Лекция Йом Кипур




Скачать 300.34 Kb.
НазваниеЛекция Йом Кипур
страница1/3
Дата публикации11.05.2013
Размер300.34 Kb.
ТипЛекция
vbibl.ru > Философия > Лекция
  1   2   3
Лекция 8. Йом Кипур

0. Введение
1. Общие принципы
2. Пять запретов
3. Йом Кипур в Храме
4. Философский смысл Храмовой службы в Йом Кипур
5. Раскаяние и искупление
6. Йом Кипур в структуре "Осенних праздников": противопоставление между Рош hа-Шана и Йом Кипуром
7. Исповедь
8. Йом-Кипур и Пятидесятый год


0. Введение

Мы уже отмечали ранее, что Рош ha-Шана – день суда, день когда всякая плоть предстает перед высшим Царем. Йом Кипур в еврейской традиции воспринимается как день апелляции, день, когда можно исправить приговор. В Рош ha-Шана суд – есть суд, и все решается по справедливости, по заслугам и преступлениям. Никакие уловки не помогут перед Судьей, "ведающим все помыслы сердца". Тогда как Йом Кипур – это скорее дата прошения о помиловании, когда речь идет не столько о "заслугах прошлого", сколько о "милости" ради будущего.

1. Общие принципы

Прочтите отрывки: Левит/Ваикра 16:29-31

/29/ И ДА БУДЕТ ЭТО ДЛЯ ВАС ВЕЧНЫМ УСТАНОВЛЕНИЕМ: В СЕДЬМОЙ МЕСЯЦ, В ДЕСЯТЫЙ ДЕНЬ МЕСЯЦА, СМИРЯЙТЕ ДУШИ СВОИ И НИКАКОЙ РАБОТЫ НЕ ДЕЛАЙТЕ, НИ ЖИТЕЛЬ СТРАНЫ, НИ ПРИШЕЛЕЦ, ЖИВУЩИЙ СРЕДИ ВАС. /30/ ИБО В ЭТОТ ДЕНЬ ИСКУПЯТ ВАС ДЛЯ ОЧИЩЕНИЯ ВАШЕГО: ОТО ВСЕХ ГРЕХОВ ВАШИХ ПРЕД БОГОМ ОЧИСТИТЕСЬ ВЫ. /31/ ЭТО СУББОТА ПОКОЯ ДЛЯ ВАС, ЧТОБЫ СМИРЯЛИ ВЫ ДУШИ СВОИ; ЭТО УСТАНОВЛЕНИЕ ВЕЧНОЕ.

^ Комментарий "Сончино"

30. в этот день Этот день настолько отличается от всех остальных, что в Талмуде и талмудической литературе его принято называть йома - "этот день" (арам.).

31. это суббота покоя для вас В Йом Кипур запрещено производить все те работы, которые запрещено выполнять в субботу.

Левит/Ваикра 23:27-32

/26/ И ГОВОРИЛ БОГ, ОБРАЩАЯСЬ К МОШЕ, ТАК: /27/ "НО В ДЕСЯТЫЙ ДЕНЬ СЕДЬМОГО МЕСЯЦА ЭТОГО - ДЕНЬ ИСКУПЛЕНИЯ, СВЯЩЕННОЕ СОБРАНИЕ БУДЕТ У ВАС, И СМИРЯЙТЕ ДУШИ ВАШИ, И ПРИНОСИТЕ ОГНЕПАЛИМЫЕ ЖЕРТВЫ БОГУ. /28/ НИКАКОЙ РАБОТЫ НЕ ДЕЛАЙТЕ В ЭТОТ САМЫЙ ДЕНЬ, ИБО ЭТО ДЕНЬ ИСКУПЛЕНИЯ, ЧТОБЫ ИСКУПИТЬ ВАС ПРЕД БОГОМ, ВСЕСИЛЬНЫМ ВАШИМ. /29/ А ВСЯКАЯ ДУША, КОТОРАЯ НЕ СМИРИТ СЕБЯ В ЭТОТ САМЫЙ ДЕНЬ, ОТТОРГНУТА БУДЕТ ОТ НАРОДА СВОЕГО. /30/ И ТОГО, КТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ КАКУЮ-ЛИБО РАБОТУ В ЭТОТ САМЫЙ ДЕНЬ, ИСТРЕБЛЮ Я ДУШУ ЕГО ИЗ СРЕДЫ НАРОДА ЕГО. /31/ НИКАКОЙ РАБОТЫ НЕ ДЕЛАЙТЕ, ЭТО - ВЕЧНОЕ УСТАНОВЛЕНИЕ ДЛЯ ВСЕХ ПОКОЛЕНИЙ ВАШИХ, ВО ВСЕХ ПОСЕЛЕНИЯХ ВАШИХ. /32/ ЭТО СУББОТА ПОКОЯ ДЛЯ ВАС, И СМИРЯЙТЕ ДУШИ ВАШИ В ДЕВЯТЫЙ ДЕНЬ МЕСЯЦА ВЕЧЕРОМ: ОТ ВЕЧЕРА ДО ВЕЧЕРА СОБЛЮДАЙТЕ ПОКОЙ ВАШ".

^ Комментарий "Сончино"

Ни один другой народ, ни в древности, ни в наше время, не имеет в своих законах или традициях дня, который хотя бы отдаленно по своей глубине и религиозному содержанию напоминал бы Йом Кипур - День Искупления. "День очищения и освобождения от всех грехов и прощения, которое дарует Всевышний по милости Своей, ибо раскаявшийся - в Его глазах как невиновный" (Филон Александрийский).

смиряйте души ваши Этот день должен быть полностью посвящен раскаянию и стремлению к духовному возобновлению. Тора предписывает поститься в этот день. Заповедь поста в Йом Кипур не связана с трауром, пост призван помочь человеку устраниться от всех обычных забот, связанных с его материальными потребностями, и направить все усилия на духовное совершенствование. Мудрецы говорят, что в этот день сыны Израиля похожи на ангелов, которые не нуждаются ни в чем, и нет у них греха, и они не спорят друг с другом, и нет между ними вражды. Взаимопонимание и любовь господствуют среди них. Мидраш добавляет, что Йом-Кипур - единственный день в году, когда Сатан, обвинитель еврейского народа, не имеет права голоса возле Престола Славы Его. "Человек верит, что в Йом Кипур его грехи обязательно будут прощены. Но никто не рассчитывает на прощение, которое будет даровано благодаря его праведности и заслугам, каждый ждет проявления милости Всевышнего" (Филон Александрийский). Раскаяние в Йом Кипур является делом не отдельного человека, а всей общины. Каждый человек, произносит исповедь (видуй), в которой перечислены различные возможные грехи, в том числе те, которые этот человек не совершал. При этом он имеет в виду, что он несет ответственность за проступки и преступления других людей и сожалеет о том, что не смог их предотвратить.

^ 28. никакой работы не делайте Запрет выполнения работ в Йом Кипур отличается такой же строгостью, как и запрет выполнения работ в субботу. Так же, как и в субботу, единственной причиной, позволяющей нарушить этот запрет, является забота о спасении жизни еврея (пикуах нефеш).

30. истреблю Я душу его Он будет наказан не земным судом, а понесет наказание от руки Небес.

^ 32. в девятый день месяца Простой смысл этого предложения заключается в том, что Тора напоминает о том, что поститься следует, начиная с вечернего времени, так как всякий день начинается с вечера. Для того, чтобы человек не подумал, что поститься нужно только в дневное время, когда произносятся основные молитвы и когда первосвященник в Храме приносил праздничные жертвы, Тора подчеркивает, что пост начинается "в девятый день месяца вечером: от вечера до вечера...".

Контрольный вопросы:

КВ-1. Сформулируйте основные принципы Йом Кипура, как они даны в Торе. Укажите, какие аспекты Йом Кипура добавляет комментарий.

2. Пять запретов

Как мы видели выше, в Левит/ Ваикра 23:27 написано: "смиряйте ваши души". Еще точнее "делайте несчастными ваши души", или же "мучьте ваши души". При анализе этого стиха следует учесть, что употребление слова "душа" в ТаНаХе обычно означает "себя" или "жизнь".

Текст Торы, однако, не раскрывает, как следует "усмирять душу".

Традиция формулирует "усмирение души" как пять запретов: еды и питья, умывания (кроме омовения кончиков пальцев утром и после туалета) умащения тела чем-либо, ношения кожаной обуви (матерчатую и резиновую обувь носить можно), интимных отношений.

Хотя эти пять запретов и не даны в Торе, их отражение можно увидеть в других книгах ТаНаХа.

Рассмотрите отрывок из речи пророка Исайи 58:1-6.

Кричи во все горло, не удерживайся; подобно шофару, возвысь голос твой и объяви народу Моему преступность их и дому Йакова - грехи их. А ищут они Меня каждый день, и знать хотят пути Мои, как народ, который творил справедливость и закона Бога своего не оставлял, они вопрошают меня о судах справедливости, близости Божьей желают: "Почему постились мы, а Ты не видишь, мучили душу свою, а ты не знаешь?" Ведь в день поста вашего вы не находите дело (себе) и работающих на вас притесняете. Ведь для ссоры и распрей поститесь вы и чтобы бить кулаком преступным; не поститесь ныне, чтобы услышан был на высоте голос ваш. Таков ли пост, который избрал Я, - день, (когда) мучит человек душу свою? На то ли (он), чтобы склонять, как тростник, голову свою и вретище и пепел подстилать? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Не это ли пост, который Я избрал: оковы злости разреши, развяжи узы ярма, и отпусти угнетенных на свободу, и всякое ярмо сорвите!

Следует ли из этого отрывка, что в понятие "смирять душу" входит пост?

Рассмотрите отрывки из пророка Захарии 7:4-6.

И было слово Господа Цеваота ко мне сказано: Скажи всему народу страны и священникам так: когда постились вы и плакали в пятый и в седьмой (месяц) - и уже семьдесят лет - для Меня постились Вы? И когда едите вы и когда пьете, разве не вы (сами) едите и (не) вы (сами) пьете?

И из книги Эстер 4:16:

И сказала Эстер в ответ Мордехаю: Иди, собери всех Иудеев, находящихся в Шушане, и поститесь ради меня: не ешьте и не пейте три дня - ни ночью, ни днем …

Следует ли из этих стихов, что в понятие "пост" входит запрет пить воду?

В смирение души входит также запрет носить обувь. Вообще обувь в древности надевали только в дорогу. Ношение обуви символизирует самостоятельность, отказ от нее - смирение. Этот запрет, впрочем, смягчается тем, что обувью считается только кожаная обувь (другая в древности была очень неудобной). А потому в наше время в Йом Кипур ходят не босыми, а не надевают кожаной обуви.

Следующий запрет Йом Кипура – запрет интимной близости. Этот запрет тоже соответствует древним обычаям траура (в ТаНаХе он выражен оборотами типа "не войду в шатер мой", что означает "не войду к жене своей").

В наше время умащение тела маслом менее актуально чем в древности, но в те времена это было важным гигиеническим мероприятием, запрещенным в траурные дни.

В целом, общая идея, которая прослеживается во всех "пяти запретах" Йом Кипура: мы стараемся максимально отвлечься от потребностей тела, сосредоточившись на духовном, и потому все телесные удовольствия запрещены.

Дополнительный вопрос для обдумывания:

ДВ-2. Является ли самоограничение, и в какой мере, необходимым для духовного продвижения? Приведите доводы за и против.

3. Йом Кипур в Храме

Глава 16 книги ^ Левит/Ваикра (стихи 1-28). Описывает законы Дня искупления. Эта глава начинается так:

16 /1/ И ГОВОРИЛ БОГ, ОБРАЩАЯСЬ К МОШЕ ПОСЛЕ СМЕРТИ ДВУХ СЫНОВЕЙ АhАРОНА, КОГДА ОНИ ПРЕДСТАЛИ ПРЕД БОГОМ И УМЕРЛИ. /2/ И СКАЗАЛ БОГ, ОБРАЩАЯСЬ К МОШЕ: "СКАЖИ АhАРОНУ, БРАТУ ТВОЕМУ, ЧТОБЫ НЕ ВО ВСЯКОЕ ВРЕМЯ ВХОДИЛ ОН В СВЯТИЛИЩЕ ЗА ЗАВЕСУ И НЕ ПРИБЛИЖАЛСЯ К КРЫШКЕ, ПОКРЫВАЮЩЕЙ КОВЧЕГ, ДАБЫ ОН НЕ УМЕР, ИБО В ОБЛАКЕ ЯВЛЮСЬ Я НАД КРЫШКОЙ.

^ Комментарий "Сончино"

1. после смерти После того, как погибли Надав и Авиhу, попытавшиеся принести воскурения в Святая Святых, были даны законы, подробно описывающие условия, при которых первосвященник может зайти в Святая Святых единственный раз в году, в Йом-Кипур, чтобы исполнить там заповедь принесения воскурений перед Ковчегом завета. Всякий, кто нарушит эти законы, будь то первосвященник или простой коhен, будет сурово наказан Всевышним. Мудрецы наши говорят, что гибель Надава и Авиhу - это урок для всех поколений. "Тот, кто плачет, читая отрывок Торы, описывающий смерть Надава и Авиhу, и искренне переживает, - удостоится прощения за свои собственные грехи и благословения, дающего долголетие его детям" (Зоhар).

^ 2. чтобы не во всякое время входил он Но лишь один раз в году: в День искупления. Но и в этот день первосвященник имеет право войти в Святая Святых только в том случае, если он в точности исполнит все то, что ему предписано сделать.

за завесу Иврит: парохет. Завеса, отделяющая первое помещение Мишкана (позже - Храма), которое называется "Святое", от второго, которое носит название "Святая Святых".

к крышке, покрывающей Ковчег Крышка Ковчега была сделана из цельного куска золота, и два ангела, распростирающие над ней крылья, были вычеканены из того же куска золота.

в облаке Которое было символом Божественного Присутствия.

Рассмотрите отрывок из статьи "Йом Кипур в Храме" (см. Полонский)

Сегодняшняя служба Йом Кипура в синагоге - наиболее длинная, сложная и торжественная из всех служб. В Йом Кипур еврею особенно важно молиться в синагоге в общине, а не дома в одиночку. Пять служб Йом Кипура занимают весь день, с вечера до вечера. Человек полностью отключен от обычной жизни, он остается один на один с Богом.

Вся эта синагогальная литургия, однако, берет начало в Храмовой службе. Мы приведем отрывки из описания службы в Храме на Йом Кипур.

Каждая служба этого дня, все жертвоприношения, осуществлялись исключительно Первосвященником. Другие коhены (священники) лишь совершали для него подсобную работу.

Всю ночь Первосвященник не спал. Если он уже был знатоком Торы, то всю ночь учил ей коhенов. Если он был еще учеником - учился сам. (Напомним, что первосвященство было наследственной(?) должностью, передававшейся от отца к сыну). Если Первосвященник был уже пожилой человек и начинал дремать, молодые коhены будили и подбадривали его. Затем наступало время утреннего жертвоприношения. Еще до начала рассвета двор святилища был заполнен народом.

Весь день, в течение 12 часов, люди стояли на ногах не двигаясь и не произнося ни звука, и сердца их были полны святости и трепета, а глаза были устремлены к месту, где Первосвященник занимался служением.

В этот день приносилось пятнадцать жертв (не считая "козла отпущения", которого не зарезают, а сталкивают со скалы) - два быка, три барана, один козел и девять ягнят. Два ягненка соответствуют ежедневным жертвоприношениям - утреннему и вечернему; семь годовалых ягнят, бык и баран идут на дополнительное праздничное жертвоприношение - мусаф. Кроме быков, баранов и ягнят, приносились хлебные дары и возлияния вина. В дополнение к тому приносился бык в очистительную жертву для искупления Первосвященника, его семьи и коhенов, баран за Первосвященника, баран за народ и козел в очистительную жертву - итого, еще четыре. И в заключение - козел отпущения, над которым Первосвященник произносил признание грехов от лица всего Израиля. Все жертвы зарезались только Первосвященником. Потом он кропил кровью на внешний жертвенник, золотой жертвенник внутри Храма и на полог между шестами Ковчега Завета. Затем он отделял части для приношения на жертвенник, сжигал их на внешнем жертвеннике, приносил хлебные дары, совершал возлияния. Кроме хлебных даров и возлияний, полагающихся к каждому приносимому в жертву животному, приносились еще два обязательных приношения, которые Первосвященник приносил ежедневно - утром и вечером.

Первосвященник в этот день совершал воскурения три раза: два раза в соответствии с ежедневными правилами - одно утром и одно вечером, и еще одно особое, дополнительное воскурение, в три раза дольше обычного. Это воскурение приготавливали для Первосвященника с предыдущего дня. Он брал обеими руками полную лопатку курений и наполнял ими золотую ложку. Затем брал ложку в одну руку, другой брал противень с раскаленными угольями из внешнего жертвенника и приносил все это в Святая Святых - место, в которое мог заходить только Первосвященник и только в день Йом Кипура. Там он помещал противень между шестами Ковчега со Скрижалями, а во Втором Храме, в котором не было Ковчега, - на "камень основания" (эвен hа-штия). Взяв кончиками пальцев конец ложки, он высыпал курения себе в ладони большим пальцем; это было исключительно трудным действием. Затем он высыпал курения на уголья, на противень, и ждал, пока все помещение не наполнится дымом, и тогда выходил.

Первосвященник переодевался в Йом Кипур пять раз. Перед каждым переодеванием он погружался в микву, специальный бассейн для предписанного омовения. Два раза он омывал свои руки и ноги водой из золотого умывальника: один раз - перед тем, как снять старую одежду и один раз - после надевания новой. Сначала он снимал несвященную одежду и одевался в священные золотые одеяния, состоящие из восьми предметов (они перечислены в Торе). Затем он приносил утреннюю ежедневную жертву и утреннее воскурение, зажигал светильник, сжигал голову и ноги жертвы на жертвеннике, приносил хлебный дар и совершал возлияния, производил дополнительные праздничные жертвоприношения (быка и семь ягнят) на внешнем жертвеннике, освящал водой свои руки и ноги, снимал золотую одежду, погружался в микву, одевался в белую одежду (четыре предмета, также перечисленные в Торе) и снова освящал руки и ноги. Затем приносил быка в очистительную жертву, бросал жребий относительно двух козлов - какой будет принесен в жертву, а какой "отпущен в пустыню" - и повязывал последнему красную нить. Затем вносил курения и кровь быка в Святая Святых, где сжигал курение и кропил кровью.

Почему Первосвященник не входил в Святая Святых в своих золотых одеждах? Потому, что золото связано с преступлением (изготовлением золотого тельца), и не нужно напоминать о преступлении в час защиты. И другая причина: чтобы он был, как ангелы-служители, о которых у пророков сказано: "И они были одеты в белое... "

Три раза в Йом Кипур произносил Первосвященник видуй - исповедь признания грехов. В первый раз он клал руки на голову быка, приносимого в очистительную жертву за него самого, и произносил признание за себя и свою семью. Во второй раз он клал руки на того же быка и произносил признание за себя, свою семью и коhенов, а в третий раз он клал руки на голову козла отпущения и произносил признание за весь народ.

Десять раз произносил Первосвященник в Йом Кипур ^ Шем hа-мефораш - непроизносимое Имя Бога: три раза во время каждого признания - итого девять раз; и десятый раз, когда он бросал жребий относительно козлов. Он произносил это имя над козлом, которому выпало быть принесенным в жертву. Когда коhены и остальные люди, стоящие во дворе Святилища, слышали, как Первосвященник произносит Святое Имя в святости и чистоте, они вставали на колени, кланялись и падали ниц, говоря: "Благословенно Имя славного царствования Его вовеки..." Это слова, которыми славят Господа ангелы. Люди, стоящие во дворе, уподоблялись ангелам, не нуждающимся больше в том, в чем нуждается человек. Их не ослабляло долгое стояние, и они не чувствовали тесноты, хотя двор был переполнен. Это стояние во дворе во время служения Первосвященника было их собственным служением и молитвой. Они непосредственно видели одно из чудес, явленных в Храме: люди стояли тесно друг к другу, но когда они падали ниц, вокруг каждого оставалось еще по четыре локтя свободного пространства.

Человек из плоти и крови, даже Первосвященник, не может произнести Имя Бога. Даже ангелы не могут его произнести. Как же выговаривал его Первосвященник?

В этот святой день в этом святом месте Первосвященник - святейший из людей - очищался и освящался до тех пор, пока он не поднимался над всем земным и не был готов произнести Имя. И тогда он открывал рот, и Святое Имя само сходило с его уст. Человек не может произнести это Имя, Бог Сам произносил его.

Дополнительный вопрос:
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция Йом Кипур icon" ( ) "День искупления". Называют его также
Суда, начавшегося в Рош hа-Шана, происходит 10-го тишрея. Этот день называется "Йом-Кипур" () или "Йом hа-Кипурим" () "День искупления"....

Лекция Йом Кипур iconНаша недельная глава раскрывает нам указания, которые были преданы...
Аарона, когда они приблизились к Творцу и умерли… (Ваикра, гл. 16, ст. 1). И это упоминание о Надаве и Авиу (сыновья Аарона) явно...

Лекция Йом Кипур iconИз статьи рава Й. Д. Соловейчика «Человек уязвим»
Кипурим", что, соответственно, переводится как "день наподобие Пурима". Не правда ли, странная ассоциация! Что общего между ними,...

Лекция Йом Кипур iconРеувен Пятигорский
Осенними мы вправе назвать три еврейских праздника, идущие один за другим в месяце тишрей: Рош ха шана (он же День Суда), Йом-Кипур...

Лекция Йом Кипур iconКо дню Йом Кипур
Здоровая душа в здоровом теле обязательно должна прийти к ощущению великого счастья, которое черпает свои силы в раскаянии и возвращении...

Лекция Йом Кипур iconЛекция №1. Введение. Элементы дифференциальной геометрии. 2
Лекция №5. Множества Жюлиа, множество Мандельброта и их компьютерное представление. 18

Лекция Йом Кипур iconЛекция Судить по совести или по закону? Лекция Судья и конфликты...
«Пси­хология профессиональной коммуникации судьи». В ходе диалога с судьями автор показывает пути ре­шения тех психологических проблем,...

Лекция Йом Кипур iconЛекция       для студентов III курса специальностей 060400 «Финансы и кредит»
Вашему вниманию предлагается обзорная (установочная) лекция по курсу " Информационные системы в экономике"

Лекция Йом Кипур iconЛекция в Дорнахе 22 мая 1920 года
Канта и протестантизма. Эта лекция вызвала негодование среди членов Лиги, культивировавших и признававших под названием монизма вообще...

Лекция Йом Кипур iconОглавление видео Лекций о медицине Болотова Лекция №1 Причины заболевания...
Валентин Дикулин, Ирменов из Украины – специалисты по лечение травмы позвоночника

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница