1. теоцентризм средневековой философии




Скачать 156.72 Kb.
Название1. теоцентризм средневековой философии
страница1/3
Дата публикации01.05.2013
Размер156.72 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Философия > Документы
  1   2   3
СОДЕРЖАНИЕ:

1. ТЕОЦЕНТРИЗМ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ 3

2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ: ФИЛОСОФИЯ И ТЕОЛОГИЯ; ВЕРА И РАЗУМ; ДВОЙСТВЕННОСТЬ ИСТИНЫ; ПРОБЛЕМА УНИВЕРСАЛИЙ 6

3. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ 13

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: 16

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17



1. ТЕОЦЕНТРИЗМ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ


Крупнейший философ европейского Средневековья, создавший систему, вобравшую в себя все достижения схоластики, - Фома Аквинский (1225 -1274). Философия Фомы Аквинского представляет собой предельную систематизацию христианского аристотелизма с целью установить гармонию веры и разума. Осуществление этой цели мы находим в основных сочинениях - «Сумма теологии» и «Сумма против язычников». У Фомы Аквинского первая философия, или метафизика, направлена на познание Бога как конечной духовной цели, а также как всеобщей, необходимой, личной и действующей причины, осуществляющей свою работу в природе и мире человека посредством «вторичных причин». Средневековая философия рассматривала закон не как необходимую связь между явлениями материального мира, а как проявление божественной воли. Согласно Фоме Аквинскому, «naturales leges» являются тенденциями стремиться к определенной цели, заложенной Богом в вещи. Одна из главнейших тенденций философии Фомы Аквинского - стремление, «увязать» бытие Бога и бытие мира вещей. Признавая, что Бог во всей своей полноте недоступен ограниченному человеческому разуму, Аквинат, считает, что разум может и. должен познавать «Бога в аспекте своей божественности». Эта возможность обусловлена различением существования и сущности. Бог, понимаемый не как личность, а как абсолютное бытие, может быть предметом рационального осмысления, его бытие может быть доказуемо, исходя из бытия вещей. Фома Аквинский выдвинул пять доказательств бытия Бога, каждое из которых основано на этом принципе.

Христианская теология своим учением о трансцендентном Боге создает своеобразную религиозную картину мира, в которой на­ходит свое воплощение теоцентризм.

В соответствии с принципом теоцентризма источником вся­кого бытия, блага и красоты является Бог. Высшую цель жиз­ни видят в служении Богу. Античному признанию существова­ния многих богов, т.е. политеизму, приходит конец. Иудаизм, христианство, мусульманство настаивают на единобожии. Тако­го рода учения являются монотеистическими. Каков же фило­софский смысл теоцентризма? Надо полагать, отнюдь не случай­но философия приобретает геоцентрический вид. Главная наша задача и состоит в том, чтобы понять смысл теоцентризма, его жизненные корни.

Теоцентризм – это историческая форма выражения субъекта, его особого места в мироздании. В условиях, когда человек еще связан теснейшими узами со всеми природными реалиями и ро­довыми отношениями, но уже начинает осознавать свою специфич­ность, единственным приемлемым принципом оказывается прин­цип абсолютной личности, принцип Бога. Роль субъекта уже выделена, но не настолько, чтобы ее в полной мере относить к от­дельным людям. Принцип абсолютной личности - это результат более глубокого, чем в античности, понимания субъективного.

Показательно, что античные мыслители, современники хри­стианства, не воспринимали последнее. Им казалось чудовищным считать иудея Христа сыном Божьим. Они находили в том же хри­стианстве (напомним, что Ветхий Завет был написан еще до на­шей эры, а Новый Завет - в 1-11 вв. н.э.) много противоречий. Но даже действительное наличие последних не могло приостано­вить главного - усиления принципа субъекта, что как раз и на­шло свое воплощение в геоцентризме. Кстати, выяснилось, что именно античные мыслители подготовили основу для геоцен­трических представлений. Это, в частности, выработка доста­точно строгого стиля мышления, умения развивать единый логический принцип, без которого монотеизм, как очевидно, не мо­жет обойтись, а также понимание единого как блага. Когда тео­логи стали придавать христианству строгую логическую форму, то они обратились непосредственно к арсеналу идей античной фи­лософии.

Разумеется, принцип субъекта не мог проводиться в средне­вековье иначе как в соответствии с содержанием жизненных реа­лий: даже в ученых трактатах Бог появляется как господин, фео­дальный сеньор, царь. Августин считал, что "творец зовется творцом по отношению к своим тварям подобно тому, как гос­подин зовется господином по отношению к своим слугам". Мно­гократно воспроизводилась мысль, что ангелы, монахи, миряне - вассалы Бога. На золотом французском экю (XIII в.) изображе­ние Христа сопровождалось надписью: "Христос - победитель, Христос - царь, Христос - император". Вместе с тем Бог-Сын ближе мирянам, чем его могущественный отец. Христос высту­пает как Богочеловек, как человек, учитель, наставник, удиви­тельно тонко понимающий смиренную душу необразованного кре­стьянина. Человеческая природа Христа - это подлинная основа средневекового гуманизма.

Принцип теоцентризма с его всеохватностью вынуждал сред­невековых философов рассматривать и уточнять такие поня­тия, как бытие, сущность, существование, свойство, качество.


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. теоцентризм средневековой философии icon1.     Философия, ее специфика и место в культуре
Теоцентризм средневековой философии. Особенности философии в период патристики и схоластики

1. теоцентризм средневековой философии iconЗадача человека
Неоплатонизм= учение Плотина, который подвёл черту над всеми построениями античной философии оказал прямое влияние на формирование...

1. теоцентризм средневековой философии iconАнтичная философия 8
Особенности средневековой христианской философии. Проблема соотношения разума и веры 16

1. теоцентризм средневековой философии iconПрограмма «переоценки ценностей» и«имморализм»
Характерные черты средневековой философии. Раннехристианская философия /Аврелий Августин

1. теоцентризм средневековой философии iconВопросы для проведения зачета по курсу «Философия» для курсантов...
Номинализм и реализм – два противоположных направления средневековой западноевропейской философии

1. теоцентризм средневековой философии iconКонтрольная работа по философии на тему №5 «Общая характеристика...
Сравнительная характеристика философии Древнего Востока и философии Древней Греции (восточной и западноевропейской философских традиций)....

1. теоцентризм средневековой философии iconВопросы вступительного экзамена в аспирантуру
Космоцентризм древнегреческой философии. Основные черты досократовской философии и философии Сократа

1. теоцентризм средневековой философии iconВопросы к зачету по философии
Философия, ее сущность и предназначение. Роль философии в жизни человека и общества. Взаимосвязь философии и науки

1. теоцентризм средневековой философии iconВопросы к кандидатскому экзамену по специальности 09. 00. 03 – история философии
Проблема происхождения философии: основные теории и концепции в современной истории философии

1. теоцентризм средневековой философии iconОнтологические проблемы философии. Онтологическая проблематика философии
Онтологическая проблематика философии заключается в поисках решения ответа на вопрос о том, что первично — материя или сознание?...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница