«В начале сотворения Всесильным неба и земли…» этими словами открывается Пятикнижие. Во всем изобилующем загадками тексте эта фраза одна из самых




Скачать 50.05 Kb.
Название«В начале сотворения Всесильным неба и земли…» этими словами открывается Пятикнижие. Во всем изобилующем загадками тексте эта фраза одна из самых
Дата публикации24.04.2013
Размер50.05 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Философия > Документы
«Брейшит»

«В начале сотворения Всесильным неба и земли…» – этими словами открывается Пятикнижие. Во всем изобилующем загадками тексте эта фраза – одна из самых непонятных. Она содержит в себе тайну Творения, разгадать которую пытаются с незапамятных времен. Сама Тора, однако, не торопится прийти нам на помощь в постижении того, как, зачем и почему была сотворена вселенная. Более того, в Талмуде сказано, что от слов «В начале сотворения...» и до завершения рассказа о Творении смысл повествования отнюдь не в передаче знания, но в восхвалении Всевышнего, трансцендентного и непостижимого, а вот весь остальной текст – «для исследования и изучения».

Итак, тайна Творения в принципе не может быть постигнута человеком. Зачем, в таком случае, о нем вообще говорится в Торе? С точки зрения нашей традиции – для того, чтобы дать нам ориентиры для истинной оценки окружающей реальности, сообщить критерии отношения к миру и происходящему в нем. Материалистическое мировоззрение, отрицающее существование Высшей силы, обладающей волей и способностью творить «нечто» из «ничто», рассматривает все сущее как комбинацию элементарных частиц. С этой точки зрения выработанные человечеством нравственные ценности и этические нормы оказываются относительными, «надстройкой». Если атеист интеллектуально честен, он не может не признать, что не в состоянии дать четкое определение понятиям «добро» и «зло». Эта мысль однажды была сформулирована философом Бертраном Расселом: «Я не знаю, каким образом можно опровергнуть предположение об относительности морали. С другой стороны, мне трудно поверить, что единственное, чем нехороша разнузданная жестокость, это то, что мне она не по нраву». Тора, свободная от сомнений такого рода, однозначно констатирует: если Б-г – Источник мироздания, то Его Тора – нравственный закон для всего человечества. То, что мы читаем в начале текста Пятикнижия, – ключ к пониманию цели, бытия и гармонии всего сотворенного.

Наука не смогла ни опровергнуть религиозную концепцию, ни дать свой ответ на вопрос о причинах возникновения Вселенной и о природе этого процесса. Добросовестный ученый, искренне ищущий истину, возвращается в результате своих поисков к словам «В начале сотворения…» Роберт Ястров, один из ведущих сотрудников американского Управления космических исследований, так сформулировал эту мысль в своей книге: «Для деятеля науки, живущего верой в силу логики, все может кончиться как в дурном сне: он штурмует вершины, одну за другой, вот он уже на пути к высочайшей из них. И тут-то, когда он взобрался, наконец, на самый пик, его приветствует компания раввинов, которые сидят там уже многие сотни лет».

^ В начале сотворил Всевышний...

В первом недельном разделе рассказывается о том, как, нарушив повеление Всевышнего, Адам и Хава (Ева) попробовали плод с Древа познания и к каким трагическим последствиям это привело. История, рассказанная в Торе, не может не вызывать вопросов. Например, почему у первых людей «раскрылись глаза» и они «осознали свою наготу» (3.7)? Быть может, раньше они были неразумны и, съев плод, вдруг резко поумнели? Собственно говоря, именно это и обещал им змей. Если же это не так, то что же тогда произошло с их глазами и их сознанием? Обратите внимание: в Торе говорится, что первые люди вдруг «осознали свою наготу» — именно «осознали», а не «увидели». И это понятно: разумеется, Адам и Хава и ранее видели друг друга, однако они не воспринимали свою наготу как что-то постыдное, недолжное, как то, что необходимо укрыть, спрятать, — они просто не придавали этому никакого значения, обнаженное тело воспринималось ими как нечто совершенно естественное, данное Всевышним. И это несмотря на существовавшую между ними интимную близость: согласно классическим комментариям, Адам познал Хаву еще до грехопадения.

Все это свидетельствует о том, что сознание первых людей стало совершенно иным, что их отношение к самим себе, к миру, к Всевышнему коренным образом изменилось: человек подменил объективные и не зависящие от него категории «истины и лжи» субъективными и относительными категориями «добра и зла», связанными по существу с нашими собственными, изменчивыми, исторически и культурно обусловленными воззрениями на мир.

Когда, записывая Тору, Моше (Моисей) дошел до слов (1.26), он обеспокоился. «Ведь есть такие, кто сочтет эти слова доказательством признания истинности многобожия», — сказал он Всевышнему. «Пиши, а тот, кто хочет ошибиться, — пусть ошибается!» — ответил ему Творец. Следующие слова в тексте Торы — «и сотворил Всевышний человека» (1.27).

Обращение Всевышнего — «сотворим» — относится к высшим духовным существам, ангелам. Творец испросил их согласие на создание человека, подобного им по своему духовному потенциалу. Этим Он учит правилам поведения с теми, кто зависим от нас: несмотря на то, что реально от них ничего не зависело и Он не нуждался в их согласии для решения, Всевышний советовался с ангелами, чтобы не унизить их пренебрежением.

Адам — «человек». Это существительное на иврите не имеет множественного числа, дабы научить нас тому, что каждый человек уникален. Человек — единственное из творений, кому дарована свобода выбора и воли. В этом он уподоблен своему Творцу. Но в силу ограниченности разума человек может обратить свои силы и ко злу. Потому-то и сказано «по подобию нашему» (1.26), то есть лишь по сравнению с другими сотворенными мы относительно подобны Ему. (Кидмутейну — подобно нам, а не бидмутейну — как и мы).

«В начале творения Всесильным...» («Берешит», 1:1).

Уже первое слово Торы — «берешит» («в начале») — возвещает о том, что мир не существовал извечно. Второе — «бара» («творение») — опровергает теории спонтанной эволюции. Третье слово Торы — «Всесильный» — сообщает нам, кто скрывается за тайной творения. Согласно космогонической теории Лапласа, наш физический мир не имеет ни начала, ни конца, ни первопричины, бесконечно претерпевая эволюционное развитие; понятие чуда миру детерминизма чуждо — все. абсолютно все предопределено... Современная наука утверждает, что чем дальше в прошлое, тем выше была плотность материи во Вселенной, — до самого изначального ее состояния, при котором классические представления о пространстве и времени теряют силу. Заглянуть за этот порог ученые не смогли и после столетий развития научной мысли. Теория «большого взрыва» легитимизировала идею, согласно которой мир не существовал извечно, но принцип этой теории «создание нечто из нечто» все равно противоречил еврейской концепции сотворения «нечто» из «ничто» («Парша ве-ликха»).

«...И был вечер, и было утро — день один» (1:5)

У евреев все наоборот! Даже день у них следует за ночью, а не ночь за днем, как у других народов.

Сказали наши мудрецы: «Праведным сначала маета, а затем — благоденствие: злодеям — сначала процветание, а затем — мучения». Ночь — символ изгнания, бед и напастей... Евреи поначалу терпят тяжкие удары судьбы и страдания, однако рано или поздно к ним придет спасение и избавление. Для наших врагов все обстоит прямо противоположным образом: сначала они тешатся мирскими благами, наслаждаются своей силой и величием, но их ждет непроглядная тьма небытия.

Поэтому у евреев суббота, предназначенная для духовного постижения мира, завершает неделю, в то время как у большинства других народов день умиротворенного отдыха является ее первым днем (Имрей-шефер).

^ Сказал Б-г: «Пусть соберется вода под небом в одно место, и появится суша...» (1:9)

На первый взгляд слова «и появится суша» кажутся избыточными, ведь если воды соберутся в низинах, то суша откроется сама собой.

Наши учителя объясняли эти слова тем, что еще при Сотворении мира Всевышний заклял воды морские, что придет час и в нарушение заведенного порядка мироздания они должны будут «собраться» и «явить сушу». В этом заключается смысл данных «избыточных» слов: в деле Творения велено — «соберется вода под небом в одно место» и станет Мировым океаном, однако уже тогда было уготовано чудо, явленное в момент Исхода из Египта, когда преследуемый египтянами Израиль подойдет к водам Ям-Суф, они расступятся и для евреев «появится суша» (Имрей-шефер).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«В начале сотворения Всесильным неба и земли…» этими словами открывается Пятикнижие. Во всем изобилующем загадками тексте эта фраза одна из самых iconCreed Символ Веры Simbolul credinţei (Crezul)
Верую во Единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, видимым же всем и невидимым

«В начале сотворения Всесильным неба и земли…» этими словами открывается Пятикнижие. Во всем изобилующем загадками тексте эта фраза одна из самых iconРав Зеев Мешков №9. 08. 2002 Недельная глава Ницавим: Скрытое б-гу нашему
Все вы стоите сегодня перед б-гом Всесильным вашим: начальники ваши в коленах ваших, старейшины ваши и надсмотрщики ваши, каждый...

«В начале сотворения Всесильным неба и земли…» этими словами открывается Пятикнижие. Во всем изобилующем загадками тексте эта фраза одна из самых iconТекст Символа веры
Верую в единого Бога, Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого

«В начале сотворения Всесильным неба и земли…» этими словами открывается Пятикнижие. Во всем изобилующем загадками тексте эта фраза одна из самых iconКанон всем святым, в земли Вританнийстей просиявшим
Канон всем святым, в земли Вританнийстей просиявшим (Память в Неделю 3-ю по Пятидесятнице) [богослужебные тексты]

«В начале сотворения Всесильным неба и земли…» этими словами открывается Пятикнижие. Во всем изобилующем загадками тексте эта фраза одна из самых iconБернард Вербер Империя ангелов ocr litPorta
Во всем мире имя Бернарда Вербера на обложке книги означает только одно — шедевр! «Империя ангелов» — одна из самых нашумевших книг...

«В начале сотворения Всесильным неба и земли…» этими словами открывается Пятикнижие. Во всем изобилующем загадками тексте эта фраза одна из самых icon3. Человечество и Солнце …люди, считавшие в течение столетий твёрдо...
Земля покоится недвижно среди неба и в центре его, неизбежно признают бессмысленным мои утверждения о движении Земли …страх перед...

«В начале сотворения Всесильным неба и земли…» этими словами открывается Пятикнижие. Во всем изобилующем загадками тексте эта фраза одна из самых iconУпражнение к теме «Правописание суффиксов имён существительных»
Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы; раскройте скобки. Сделайте морфологический разбор выделенных слов (над этими словами...

«В начале сотворения Всесильным неба и земли…» этими словами открывается Пятикнижие. Во всем изобилующем загадками тексте эта фраза одна из самых iconПринцип Сотворения или единство и специализация мужского и женского начал
Почему сохраняется непреходящее взаимное влечение между этими двумя началами? Что сделать, чтобы то притяжение, стремление ощущать...

«В начале сотворения Всесильным неба и земли…» этими словами открывается Пятикнижие. Во всем изобилующем загадками тексте эта фраза одна из самых iconЛ. И. Вансовская «Устранение нарушений речи при врождённых расщелинах нёба», спб. 2000
Для стимуляции, повышения растяжимости и пластичности тканей мягкого неба при одновременной активизации задней стенки глотки, а также...

«В начале сотворения Всесильным неба и земли…» этими словами открывается Пятикнижие. Во всем изобилующем загадками тексте эта фраза одна из самых iconОт греч. «andros» мужчина, и «gynaikos» женщина
Андрогин – мифическое существо, символизирующее мировую гармонию. В нем происходит соединение противоположных принципов: мужского...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница