2. Возникновение философии, ее культурно-исторической предпосылки




Название2. Возникновение философии, ее культурно-исторической предпосылки
страница1/8
Дата публикации01.06.2013
Размер0.7 Mb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8
1. Место и роль философии в системе духовной культуры.

«психия» от греч – душа. Психика – душа интеллект 1)Интеллект 2)Чувства – эволюции, интуиция3)Воля – осознанная и неосознанная, подсознательная, бессознательная. Философия – явление духовной жизни общества. Духов. кул-ра – проявление человеч духа (или человеч души) и души народа. Кул-ра человеческой мысли, интуиция, человеческие чувства - развивает духовность. Духовная культура выражается в науке, искусстве, морали, религии, в повседневном духовном общении м\у людьми. Наука – гл. образом рациональное проявление строго-логического мышления + интуиции. Искусство- лог мышление, но больше чув-тв и интуиции. Часто это порыв человеч души, кот трудно выразить логически и вообще в словах. Мораль – как система нравственных чув-тв и убеждений, моральных ценностей. В кач-ве кот выступает представления людей о добре, справедливости, доме, совести, чести, см. жизни и т.д. Все это проявление духов кул-ры людей, их духовности, вкл религиозн духовность и религиоз культуру. Философия занимает особое место в системе ДК. Она воспроизводит мир в его единстве и условности и выступает как ядро мировоззрения личности. Разное филос мировоззрение в немалой степени направляет поиск ученого, лежит в основе творческой реализации художника, воздействует на формирование моральных ценностей большинства масс людей. Формируя у людей определ фиософ направление их дух деятельности тем самым направляет развитие вех элементов духовной культуры. В том числе науке, искусстве, морали, религии и т.п. Роль фил в развитии ДК явл. основополагающей. По сл. Нем философа Гегеля: «философия – это эпоха схваченная мыслью» Вся эпоха др.словами отражает всю эпоху и влияет на ее дух содержание. Философия – «фило»-любовь, «софия»-мудрость. Философы(на западе и на восток выступает в роли мудрецов) «Быть философом – значит быть мудрым» - Пифагор. Владимир Соловьев – рус философ – развил учение о Софии, как проявлении мировой души и мудрости. Челов-кая мудрость не только знания, но это способ глубоко видения суть проблем, ему это дано, и принимать соответ решения на основе знаний, опыта и интуиции. Фил – касается всех этих сторон дух деятельности человека, учит мыслить и постигать человеческую духовность во всех ее проявлениях. Этим определ ее роль в духовном развитии человечества и в его дух культуре.

^ 2. Возникновение философии, ее культурно-исторической предпосылки.

Фил, как более высокий уровень мировоззрения, а именно, как выраженный в системе понятия взгляд на мир – миропонимание – возникло в др. обществах (в Индии, Китае, Греции) на рубеже 7-6- вв. до н.э. Основ ее кул-но исторические предпосылкой явилось общественное раздел труда и непосредственное разделение на умственное и физическое. Появл слой людей, которые могут занимат специальной проблемами ДК; в большем числе религией, искусством, наукой, философией. «-я предпосылка: достаточно высокий уровень развития рационального(логического) мышления. Осн формой первобытного мышления – миф (миф – философия параллельно в которой предст примитивное значение людей о мире с их фантазией и религией). Миф – знания, вымысел и вера. С разложением первобытной общины и рабовладельческого строя, что сопровождал отделением умственного труда от физического все более развивалось рационально-логическое мышление. Это выраз в матем-ке Пифагора (6 вв до н.э.), в философии Фалеса, Гераклита, Протагора. Они размышляли о проблемах мира, космоса и человека, о морали, регулярных отношений м/у людьми, об искусстве, религии. Их размышления все более опирались на научные знания и положили начало различным философским концепциям, направлениям и фил школам. Нечто подобное происходило и в др странах. В дальнейшем философия развивалась под влиянием научных знаний, искусства, полит отношений всей человеч кул-ры.

^ 4. Функции философии.

Назнач филос лучше всего указ ее ф-ии. Осн из них: Мировоззренческая. Суть ее в том, что филос выступ как сист взглядов на мир, общ-во и чел-ка. Формир мировоззр людей, филос помог им ориентир в сложн природн, информац, технич и духовн мире. В завис от того, научн или не научн явл, филос (напр: религиозн) опред и хар-р мировоззр. Познават-ая. Философ решает пробл познават мира, раскрыв процесс его познан – то как соверш этот процесс, а так же решает вопрос о границе познания. Методологическая. Она заключ в том, что филос выступ в кач-ве метода познания мира, общ-ва и чел-ка. В кач-ве такого метода выступ, напр, Диалектика, как учение о развитии мира и его познание. Прогностическая. Созд целостную карт мира во взаимод всех его сторон, филос помог выяв источн и направл развит тех или иных фвлений прир и общ-ва. Этим она полаг предвид ход событий и сознат прогноз их. Логотерапия. (Логос-Смысл, терапия-лечение). Речь идет о лечении смыслом, «задача филос усматр в том, чтобы помочь чел-ку справ с теми страд, котор взваны его непоним того, что происх в его жизни и в общ-ве». Из-за тех или иных социальн причин у отдельн людей наступ духовн кризис, и человек мучается вопр о том, имеет ли смысл его дальн жизнь, о фундамент пробл его бытия, о религиозн исканиях и т. д. В данн случ встает вопрос выбора ценностей – религиозных … В этом ему должна помочь философия.

^ 5. Значение философии в переходные и нестабильные периоды развития общества.

В такие периоды особ-но важно:

а) осмысл социальн процессы в их взаимосвязи и развит, сост целостн картину развит общ-ва. б) выявить противореч, лежащ в основе развит тех или иных явл и процессов и наметить пути их разрешения. в) опред тенденции развит тех или иных явл и процессов. Тенденция- устойчивая направленность. г) выявить то, что способств равнов и стабильн общ-ва, его выживанию и развит в интересах большинства людей, а что не способств этому. Чему надо содейств, а чему нет.

^ 25. Н. Макиавелли о природе государства и способах осуществления государственной власти.

В эпоху возрождения развив фил взгляды на общ-во и гос-о. (1469-1527) Н. М. он считал, что побудительными мотивами деят людей явл эмоции и матер интерес. В силу изначального зла челвеч природы, а именно в стремл к власти и богатству. Возникает необходим обуздать человечес инстинктов в пользу гос-ва. В трактате гос-ва М. рассматрив способы созд сильного гос-ва и сильной гос-ной власти. Он пишет, что благораз гос-ву следует избегать тех пороков котор могут решить его власти. Это – мягкость, чрезмерная нравственность, излишняя щедрость и т.п. М. рассматривал такие вопросы: что лучше страх или любовь? (отв: страх) Как государь должен держать слово? (отв: пока ему это выгодно). «Об уме правителя судят по тому, каких людей он к себе приближает» и что «все сред-ва дозволены для достижен политич целей» и «политика вне морали» Подобные рассуждения создали М. печальную славу учителя тиранов и автора тезиса: «цель оправдывает средства», а его имя стало синонимом проповеди политич вероломства и насилия – «макиавеллизма».

^ 3. Предмет философии. Онтология, гносеология, логика.

Философия ставит и реш вопросы (пробл) мировоззренческого хар-ра. Фил выступает как система взглядов на мир, его познаний и человеч мышления. Фил. - это такая обл. дух. деятельности, кот. основывается на особом фил. типе мышления, лежащем в основе ф. познания, и на самостоятельности предмета ф. Ф. не обладает таким же предметом как например естеств. науки, в том смысле, что предмет ф. не локализован в пределах той или иной конкретной обл. знания как например биол., геология... Однако предмет у ф. есть, и принцип. невозможность указанной его локализации составл. его специф. особенность. Эта та область дух. деятельности чел., в основании кот. лежит рефлексия над самой деятельностью и, следовательно, над ее смыслом, целью и формами и в конечном счете над выяснением сущности самого чел. как субъекта культуры, то есть сущностных отношений чел. к миру. возникла с перенесением основного внимания а чел. в его отношении к миру, т.е. на чел., познающего, преобраз. и творящего мир. С течением истории конкретное наполнение этой общей специфики ф. предмета неоднократно обновлялось, наполнялось новыми смысловыми нюансами, но всегда в основе ф. знания лежала установка на выяснение связи между чел. и миром, т.е. на выяснение внутренних целей, причин и способов познания и преобразования мира человеком. Ф. - это т.о. не просто научн. дисциплина, а еще и специф. тип мышления и даже своего рода ф. эмоциональный настрой, система мировоззр. чувств. Имеется ли внутреннее деление ф. проблематики, в целом ориентированной на выявление отношений чел. с миром? Еще в античности такое деление было намечено, хотя оно и не совпадает с соврем. структурой ф. знания, и прежде всего потому, что ант. ф. включала в себя тот состав знания, кот. в последствии отошел к ест. наукам. И все же уже в ант. говорилось о онтлогии - учении о бытии и о гносеологии - учении о познании, и о логике - учении о формах мышления. Ф. вопросы. Является ли сладость объективн свойством сахара или это лишь субъективное ощущение чел.? Принадлежит ли красота предм. природы, людям... или она продиктована чувством прекрасного, челов. способностью воспринимать красоту? Вопрос о чел. свободе. Связан ли прогресс общества лишь с объективными показателями темпов эконом развития или же включает и субъективные, челов. аспекты? Все эти воросы затрагивают одну общую проблему: соотношение бытия и сознания, объективного и субъективного, мира и человека. Бертран Рассел: “разделен ли мир на дух и материю, а если ад, то что такое дух и что такое материя? Подчинен ли дух материи, или он обладает независимыми способностями? Имеет ли вселенная какое либо единство или цель? Развивается ли вселенная по направлению к какой либо цели? Действительно ли сущ. законы прир., или мы просто верим в нах благодаря лишь присущей нам склонности к порядку? Нужно ли добру быть вечным, чтобы заслуживать выс. оценки, или же к добру нужно стремиться, даже если вселенная неотвратимо движется к гибели? Исследовать эти вопросы, если не отвечать на них, - дело философии”. Большая многоплановая проблема “ мир-человек”, по сути, выступает как универсальная и может рассматриваться как всеобщая формула, абстрактное выражение практически любой ф. проблемы. Вот почему она может быть в опр. смысле названа осн. вопросом ф.

^ 6. Материализм и идеализм – основные направления в философии.

В решение фил проблем, касающ развития мира, его познания преоблад материалист или идеалистические подходы. М и И – 2 типа основ-х и наиболее шир направления в ил. Они различ по тому, как они решают вопрос об отношении бытия и мышления материи и сознания, природы и духа. М исходит из признака первичного бытия, материи и природы по отношен к созданию духу и мышлению. Материя – бытие природы – лежит в основе всех вещей и явлений в том числе и сознании. Сознание вторично, т.е. производно от материи от человеч бытия. И за первичное признает сознание, мышление, дух; тем самым признает что они лежат в основе всего существующ. Сознание рассматривает как Демиург – творец мира всех. При этом объективный И. указывает на сверхчел-кое сознание – божественный или мир дух. (Гегель). Объективное – зн независим от челов-го сознания. Субъективный И. – указыв на сознание самого чел-ка при этом он исходит из того, что мир естькомплекс ощущений чел-ка (Юм, Беркли) или, что сознан чел-ка первично по отношению к обществу и его кул-ре. М и И это не тол различные мировоззрения, но и различ способы мышления – материалистическое и идеалистическое. Использование 1-го способа мышления наз монизмом. Исходящие из определяющей роли материал или духовного начала в развитии мира и чел-ка. Противоположное монизму – дуалистический сп мышления. Исход их того, что материя и духовн – это 2 развнозначн начала в развитии мира и деятельности чел-ка. Представители дуализма – фр фил и уч 18 в. Рене Декарт. Он высказал идею о материал и духовной субстанции развивающ-ся по своим законам независимо друг от друга.

^ 8. Диалектика и метафизика как методы познания.

Исторически сложились такие методы познания как Д и Мф. Д. - озн «искусство вести беседу» (диалог) «истина в споре» так понимали в др Греции Сократ и Платон. В новое время(с 17 в) в фил Гегеля (19в) Д понимает как учение о развитии не только человеч мысли, но и природы и общ-ва, так она поним и в настоящ время. Основные принципы Д. отношений: 1) принцип всеобщей связи – явление действительности. Соглас ему се явл природы и общ-ва взаимосвязаны м/у собой, влияют дрг на друга. Сущ-ют также связи, явл: внешние, случайные, вероятностные. Причинные связи + закономерн связи. Учение о причин и закономер св наз детерминизмом. (Индетерминизм – об отсутств связи). Д экономист не станет отрывать (наприм фин и кредит систему) от всей системы эк. отношений, а тов и денежное отношения будет рассматрив. в тесной связи развития производства. С этих позиций он будет познавать эк явления и мысли о них 2) принцип развития – все явл наход в движении и в развитии, а рзвит это появл нового. В кач-ве источника развития Д признает противоречие, там где нет противореч нет и развития. Когда учение о Д примен к анализу явления оно выступ как метод познаний, т.е. метод есть теория в действии. Д метод примен во всех науках, если экю явления изучать в их всеобщем взаимодействии, если явл развивающ и противоречивое, значит подход к ним теоретическим. В изучении эк. явл примен Д метод на основе эк. мысли. Противопол Д, есть метод Мф – метод понания мышления. Он закл в подходе явл действит-ти без учета их всеобщ взаимосвязи, как сущ-его отдельно 1-го от другого+без учения их развития и сущ-щего противоречия. В Мф рассматриваются явл как неизменяющ и нерасматрив ничего нового.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

2. Возникновение философии, ее культурно-исторической предпосылки iconВозникновение философии, ее культурно-исторической предпосылки
...

2. Возникновение философии, ее культурно-исторической предпосылки iconВозникновение философии, её культурно-исторические предпосылки
Философия касается всех этих сторон духовной деятельности человека. Она учит мыслить и постигать человеческую духовность во всех...

2. Возникновение философии, ее культурно-исторической предпосылки iconКонтрольная работа по философии на тему: марксизм
Теоретические предпосылки философии марксизма

2. Возникновение философии, ее культурно-исторической предпосылки icon2-ая половина VII в до н э.: Возникновение милетской школы философии
Ок. 624-547 гг до н э.: Фалес Милетский, основоположник греческой философии и науки

2. Возникновение философии, ее культурно-исторической предпосылки icon1. Возникновение научного экономического знания. Онтнолог и гносеолог....
Возникновение научного экономического знания. Онтнолог и гносеолог. Предпосылки возникновения научного эконом знания. Эт и пэ

2. Возникновение философии, ее культурно-исторической предпосылки iconТема Предмет и проблемы философии науки. Классификация наук
Возникновение философии науки (Конт, Милль). Основные трактовки задач философии науки. Классификация и типология наук. Классификация...

2. Возникновение философии, ее культурно-исторической предпосылки iconКурсовая работа
...

2. Возникновение философии, ее культурно-исторической предпосылки icon2. с культурно-исторической точки зрения существуют два вида практики,...

2. Возникновение философии, ее культурно-исторической предпосылки iconПрограмма спецкурса для студентов 4 курса факультета философии и социальных наук
Целью Программы является ознакомление студентов с исторической динамикой отечественной философии и ее ключевыми проблемами культурологического...

2. Возникновение философии, ее культурно-исторической предпосылки iconЭкзаменационные вопросы по курсу «Введение в философию»
Возникновение философского мировоззрения, его структура. Предмет и социальные функции философии

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница