В век просвещения




НазваниеВ век просвещения
страница1/34
Дата публикации08.04.2013
Размер4.67 Mb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34




АКАДЕМИЯ НАУК СССР

ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ

РУССКАЯ МЫСЛЬ





МОСКВА «НАУКА» 1991

В ВЕК ПРОСВЕЩЕНИЯ

ББК 87.3 (2) Р 89

Ответственные редакторы доктора философских наук

Н. Ф. УТКИНА, А. Д. СУХОВ

Рецензенты:

доктора философских наук

В. В. БЫЧКОВ, С. М. БРАЙОВИЧ

Р 89 Русская мысль в век Просвещения /|Н. Ф. Уткина,}

В. М. Ничик, П. С. Шкуринов и др. — М.: Наука, 1991 —

280 с.

IbBN 5—02—008074—8

В книге рассмотрены различные идейные направления, составляющие сложную картину русской мысли XVIII в. Исследованы позиции сторон­ников и противников создания единого централизованного светского го­сударства, защитников идей Нового времени и их оппонентов. Большое внимание уделено русским просветителям второй половины XVIII в., харак­теризуется своеобразие русской просветительской мысли. Анализируются конституционные проекты, распространенные в России XVIII в. Отдельные главы посвящены масонству и народному вольнодумству в России.

Для философов, читателей, интересующихся русской философией и куль­турой.

„0301030000—068 0 „„ ,,

Р 042(02)-9Г" 8~9° " полУгодие ББК 87.3 (2)

Научное издание

^ РУССКАЯ МЫСЛЬ В ВЕК ПРОСВЕЩЕНИЯ

Утверждено к печати Институтом философии АН СССР

Редактор издательства В. С. Егорова

Художник Ф. Н. Будалов

Художественный редактор М. Я. Храмцов

Технический редактор Л. И. Куприянова

Корректоры Т. П. Вдов, Н. А. Нес.меева

И Б №46133

Сдано в набор 04.05.00. Подписано к печати 06.03.91. Формат 60X90'/ic

Бумага офсетная № 1. Гарнитура литературная. Печать офсетная.

Усл. печ. л. 17,5. Усл. кр. отт. 17,5. Уч.-изд. л. 21.2. Тираж 5000 экз. Тип. зак. 379.

Цена 8 р. 80 к.

Ордена Трудового Красного Знамени издательство «Наука»

117864 ГСП-7, Москва В-485 Профсоюзная ул., 90

Ордена Трудового Красного Знамени издательство «Наука»

Ленинградское отделение. 199034, Ленинград, В-34, Менделеевская линия, 1

ISBN 5—02—008074—8 (© Издательство «Наука», 1991

ПРЕДИСЛОВИЕ

В истории европейской культуры XVIII столетие называется веком Просвещения. Можно спорить о точном значении термина «Про­свещение» — что и делают многочисленные исследователи собы­тий более чем двухсотлетней давности, — но общий характер той эпохи все же легко узнаваем. Героем века стал человеческий разум. Собственно, на передний план разум был выдвинут ранее, когда в соответствии с идеалами Нового времени ему была предо­ставлена сфера природы, ее закономерностей, изучением которых занялась наука XVI—XVII вв. Внимание к трансцендентным про­блемам, доступным вере, ослабевало, оно переключалось на мир природы, обладающей своими закономерностями, познаваемыми человеческим разумом.

Но разум не ограничился отведенным ему кругом проблем. Окрепнув, он призвал на свой суд все существующее, в том чис­ле социальные реалии — религию, мораль, право, государство. Наступил XVIII век, когда разум, упоенный обретенными си­лами и возможностями, торопился рассчитаться со всеми пре­жними традициями, которые были объявлены заблуждениями, и создать совершенное общество, соответствующее истинной (т. е. не искаженной дурными обстоятельствами) природе че­ловека.

Наиболее радикальные мыслители того времени решительно порывали с наследием средневековья, полагая, что им удастся похоронить его. Врагом номер один считалась церковь. Стремле­ние создать сильное светское государство занимало умы блестя­щих мыслителей, государственных деятелей. Вызов был брошен религиозному мировоззрению. Не только природа, но и человек стали рассматриваться как бы автономными по отношению к богу. Смерть бога, о которой говорил Ф. Ницше в конце XIX в., была предопределена эпохой Просвещения. К решению социальных, философских проблем смело прилагали средства и методы науки, достигшей определенных успехов в изучении природных явлений. Человеческий разум несомненно мужал, ставя перед собой все более масштабные задачи. Новое время, век Просвещения со­здали свое видение мира, оказавшее сильное влияние на последу­ющее развитие культуры. Но трагические события французской революции — детища просветительской идеологии — показали, как опасны попытки порывать исторические связи и пытаться на Руинах разрушенного дотла прошлого создавать, следуя, казалось бы, безошибочным рекомендациям разума, идеального человека и общество. С течением времени выяснилось, что силы разума, на

1*

3

которые возлагались столь большие надежды, могут служить в равной мере и благу и злу.

Современное человечество осознает, что нельзя обрывать нити истории и что накопленные тысячелетиями истинные человеческие ценности нельзя отбрасывать безнаказанно. И заблуждения и до­стижения века Просвещения не остались безразличными для истории общечеловеческой культуры.

Раннее просветительство распространилось в Западной Европе в конце XVII в. (Т. Гоббс, Г. Гроций, С. Пуфендорф). В различ­ных странах просветительская идеология и соответствующая ей философия развивались по-разному: в одних более, в других менее интенсивно. Но наиболее ярко она была представлена во Франции второй половины XVIII в. (Вольтер, Д. Дидро, П. Голь­бах, К.-А. Гельвеций).

В истории русской мысли XVIII век отмечен широким распро­странением идей Нового времени. В центре внимания оказались не столько проблемы трансцендентного бытия, сколько реального мира и связанного с ним человеческого существования. Филосо­фия, отдаляясь от религии, сближалась с наукой. Почва для изменений была подготовлена возрожденческими и реформаци-онными тенденциями, заметными в России XVI—XVII вв. В на­чале XVIII в. процесс этот ускорился, чему способствовали реформы Петра I, создавшие возможности для развития в Россий­ском государстве мирских знаний, науки, активной предприни­мательской деятельности.

Вместе с наукой Нового времени начала распространяться новая картина мира, рисующая единый универсум, обладающий естественными закономерностями, вполне доступными человече­скому разуму. В защите новой картины мира основные заслуги принадлежат М. В. Ломоносову.

Во второй половине XVIII в. картина мира, связанная с наукой Нового времени, рассматривалась в работах А. М. Брянцева о связи вещей во вселенной, о всеобщих и главных законах при­роды. Тогда же в трудах Д. С. Аничкова предпринимаются по­пытки перевести психическую деятельность человека в разряд явлений, основанных на естественных закономерностях.

Петр I закончил формирование в России абсолютной монар­хии. Он упразднил боярскую думу, отменил патриаршество и по­ставил во главе церкви Синод, по сути коллегию чиновников, тем самым полностью подчинив церковь государству. Абсолютизм ограничивал и церковь, и светскую власть феодальной аристокра­тии. В первой половине века заметную роль играли теоретики абсолютистского государства, опиравшиеся в своих воззрениях на раннепросветительскую идеологию. Сподвижником Петра в его устремлениях подчинить церковь государству был Феофан Про-копович, принадлежавший к числу высших церковных иерархов. Составленный им «Духовный регламент», «Правда воли монар­шей» по ряду положений перекликались с «Левиафаном» Т. Гоб-бса и теоретически обосновывали необходимость сильного госу-

4

дарства, безраздельно владеющего властью. Сторонниками просвещенного абсолютизма были В. Н. Татищев, А. Д. Канте­мир, М. В. Ломоносов.

Среди противников абсолютизма находилась значительная часть духовенства. Талантливые их представители — Стефан Яворский, Феофилакт Лопатинский, Дмитрий Ростовский про­тестовали против ничем не ограниченной власти государства, уничтожившего самостоятельность церкви, подорвавшего ее значение в обществе. В оппозиции к идеологии просвещенного абсолютизма находилось старообрядческое движение, начало которому положил церковный раскол XVII в. В нем причудливо сочетались элементы народного протеста, реформационных идей, социально-консервативных утопий.

В 60-е годы XVIII в. церковь была ослаблена экономиче­скими мерами, предпринятыми Екатериной II, укреплявшей устои светского абсолютистского государства: были изъяты зе­мельные владения, принадлежавшие церкви и монастырям. Призыв Вольтера «Раздавите гадину!» нашел сочувственный отклик у российской монархини, овеянной общеевропейской славой просвещенной императрицы. В царствование Екатерины II российские города получили право самоуправления, что улучшило положение предпринимательских, купеческих, ремес­ленных слоев населения. Государственный строй просвещенно­го абсолютизма обрел, казалось бы, свою реальность, но имен­но тогда серьезная теоретическая мысль рассталась с надежда­ми на просвещенного монарха и занялась различными про­ектами ограничения самодержавия.

Собственно, такие проекты возникали и ранее. Петр I в конце жизни проявил повышенный интерес к образцам западноевропей­ского парламентаризма. Ограничить самодержавие попытались в царствование Анны Иоанновны, но потерпели неудачу. Во второй половине века конституционные замыслы обретают широкое рас­пространение. К ограничению самодержавия в пользу аристокра­тических верхов дворянства стремилась группа Н. И. и П. И. Па­ниных, Н. В. Репнина. В трудах наиболее крупного идеолога дворянства М. М. Щербатова, выступавшего с резкой критикой самодержавия, — особенно известно его сочинение «О поврежде­нии нравов в России» — предусматривалось введение общедво­рянского парламента. Демократические предложения содержа­лись в работах С. Е. Десницкого: привлечь к законодательной деятельности дворян, купцов и людей «из духовных и училищных мест» . В анонимной народной вольнолюбивой литературе встре­чались требования ввести крестьян в конституционные советы. Парламентаристские настроения развивались на фоне всеобщей увлеченности русского общества второй половины XVIII в. идеями Просвещения, особенно французского.

См.: Избранные произведения русских мыслителей второй половины XVIII в.: В 2 т. М., 1952. Т. 1. С. 296.

5

Почти все произведения Вольтера были переведены на русский язык; те, что не могли пройти цензуру, распространялись в руко­писях. Умножилось число поклонников естественной религии, ос­нованной не на откровении и учении церкви, а на наблюдении поразительного разнообразия и красоты природы, «храмины чистого естества»2. Идеи Просвещения пользовались такой по­пулярностью, что к ним прибегали, их разделяли представители почти всех слоев русского общества. Пример увлеченности пода­вала Екатерина II. По ее приглашению Россию посетили Дидро, Рейналь, Гримм. (Но екатерининское «дворцовое просветительст­во» сильно увяло под воздействием крестьянской войны 1773— 1775 гг. Французская революция завершила историю заимствова­ний императрицей идей европейского Просвещения.)

Идеологи дворянства вносили в свои программы изменения, соответствующие теориям естественного права, общественного договора. Сословно-иерархический строй, постулат избранности дворянства защищались отныне ссылками не на предопределение свыше, а на элитарность дворянской породы, выработанной в тече­ние веков активного служения поколений потомственного дворян­ства государству и обществу. В социальной философии дворянст­ва расширилась сфера нравственно-этических представлений, в которых заметно проступали натуралистические вкрапления.

Идеи Просвещения наиболее ярко и талантливо разрабатыва­лись в трудах Н. И. Новикова, И. А. Крылова, Д. И. Фонвизина, С. Е. Десницкого, И. А. Третьякова. В их сочинениях прежде всего отрицалась правомерность элитарного положения дворянства, узаконенного в феодальной системе. Доводы об особой дворян­ской породе, возникшей в результате вековой селекции, разлета­лись впрах на страницах сатирических журналов Новикова, Кры­лова, где вместо разумных помещиков и заслуженных государ­ственных деятелей, о которых писали защитники дворянства, появлялись тираны, самодуры, корыстолюбцы, развращенные роскошью и бездельем. Издавались романы-утопии, в которых возникали видения заморских стран, среди благоденствующего населения которых нет места дворянству. Самые тяжкие обвине­ния против дворянства выдвигались в пугачевских воззваниях: дворянами «во изнурение приведена Россия»з.

Просветители отстаивали новое понимание индивида, провоз­глашая внесословную ценность человека, наделенного единой и равной для всех людей естественной природой. Читателя приу­чали к мысли о значительности человеческого существования, человеческой личности. Обсуждение проблем крепостного права стимулировалось конкурсом сочинений о положении крестьян, объявленном в 1766 г. Вольным экономическим обществом. Одним из победителей конкурса стал А. Я- Поленов, который писал

2 Херасков М. М. Наука, или Процветающий Рим. М., 1793. С. 108.

3 Избранные произведения русских мыслителей второй половины XVIII в. М., 1952.
Т. 2. С. 112.

6

в работе «О крепостном состоянии в России», что для пользы общества крепостничество должно быть уничтожено. Критика сословного дворянско-монархического общества сопровождалась У просветителей основательной разработкой, главным образом в трудах С. Е. Десницкого, И. А. Третьякова, социально-философ­ских вопросов, касающихся собственности, права, труда, науки.

В русском Просвещении наблюдается сильная струя руссоиз­ма, тенденция к синтезу просветительских и раннеромантических воззрений. В сочинениях Н. И. Новикова, И. А. Крылова, Д. И. Фонвизина наряду с поддержкой науки сурово критикова­лись связанные с нею чрезмерные ожидания.

Критическая направленность мысли приобретала в XVIII в. разнообразные формы. Неприятием и официальной церкви, и про­свещенного абсолютизма характеризовались масонские организа­ции, выдвигавшие в качестве центральной идею самосовершен­ствования личности. Движение масонов не отличалось однородно­стью. Некоторые его придставители разделяли просветительские идеалы, другие тяготели к мистике, иррационализму, подчеркну­тому эзотеризму. Теоретиками русского масонства были И. И. Ло­пухин, И. П. Елагин.

Идеи русских просветителей получили свое продолжение в ра­ботах А. Н. Радищева, в которых началось рассмотрение револю­ции как средства уничтожения самодержавия и крепостничества. «Путешествие из Петербурга в Москву» превратилось в манифест социально-философской мысли, предвещавшей освободительную борьбу в русском обществе XIX в. Философский трактат Радище­ва «О человеке, о его смертности и бессмертии» подвел своего рода итоги размышлениям русских просветителей того времени о природе человека, его сущности и возможностях.

XVIII век сблизил русскую и западноевропейскую философ­скую мысль. Сходство заключалось уже не только в общности христианского, следовательно, греко-римского наследия, но и в со­вместно пережитом Просвещении.

Предисловие, заключение, а также главы 3, 5, 6 написаны

д-ром филос. наук [Н. Ф. Уткиной]; главы 1 (кроме раздела

о В. Н. Татищеве, автором которого является д-р истор. наук А. Г. Кузьмин), 2 — д-ром филос. наук В. М. Ничик; глава 4 — канд. филос. наук С. М. Некрасовым; глава 7 — д-ром филос. наук П. С. Шкуриновым; глава 8 — д-ром филос. наук Л. А. Коганом.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В век просвещения iconКультура эпохи просвещения
Этот век поражает смешением стилей, вкусов, пристрастий, ориентаций – и философских, и эстетических. Герои этого века благочестивы...

В век просвещения iconПетровская революция. Век Просвещения
Е. В. Анисимова “ Петр I: рождение империи’’ (“Вопросы истории”. 1987. №7 ), главу “Русская империя в XVIII веке’’ из “ Русской истории’’...

В век просвещения iconТрансформация мотивов душИ и железА в отечественной и зарубежной литературе
Железный век. За ним следует бронзовый. Как долго, как долго ещё ждать, пока вернутся, следуя круговороту, более мягкие эпохи: век...

В век просвещения iconОт автора          5   text htm glava02 Глава первая. Плоды Просвещения             7
У канта нет иной биография, кроме истории его учения. Почти весь свой век он прожил в одном городе — Кенигсберге, он никогда не покидал...

В век просвещения iconВ. А. Сухомлинский «Наступающий век это век Человека»
Мотивационно-ценностный потенциал воспитательной системы начальной школы к вопросу успешности внедрения новых государственных образовательных...

В век просвещения iconИдеология эпохи просвещения
Поэтому говорить о Просвещении как об эпохе в культуре было бы неверно, хотя имеются основания говорить о XVIII веке как веке Просвещения...

В век просвещения iconЭкономичный тур «В краю Тихого Дона» I
Скифов (7 век до н э.) и Сарматов (3 век до н э.). Эти сокровища, обнаруженные на территории Ростовской области, отражают картины...

В век просвещения icon617471 Россия, Пермский край, г. Кунгур, Просвещения 11 Информация,...
Место нахождения эмитента: 617471 Россия, Пермский край, г. Кунгур, Просвещения 11

В век просвещения icon617470 Россия, Пермский край, г. Кунгур, Просвещения 11 Информация,...
Место нахождения эмитента: 617470 Россия, Пермский край, г. Кунгур, Просвещения 11

В век просвещения icon617470 Россия, Пермский край, г. Кунгур, Просвещения 11 Информация,...
Место нахождения эмитента: 617470 Россия, Пермский край, г. Кунгур, Просвещения 11

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница