Наиболее поразительное использование чисто поэтического приема в прозе Толстого это его обращение к уровню фонетики. В «Войне и мире» налицо разная степень




Скачать 145.94 Kb.
НазваниеНаиболее поразительное использование чисто поэтического приема в прозе Толстого это его обращение к уровню фонетики. В «Войне и мире» налицо разная степень
страница1/2
Дата публикации03.06.2013
Размер145.94 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Философия > Документы
  1   2
Елена Толстая

Звукопись у Толстого.

Наиболее поразительное использование чисто поэтического приема в прозе Толстого — это его обращение к уровню фонетики. В «Войне и мире» налицо разная степень прописанности — в начальных главах она выше, в них поражает разнообразие и густота приемов, тут и редкий повтор, и «загадки», и многочисленные другие новации — Толстой как бы демонстрирует весь свой репертуар, можно подумать, специально изобретенный для этого большого проекта, обрушивает его на читателя в ударных дозах. Именно здесь он применяет и крупно прочерченный фонетический повтор.
^ В блеске бала. Толстой вводит весь круг тем, связанных с Элен, в следующем насквозь аллитерированном пассаже: в глаза бросается скопление Л и Б+Л , а также П+Л, и редко Г+Л и В+Л.

Княжна ЭЛен уЛыБаЛась; она подняЛась с тою же неизменяющеюся уЛыБкой вПоЛне красивой женщины, с которою она вошла в гостиную. СЛегка шумя своею БеЛою БаЛьною роБой, уБранною ПЛющем и мохом, и БЛестя БеЛизною ПЛеч, ГЛянцем ВоЛос и БриЛьянтов, она ПрошЛа между расступившимися мужчинами и прямо, не ГЛядя ни на кого, но всем уЛыБаясь и как Бы ЛюБезно ПредоставЛяя каждому право ЛюБоваться красотою своего стана, ПоЛных ПЛеч, очень открытой, по тогдашней моде, груди и спины, и как будто внося с собою БЛеск БаЛа, подошЛа к Анне ПавЛовне. <...> QueLLe BeLLe personne!
В русском языке сочетание -бл словарно связанная с идеей БЛеска: оно варьируется как б+гласная+л, л+гласная+б (и иррадиирующие от них «бравурные» бр-пр и «приглушенные» пл и даже гл-в+л: Толстой создает прозаическую вариацию поэтического клише предыдущей, пушкинской эпохи, ср.: «Театр уж ПоЛон. Ложи БЛещут.» —и говоря о блесках аполлонического Петербурга, Белый мог воспринимать романтическую звукопись через толстовский усилитель.

Концепция метафонии по Векшину позволяет говорить не о точечных повторах отдельных звуков, но о сплошном звуковом иррадиировании: оно захватывает гласные и согласные, в прямом и обращенном порядке:

Строение. Игру начинает имя ЭЛен и глагол «уЛыБаЛась». Это, как выяснится ниже, и есть осевой повтор абзаца, -б+л. В игре задействованы и поддерживают ее грамматические элементы: аффиксы и флексии: начальный повтор «лась» и сквозной повтор «ла», и эхо «улыб» в «убранной».

Осевой повтор сопровождается локальными обогащающими орнаментами, ограниченными фразой-двумя: кНЯжна — подНЯлась— НЕизмеНЯющейся — вполНЕ. Далее следует легкий подсвист на : улыбалаСЬ —поднялаСЬ — неизменяющейСЯ — краСИвой — С тою — С которою — гоСтиную — Слегка — Своею вноСя С Собою(да еще в середине этой серии трижды повторяется ст/ c).

В этой серии уже начинает просматриваться другой «грамматический», второстепенный повтор: окончаний на –ой/ою (т.е. oj/əj+u): улыбкОЙ — красивОЙ — тОЮ— которОЮ — гостинУЮ. Наметившись, он еще расширяется и закрепляется в «свОЕЮ», с двойной йотой, и продолжает звучать во фразе: белОЮ баЛЬнОЮ робОЙ, главная партия которой, впрочем, — мощное подтверждение осевого повтора –б+л/ль.

Следующая локальная короткая серия — это : плющОМ и МохОМ, затем вновь мощный возврат осевого повтора – бл, его главный, центральный аккорд: БЛестя БеЛизною ПЛеч, ГЛянцем ВоЛос и БРиЛЬянтов и (и эхо сквозного –ла в прошЛА), и новая локальная серия: МЕЖду расступившиМИся МУЖчинаМИ, (и эхо предыдущей локальной серии в пряМО). Далее строится новая серия периферийных повторов, на –я, со сгущением к концу: прЯмо — глЯдЯ — улыбаЯсь—предоставлЯЯ. В этом месте осевой повтор выступает в смягченной версии «ЛЮБоваться — ЛЮБезно» и тут же уступает место варианту –пл: «ПредоставЛяя—Право Любоваться— ПоЛных Плеч» (а рядом локальный повтор пр-кр-гр: КРасотой—отКРытой —Груди— PeRsonne, перекрывающийся другим локальным повтором из взрывных с –р на фоне н: краСоТою –СТаНа —СпиНы —PerSoNNe ( в финальной позиции н осознается как сильный опорный член еще одного второстепенного повтора); следует знакомый нам пунктир из флексий ой/ою/оеj/ əj +гласная): красотОЮ—свОЕго—открытОЙ—собОЮ.

В последней строчке суммируется осевой повтор «Блеск БаЛа»; «подошЛА» замыкает серию подсобных сквозных повторов на –ла, повтор –не образует кольцо с началом, и венчает все закрепление осевого повтора –бл в иноязычной фразе!

КНЯжна ЭЛен УЛЫБаЛАСЬ; она подНЯЛАСЬ С тОЮ же НЕизмеНЯющеюся УЛЫБкой вПоЛне красивой женщины, с которою она вошла в гостиную. СЛегка шумя своею БеЛОЮ БаЛьнОЮ роБОЙ, УБранноЮ ПЛЮщЕМ и МОхОМ, и БЛестя БеЛизнОЮ ПЛеч, ГЛЯНцем ВоЛос и БриЛьЯНтов, она ПрошЛА МЕЖду расступившиМИся МУЖчинаМИ и пряМО, не ГЛядя ни на кого, но всем уЛыБАЯСЬ и как бы ЛюБезно ПредоставЛЯЯ каждоМУ ПРаво ЛюБоваться КРаСоТОЮ свОЕго СТаНа, ПоЛных ПЛеч, очень отКРытОЙ, по тогдашней моде, ГРуди и Спины, и как будто вноСЯ С СобОЮ БЛеск БаЛа, подошЛА к Анне Павловне. <...> QueLLe BeLLe personne!

Суммируя строение абзаца с интересующей нас точки зрения, получим для первых пяти сильных повторов:

1няя л-улыб-ла-ла с-с ою

2 не-ня ею-ой-ою ся-с-с улыб-п..л кр

3 ою-ую-оею-ою ла с-сл-св б..л

4 б..л-р..б-бр пл-бл ем-мо-ом

5 б..л пл-гл-в..л- брл-пр..л ян-ян ла

6 меж –ими-муж-ами-ямо я-ядя

7 улыб-люб аясь-с. яя пр му

8 пр люб ться- сот-ст кр ою пол-пл н-н-нь

9 ткр- гр ой с-ся- с н-н

10 с ою бл- бл ла нн-н эль-белль п..р с нн

Итак — осевой повтор с вариантами бр, пр, гл, вл, прл, брл )— есть во всех строках, кроме 7 и 9. Наиболее густы осевые группы в 1, 2, 4, 5, 7, 8 и 10. Ярче всего варьирован осевой повтор в 5 и 10 строках. Новая тема на м возникает в 4 и подхватывается в 6 строке, явный локальный повтор. Это охватывает середину абзаца, в которую помещен самый яркий осевой повтор (В 5 строке) . В 8 строке небольшое новшество — повтор С обогащается в СТ. Там же возникает и относительно новая (мелькнувшая в строке 2) тема КР , в 9 строке варьирующаяся в ГР, там и локализованная. Повтор на Н в последних трех строках и в финальном ударном слоге замыкает кольцо с 1 строкой. Повторы на с и на ой-ою являются сквозными, хотя и не такими частыми и заметными. Все построение центрировано и имеет характер симметричный.

Смысл. Богатейший ассоциативный ряд БЛ — блеска — варьируется, сверкая глянцем и брильянтами. Очевидны, однако, и «запасные», неофициальные звуковые ассоциации повтора на БЛ, связанные с известным существительным.

Гнездо Пол-полн-пл добавляет сюда ассоциации не только с полнотой, но и с полом, повтор грамматических ла-ла добавляет сему женственности.

Сквозной вспомогательный повтор на С –СЬ подсказывает некоторую звукоподражательную змеистость. Сюда же подключаются богато представленные переливы гласных с йотой посредине, также выражающие грамматические значения женского рода: ою-ею-ую. Однако в плане семантики С-сь еще и показатель возвратности, и кажется, что в облике Элен эта характеристика должна связаться с эгоизмом. Все эти смысловые обертоны суммируются в слове СВОЕЮ : и женский род, и обращенность на себя, (которая также твердится и впрямую в яя –ядя), и змеиная переливчатость с подсвистом.
^ Мучительно чувствовалось. Все помнят садистическую фонику французского бреда Анны.

Но вот никому не памятное, незаметное начало романа, после знаменитой фразы о всех счастивых и несчастливых семьях:

Положение это продолжалось уже третий день (ложе-олжало-же) и мучительно чувствовалось и самими супругами, и всеми членами семьи, и домочадцами. Все члены семьи и домочадцы чувствовали, что (уч-чу-ч-ча-ч-чу-ч) нет смысла в их сожительстве и что на каждом постоялом дворе случайно сошедшиеся люди более связаны между собой, чем они, члены семьи и домочадцы Облонских. Жена не выходила из своих комнат, мужа (ж-ч-жд-ч-жд-ч-ч-ча-же-жа) третий день не было дома. Дети бегали по всему дому, как потерянные (тре-ти-де-де-ти-тер); англичанка поссорилась с экономкой и написала записку приятельнице, прося приискать (п...ри-пи-пи-при-про-при -- возможно, в память «призм» которые диккенсовская гувернантка считает словом, красиво влияющим на форму губ) ей новое место; повар ушел вчера со двора, во время(вар-в..ра-вора-во-вре) самого обеда; черная кухарка и кучер просили расчета(вчера-ку-арка-ку-чер-ро-ра-че).
Строение. Как видно, начальным повтором в этом фрагменте является тема на Ж в первой строке; затем две следующих аллитерированы на Ч, а следующие 4 строки суммируют чередующиеся Ж и Ч. Повтор на Ч затем развивается в последних двух строках в повтор –чер-чер-че. Таким образом, можно установить, что сквозным, или осевым повтором здесь служит повтор на Ч.
С середины абзаца подключаются новые темы аллитерации, действующие на коротких отрезках. «Третий день» из начальной строки повторяется и отзывается в «дети» и «потерянные». В следующих трех строках расцветает новая, локальная аллитерационная тема — при-пи-про (до этого пр встретилось только в «супругами» во второй строке) За нею идет локальная тема «повара»: вар-в..ра-вора-во-вре. Внутри этой темы еще раз встречается осевое Ч — в слове «вчера», которое откликнется в богатом финальном повторе. И в самом конце подхватывается и пр, и к этим повторам уже добавится и новый, на ку-: «кухарка и кучер», повторы аккумулируются и перехлестываются, так что финал аллитерирован насквозь, завершая и осевой повтор на ч в форме чер-, и два локальных, на р-ра (он завершают тему вар-вор-вр) и на ку.

Смысл.

Звукопись, по Белому, сообщает повествовательной ткани упругость, яркость, блистание, и в этом одна из ее функций — скажем, орнаментальная. Другая — очевидно, сообщение экспрессии, эмоциональная. Здесь возможно уже соотнесение звуков с тем или иным настроем чувств— вспомним звуковую инструментовку Белого, его противопоставление открытого переднего а— закрытому глубокому у, соответствующим утверждению и отрицанию.

Но наиболее интересный случай подразумевает игру звуковыми ассоциациями, создающую некое подобие квазисмысловых повторов. Параллелизм звуков порождает смысл. Он не столько “изображает” (прямое соотнесение звуков и смыслов редко) сколько строит звуковые аналогии и повторы, устанавливая соответствия между морфемами, которые становятся источником новых смыслов.
В нашем абзаце, как кажется, в первом повторе: «Положение это продолжалось уже» (ложе-олжа-ло-же) в этих «ложе-олжа-ло-же» разыгрывается морфема «лож-ь—лж-а»;

Но осевой повтор строится на основе морфемы «мучи-» , как в «мучительный»:

...мучительно чувствовалось и самими супругами, и всеми членами семьи, и домочадцами. Все члены семьи и домочадцы чувствовали, что нет смысла в их сожительстве и что на каждом постоялом дворе случайно сошедшиеся люди более связаны между собой, чем они, члены семьи и домочадцы Облонских (мучи-чу-ч-моча-ч-моча-чу-ч-ч –уч-ч-ч-моча).
Для того, чтобы разыграть эту шараду, Толстому потребовался вспомогательный повтор. Это грамматический повтор на м в тех же строках, где встречаются морфемы «муч»-«моч»:

Положение это продолжалось уже третий день и мучительно чувствовалось и самими супругами, и всеми членами семьи, и домочадцами. Все члены семьи и домочадцы чувствовали, что нет смысла в их сожительстве и что на каждом постоялом дворе случайно сошедшиеся люди более связаны между собой, чем они, члены семьи и домочадцы Облонских. (му-мими-ми-ми-мьи-мы-ом-ом-ме-ем-мьи).
Сочетание надсадных, со стиснутыми зубами ч — и мычаний или стонов мими-мы-мьи и дает звуковой образ «мучительности» переживаемой героями ситуации.

Далее следует еще один подсобный, незаметный, вспомогательный повтор, на н, все же с явным накоплением смысла «отрицательности»:
ЖеНа Не выходила из своих комНат, мужа третий деНь Не было дома. Дети бегали по всему дому, как потеряННые; аНгличаНка поссорилась с экоНомкой и Написала записку приятельнице, прося приискать ей Новое место (на-не-на-нны-н..ан..н-но-на-но);
Внутри этого второстепенного повтора спрятан локальный: «третий день не было дома. Дети бегали по всему дому, как потерянные (тре-ти-де-де-ти-тер)» (ему подыгрывают несколько е в ударных слогах в той же фразе).
Тут же какое-то женское лепетание при-пи-пи-при-про, мелкие интриги под сурдинку: далее серьезная беда, уход повара, оркестрованный на вар-вор-в..ра-вр, явно с суггестией вора, воровства. И, наконец, все венчает катастрофа — поистине черный день, когда даже черная кухарка и кучер просят расчета! С добавкой кукованья и карканья: –ор-ар-ро-ра. И с совершенно ясно суггестированным участием во всем этом черта.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Наиболее поразительное использование чисто поэтического приема в прозе Толстого это его обращение к уровню фонетики. В «Войне и мире» налицо разная степень iconОбразы кутузова и наполеона в романе л. Н. Толстого "война и мир"
Роман Л. Н. Толстого "Война и мир" является, по мнению известных писателей и критиков, "величайшим романом в мире"

Наиболее поразительное использование чисто поэтического приема в прозе Толстого это его обращение к уровню фонетики. В «Войне и мире» налицо разная степень iconУрок литературы в 7 классе
Обучающая: обучение приемам анализа поэтического текста, интерпретированию поэтического текста при помощи эйдос-конспекта

Наиболее поразительное использование чисто поэтического приема в прозе Толстого это его обращение к уровню фонетики. В «Войне и мире» налицо разная степень iconЛекция №3 (4)
Главной целью управления основным капиталом является обеспечение его достаточности для нормального функционирования и развития предприятия,...

Наиболее поразительное использование чисто поэтического приема в прозе Толстого это его обращение к уровню фонетики. В «Войне и мире» налицо разная степень iconУпр 22 понять, присылать не надо, разбираем на уроке
Аргентина и Бразилия — наиболее крупные государства Южной Америки. 15. Только недавно нога человека впервые ступила на вершину Эвереста....

Наиболее поразительное использование чисто поэтического приема в прозе Толстого это его обращение к уровню фонетики. В «Войне и мире» налицо разная степень iconБерезовый сок это нечто святое! С приходом весны многие потянутся...
Хотя, если брать чисто химический состав сока, это всего лишь слегка подслащенная водичка. Но "водичка", которую деревья вытягивают...

Наиболее поразительное использование чисто поэтического приема в прозе Толстого это его обращение к уровню фонетики. В «Войне и мире» налицо разная степень iconБорьбы с коррупцией остается больной темой не только в России, но...
Коррупция достигла катастрофических размеров. Россия по уровню мздоимства находится среди самых отсталых африканских стран и занимает...

Наиболее поразительное использование чисто поэтического приема в прозе Толстого это его обращение к уровню фонетики. В «Войне и мире» налицо разная степень iconИспользование тсо на уроках в мкоу «Кизлярская гимназия №6 им. А. С. Пушкина»
Наиболее лучшему усвоению программ способствует использование тсо на уроках и внеурочное время

Наиболее поразительное использование чисто поэтического приема в прозе Толстого это его обращение к уровню фонетики. В «Войне и мире» налицо разная степень iconИнструкция: «Оценить степень выраженности данных качеств по пятибалльной...
Психологические показатели неуспевающих учащихся с рассогласованием между мотивационной и операциональной сферами

Наиболее поразительное использование чисто поэтического приема в прозе Толстого это его обращение к уровню фонетики. В «Войне и мире» налицо разная степень iconДуховное детство
Стать дитем Божьим можно единственным способом – это родиться от Бога, от Духа Святого, родиться свыше. Как в естественном мире жизнь...

Наиболее поразительное использование чисто поэтического приема в прозе Толстого это его обращение к уровню фонетики. В «Войне и мире» налицо разная степень iconСовременные тенденции развития ассортимента текстильной промышленности
Основная тенденция последних десяти лет в развитии мирового льняного комплекса — стремление стран увеличить долю льна среди других...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница