Скачать 298.5 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра _философии_ (название кафедры) Утверждаю Начальник кафедры философии_ (название кафедры) . Д.И. Грядовой (подпись) Автор Медушевская Наталья Федоровна, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии (фамилия, имя, отчество, ученая степень, ученое звание, должность) Фондовая лекция по __________________ФИЛОСОФИИ_______________________ (название учебной дисциплины) Тема _№ 8 «ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА. ЛИЧНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»_ (название темы) Обсуждена и одобрена на заседании кафедры философии протокол №_10_ от «21» мая_2007 г. Москва 2007 ТЕМА № 8 ^ ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ Лекция по ТЕМЕ № 8 «ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА. ЛИЧНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» принадлежит к РАЗДЕЛУ II. «ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ» рабочей программы по курсу «Философия», разработанной кафедрой философии Московского университета МВД России и предназначена для курсантов и слушателей всех специальностей. Актуальность темы состоит в том, что в современных условиях усиливается интерес к проблеме человека. Происходящая в настоящее время трансформация индустриальной цивилизации в информационное общество резко повышает роль человеческой индивидуальности, ее творческого начала в развитии всех сфер общества. Теоретическая значимость лекции заключается в рассмотрении сущности человека, его предназначения, ценностях человеческого существования как ключевых проблем философии. О значимости данной проблемы говорит то, что практически невозможно найти философскую школу или направление, которые не обращались бы к человеку, к анализу различных сторон его материального и духовного бытия. Практическая значимость лекции определяется возможностью уяснить проблемы свободы и ответственности личности в современном обществе, основные направления формирования личности, особенности профессиональной социализации личности сотрудника ОВД. Предметом лекции является рассмотрение общих проблем философии человека, формирования личности и ее роли в правоохранительной деятельности. Целью лекции является формирование целостного представления о современном уровне философского осмысления темы человека как одной из важнейших проблем философии. Задачи лекции:
Взаимосвязь лекции с ранее изученным материалом состоит в том, что в предыдущей лекции были рассмотрены исторические типы философских учений об обществе, основные закономерности общественного развития, методологические принципы и уровни системного анализа общества. После этого вполне логично рассмотрение философских проблем человека как главной действующей фигуры общества и субъекта общественных отношений. Взаимосвязь лекции с последующими темами Следующая лекция будет посвящена рассмотрению проблем ценностей в структуре человеческой деятельности. Именно человек выбирает и реализует цели, ориентируясь на общественные идеалы, нормы, ценности. Ценностные установки, связанные с выполнением служебного долга, с защитой прав и свобод человека, играют большую роль в деятельности сотрудников ОВД. Вопрос 1 ^ Под философией человека, или философской антропологией, понимают учение о природе человека. Философы античности длительное время рассматривали человека как Космоса, как «малый мир», микрокосм. Человеческое и природное, знания о которых были весьма фрагментарны, то и дело отождествлялись. Но вот уже платонизм делает существенный шаг вперед в понимании человека. Платонизм понимает человека как комбинацию души и тела. Душа принадлежит к бестелесному, к миру идей. Человек выступает носителем вне личного духа. Аристотель настаивает на единстве души и тела. Душа принадлежит телу. Итак, природа человека двойственна, она состоит из двух различных частей - души и тела. В христианстве человек рассматривается как образ Бога. Душа есть дуновение самого Бога. Человек оценивается с позиций не разума, а сердца (сердце упоминается в Ветхом Завете 851 раз). Все готово для появления великой троицы - разума, сердца и воли, трех составляющих внутреннего мира человека. Но главное размежевание внутри христианства происходит не столько между телом и душой, сколько между «плотским человеком» и «духовным человеком». Философия Ренессанса рассматривает человека как автономное существо, как дивную целостность. Единство души и тела - это преимущество человека перед другими созданиями. Человек есть чувствующее тело с характерными для него многочисленными эстетическими достоинствами. В Новое время Декарт рассматривает мышление как единственное достоверное свидетельство человеческого существования. Специфика человека усматривается в разуме, в мышлении. Разум важнее сердца, он господствует над страстями. Человек – это разумное существо. Тело и душа не имеют ничего общего. Тело простирается, душа мыслит. Ясное содержание души - это сознание. Для Канта человек тоже двойственен. Он принадлежит как миру природы, где властвует естественная необходимость, так и миру свободы. Специфика человека определяется его трансцендентальностью и нравственной свободой поведения. В немецком романтизме конца 18 - начала 19 в. (Гете, Гердер) происходит в некотором роде возвращение к традициям Ренессанса. Сфера эмоционально-чувственного полностью уравнивается с мышлением и ставится выше его. Так, по Новалису, «мышление - только сон чувства». Гердер и Гегель развивают идею историчности человека. Для Гегеля человек есть носитель общезначимого духа, субъект духовной деятельности, создающий мир культуры. Фейербах в Германии, Чернышевский и Антонович в России возвращают человека в центр философских изысканий. Человек рассматривается как чувственно-телесное существо со всеми вытекающими отсюда последствиями. Маркс считает определяющим в понимании человека трудовую деятельность. Общественное бытие определяет сознание человека. Общество детерминирует свойства личности. 0дним из глубочайших открытий 19 века можно считать мысль о социальной сущности человека. Был сделан знаменательный шаг в выявлении конкретно-исторической детерминации сознания и деятельности, различных исторических форм бытия человека и его образа жизни. Несомненным достижением начала 19 в. можно считать идею выделения собственно антропологических проблем в самостоятельную сферу философского знания. Рождается мысль о том, что о человеке как уникальном существе можно философствовать отдельно и особо. Это предельно захватывающий и загадочный предмет философского умозрения. Тем самым была поставлена под радикальное сомнение вся предшествующая теоретическая линия, в рамках которой происходило разностороннее истолкование человека. 1В 19 в. философия обратила внимание на загадочность человека, на то, что он представляет тайну. Ни религия, ни наука, ни философия не в состоянии раскрыть до конца эту тайну. Ведь мы имеем дело с поразительным созданием универсума, с неисчерпаемым миром человеческой субъективности, который обладает текучестью, постоянно преображается и вообще не поддается регулированию. Философская идея, усматривающая в человеке тайну, нашла признание в русской персоналистской философии 20 в., в экзистенциализме, в других философских направлениях. Философия демонстрирует нам постоянные усилия человеческого духа понять тайну человеческого бытия. Философия жизни (Ницше, Дильтей) видит специфику человека в феномене жизни, который либо сильно сближается с органическим, биологическим, либо истолковывается в культурно-историческом смысле. В философии жизни на первый план выдвигаются внемыслительные способности человека: чувство (Гаман, Якобсон), воля (Шопенгауэр), интуиция (Бергсон, Баадер). Часто сознанию противопоставляется бессознательное, глубинный источник человеческого поведения. Фрейд возвышает бессознательное над сознанием. Истоки религии, культуры, всего человеческого он видит в бессознательном, относительно которого человек не отдает себе полностью отчета. Экзистенциализм в первую очередь обеспокоен подлинностью индивидуального человеческого существования. Он ищет свободу, как от природного, так и от всех других безличностных сил. В очередной раз отвергается диктат объективного идеализма, материализма, сциентизма. На первый план выдвигаются чувства, но не просто чувства, а процесс чувствования, переживания. На место кратковременных чувств ставится долговременное чувство, переживание. Феноменологизм Гуссерля стремится преодолеть замкнутость личности, а потому переживания считается интенциональным, оно изначально направлено на внешний мир. Человек не просто существует, а существует в мире. Существование человека в мире Кассирер понимал как манифестацию человека в языке, труде, религии. Человек - существо, которое создает самого себя, культуру. Развивая тенденции, заложенные в философии жизни и феноменологии Гуссерля, в 1928 г. благодаря работам Шелера и Плеснера в Германии возникает философская антропология, особая философская дисциплина, занимающаяся проблематикой человека. Ставится задача на основе данных частных наук о человеке - биологии, психологии, социологии - воссоздать целостное понятие) человеке. Подведем итоги рассмотрения проблемы человека в различных философских направлениях. Было выяснено, что человек есть единство телесного и душевного; душа - вот что наиболее резко выделяет человека из мира природы. Следует, однако, отметить, что ныне термин «душа» употребляется не столь часто, как в античности и средневековье. Вместо термина «душа» используются синонимичные ему термины, «психика», «внутренний мир человека», «духовный мир человека». Во-первых, в основе специфики человека лежит его духовность. Во-вторых, специфика человека определяется символизацией им собственного духовного мира в различных сферах своей деятельности, языке, культуре. В-третьих, духовный мир человека имеет известные градации внутри себя: переживание (чувство) и мысль, сознание и бессознательное, воля и интуиция. Сколь бы причудливым образом не строилось философское обсуждение проблемы человека, в конечном счете речь идет о его психике, сознании, разуме, чувствах, мыслях, воле и т.п. Подводя итог, следует сослаться на немецкого философа, одного из основоположников философской антропологии Макса Шелера (1874-1928), который выделил пять типов антропологических учений: 1) европейско-христианскую доктрину; 2) антично-греческую; 3) натуралистическую; 4) теорию декаданса; 5) концепцию сверхчеловека. Первая разновидность - европейско-христианская - рождает образ религиозного человека. Здесь имеется в виду известный миф о сотворении человека Богом, о происхождении человеческого рода от одной пары, учение о рае, об ангеле-искусителе и грехопадении; о спасении через Богочеловека с его двойственной природой и последующим восстановлением божественного младенчества; это многоцветная эсхатология; это учение о свободе личности и духовности, о бессмертии души и о преображении тела, о воскресении, Страшном суде и т.д. Вторая разновидность - антично-греческая - это и поныне распространенная идея человека (homo sapiens). По мысли Шелера, она принадлежит исключительно греческой культурной традиции. Наиболее четко и ясно она выражена сначала у Анаксагора, а у Платона и Аристотеля оформлена уже в философских категориях. Эта концепция принципиально разводит понятия «человек» и «животное». В человеке выделяется не столько творческое, сколько разумное начало. Только благодаря разуму человек оказывается в состоянии понять и оценить все сущее таким, какое оно есть на самом деле - Бога, мир и самого себя. Он способен осмысленно формировать природу, на практике хорошо вести себя с себе подобным, то есть жить так, чтобы как можно полнее раскрылась эта его специфически движущая сила. Макс Шелер выделяет 4 определения, которые характеризуют «человека разумного»: во-первых, человек несет в себе некую божественную активность, которой нет в других объектах живой природы; во-вторых, эта активность превращающая Хаос в Космос, онтологически есть та самая сила, из которой по-настоящему произрастает истинное познание мира; в-третьих, эта сила есть логос, она не зависит от инстинктов и чувственности; в-четвертых, она является абсолютной постоянной с точки зрения истории, народонаселения и места. Несмотря на огромные изменения, философско-антропологические мысли от Аристотеля до Канта и Гегеля мало чем изменили учение о человеке по вышеприведенным четырем позициям. На протяжении многих веков учение а «человеке разумном» оставалось совершенно непоколебимым, а в эпоху Просвещения достигло подлинного триумфа. Натуралистическая доктрина исходит из оценки человека как животного. Сущность человека не в том, что он в первую очередь разумное существо, а в том, что он существо биологическое, инстинктивное. Человек - это всего лишь высокоразвитое живое существо. Все, что имеет отношение к разуму, духу, не имеет самостоятельного происхождения, и в то же время не подчиняется простейшим законам бытия, а является исключительным продолжением высших психических способностей, которые мы обнаруживаем уже у человекообразных обезьян. Четвертый тип - человек дегенеративный - это существо, презревшее собственную природную сущность. Это культ органики, инстинкта, но человек отдаляется от собственной природности. Пятая доктрина - теория сверхчеловека - возносит человека на головокружительную высоту. Это антропологическое воззрение берет на вооружение ницшеанского сверхчеловека, но подводит под него рациональный фундамент. Сейчас философские антропологи все чаще с тревогой говорят о роковой черте, к которой, вероятно, подошел биологический вид homo sapiens. Дальше его может постичь печальная участь - природа беспощадна: она безжалостно отбрасывает множество своих неудачных проектов. Не исключено, что и человек, едва ли не самое эксцентричное ее творение, обречен на гибель. Человек едва ли не единственное создание, которое уничтожает себе подобных. Олень, например, вступивший в схватку с соперником, ретируется, признавая право сильнейшего. Волк, признав свое поражение, подставляет победителю жизненно важную артерию: губи, мол, твоя воля. Однако природный инстинкт подсказывает разгоряченному триумфатору: остановись, не посягай на жизнь. И только люди способны стрелять в тех, кто поднял белый флаг или руку, опустился на колени. |
![]() | Адные философские аспекты юридического знания» рабочей программы по курсу «Философия», разработанной кафедрой философии Московского... | ![]() | Автор Барсегян Сурен Григорьевич, кандидат философских наук, доцент, профессор кафедры философии |
![]() | Автор Медушевская Наталья Федоровна, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии | ![]() | Автор Медушевская Наталья Федоровна, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии |
![]() | Автор Медушевская Наталья Федоровна, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии | ![]() | Автор Медушевская Наталья Федоровна, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии |
![]() | Трудовая деятельность как основополагающий фактор в философии хозяйства | ![]() | Автор Гончаров Николай Петрович, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии |
![]() | Возникновение и развитие государственности и права: системно-философский анализ | ![]() | Отечественная философия хозяйства XX-XXI вв.: Россия – СССР – Россия. Формирование новой модели хозяйствования и его философское... |