Лекция по теме №13 «природа и сущность права» принадлежит к разделу II. «Философские проблемы социально-гуманитарного знания» рабочей программы по курсу «Философия»,




Скачать 350.03 Kb.
НазваниеЛекция по теме №13 «природа и сущность права» принадлежит к разделу II. «Философские проблемы социально-гуманитарного знания» рабочей программы по курсу «Философия»,
страница1/4
Дата публикации02.05.2013
Размер350.03 Kb.
ТипЛекция
vbibl.ru > Философия > Лекция
  1   2   3   4


МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ
МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра _философии_

(название кафедры)
Утверждаю

Начальник кафедры философии_

(название кафедры)

. Д.И. Грядовой

(подпись)
Автор Медушевская Наталья Федоровна, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии

(фамилия, имя, отчество, ученая степень, ученое звание, должность)
Фондовая лекция

по __________________ФИЛОСОФИИ_______________________

(название учебной дисциплины)
Тема № 13 «ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ПРАВА»

(название темы)

Обсуждена и одобрена на заседании кафедры философии

протокол №_4_

от «14» _ноября_2007 г.
Москва 2007
ТЕМА № 13
^ ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ПРАВА
ПЛАН


Введение

..…………………………………………….

с. 3

Вопрос 1

Сущность философского подхода к пониманию правосознания..……………...


с. 5

Вопрос 2

Происхождение права. Единство общего и общего и особенного в праве…...……...


с. 12

Вопрос 3

Социально-экономические отношения как основной предмет права и условия его формирования…………...…………….



с. 20

Заключение

..…………………………………………….

с. 32

Список литературы


..…………………………………………….


с. 32


ВВЕДЕНИЕ

Лекция по ТЕМЕ № 13 «ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ПРАВА» принадлежит к РАЗДЕЛУ II. «ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ» рабочей программы по курсу «Философия», разработанной кафедрой философии Московского университета МВД России и предназначена для курсантов и слушателей всех специальностей.

Актуальность темы лекции обусловлена существенным возрастанием роли осмысления права и правосознания в современных условиях с философских позиций, что способствует утверждению в обществе ценностей права, свободы и справедливости.

Теоретическая значимость лекции состоит в том, в ней обосновывается необходимость философского подхода к пониманию правовой реальности, который позволяет выявить смысл и ценность права и правосознания как форм духовной жизни общества и духовности человека и обосновать их социальное назначение и идеальную сущность.

Практическая значимость лекции определяется ролью философско-правовых знаний в формировании личности сотрудника ОВД, в совершенствовании правового аспекта общественной жизни. Без фундаментальных мировоззренческих и методологических основ, разрабатываемых философией права, невозможно решение таких задач, как совершенствование правопорядка, построение правового государства. Сделанные в лекции выводы можно использовать в целях идеологического обоснования правотворческой и правоприменительной практики.

Предметом лекции является философский анализ комплекса проблем, связанных с теоретическим осмыслением социальных, экономических, политических, исторических и культурных аспектов права, определяющих его природу и сущностные характеристики.

Целью лекции является формирование целостного представления о современном уровне философского осмысления природы и сущности права.

Задачи лекции:

  • выявление специфики, возможностей и пределов юридического и философского подходов к познанию права и правосознания;

  • осмысление проблемы происхождения права в контексте философского анализа диалектики абстрактного и конкретного, общего и особенного в праве;

  • определение идеальной сущности права;

  • рассмотрение социально-экономических отношений как основного предмета права и условий его формирования;

  • сравнительная характеристика природы и сущности права, религии, морали и нравственности.

Взаимосвязь лекции с ранее изученными темами проявляется в том, что данная лекция является логическим продолжением предыдущей темы № 12 («Философия права как мировоззренческая и методологическая основа юридического мышления»), конкретизируя и развивая ее содержание.

Взаимосвязь лекции с последующими темами проявляется в том, что главные положения темы № 13 являются основой изучения следующей темы – лекции № 14 («Основные категории философии права»), а также выполняют важную подготовительную роль для перехода к изучению тем раздела III. «Прикладные философские аспекты юридического знания».

Вопрос 1

^ СУЩНОСТЬ ФИЛОСОФСКОГО ПОДХОДА К ПОНИМАНИЮ ПРАВОСОЗНАНИЯ

К праву можно подойти с различных позиций. В одном случае дается толкование, комментарий, конкретное разъяснение изданного государством закона применительно к частному казусу применительно к частному казусу или к вопросу о конституционности отдельного закона. В другом случае решается вопрос о том, признать ли его правомерность или отвергнуть, можно ли его обосновать или подвергнуть критике. С точки зрения действующего права предписание правомерно всегда и только в том случае, если оно соответствует норме, сформулированной в качестве таковой законодательной властью. С точки зрения теоретического правосознания воля государства сама по себе еще не является конечным основанием права. Этот второй подход – философско-правовой.

По отношению к действующему праву теоретико-философское правосознание сохраняет свою относительную самостоятельность. С самого начала оно выступает как осознание оснований правопорядка. И если впоследствии эти основания, входя в само содержания законодательства (как в римском, так и буржуазном праве), используются как идейное оправдание государственной воли, то тем не менее философия вправе выступать и с критикой существующей юридической системы и всего правопорядка, который ею регулируется. Правосознание выступало, таким образом, в качестве оценки, « суда разума» над действующим правом, а иногда и противопоставляло ему « единственно разумные» правовые принципы.

Обращение теоретического правосознания к философии и вхождение самой философии в содержание правовой проблемы, восприятие ее как собственно философской обычно бывает связано с переломными историческими эпохами, а иногда и противопоставляло пересмотра конкретного содержания правоустановлений и нового осмысления природы права. Это обращение правосознания к философии происходит всякий раз таким образом, что в поле его внимания попадает не просто та или иная наиболее вместительная в данное время философская концепция, а именно такая, какая в наибольшей мере отвечает идеологическим правовым потребностям идущего к господству или уже господствующего социального слоя.

Какие черты самого правосознания определяют специфику философского осмысления права?

Положения правовой мысли выражены в нормативно-предписательной и оценочной модальности. В этом отношении правосознание аналогично скорее нравственности, нежели философии, и действительно сливается в ряде с моральным воззрением.

Разграничение между правовыми нормами, нормами религии и нормами морали идет по следующим чертам: во-первых, по тому авторитету, который устанавливает правило (в праве – внешний авторитет: другие люди, строго определенно и особо уполномоченные; в религии – воля Божья; в морали – внутренний авторитет, голос совести); во-вторых, по тому порядку, в котором правило формулируется (в праве – последовательность прохождения правила через строго установленные этапы рассмотрения, в котором участвуют многие люди; в религии – соборное изложение откровения, данного избранным людям, в морали – самостоятельное восприятие и формулирование голоса совести, данного каждому особо); в-третьих,. по тому, кто получил предписание (в праве – всякий член сообщества, указанный в норме, независимо от его согласия и признания; в религии – все члены данной конфессии, т.е. люди, исповедующие одну веру; в морали – добровольно признавшие требования совести); в-четвертых, по тому поведению, которое может, однако, привести и к рассмотрению душевного состояния; в религии – внутреннее поведение, вырастающее из глубины души, и внешнее уставное поведение; в морали – внутреннее поведение, выражающееся и во внешних поступках); и, наконец, в-пятых, по санкции (в праве – угроза неприятными последствиями и внешние побудительные меры; в религии – гнев и суд Божий над грешниками; в морали – укор совести и чувство вины).

Область правосознания в первую очередь – это узаконенные властью государства нормативы; юридические кодексы и нормы, постановления и указы. Эта область правосознания терминологически обозначается как « законоположение, « юридический закон» , « действующее право» От этих правоположений отличают правосознание в более узком смысле как недокументированную и неофициальную форму правового мышления (а также воли и чувств). По способу своего бытия эта сфера правосознания значительно отличается от первой. Это всегда живой процесс или акт сознания в его «неопредмеченом виде» , фиксируемый в письменном виде задним числом.

Ценность права – пустое понятие, если не признается, что строгое право (право, отвечающее своему понятию) – весьма позднее, совсем не традиционное и не такое уж неизбежное порождение истории. Оно нуждается в том, чтобы мы отделяли его от нормативных образований, традиционно именовавшихся правом, но на самом деле заслуживающих такого названия в лучшем случае потому, что они не были моралью, религией или сводом правил благоразумия. в этом смысле можно и нужно утверждать, что и античная демократия, существовавшая на почве полного неведения прав человека; и первоначальное христианство, которое обнаружило сильнейшую тенденцию к пониманию свободы совести как неотчуждаемого личного права, но, что называется « на дух не принимало» идею активного гражданства; и средневековая культура договоров, существовавшая в условиях никем не оспариваемого сословного неравенства, – все это не более чем фрагментарное право. Развитое частновладельческое право соседствовало в Древнем Риме полным убожеством гражданско-правовых воззрений. Кроме того, давно известно совсем уж скандальное обстоятельство: ни один из римских имущественных кодексов не содержал хоть сколько-нибудь приемлемого юридического определения собственности. И это не случайно: юридическое определение собственности вообще нельзя получить, не причислив собственности к « естественным» правам, а значит, к неотъемлемым правам человека. Римское имущественное право – это протоправовой феномен, хотя и величественный, включающий в себя огромный объем юридической компетентности. Римское право в строгом смысле слова – это еще не право.

Нормативность права и правосознание начинает отвечать своему определению лишь тогда, когда связывает нормы с рядом принципиальных положений. Каковы же они?

Право – нормативная форма выражения принципа формального равенства людей в общественных отношениях. Этот принцип отражает не только специфику права, но и его отличие от всех иных видов социальной регуляции (моральной, религиозной, уравнительной, приказной).

Далее. Роль и ценность философии права состоят в том, что она показывает отношение между законом и правовым феноменом, раскрывает социальный смысл закона. Философия – это нравственный стержень законодательства. История свидетельствует о том, что развитие правового государства неотделимо от развития философии права.

Представление о философии права, практической задачей которой является построение « идеала нравственного порядка» , всегда было доминирующим. При этом проблема соотношения права и закона имела и имеет фундаментальное значение для всех направлений теории и философии права. Закон – это форма конкретизации права, конкретная форма его выражения и действия. Отсюда вытекает двуединое требование: право и только оно должно стать законом, а закон должен быть правовым не только по наименованию, но и по своей сути и содержанию.

Закон, в широком смысле слова охватывающий все официально признанные нормы и источники действующего права, может как соответствовать праву, так и расходиться с ним в случае возможных ошибок законодателя, а также различных злоупотреблений формой закона.

Правила, которые указывают человеку искомый « лучший путь» могут быть названы законами потому, что они указывают постоянный и необходимый порядок, который людям надлежит осуществлять в их деятельности. Необходимость этого порядка состоит не в том, что « иначе не может быть» , но и в том, что соблюдение этих законов есть единственный путь, при котором люди будут правы.

В классических концепциях право предшествует закону. Не все, что есть право, является законом. Право может существовать независимо от закона, но в законе оно получает свое утверждение, становится обязательным.

Философия права, первоначально выступая как философское осмысление всей социально-политической действительности, как универсальная форма политического сознания, позднее, в Новое время, предстает как попытка дать на философском уровне ответ на вопрос, что такое право.

Философия права рассматривает правовое регулирование в смысле принуждения к справедливости (к обоюдному равенству в частных отношениях). Можно констатировать, что умение « равновесно» разрешать конфликты известно всем без исключения человеческим обществам. Справедливость в праве есть умерение силы мудростью или, наоборот, придание мудрости силы. Справедливость как всеобщее правовое начало « взвешивает» – на единых весах правовой регуляции и правосудия посредством общего масштаба права – и оценивает их формально-равным, а потому и одинаково справедливым для всех правовым мерилом. Справедливость по своей сути всегда и везде может быть только правовой.

Наконец, в философии права право предстает как выражение свободы личности. Подчеркивая тезис о праве как мере свободы, необходимо вместе с тем подчеркнуть, что норма – это все же только одна сторона права. С другой стороны, право – это сама свобода, свобода нормированная, определенная на основе меры. В единстве этих двух моментов – абстрактного (норма, определяющая свободу) и конкретного (свобода, определенная масштабом) – образуется право как специфический нормативный регулятор человеческого поведения, как конкретный правопорядок, т.е. такой порядок человеческих отношений, в основе которого лежит всеобщая мера, равный для всех масштаб свободы. Право только там, где есть свобода личности. В этом смысле правовой порядок есть система отношений, при которых все лица данного общества обладают наибольшей свободой деятельности и самоопределения.

На всех ступенях социально-политической эволюции, где сохраняется еще полная или частичная несвобода (рабство, крепостничество и т.д.), само пользование правовой формой и возможность быть субъектом права представляет собой привилегию лишь немногих. Но как бы ни был узок субъектов того или иного правового отношения, регулирующая его правовая норма носит абстрактно всеобщий характер и тем самым в сфере своего действия отвергает произвол и привилегии по какому-либо индивидуальному и частному осознанию.

Правосознание есть особого рода инстинктивное правочувствование, в котором человек утверждает свою собственную духовность и признает духовность других людей; отсюда и основные аксиомы правосознания: чувство собственного достоинства, способность к самообязыванию и самоуправлению и взаимное уважение и доверие людей друг к другу. Эти аксиомы учат человека самостоятельности, свободе, совместимости, взаимности, солидарности, и прежде всего – духовной воле.

Таковы фундаментальные методологические и мировоззренческие идеи, которые лежат в основе философского подхода к праву.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция по теме №13 «природа и сущность права» принадлежит к разделу II. «Философские проблемы социально-гуманитарного знания» рабочей программы по курсу «Философия», iconЛекция по теме №14 «основные категории философии права» принадлежит...
Автор Медушевская Наталья Федоровна, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии

Лекция по теме №13 «природа и сущность права» принадлежит к разделу II. «Философские проблемы социально-гуманитарного знания» рабочей программы по курсу «Философия», iconЛекция по теме №10 «наука и методология» принадлежит к разделу II....
Автор Барсегян Сурен Григорьевич, кандидат философских наук, доцент, профессор кафедры философии

Лекция по теме №13 «природа и сущность права» принадлежит к разделу II. «Философские проблемы социально-гуманитарного знания» рабочей программы по курсу «Философия», iconЛекция по теме №8 «философия человека. Личность и правоохранительная...
Автор Медушевская Наталья Федоровна, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии

Лекция по теме №13 «природа и сущность права» принадлежит к разделу II. «Философские проблемы социально-гуманитарного знания» рабочей программы по курсу «Философия», iconЛекция по теме №7 «учение об обществе» принадлежит к разделу II....
Автор Медушевская Наталья Федоровна, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии

Лекция по теме №13 «природа и сущность права» принадлежит к разделу II. «Философские проблемы социально-гуманитарного знания» рабочей программы по курсу «Философия», iconЛекция по теме №9 «ценности в структуре человеческой деятельности»...
Автор Медушевская Наталья Федоровна, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии

Лекция по теме №13 «природа и сущность права» принадлежит к разделу II. «Философские проблемы социально-гуманитарного знания» рабочей программы по курсу «Философия», iconЛекция по теме №15 «философия российской государственности и права»...
Возникновение и развитие государственности и права: системно-философский анализ

Лекция по теме №13 «природа и сущность права» принадлежит к разделу II. «Философские проблемы социально-гуманитарного знания» рабочей программы по курсу «Философия», iconЛекция по теме №17 «философская культура юриста» принадлежит к разделу...
Адные философские аспекты юридического знания» рабочей программы по курсу «Философия», разработанной кафедрой философии Московского...

Лекция по теме №13 «природа и сущность права» принадлежит к разделу II. «Философские проблемы социально-гуманитарного знания» рабочей программы по курсу «Философия», iconЛекция по теме №5 «философская картина мира» принадлежит к разделу...
Автор Рифицкий Георгий Петрович, доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры философии

Лекция по теме №13 «природа и сущность права» принадлежит к разделу II. «Философские проблемы социально-гуманитарного знания» рабочей программы по курсу «Философия», iconЛекция по теме №16 «человек в системе хозяйствования» принадлежит...
Трудовая деятельность как основополагающий фактор в философии хозяйства

Лекция по теме №13 «природа и сущность права» принадлежит к разделу II. «Философские проблемы социально-гуманитарного знания» рабочей программы по курсу «Философия», iconЛекция по теме №16 «философия гражданского общества» принадлежит...
Автор Гончаров Николай Петрович, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница