекция по теме №5 «философская картина мира» принадлежит к разделу I. «Природа и сущность философского знания» рабочей программы по курсу «Философия», разработанной  iconЛекция по теме №8 «философия человека. Личность и правоохранительная...
Автор Медушевская Наталья Федоровна, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии

Лекция по теме №5 «философская картина мира» принадлежит к разделу I. «Природа и сущность философского знания» рабочей программы по курсу «Философия», разработанной  iconЛекция по теме №10 «наука и методология» принадлежит к разделу II....
Автор Барсегян Сурен Григорьевич, кандидат философских наук, доцент, профессор кафедры философии

Лекция по теме №5 «философская картина мира» принадлежит к разделу I. «Природа и сущность философского знания» рабочей программы по курсу «Философия», разработанной  iconЛекция по теме №16 «философия самосознания: роль самосознания в процессе...
Автор Золкин Андрей Львович, доктор философских наук, доцент, заместитель начальника кафедры философии

Лекция по теме №5 «философская картина мира» принадлежит к разделу I. «Природа и сущность философского знания» рабочей программы по курсу «Философия», разработанной  iconЛекция по теме №17 «философия хозяйства в современной россии» принадлежит...
Отечественная философия хозяйства XX-XXI вв.: Россия – СССР – Россия. Формирование новой модели хозяйствования и его философское...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница