Рабочая программа по дисциплине (модулю) «Философия» принята на заседании кафедры философии и истории мировоззрения, протокол №6 от 28 января 2013 г




Скачать 238.29 Kb.
НазваниеРабочая программа по дисциплине (модулю) «Философия» принята на заседании кафедры философии и истории мировоззрения, протокол №6 от 28 января 2013 г
страница1/3
Дата публикации01.05.2013
Размер238.29 Kb.
ТипРабочая программа
vbibl.ru > Философия > Рабочая программа
  1   2   3


МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина»
Социально-экономический факультет
Кафедра «Философия и история мировоззрения»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебно-

методической деятельности

___________Г.А.Папуткова

«___»_____________2013г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ГСЭ.01 – Философия



Направление подготовки:^ 072500.62 – Дизайн (по отраслям)

Профиль подготовки: Графический дизайн

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная – 4 года

Нижний Новгород

2013
Рабочая программа составлена на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 072500.62 – Дизайн среды, утвержденного 13 января 2010 г., номер государственной регистрации 15.
2. Учебного плана по направлению подготовки: 072500.62 – Дизайн среды, утвержденного 13.09.2011г.

Рабочая программа по дисциплине (модулю) «Философия» принята на заседании кафедры философии и истории мировоззрения, протокол № 6

от 28 января 2013 г.

Разработчик: д. филос.н., профессор М.М. Прохоров

СОГЛАСОВАНО

Зав. кафедрой философии и истории

мировоззрения

_________________/ М.М. Прохоров /

«____»_февраля_2013г.

СОГЛАСОВАНО

Зав. выпускающей кафедры

_________________/Ю.Ю. Артемьева/

«____»_февраля_2013_г.

СОГЛАСОВАНО

Директор библиотеки

_________________/Т. А. Ефимова /

«____»_февраля_2011

  1. ^ Цели и задачи дисциплины

Целью дисциплины «Философия» является развитие у студентов интереса к фундаментальным знаниям, усвоение студентами философских знаний по основным разделам общей истории философии и теоретической философии, включая понимание предмета философии, ее роли в истории человеческой культуры, соотношение философии с другими формами духовной жизни, культурой, наукой, искусством.

Задачи дисциплины:

- усвоение идеи единства мирового историко-культурного процесса при признании многообразия его форм;

- выработка целостного (системного) представления о развивающемся мире и месте в нем человека, формирование философского мировоззрения;

- стимулирование потребности к философским оценкам исторических событий и фактов действительности;

- формирование способности объективного и всеобщего анализа изучаемых вопросов;

- выработка навыков многосторонней оценки философских и научных направлений, течений и школ;

- развитие способности логично формулировать, излагать и аргументированно отстаивать собственное понимание рассматриваемых проблем в навык;

- овладение приемами ведения дискуссии, полемики в диалоге.

^ 2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Цикл, к которому относится дисциплина: гуманитарный, социальный и экономический.

Дисциплины, на которых базируется данная дисциплина: дисциплины общеобразовательного цикла средней школы.

Дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей: дисциплины гуманитарного, социального и экономического цикла.
^ 3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций или их составляющих:

ОК-1: понимание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствование и развитие общества на принципах гуманизма, свободы и демократии;

ОК-2: понимание современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладение достижениями естественных и общественных наук, включая культурологию;
В результате изучения дисциплины студенты должны:

Знать:

основные этапы развития мировой философской мысли; основные направления в философском познании; важнейшие школы и учения выдающихся философов;

об основных отраслях философского знания – онтологии, гносеологии, философской антропологии, социальной философии, философии истории, этике и аксиологии.

^ Иметь представление:

о ключевых понятиях, принципах и категориях, чтобы определять суть философского учения, принадлежность его автору, направлению, эпохе; чтобы выявлять теоретически ценные идеи, мысли, подходы.

^ Владеть навыками:

применения принципов, законов и категорий, необходимых для оценки и понимания природных явлений, социальных и культурных процессов, явлений познания и самосознания; применять их в профессиональной деятельности.
^ 4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

^ Всего зач.ед.

Всего часов

Семестр 4

Общая трудоемкость дисциплины

3

108




Аудиторные занятия




68

68

Лекции




40

40

Практические занятия




20

20

В том числе занятия в активной и интерактивной форме





3


3

Самостоятельная работа




48

48

Вид итогового контроля




экзамен

экзамен


^ 5. Содержание дисциплины

5.1. Тематический план

Раздел дисциплины

Количество часов

Итого по разделам дисциплины

Лекции

Практ. занятия

Самост.

работа

^ Раздел 1. Философия в системе культуры: история и современность

16

8

20

44

    1. Философия, ее предмет и место в культуре человека и общества.

1

0,5

1

2,5

1.2. Античная философия

2

1

3

6

1.3. Философская мысль эпохи Средних веков и Возрождения.

2

1

2

5

1.4. Философия эпохи Нового вре мени XVII-XVIII вв.

2

0,5

2

4,5

1.5.Философия французского Просве щения XVIII в.

1

0,5

1

2,5

1.6. Немецкая классическая филосо фия XVIII-XIX вв.

2

1

4

7

1.7. Философия марксизма (XIX-XX вв.).

2

1

1

4

1.8. Постклассическая философия XIX в.

1

0,5

1

2,5

1.9. Основные направления западной философии ХХ-XXI вв.

1

1

3

5

1.10. Русская философия ХIХ - ХХ вв.

2

1

2

5

Раздел 2. Мир философских проблем и современность

24

12

28


64

2.1. Онтология – учение о бытии.

2

1

2

5

2.2. Материя и основные формы ее бытия.

2

2

2

6

2.3. Диалектика.

4

2

4

10

2.4. Познание и творчество.

4

1

4

9

2.5. Сознание.

4

2

4

10

2.6. Общество и его структура.

4

2

4

10

2.7. Человек как предмет социальной философии.

2

1

4

7

2.8. Культура и цивилизация.

2

1

4

7

    1. Итого:

40

20

48

108


^ 5.2. Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Философия в системе культуры: история и современность

    1. Философия, ее предмет и место в культуре человека и общества

Понятие мировоззрения, его исторические типы: миф, религия, философия. Проблема становления философии. Природа и специфика философии.

Система «Мир - человек» как предмет философского знания. Изменение предмета философии в ходе исторического развития философской мысли.

^ Основной вопрос философии и исторические формы философствования: материализм и идеализм; рационализм и иррационализм.

Основные функции философии: мировоззренческая, гносеологическая, методологическая, аксиологическая, воспитательная.

^ 1.2. Античная философия

Становление античной философской мысли и ее своеобразие. Философия досократиков VII-V вв. до н.э. Философия классической эпохи V-III вв. до н. э. Атомистическое учение Демокрита. Философское учение софистов и метод Сократа. «Диалектика», «майевтика», «ирония». Этика Сократа. Философия Платона. Учение об «идеях». Аристотель: учение о форме и материи. Философия эпохи эллинизма конец IVв. - II в. до н.э.

Римская философия I в. до н.э. - V-VI вв.н.э. Характеристика философской мысли эпохи эллинизма. Философские школы: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм.

^ 1.3. Философская мысль эпохи Средних веков и Возрождения

Средневековая философия V-XV вв. Переход от античности к средневековью; роль христианства в становлении средневековой философии; основные этапы: апологетика, патристика, схоластика.

Философия Аврелия Августина, Фомы Аквинского. Переход от августинизма к христианскому аристотелизму. Учение о форме и материи.

^ Философия эпохи Возрождения XV-XVII вв. Основные направления философской мысли эпохи Возрождения: гуманизм, неоплатонизм, натурализм.

Пантеистическая философия Н.Кузанского. Апофатическая теология. Проблемы веры и разума. Диалектические идеи Н.Кузанского.

Натурфилософия Дж.Бруно. Учение о бесконечности миров. Космический органицизм, гилозоизм и панпсихизм.

^ 1.4. Философия эпохи Нового времени XVII-XVIII вв.

Своеобразие европейской философии Нового времени. «Знание – сила». Развитие экспериментального математического естествознания и обращение философии к науке; секуляризация философского знания. Разработка проблем теории познания, поиск новых методов познания для обеспечения нужд практики преобразования мира человеком.

^ Философия Ф.Бэкона. Знание – сила. Бэкон о предрассудках («идолах») познания («идолы»: рода, пещеры, площади, театра). Разработка эмпирического метода познания.

^ Рационалистическая философия Р.Декарта. Учение о «врожденных» идеях. Суть рационалистического метода. Дуалистическая метафизика Декарта.

Б.Спиноза. Пантеистическая метафизика; понятие субстанции, ее модусы и атрибуты. Этика Спинозы.

^ Сенсуалистический эмпиризм Дж.Локка. Критика декартовской теории «врожденных идей». Простые и сложные идеи. Учение о первичных и вторичных качествах. Монадология Г.Лейбница

^ 1.5. Философия французского Просвещения XVIIIв. Общая характеристика идей французского Просвещения. Материалистическое понимание природы и места в ней человека. Антифеодальная и антицерковная направленность идей Просвещения.

Деистический материализм Вольтера. Взгляды Вольтера на общество, историю. Философия истории.

Теория общественного договора Ж.-Ж.Руссо. Руссо о естественном состоянии человечества и необходимости заключения общественного договора.

Материалистические взгляды Дидро, Гельвеция, Гольбаха. Воззрения Дидро на природу, материю, сознание. Особенности материализма Гельвеция. Материалистический субстанциализм Гольбаха.

^ 1.6. Немецкая классическая философия XVIII-XIX вв.

Исторические, научные, философские истоки развития немецкой классической философии XVIII в

И.Кант. Докритическая философия Канта. Критическая философия Канта. ^ Теория познания («Критика чистого разума.). Этика Канта («Критика практического разума). Категорический императив. Эстетика («Критика способности суждения»). Г.В.Ф.Гегель. Философская система и метод Гегеля.

Антропологический материализм Л.Фейербаха. Сущность антропологического материализма. Религиоморфная «этика любви».

^ 1.7. Философия марксизма

Становление философии марксизма: социально-исторические и научные истоки.

Специфика философского материализма. Основной вопрос философии и его две стороны (онтологическая и гносеологическая). Материалистическое понимание истории в марксизме. Категории: общественное бытие и общественное сознание, базис и надстройка. Понятие отчуждения, Социальная революция.

^ 1.8. Постклассическая философия XIX в.

Позитивизм и его основные формы: махизм, неопозитивизм постпозитивизм.

Экзистенциальная философия С.Кьеркегора. Критика гегелевской объективной диалектики и утверждение субъективной («экзистенциальной») диалектики. Кьеркегор о трех стадиях на пути к Богу: эстетической, этической, религиозной.

Иррациональная философия А.Шопенгауэра. «Мир как воля и представление». Понятие мировой воли. Единство закона достаточного основания, его виды. Проблема свободы воли. Пессимизм Шопенгауэра.

«Философия жизни» Ф.Ницше. Жизнь как «переживание». «Воля к власти» как критерий поведения. «Критика исторического христианства. Учение о «сверхчеловеке». Работа Ницше «Так говорил Заратустра».

^ 1.9. Основные направления западной философии ХХ-XXI вв. Психоаналитическая философия. Специфика психоанализа З.Фрейда. Проблема бессознательного (понятие «предсознательного» и «вытесненного бессознательного»).Структура человеческой психики («Оно»,«Я», «сверх-Я»).

Экзистенциальная философия. Становление философии экзистенциализма, ее главная проблематика и основные черты. Понятие экзистенции.

Философия постмодернизма. Идеи и основные представители.

^ 1.10. Русская философия ХIХ - ХХ вв.

Современные дискуссии о специфике русской философской мысли. Основные течения отечественной религиозной философской мысли: славянофильство, софиология, «новое религиозное сознание», интуитивизм, экзистенциализм.

Социально-философские идеи славянофильства. Русская метафизика всеединства.. Философия всеединства Вл.С.Соловьева. Экзистенциализм на русской почве. Онтологический смысл учения Н.А.Бердяева о свободе. Проблема свободы и творчества.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по дисциплине (модулю) «Философия» принята на заседании кафедры философии и истории мировоззрения, протокол №6 от 28 января 2013 г iconРабочая программа по дисциплине «Философия» принята на заседании...
Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 051000

Рабочая программа по дисциплине (модулю) «Философия» принята на заседании кафедры философии и истории мировоззрения, протокол №6 от 28 января 2013 г iconРабочая программа по дисциплине «Самопознание философии» принята...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа по дисциплине (модулю) «Философия» принята на заседании кафедры философии и истории мировоззрения, протокол №6 от 28 января 2013 г iconРабочая программа по дисциплине «Самопознание философии» принята...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа по дисциплине (модулю) «Философия» принята на заседании кафедры философии и истории мировоззрения, протокол №6 от 28 января 2013 г iconРабочая программа по дисциплине «Автомобильные эксплуатационные материалы»...
Рабочая программа по дисциплине «Автомобильные эксплуатационные материалы» обсуждена и принята на заседании кафедры автомобильного...

Рабочая программа по дисциплине (модулю) «Философия» принята на заседании кафедры философии и истории мировоззрения, протокол №6 от 28 января 2013 г iconРабочая программа по дисциплине «Теоретическая механика» принята...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа по дисциплине (модулю) «Философия» принята на заседании кафедры философии и истории мировоззрения, протокол №6 от 28 января 2013 г iconРабочая программа по дисциплине «Сопротивление материалов» принята...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа по дисциплине (модулю) «Философия» принята на заседании кафедры философии и истории мировоззрения, протокол №6 от 28 января 2013 г iconРабочая программа по дисциплине «Сопротивление материалов» принята...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа по дисциплине (модулю) «Философия» принята на заседании кафедры философии и истории мировоззрения, протокол №6 от 28 января 2013 г iconРабочая программа по дисциплине «Сопротивление материалов» принята...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа по дисциплине (модулю) «Философия» принята на заседании кафедры философии и истории мировоззрения, протокол №6 от 28 января 2013 г iconРабочая программа по дисциплине принята на заседании кафедры «Коррекционной...
Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа по дисциплине (модулю) «Философия» принята на заседании кафедры философии и истории мировоззрения, протокол №6 от 28 января 2013 г iconРабочая программа по дисциплине «Психопатология» принята на заседании...
Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница