Рабочая программа по дисциплине «Философия» принята на заседании кафедры философии и истории мировоззрения, протокол №6 от 28 января 2013 г




Скачать 231.19 Kb.
НазваниеРабочая программа по дисциплине «Философия» принята на заседании кафедры философии и истории мировоззрения, протокол №6 от 28 января 2013 г
страница1/3
Дата публикации15.05.2013
Размер231.19 Kb.
ТипРабочая программа
vbibl.ru > Философия > Рабочая программа
  1   2   3


МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина»
Социально-экономический факультет
Кафедра философии и истории мировоззрения



УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебно-методической деятельности

_________________Г. А. Папуткова

«__» _февраля_2013_г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

^

1-б1. – Философия



Направление подготовки: 051000.62 – Профессиональное обучение (по отраслям)

Профиль подготовки: Декоративное прикладное искусство и дизайн

Профилизация – Графический дизайн

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная – 3 года (на базе СПО)

Н. Новгород

2013
Рабочая программа составлена на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 051000

Профессиональное обучение (по отраслям), утвержденного 22 декабря 2009 г., номер государственной регистрации 781.

  1. Учебного плана по направлению 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям), профилю подготовки Декоративное прикладное искусство и дизайн, утвержденного 02 июля 2011 г.

Профилизация – Графический дизайн
Рабочая программа по дисциплине «Философия» принята на заседании кафедры философии и истории мировоззрения, протокол № 6

от 28 января 2013 г.

Разработчик: д. филос.н., профессор М.М. Прохоров

СОГЛАСОВАНО

Зав. кафедрой философии и истории

мировоззрения

_________________/ М.М. Прохоров /

«____»_февраля_2013г.

СОГЛАСОВАНО

Зав. выпускающей кафедры

_________________/С.М. Маркова/

«____»_февраля_2013_г.

СОГЛАСОВАНО

Директор библиотеки

_________________/Т. А. Ефимова /

«____»_февраля_2013 г.



  1. ^ Цели и задачи дисциплины

Целью дисциплины «Философия» является развитие у студентов интереса к фундаментальным знаниям, усвоение студентами философских знаний по основным разделам общей истории философии и теоретической философии, включая понимание предмета философии, ее роли в истории человеческой культуры, соотношение философии с другими формами духовной жизни, культурой, наукой, искусством.

Задачи дисциплины:

- усвоение идеи единства мирового историко-культурного процесса при признании многообразия его форм;

- выработка целостного (системного) представления о развивающемся мире и месте в нем человека, формирование философского мировоззрения;

- стимулирование потребности к философским оценкам исторических событий и фактов действительности;

- формирование способности объективного и всеобщего анализа изучаемых вопросов;

- выработка навыков многосторонней оценки философских и научных направлений, течений и школ;

- развитие способности логично формулировать, излагать и аргументированно отстаивать собственное понимание рассматриваемых проблем в навык;

- овладение приемами ведения дискуссии, полемики в диалоге.

^ 2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Цикл, к которому относится дисциплина: гуманитарный, социальный и экономический.

Дисциплины, на которых базируется данная дисциплина: дисциплины общеобразовательного цикла средней школы.

Дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей: дисциплины гуманитарного, социального и экономического цикла.
^ 3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций или их составляющих:

ОК-3: понимание философии как методологии деятельности человека для сохранения и развития современной цивилизации;
В результате изучения дисциплины студенты должны:

Знать:

основные этапы развития мировой философской мысли; основные направления в философском познании; важнейшие школы и учения выдающихся философов;

об основных отраслях философского знания – онтологии, гносеологии, философской антропологии, социальной философии, философии истории, этике и аксиологии.

^ Иметь представление:

о ключевых понятиях, принципах и категориях, чтобы определять суть философского учения, принадлежность его автору, направлению, эпохе; чтобы выявлять теоретичес ки ценные идеи, мысли, подходы.

^ Владеть навыками:

применения принципов, законов и категорий, необходимых для оценки и понимания природных явлений, социальных и культурных процессов, явлений познания и самосознания; применять их в профессиональной деятельности.

^ 4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

^ Всего зач.ед.

Всего часов

Семестр 3

Общая трудоемкость дисциплины

3

108




Аудиторные занятия




45

45

Лекции




30

30

Практические занятия




15

15

В том числе в активной и интерактивной форме





3


3

Самостоятельная работа




63

63

Вид итогового контроля




экзамен

экзамен


^ 5. Содержание дисциплины

5.1. Тематический план

Раздел дисциплины

Количество часов

Итого по разделам дисциплины

Лекции

Практ. занятия

Самост.

работа

^ Раздел 1. Философия в системе культуры: история и современность

16

8

20

44

    1. Философия, ее предмет и место в культуре человека и общества.

1

0,5

1

2,5

1.2. Античная философия

2

1

3

6

1.3. Философская мысль эпохи Средних веков и Возрождения.

2

1

2

5

1.4. Философия эпохи Нового вре мени XVII-XVIII вв.

2

0,5

2

4,5

1.5.Философия французского Просве щения XVIII в.

1

0,5

1

2,5

1.6. Немецкая классическая филосо фия XVIII-XIX вв.

2

1

4

7

1.7. Философия марксизма (XIX-XX вв.).

2

1

1

4

1.8. Постклассическая философия XIX в.

1

0,5

1

2,5

1.9. Основные направления западной философии ХХ-XXI вв.

1

1

3

5

1.10. Русская философия ХIХ - ХХ вв.

2

1

2

5

Раздел 2. Мир философских проблем и современность

14

7

43


64

2.1. Онтология – учение о бытии.

2

1

4

7

2.2. Материя и основные формы ее бытия.

2

2

2

6

2.3. Диалектика.

4

2

8

14

2.4. Познание и творчество.

4

1

8

13

2.5. Сознание.

4

2

8

14

2.6. Общество и его структура.

4

2

8

14

2.7. Человек как предмет социальной философии.

2

1

4

7

2.8. Культура и цивилизация.

2

1

1

4

    1. Итого:

30

15

63

108


^ 5.2. Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Философия в системе культуры: история и современность

    1. Философия, ее предмет и место в культуре человека и общества

Понятие мировоззрения, его исторические типы: миф, религия, философия. Проблема становления философии. Природа и специфика философии.

Система «Мир - человек» как предмет философского знания. Изменение предмета философии в ходе исторического развития философской мысли.

^ Основной вопрос философии и исторические формы философствования: материализм и идеализм; рационализм и иррационализм.

Основные функции философии: мировоззренческая, гносеологическая, методологическая, аксиологическая, воспитательная.

^ 1.2. Античная философия

Становление античной философской мысли и ее своеобразие. Философия досократиков VII-V вв. до н.э. Философия классической эпохи V-III вв. до н. э. Атомистическое учение Демокрита. Философское учение софистов и метод Сократа. «Диалектика», «майевтика», «ирония». Этика Сократа. Философия Платона. Учение об «идеях». Аристотель: учение о форме и материи. Философия эпохи эллинизма конец IVв. - II в. до н.э.

Римская философия I в. до н.э. - V-VI вв.н.э. Характеристика философской мысли эпохи эллинизма. Философские школы: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм.

^ 1.3. Философская мысль эпохи Средних веков и Возрождения

Средневековая философия V-XV вв. Переход от античности к средневековью; роль христианства в становлении средневековой философии; основные этапы: апологетика, патристика, схоластика.

Философия Аврелия Августина, Фомы Аквинского. Переход от августинизма к христианскому аристотелизму. Учение о форме и материи.

^ Философия эпохи Возрождения XV-XVII вв. Основные направления философской мысли эпохи Возрождения: гуманизм, неоплатонизм, натурализм.

Пантеистическая философия Н.Кузанского. Апофатическая теология. Проблемы веры и разума. Диалектические идеи Н.Кузанского.

Натурфилософия Дж.Бруно. Учение о бесконечности миров. Космический органицизм, гилозоизм и панпсихизм.

^ 1.4. Философия эпохи Нового времени XVII-XVIII вв.

Своеобразие европейской философии Нового времени. «Знание – сила». Развитие экспериментального математического естествознания и обращение философии к науке; секуляризация философского знания. Разработка проблем теории познания, поиск новых методов познания для обеспечения нужд практики преобразования мира человеком.

^ Философия Ф.Бэкона. Знание – сила. Бэкон о предрассудках («идолах») познания («идолы»: рода, пещеры, площади, театра). Разработка эмпирического метода познания.

^ Рационалистическая философия Р.Декарта. Учение о «врожденных» идеях. Суть рационалистического метода. Дуалистическая метафизика Декарта.

Б.Спиноза. Пантеистическая метафизика; понятие субстанции, ее модусы и атрибуты. Этика Спинозы.

^ Сенсуалистический эмпиризм Дж.Локка. Критика декартовской теории «врожденных идей». Простые и сложные идеи. Учение о первичных и вторичных качествах. Монадология Г.Лейбница

^ 1.5. Философия французского Просвещения XVIIIв. Общая характеристика идей французского Просвещения. Материалистическое понимание природы и места в ней человека. Антифеодальная и антицерковная направленность идей Просвещения.

Деистический материализм Вольтера. Взгляды Вольтера на общество, историю. Философия истории.

Теория общественного договора Ж.-Ж.Руссо. Руссо о естественном состоянии человечества и необходимости заключения общественного договора.

Материалистические взгляды Дидро, Гельвеция, Гольбаха. Воззрения Дидро на природу, материю, сознание. Особенности материализма Гельвеция. Материалистический субстанциализм Гольбаха.

^ 1.6. Немецкая классическая философия XVIII-XIX вв.

Исторические, научные, философские истоки развития немецкой классической философии XVIII в

И.Кант. Докритическая философия Канта. Критическая философия Канта. ^ Теория познания («Критика чистого разума.). Этика Канта («Критика практического разума). Категорический императив. Эстетика («Критика способности суждения»). Г.В.Ф.Гегель. Философская система и метод Гегеля.

Антропологический материализм Л.Фейербаха. Сущность антропологического материализма. Религиоморфная «этика любви».

^ 1.7. Философия марксизма

Становление философии марксизма: социально-исторические и научные истоки.

Специфика философского материализма. Основной вопрос философии и его две стороны (онтологическая и гносеологическая). Материалистическое понимание истории в марксизме. Категории: общественное бытие и общественное сознание, базис и надстройка. Понятие отчуждения, Социальная революция.

^ 1.8. Постклассическая философия XIX в.

Позитивизм и его основные формы: махизм, неопозитивизм постпозитивизм.

Экзистенциальная философия С.Кьеркегора. Критика гегелевской объективной диалектики и утверждение субъективной («экзистенциальной») диалектики. Кьеркегор о трех стадиях на пути к Богу: эстетической, этической, религиозной.

Иррациональная философия А.Шопенгауэра. «Мир как воля и представление». Понятие мировой воли. Единство закона достаточного основания, его виды. Проблема свободы воли. Пессимизм Шопенгауэра.

«Философия жизни» Ф.Ницше. Жизнь как «переживание». «Воля к власти» как критерий поведения. «Критика исторического христианства. Учение о «сверхчеловеке». Работа Ницше «Так говорил Заратустра».

^ 1.9. Основные направления западной философии ХХ-XXI вв. Психоаналитическая философия. Специфика психоанализа З.Фрейда. Проблема бессознательного (понятие «предсознательного» и «вытесненного бессознательного»).Структура человеческой психики («Оно»,«Я», «сверх-Я»).

Экзистенциальная философия. Становление философии экзистенциализма, ее главная проблематика и основные черты. Понятие экзистенции.

Философия постмодернизма. Идеи и основные представители.

^ 1.10. Русская философия ХIХ - ХХ вв.

Современные дискуссии о специфике русской философской мысли. Основные течения отечественной религиозной философской мысли: славянофильство, софиология, «новое религиозное сознание», интуитивизм, экзистенциализм.

Социально-философские идеи славянофильства. Русская метафизика всеединства.. Философия всеединства Вл.С.Соловьева. Экзистенциализм на русской почве. Онтологический смысл учения Н.А.Бердяева о свободе. Проблема свободы и творчества.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по дисциплине «Философия» принята на заседании кафедры философии и истории мировоззрения, протокол №6 от 28 января 2013 г iconРабочая программа по дисциплине (модулю) «Философия» принята на заседании...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа по дисциплине «Философия» принята на заседании кафедры философии и истории мировоззрения, протокол №6 от 28 января 2013 г iconРабочая программа по дисциплине «Самопознание философии» принята...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа по дисциплине «Философия» принята на заседании кафедры философии и истории мировоззрения, протокол №6 от 28 января 2013 г iconРабочая программа по дисциплине «Самопознание философии» принята...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа по дисциплине «Философия» принята на заседании кафедры философии и истории мировоззрения, протокол №6 от 28 января 2013 г iconРабочая программа по дисциплине «Автомобильные эксплуатационные материалы»...
Рабочая программа по дисциплине «Автомобильные эксплуатационные материалы» обсуждена и принята на заседании кафедры автомобильного...

Рабочая программа по дисциплине «Философия» принята на заседании кафедры философии и истории мировоззрения, протокол №6 от 28 января 2013 г iconРабочая программа по дисциплине «Теоретическая механика» принята...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа по дисциплине «Философия» принята на заседании кафедры философии и истории мировоззрения, протокол №6 от 28 января 2013 г iconРабочая программа по дисциплине «Сопротивление материалов» принята...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа по дисциплине «Философия» принята на заседании кафедры философии и истории мировоззрения, протокол №6 от 28 января 2013 г iconРабочая программа по дисциплине «Сопротивление материалов» принята...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа по дисциплине «Философия» принята на заседании кафедры философии и истории мировоззрения, протокол №6 от 28 января 2013 г iconРабочая программа по дисциплине «Сопротивление материалов» принята...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа по дисциплине «Философия» принята на заседании кафедры философии и истории мировоззрения, протокол №6 от 28 января 2013 г iconРабочая программа по дисциплине принята на заседании кафедры «Коррекционной...
Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа по дисциплине «Философия» принята на заседании кафедры философии и истории мировоззрения, протокол №6 от 28 января 2013 г iconРабочая программа по дисциплине «Дефектология» принята на заседании...
Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница