Лекция по теме №1 «специфика философского знания, предмет и функции философии в социокультурном опыте человечества и личности» принадлежит к разделу I.




Скачать 406.16 Kb.
НазваниеЛекция по теме №1 «специфика философского знания, предмет и функции философии в социокультурном опыте человечества и личности» принадлежит к разделу I.
страница1/4
Дата публикации20.04.2013
Размер406.16 Kb.
ТипЛекция
vbibl.ru > Философия > Лекция
  1   2   3   4


МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ
МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра _философии_

(название кафедры)
Утверждаю

Начальник кафедры философии_

(название кафедры)

. Д.И. Грядовой

(подпись)
Автор Чугунов Александр Михайлович, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии

(фамилия, имя, отчество, ученая степень, ученое звание, должность)
Фондовая лекция

по __________________ФИЛОСОФИИ_______________________

(название учебной дисциплины)
Тема _№ 1 «СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ, ПРЕДМЕТ И ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ОПЫТЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА И ЛИЧНОСТИ»

(название темы)
Обсуждена и одобрена на заседании кафедры философии

протокол №_3_

от «9» _октября_2006 г.

Москва 2006
ТЕМА № 1
^ СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ, ПРЕДМЕТ И ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ОПЫТЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА И ЛИЧНОСТИ
ПЛАН


Введение

..…………………………………………….

с. 3

Вопрос 1

Мировоззрение: структура и исторические типы…………………..........


с. 5

Вопрос 2

Проблемы философии и пути их решения. Теория и метод…………………


с. 23

Вопрос 3

Философия - система знаний о человеке и мире. Философия и культура………...


с. 33

Заключение

..…………………………………………….

с. 40

Список литературы


..…………………………………………….


с. 41


ВВЕДЕНИЕ

Лекция по ТЕМЕ № 1 «СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ, ПРЕДМЕТ И ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ОПЫТЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА И ЛИЧНОСТИ» принадлежит к РАЗДЕЛУ I. «ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ» рабочей программы по курсу «Философия», разработанной кафедрой философии Московского университета МВД России и предназначена для курсантов и слушателей всех специальностей.

Актуальность темы лекции обусловлена ее основополагающим, системообразующим местом в дисциплине в целом. Это - первая тема по курсу «Философия».

Очевидно, что философия в первую очередь связана с той частью культуры, которую принято характеризовать, как гуманитарную. Последняя ставит в центр своего внимания человека и особенности его бытия. Философия отвечает определенной потребности человеческого духа.

Уяснить понятие о философии можно лишь с учетом условий ее возникновения? Как и при каких условиях возникает философия? Какими отличительными чертами обладает первая форма философского знания, ставшие образцами для последующего развития философии? Таковы те вопросы, без ответа на которые невозможно составить понятие о философии.

В прикладном плане знание философии помогает совершенствовать методологическую культуру милицейских кадров, формировать научное мировоззрение, повышать их эрудицию и культурный уровень.

Теоретическая значимость лекции заключается в установлении ее основных положений: источников и причин, возникновения философии, основных направлений развития, важнейших категорий и проблем, связи и соотношение с другими науками, всей человеческой культурой.

Практическая значимость лекции проявляется в определении роли и места философского знания в изучение общества и человека, в определении и раскрытии ее основных функций: мировоззренческой, методологической, гносеологической, аксиологической и интегрирующей; в показе значения философии в деятельности сотрудников правоохранительных органов.

Предмет лекции заключается в определении объекта и предмета философского знания, его основных аспектов, структуры и функций, связей с другими науками.

Цель лекции заключается в определении сущности и содержания философии, ее места в человеческой культуре, значение в деятельности сотрудников ОВД. Лекция должна привить интерес к философии у курсантов и слушателей - желание разобраться в сложных проблемах бытия человека и общества.

Задачи лекции:

  1. Определить истоки философского знания, обозначить основные исторические этапы его развития.

  2. Раскрыть объект и предмет философии, ее соотношение с другими науками, показать структуру философского знания.

  3. Сформулировать основные философские проблемы и показать направление их решения.

  4. Определить основные функции философии и их проявление в жизни общества и сотрудников ОВД.

Взаимосвязь данной лекции с последующими темами заключается в формировании концептуальной схемы последующего изучения философии, определение основных философских проблем и разделов, а также взаимосвязи между ними, выделении основных исторических типов философского знания.
Вопрос 1.

^ МИРОВОЗЗРЕНИЕ: СТРУКТУРА И ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ

Мировоззрение появляется задолго до появления философии. Его возник­новение связано с появлением человека. В настоящее время не существует одно­значного ответа на вопрос: «Когда появился человек?». По оценкам одних ан­тропологов, археологов, историков это произошло 20 млн. лет назад, по оценкам других - 25-30 тыс. лет назад. Этот диапазон охватывает весь период антропосо­циогенеза - процесса формирования человека и общества. Именно где-то здесь, на определенном этапе становления человека и общества, человек начал выде­лять себя из окружающего мира, сознавать себя как существо отличное от всего живого неживого, противопоставлять себя этому миру. Для человека, индивида, формирующегося в процессе антропосоциогенеза, мир как бы раскалывается на две части:

«Я» - «ТЫ»,

«Я» - «не Я» (природа, общество, другой индивид),

^ «ЧЕЛОВЕК» - «МИР».

Для первобытного коллектива:

«МЫ» и «ОНО» (мироздание).

Постепенно в результате эволюции духовной деятельности человека и по­знания окружающего мира на определенном этапе развития философии форми­руются ее две важнейших категории - «объект» (познания) и «субъект» (познания).

Под объектом понимается любой предмет или их совокупность, сущест­вующие вне человека и независимо от него, находящиеся во взаимодействии с субъектом и противостоящие ему. Необходимо подчеркнуть, что в качестве объ­екта может выступать и сам человек. Более того, с помощью рефлексии (деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира челове­ка, его внутреннее строение) человек может познавать самого себя, анализиро­вать свои действия и их мотивы, чувства и мысли, свои интересы и положение в обществе.

Под субъектом понимается носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид, социальная группа, общество), источник активности, на­правленный на объект.

Преобразовывая и познавая мир (внешний макрокосмос и свой внутренний или микрокосмос), человек вырабатывает систему взглядов, в центре которой всегда находится вопрос, проблема о соотношении «мы», «я» и «оно» (мироздание, природа, общество). Следовательно, мировоззрение - это такая це­лостная совокупность образов, представлений, понятий, категорий, которые раскрывают место и роль человека в мире, его прошлое, настоящее и будущее.

Мировоззрение всегда связано с постановкой фундаментальных вопросов, отвечая на которые человек пытался понять:

  • что такое мир, как он возник и существует, что лежит в основе его изме­нений;

  • что есть духовный мир человека и душа, как она возникла, где находится, что происходит с ней после смерти;

- что такое знание, как оно возникает и существует, как осуществляется познание мира, является оно добром или злом для человека;

  • что такое общество, почему оно возникло и из каких элементов состоит, куда и к чему движется в своем развитии и что является движущей силой общест­венного развития;

  • что такое человек и каково его предназначение в мире.

Для того, чтобы возникло и сформировалось стихийно или целенаправлен­но мировоззрение, необходимы определенные знания и ценности. Знания и цен­ности всегда являются фундаментом любого мировоззрения, так как именно они оказывают решающее влияние на выбор человеком жизненных целей и идеалов, а следовательно, и путей их реализации. Поэтому любое мировоззрение - это система убеждений человека, от которых он не может мгновенно отказаться (но может постепенно менять), не разрушив внутреннюю гармонию своего «Я». Они выстраданы человеком в процессе практического и теоретического освоения дей­ствительности, в процессе формирования своего внутреннего, духовного мира. Мировоззрение - это всегда определенная интеллектуальная позиция, которую личность занимает и отстаивает при столкновении с другими. Она является сущ­ностной характеристикой человека. Следовательно, мировоззрение служит осно­вой для деятельности, позволяет выработать человеку свое отношение к этой деятельности и сформировать представления об объекте деятельности. Отсюда характерная черта мировоззрения - единство образа мыслей и образа жизни (Джордано Бруно: «стою на том и не могу иначе»).

Мировоззрение имеет довольно сложную структуру, в которой неразрывно соединены эмоциональное, психологическое, ценностное, интеллектуальное от­ношения человека к миру поэтому, необходимо разграничивать такие стороны, составляющие характеристики мировоззрения как мировосприятие, мироощу­щение, миропонимание.

Мировосприятие - это познавательно-образная составляющая мировоз­зрения, в которой мир предстает в виде определенных образов и представлений, помогающих понять его структуру. Мировосприятие может включить в себя оп­ределенные иллюзии и фантазии.

Мироощущение - это эмоционально-психологическая составляющая ми­ровоззрения, где чувства, настроения человека «окрашивают» мир в определен­ную гамму цветов, создают оптимистическое или пессимистическое видение мира и места в нем человека.

Миропонимание - это познавательно-интеллектуальная составляющая ми­ровоззрения, которая с помощью особых методов пытается раскрыть и выявить взаимосвязь между его объектами, объектами и познающим их субъектом, струк­туру окружающего мира, понять сущность протекающих в нем процессов.

От чего зависит мировосприятие, мироощущение, миропонимание челове­ка? Наряду с психикой, ее особенностями важную роль в их формировании иг­рают ценности и знания (практические и теоретические), являющиеся фундамен­том мировоззрения. Именно они, а также особенности исторической эпохи и ду­ховной жизни общества, соотношение эмоционального и интеллектуального опыта человека задают и определяют его отношение к миру, другим людям, формируют представление человека о своем месте в мире и о самом себе.

В историческом развитии мировоззрения можно выделить следующие типы: миф, религия, философия.

Миф, мифология - древнейшая форма мировоззрения у всех народов мира. Именно в мифе человек впервые попытался понять мне и ответить на фундамен­тальные мировоззренческие вопросы: как возник мир, как он устроен, какое место в этом мире занимает человек и т.д. Существовало и существует множество теорий, пытающихся раскрыть сущность мифа. По мнению многочисленных ав­торов, особенностью мифа является то, что в нем человек сделал первую попытку объяснить окружающий мир, его прошлое, настоящее, будущее, понять связь между ними. При этом объяснение мира сводилось к рассказу о его происхожде­нии, о том, кто сотворил мир и человека. Например, в одном из греческих мифов так описывается творение мира: «Говорят, что первой была Темнота, а на Тем­ноты возник Хаос. От союза Темноты с Хаосом возникли Ночь, День, Эреб и Воздух.

От союза Ночи с Эребом возникли Рок, Старость, Смерть, Убийства, Сла­дострастье, Сон, Сновидения, Ссоры, Печаль, Досада, Немесида, Радость, Друж­ба, Сострадание, мойры и Геспериды.

От союза Воздуха и Дня возникла Гея-Земля, Небо и Море.

От союза Воздуха и Геи-Земли возникли Страх, Труд утомительный, Ярость, Вражда, Обман, Клятва, Ослепление души, Несдержанность, Словопре­ния, Забвение, Скорбь, Гордость, Битвы, а также Океан, Метида, титаны, Тартар и три эринии или фурии.

От союза Земли и Тартара возникли гиганты.

От союза Моря и его рек возникли нереиды. Однако смертных людей не было до тех пор, пока с позволения Афины Прометей, сын Иапета, не слепил их по образу богов. Для этой цели он взял в Панопе (Фокида) землю и воду, а Афи­на вдохнула в них жизнь»1.

Например, в мифе человек может посетить царство мертвых, встретиться там с давно умершими и вернуться в свой мир. Для мифологического сознания характерны следующие моменты:

- высокая степень слияния индивида с окружающей его природой (анимизм);

  • весьма значительная интеграция индивида и естественного первичного коллектива - рода (тотемный предок);

  • высокий уровень эмоциональной чувственности в аффективной напря­женности общения (ускоренное формирование в условиях постоянной неопреде­ленности, эмоций страха или гнева);

  • большая образность (иконическая полнота) воспроизведения содержания памяти и воображения2.

В мифах обнаруживается особое отношение к понятию «время». «Время мифа» представляет собой начальное, раннее время, «провремя», предшествую­щее эмпирическому (историческому), «профанному» времени. В мифологическое время первопредками, демиургами, культурными героями было создано нынеш­нее состояние мира - рельеф, небесные светила, животные и растения, образцы социального поведения и его санкции»3. Отсюда важнейшая социальная функция мифа - выработка и утверждение в конкретном сообществе людей определенной системы ценностей и норм поведения. Главное в мифах то, что любое фантасти­ческое повествование выступает как реальное. Поэтому сущность мифа как творчества заключается в том, что «миф - это такое творчество, при котором фантазия принималась за реальность»4. Однако некоторые ученые не были согласны с такой точной зрения на миф5. Как показывают многочисленные иссле­дования, миф, мифологическое мироощущение связаны не только с повествова­нием, но и с определенными действиями - обрядами, ритуалами, танцами. Миф и обряд - два основных компонента первобытной культуры, развитие которой показывало движение человека от несвободы к свободе.

Именно миф, его чувственно-наглядные и образные формы и представле­ния позволили соединить в единое целое все знания о мире и общественной жиз­ни. Миф ~ это компас и энциклопедический словарь древнего человека, которые помогали ему свободно ориентироваться в окружающем мире, совершенствовать навыки и традиции общественной жизни, передавать необходимые знания по­следующим поколениям. Роль мифа в развитии человеческой цивилизации не­оценима. Миф и мифология не погибли вместе с древним обществом, а сопрово­ждали человека на протяжении всей истории, меняя свои формы. Они дожили до настоящего времени и играют громадную роль в жизни современного общества и человека. В настоящее время социальные мифы и мифотворчество являются не только одной на прибыльных отраслей духовного производства, но и эффектив­ным инструментом контроля и управления поведением человека.

На определенном этапе общественного развития мифология как тип миро­воззрения, как ступень в развитии общественного сознания и духовной жизни становится неэффективной, не удовлетворяет своими ответами новые практиче­ские и интеллектуальные потребности человека. Ей на смену приходит религия, которая дает новый ответ на все мировоззренческие вопросы, стоящие перед че­ловеком и обществом.

Религия как форма общественного сознания, как особый тип мировоззре­ния прошла длительный путь и различные ступени в своем развитии - от перво­бытною анимизма до Мировых религий. Возникновение, развитие и становление религиозного мировоззрения, религии обусловлено социальными, гносеологиче­скими, психологическими причинами (корнями религии). Главной социальной причиной существования религиозного мировоззрения на всем протяжении че­ловеческой истории «является стихийность общественного развития, когда люди не в состоянии сознательно управлять общественными отношениями»6. Всплеск религиозности, усиление роли религии в общественной жизни наблюдается то­гда, когда экономические и социальные процессы вырываются из под контроля общества и его социальных институтов; когда начинает распадаться его соци­альная ткань.

Гносеологические корни религии - это условия, предпосылки, возможно­сти формирования религиозных верований, возникающие в процессе психиче­ской деятельности человека7. Важной гносеологической предпосылкой возник­новения религии является абстрагирующая деятельность человеческого созна­ния. Именно в процессе абстрагирования могут происходить искажение действи­тельности и отрыв от нее, создание фантастических образов, не имеющих под со­бой реальных оснований. Важной причинной возникновения религиозного ми­ровоззрения является психологическое состояние и переживание человека (страх, надежда, стремление выдать желаемое за действительное), которые проявляются в его деятельности8. Не случайно на протяжении длительного времени мыслители античного мира подчеркивали, что страх создал богов. Поэтому психологиче­ский фактор, психологическое состояние личности во многом определяют по­требность человека в религии.

Необходимо подчеркнуть, что религия как тип мировоззрения, в отличие от мифологии, вырабатывает более сложную картину мира. В ней мир раскалы­вается на два разнокачественных мира - «потусторонний» - мир божественный, мир неизменный, вечный, где нет времени. И мир «потусторонний», мир челове­ка, мир тленный, мир постоянно изменяющийся. Человек в силу своего божест­венного происхождения, наличия божественной души, как бы связывал эти два мира. Если в мифе человек мог попасть в царство мертвых, посетить любой фан­тастический мир и вернуться в свой мир, в своем могуществе приблизиться к бо­гам, а боги во многом походили на человека, то религия полностью отрицает та­кую возможность. Только для божественной души, а не для человека открывают­ся некоторые из перечисленных возможностей, только она бессмертна.

Именно в религии, ее мировоззренческих построениях начинает осозна­ваться феномен человека как единства материального и духовного. Более того, благодаря «пониманию» этого феномена религия нашла методы управления по­ведением человека, что сыграло колоссальную роль в развитии цивилизации. В религии были сформулированы и закреплены многие нравственно-этические представления, ценности и идеалы, которые в определенных исторических усло­виях оказали решающее воздействие на развитие человека, духовного производ­ства и общества в целом. Необходимо подчеркнуть, что по мнению многих уче­ных определенные нормы морали возникли задолго до религии и независимо от нее. На эту сторону проблемы обратил внимание Г.В. Плеханов, который писал: «На первых ступенях общественного развития нравственность существует со­вершенно независимо от веры в сверхъестественные существа... Религия не созда­ет нравственности, она только освящает правила, вырастающие на почве данно­го общественного строя»9.

Способом существования религиозного сознания является вера в сверхъес­тественного творца мира и человека - Бога. Поэтому фундаментальной идеей ре­лигиозного мировоззрения является идея сверхъестественного начала мира. Важнейшими элементами религии являются также догматы веры, культ и обря­ды. Именно церковные обряды, отобранные и отшлифованные в течение веков, облагороженные высоким искусством и «божественной» музыкой, оказывали и оказывают огромное психологическое воздействие на человека, пробуждают в нем глубокие чувства, переживания и сопереживания, убивают в человеке зверя. Участие в церковном обряде на какое-то время вырывает человека из реальной, жестокой жизни и переносит в прекрасный, фантастический, божественный мир, заставляет задуматься о непреходящем, о добре и зле, жизни, смерти, и тем са­мым подводит человека к пониманию общечеловеческих ценностей и способст­вует их усвоению. Очень часто в бесчеловечном мире, мире насилия, жестокости и произвола, религия была единственным «лекарством», которое на протяжении веков не позволяло человеку вновь превратиться в животное.

Религиозное мировоззрение в реальной жизни всегда выступает в форме конкретной религии, и это накладывает на него определенное своеобразие. В со­временном мире оно представлено в основном в форме трех мировых религий - христианстве, исламе, буддизме, которые играют важную роль во всех сферах жизни общества и широко распространены в различных странах мира. Роль религии в жизни общества определяется ее многочисленными функциями, среди которых особое значение имеют:

- мировоззренческая;

- коммуникативная, способствующая общению и установлению всесто­ронних связей между единоверцами на различных уровнях в рамках определен­ной религиозной общности;

- регулятивная, обеспечивающая выполнение членами религиозных сооб­ществ определенных правил поведения и запретов в различных сферах жизнедея­тельности общества.

Религиозные организации, в отличие от религии как формы общественного сознания, выполняют политические, экономические и воспитательные функции.

Необходимо отметить, что религиозное мировоззрение в своих теоретиче­ских построениях, объясняющих мир и его происхождение, с самого начала опи­ралось не на рациональное знание, а на веру и воображение. Как для верующего человека, так и теолога религия - это все то, в чем выражается деятельность во­ображения. Воображение стремится подражать идеальным образцам - образам, воспроизводить их, вновь вызывает их к существованию, их без конца повторяет. Обладать воображением ~ значит видеть мир в его целостности, коль скоро цель и суть Образов - показать все, что ускользает от чисто рационального объясне­ния10. Для атеиста и ученого религия, с точки зрения рационального знания, нау­ки, является «фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, ко­торые господствуют над ними в их повседневной жизни, - отражением, в кото­ром земные силы принимают форму неземных»11. Тем не менее только конкретно-исторический анализ позволяет непредвзято оценить как положительную, так и отрицательную роль и вклад религиозного мировоззрения, религии в сокровищ­ницу мировой культуры и развитие мировой цивилизации, духовную и социаль­ную жизнь человечества.

Определенный интерес представляет вопрос о связи и соотношении рели­гии и мифологии. Различные школы и ученые по-разному подходят к решению этого дискуссионного вопроса.

По мнению С.А. Токарева, «по своему происхождению мифология не свя­зана с религией... она имеет иные корни и связана с элементарной любознатель­ностью первобытного человека, расширяющейся по мере роста его трудового опыта. Но уже на ранних шагах своего развития мифология органически связы­вается с религиозно-магическими обрядами... Тем самым мифология входит су­щественной частью в состав религиозных верований, - и поэтому неправы те, кто пытается противопоставить мифы религии; содержание мифов становится содержанием религии... Мифы помогают религии нести эту функцию. В высшем своем развитии мифы становятся религиозными догматами»12.

Возникновение и развитие философского мировоззрения было следующим шагом в становлении человеческого мышления и новым ответом на вопрос о со­отношении реального и иллюзорного миров. В отличие от мифологии и религии философское мировоззрение в своих построениях и объяснениях мира опиралось на рациональное знание и метод научного исследования. К этому времени суще­ствовала система математического знания (геометрия Евклида), арифметика, ас­трономия, медицинские знания, теория музыки, история, риторика, поэтика.

Существовали различные ремесла, а архитектура имела уже и определенное тео­ретическое содержание. Таким образом, зарождение философского мировоззре­ния, философии было вызвано общественной потребностью в изучении общих принципов бытия и познания. Философия как тип мировоззрения, преодолевая мифологию, а в определенной мере и религию, унаследовала от них всю сово­купность мировоззренческих вопросов, но дала на них принципиально новый ответ как по форме, так и по содержанию. Она выработала и использовала дру­гие материалы, инструменты и методы в своих теоретических построениях. В ка­честве такого материала, с помощью которого объяснялся мир и перестраива­лось само мышление человека, выступили философские категории, отражавшие общие закономерности мира, общества и мышления. В качестве инструментов и методов ~ законы логического мышления. Образ и фантазия в объяснении мира, общества и человека стали заменяться особым понятием (категорией), которое имело определенное содержание и строилось по законам логики. Следовательно, философское мировоззрение представляло собой теоретический синтез наиболее общих взглядов на мир и человека, человека и общества, их взаимосвязи. А этот синтез осуществлялся с помощью особых понятий (категорий), которые не имеют чувственного аналога, их можно только мыслить. Например, бытие, сущность, время, пространство, движение, возможность, необходимость, случайность. Но в этом была и сила философских понятий - категорий, так как они отражали су­щественные стороны и всеобщие связи и формы окружающего мира, отражали то, что всегда скрыто от прямого, непосредственного наблюдения. «Философия - это могучее стремление к прозрачности и упорная тяга к дневному свету. Ее главная цель - вынести на поверхность, обнажить, открыть тайное или сокрытое; в Греции философия сначала называлась aletheia, что означает разоблачение, об­нажение, раскрытие - короче, проявление. А проявить - значит произнести сло­во: logos13. При этом философский синтез всегда опирается из определенную сис­тему ценностей и знаний, которые составляют основу, ядро личности самого фи­лософа, его жизненной позиции и убеждений.

Следовательно, во-первых, синтезирующая форма философского познания, то, что философия по существу есть «синтез осознанного бытия» (Г. В. Плеха­нов), является ее специфической особенностью. Во-вторых, впервые в истории развития человечества именно философское мировоззрение пытается с позиций рационального знания понять мир как единый, целостный и взаимосвязанный, понять универсальное противостояние мира и человека, противоположность фи­зического и психического, материального и идеального, объективного и субъек­тивного. Поэтому философия выступает как исторически первая форма рацио­нального теоретического знания, как теоретически сформулированное мировоз­зрение. Путь к философии - это путь от мифа к логосу, а ее предмет - «диалектика взаимоотношения субъективного и объективного»14.

Наряду с мифологическим, религиозным, философским мировоззрением ряд авторов выделяет и такой его тип, как художественно-поэтическое15.

Можно сказать, что мировоззрение всегда нечто большее, чем только ми­фология, религия, философия, т.к. включает в себя наряду с ними и определен­ный эмпирический опыт, определенные научные знания.

Некоторые авторы наряду с типами мировоззрения выделяют и уровни ми­ровоззрения: научное мировоззрение, ненаучное, теоретическое мировоззрение, обыденное мировоззрение «В каждом человеке причудливо сочетаются все уров­ни мировоззрения, и именно это сочетание составляет его индивидуальность»16.

Появление философского мировоззрения и философии как особой отрасли знания не было случайным.

Как считают многие специалисты в области истории философии, она заро­дилась на заре человеческой цивилизации в Индии, Китае, древней Греции в VII -VI вв. до н. э. Одно из древнейших определений понятия «философия» - любовь к мудрости (филио - люблю, софия - мудрость). Термин философия был впервые введен Пифагором. Пифагор, вводя этот термин, хотел подчеркнуть, что фило­софия - это не просто знание, а процесс субъективного личного творчества, осо­бая нравственная позиция в процессе осмысления окружающего мира и общест­венной жизни. Древние греки считали, что такой позицией обладают только мудрецы. Следовательно, философ - это прежде всего мудрец. А кого называли в древней Греции мудрецами и кого к ним причисляли? «Мудрец - это тот, кто знает путь к счастью и может научить этому других». «Мудрец - тот, кто обо всем знает наиболее трудное и имеет знание наиболее точное». Эти определения акцентируют внимание на том, что мудрец - это человек, обладающий опреде­ленными ценностями (очень часто сам их формирующий), которые определяют его личную позицию при оценке событий и решении проблем, его отношение к другим людям. В то же время это и определение знания, которые помогают нахо­дить оптимальное решение в любой ситуации в соответствии с выбранными цен­ностями.

Мудрецов в первую очередь интересовала проблема нового человеческого миропорядка, нового общественного устройства, которые возникали на разва­линах первобытнообщинного строя. Появление и развитие греческого города-государства - полиса изменило экономический, социальный и духовный мир греков. Это время яростных столкновений между сельской общиной и военной аристократией, когда на смену «благородным правителями - аристократам при­ходят тираны, ведущие с ними непримиримую борьбу. Знатность и положение горожанина начинают определяться не происхождением, а собственностью и бо­гатством. Это время не только борьбы, но и бурного развития как общественно­го сознания, так и личного самосознания. Именно мудрецы пытаются понять и объяснить происходящие события, найти рациональный выход из сложившейся ситуации для жителей города-полиса. Поэтому мудрецов в первую очередь инте­ресовали вопросы - из каких элементов состоит мир людей, каковы его противо­борствующие силы, как установить между ними гармонию, как конфликт в горо­де заменить порядком.

Мудрецы - это выдающиеся личности, которые своей деятельностью ока­зали огромное влияние на развитие Древней Греции, а, следовательно, и европей­ской цивилизации. Поэтому не случайно их имена вызывали у древних греков восхищение и преклонение. Именно им приписывали такие крылатые выраже­ния: «знай свое время» (Питтак), «пусть твой язык не идет впереди разума», «познай самого себя» (Хилон), «говори к месту» (Биант), «плохое в своем доме скрывай» (Фалес), «ничего сверх меры» (Солон).

Деятельность мудрецов (как правило, говорят о 'семи мудрецах») относит­ся к концу VII - началу VI вв. до н. э. Существует несколько списков «семи муд­рецов», наиболее ранний принадлежит Платону, который приводит его в работе «Протагор». Все известные списки включают в себя 23 имени. Неизменное их яд­ро составляют:

  • афинянин Солон - крупнейший законодатель, противник тирании, гно­мический поэт (гномы - афоризмы, краткие мудрые изречения);

  • критянин Эпименид - маг, прорицатель и очиститель от грехов;

  • Питтак из Митилены в Лесбосе - выборный правитель;

  • Периандр Коринфский - тиран;

  • Фал ее Милетский - государственный деятель, обладавший разносторон­ними познаниями, первый греческий философ.

Следовательно, все мудрецы так или иначе были причастны к политиче­ским и социальным реформам в древней Греции, именно они пытались сформу­лировать новые нравственные правила и ценности, на которых должна строиться общественная жизнь17.

В этом ряду мудрецов далее Фалес Милетский занимает особое место. Это не только первый философ, но и первый ученый древнегреческой и западной ци­вилизации. Именно его слова поднимаются на мировоззренческий уровень обобщений: «Больше всего пространство, потому что оно все в себе содержит», «Мудрее всего время, потому что оно все открывает», «Быстрее всего ум, потому что он все обегает» и т. д. Подняться на такой уровень всеобщности ему помогло занятие наукой. Следовательно, мудрость - это высшая цель, которую человек должен осознать и стремиться к ней, чтобы быть счастливым и нести счастье дру­гим людям. Наука, знание ~ необходимые условия для приобщения человека к мудрости и философии.

Пифагор (2- я пол. IV в. - -нач. V в. до н. э.) впервые вводит класс наук, ко­торые подводят человека к философии. Это астрономия, геометрия, арифметика, музыка. Отсюда выражение: наука - служанка философии. Правда, многие древ­негреческие философы (Пифагор, Платон и др.) утверждали, что мудрость недос­тупна человеку, она присуща Богу. Человек всегда к ней стремится, но никогда ее не достигает.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция по теме №1 «специфика философского знания, предмет и функции философии в социокультурном опыте человечества и личности» принадлежит к разделу I. iconЛекция по теме №6 «познание, его возможности и границы. Сущность...
Автор Марченя Павел Петрович, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры философии

Лекция по теме №1 «специфика философского знания, предмет и функции философии в социокультурном опыте человечества и личности» принадлежит к разделу I. iconЛекция по теме №5 «философская картина мира» принадлежит к разделу...
Автор Рифицкий Георгий Петрович, доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры философии

Лекция по теме №1 «специфика философского знания, предмет и функции философии в социокультурном опыте человечества и личности» принадлежит к разделу I. iconЛекция по теме №14 «основные категории философии права» принадлежит...
Автор Медушевская Наталья Федоровна, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии

Лекция по теме №1 «специфика философского знания, предмет и функции философии в социокультурном опыте человечества и личности» принадлежит к разделу I. iconЛекция по теме №16 «философия самосознания: роль самосознания в процессе...
Автор Золкин Андрей Львович, доктор философских наук, доцент, заместитель начальника кафедры философии

Лекция по теме №1 «специфика философского знания, предмет и функции философии в социокультурном опыте человечества и личности» принадлежит к разделу I. iconЛекция по теме №16 «человек в системе хозяйствования» принадлежит...
Трудовая деятельность как основополагающий фактор в философии хозяйства

Лекция по теме №1 «специфика философского знания, предмет и функции философии в социокультурном опыте человечества и личности» принадлежит к разделу I. iconЛекция по теме №10 «наука и методология» принадлежит к разделу II....
Автор Барсегян Сурен Григорьевич, кандидат философских наук, доцент, профессор кафедры философии

Лекция по теме №1 «специфика философского знания, предмет и функции философии в социокультурном опыте человечества и личности» принадлежит к разделу I. iconЛекция по теме №7 «учение об обществе» принадлежит к разделу II....
Автор Медушевская Наталья Федоровна, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии

Лекция по теме №1 «специфика философского знания, предмет и функции философии в социокультурном опыте человечества и личности» принадлежит к разделу I. iconЛекция по теме №13 «природа и сущность права» принадлежит к разделу...
Автор Медушевская Наталья Федоровна, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии

Лекция по теме №1 «специфика философского знания, предмет и функции философии в социокультурном опыте человечества и личности» принадлежит к разделу I. iconЛекция по теме №9 «ценности в структуре человеческой деятельности»...
Автор Медушевская Наталья Федоровна, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии

Лекция по теме №1 «специфика философского знания, предмет и функции философии в социокультурном опыте человечества и личности» принадлежит к разделу I. iconЛекция по теме №16 «техника в контексте глобальных проблем» принадлежит...
Автор Гончаров Николай Петрович, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница