Князькина Валентина Ивановна моу «Курско-Васильевская средняя общеобразовательная школа» Северного района




НазваниеКнязькина Валентина Ивановна моу «Курско-Васильевская средняя общеобразовательная школа» Северного района
страница1/5
Дата публикации08.04.2013
Размер0.51 Mb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5

Князькина Валентина Ивановна

МОУ «Курско-Васильевская средняя общеобразовательная школа» Северного района





Слово приобретет свой

смысл только во фразе, но сама фраза

приобретет свой смысл только в контексте

абзаца, абзац – в контексте книги, книга -

в контексте всего творчества автора.

Л.С. Выготский
21 век — время торжества гуманитарных знаний, гуманитарных наук. По словам М.М. Бахтина, гуманитарные науки — это науки о человеке в его специфике, а не о «безгласной» вещи. Человек в его человеческой специфике всегда выражает себя (говорит), то есть создает текст. Всякий истинно творческий текст всегда есть в какой-то мере свободное «откровение личности». Развитие речи учащихся - главная цель обучения русскому языку в школе. Осуществление данной цели связано с формированием коммуникативной компетенции учащихся. Коммуникативная компетенция определяется как «овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах)». При этом, как указывает Л. Г. Антонова, «заявленная в базовых требованиях к гуманитарной подготовке выпускника школы проблема коммуникативной компетенции нуждается в серьезном научном и методическом обеспечении». Важным условием успешной работы по развитию речи выступает такая организация процесса обучения, при которой формирование языковой и коммуникативной компетенций учащихся осуществляется в тесной взаимосвязи. Это возможно на основе работы с текстом. Для его реализации современная методика преподавания русского языка располагает необходимым научно-методическим потенциалом, содержащимся в трудах Л. Г. Антоновой, Н. Д. Десяевой, В. А. Добромыслова, А. В. Дудникова, А. П. Еремеевой, Н. А. Ипполитовой, В. И. Капинос, Т. А. Ладыженской, М. Р. Львова, В. Н. Мещерякова, Т. М. Пахновой, Н. А. Пленкина и других.

Обучение родному языку в отечественной методике всегда рассматривалось в неразрывной связи с развитием и воспитанием ученика. Развитие же личности – духовно - нравственное, эстетическое - в большей мере зависит от коммуникативной компетенции окружающей ее речевой среды.

В настоящее время перед учителем русского языка стоят наболевшие вопросы: Как справиться с ситуацией тотальной речевой безграмотности наших учеников?

Безграмотности не только орфографической и пунктуационной, но и общекультурной, от которой зависит воспитание их нравственности, развитие их мыслительных способностей. К сожалению, многие ученики не только не могут грамотно оформить свою мысль, но и попросту не умеют мыслить.

Разработанные единые учебные стандарты для общеобразовательной школы вполне своевременно вводят понятие коммуникативной компетенции, для формирования которой необходимо создавать на уроках русского языка культурную речевую среду.

Методическим средством, которое служит основой создания на уроках русского языка не только обучающей, но и развивающей речевой среды, является текст. В лингвистике текст определяется как категория, которая показывает «язык в действии». Именно это качество текста и позволяет сделать речевую среду на уроке не искусственной, а совершенно естественной.

При каких же условиях текст может стать основой создания естественной развивающей среды?

Работа с текстом должна превратиться в полилог, активным участником которого станет каждый ученик. Создание на уроке русского языка атмосферы совместной творческой деятельности учителя и учащегося пробуждает интерес школьников к работе с текстом.

Постепенно оно приобретает исследовательский характер, что определяется тем, какие именно задания предлагаются к тексту, как сформулированы эти задания, какова последовательность их выполнения. При этом ученикам должно быть ясно, почему они выполняют эти, а не другие задания: от урока к уроку они должны убеждаться в том, что исследование особенностей употребления языковых средств в тексте как речевом произведении помогает им глубже понять содержание текста, замысел автора.

Целенаправленный отбор текстов и заданий, включение каждого урока в продуманную систему работы - это её условия, которые создают развивающую речевую среду, обеспечивающую речевое развитие учащихся, в основе которого — совершенствование, развитие чувства языка.

При подходе к тексту как к средству создания на уроках русского языка развивающей речевой среды особую важность приобретают критерии отбора текстов и заданий к ним.

С точки зрения содержания очень важно анализировать тексты о языке, о слове. Особую роль в воспитании развитии современного школьника приобретают тексты, направленные на духовно - нравственное развитие личности: о культуре, памяти, об отношении к прошлому, настоящему и будущему, о проблемах экологии, красоте и величии природы. При этом самого пристального внимания учителя требует эмоциональное звучание текста, то настроение, которое передаст автор. Для современного ученика особенно важны тексты, вызывающие светлые, добрые чувства, дающие возможность ощутить себя в гармонии с окружающим миром, помогающие сформировать оптимистические мироощущения. Работа с поэтическим текстом вызывает особый интерес учащихся, пробуждает у них чувство слова. Действительно, «мысль, вооруженная... рифмами», обладает особой силой воздействия на душу, воспринимается не только разумом, сколько сердцем, ученики начинают ощущать, что это такое — «гармонии таинственная власть».

Выразительное чтение поэтического произведения, лингвостилистический анализ, помогающий приблизиться к разгадке авторского замысла, глубже понять содержание и сильнее почувствовать «созвучие слов живых», испытать от этого подлинное эстетическое наслаждение - все это и создает на уроке ту речевую среду, которая становится естественной для учащихся.

Важным критерием при отборе текстов для уроков русского языка является возможность осуществления на основе анализа текста функционального подхода к изучению языковых явлений. На уроках рассмотрения новой темы работа с текстом позволяет учащимся ответить на вопрос, какова роль изучаемой категории в речи, то есть в тексте, так как каждый текст является конкретным проявлением речевой деятельности.

В процессе работы с текстами ученики узнают особенности всех стилей (разговорного и книжных: научного, научно - популярного, официально - делового, публицистического, художественного). Однако если рассматривать текст, как основу создания на уроках русского языка развивающей речевой среды, как средство духовно - нравственного становления личности, то при отборе конкретного материала особое внимание мы обращаем на художественные и публицистические произведения, отрывки из них.

Наша задача - обеспечить целостность восприятия текста как речевого произведения, ясное понимание того, что текст это сложный организм, в котором взаимодействуют языковые средства всех уровней языковой системы (фонетические, лексические, грамматические). Что именно благодаря этому взаимодействию достигается единство, связность, монолитность, присущие « истинно творческому тексту».

Работа с текстом создает реальные условия для реализации внутрипредметных, межуровневых связей.

В базовую программу органически вводится углубленный компонент, направленный на формирование у школьников обобщенных умений текстовосприятия и текстообразования, которые определяют уровень развитии коммуникативной компетенции.

Формирование у школьников общеучебных умений текстовосприятия следует начать с анализа собственно информационных текстов (учебно - научный, научно - популярный, официально - деловой), так как эти тексты допускают только одну интерпретацию, а употребление в них слов полностью определяется их словарными значениями.

На втором этапе учащиеся работают с оценочноинформационным текстом. Сначала ученики исследуют небольшие по объему тексты - пословицы, поговорки, афоризмы, анекдоты, а затем - образцы публицистического стиля.

Только теперь предъявляется образцово – оценочно информационный (художественный) текст, на основе которого формируется высшее качество хорошей речи - образность.

Основные умения текстовосприятия, которым следует обучать школьников в первую очередь, организуются в форме учебных лингвистических задач. Такие задачи включаются в разделы курса, где усваиваются новые знания и совершенствуются имеющиеся умения.
1. ^ Поиск несоответствия и устранение в « ущербном» тексте.

Определите, из чего выполнен корпус судна: « Корпус стальной, выполнен из алюминия».

Противоречие : сталь (стальной) - алюминий (разные металлы) .

^ Варианты снятия противоречия:

-корпус судна металлический, выполнен из алюминия;

-корпус судна стальной, выполнен из металла.

Второй вариант явно неудачен: сталь и есть металл.

2. ^ Определение речевой доминанты.

Речевая доминанта обнаруживается по ключевым словам, являющимся центрами текстового семантического поля. Это либо повторяющиеся слова, либо слова, представленные разнообразными системными связями (синонимия, антонимия, паронимия). В художественном тексте огромное значение имеет языковая форма, на которой и следует сосредоточить внимание ученика.

^ 3. Использование приема наложения текстового значения на словарное.

Например, какие языковые средства использованы М.И.Цветаевой в следующих афоризмах? В случае необходимости установите лексические значения ключевых слов по толковому словарю. Отличается ли смысл этих слов в тексте и словаре?

Героизм — жить, героизм тела-

умереть,

Самое ценное в жизни и стихах

то, что сорвалось.

Вся жизнь — черновик, даже самая

гладкая.

Как тихо пишется, как шумно

печатается.

^ 4.Определение уместности языковых единиц, выбор и обоснование оптимального употребления языковых средств в соответствии с условиями коммуникации.
Например:

Оправдан ли повтор слова в стихотворении? Подберите к нему синонимы, определите смысл этого текста.

У меня не живут цветы;

Красотой их на миг я обманут,

Постоят день - другой и завянут...

У меня не живут цветы.

Да и птицы здесь не живут-

Только хохлятся скорбно и глухо,

А наутро - комочек из пуха...

Даже птицы здесь не живут.
^ 5. Общение (диалог) с текстом и другим читателем.

Аргументация своей точки зрения при анализе текста, выявления подтекста. Реконструкции образа автора. Учащиеся должны уметь критически воспринимать оценку художественных произведений другими людьми, не допуская поверхностного прочтения текста.

Можно ли согласиться с трактовкой стихов А.Н.Апухтина? Как вы понимаете смысл грустных строк, принадлежащих перу талантливого поэта?

Критик Ю. Безелянский пишет? «Его заедала «среда», как любили выражаться раньше. А тут еще болезнь, обременительная тучность, над которой он однажды сыронизировал:

^ Жизнь прожить — не поле перейти. Но грустно до того сознания дойти, что поле перейти — мне все-таки труднее».

В полном собрании сочинений А.Н. Апухтина читаем:

«Жизнь пережить - не поле перейти!»

Да, правда: жизнь скучна и каждый день скучнее;

Что поле перейти мне все-таки труднее!

^ 6. Сопоставление разных текстов и выбор информации необходимой для конструирования собственных знаний.
Например, на основе афоризмов великих мыслителей составьте таблицу «Качества хорошей речи» и сформулируйте определения.

Установите языковые средства афористичности (сравнение, перенос значения, синонимия, антонимия и др.).

^ Достоинство стиля заключается в ясности (Аристотель).

Стиль — как хрусталь; от чистоты его зависит его блеск (В.Гюго).

Краткость — сестра таланта (А.П.Чехов).

Краткость есть первое условие художественности (Ф.М.Достоевский). Краткоречие, точно жемчуг, блещет содержанием, настоящая мудрость немногословна. (Л.Н.Толстой).

^ 7. Использование приема наложения (аппликации) для выявления образных средств текста.

Сравните стихи и соответствующие словарные статьи энциклопедии

« Русский язык». Укажите языковые средства, присущие каждому из стилей (научный, художественный), как автор создает образы.

Восклицательный знак.

Когда слова гремели и блистали, я в моде был, я был на пьедестале! Однако время новое настало. Оно меня свергает с пьедестала.

Ребенок, у которого развивается чувство языка, интуитивное ощущение языковой системы, обретает способность совершенствовать свои коммуникативные способности, не только опираясь на подражание образцам, но и в результате «самонаучения». «Самонаучения» языку происходит интенсивнее, если на уроках русского языка учителем создается обучающая речевая среда. Работа с текстом повышает развивающий потенциал этой речевой среды, что постепенно приводит к формированию языковой личности, обладающей индивидуально-авторским стилем личности, способной выразить свои мысли, чувства в слове - и выразить по- своему, отражая неповторимость своего характера, внутреннего мира.

Необходимость в продуманной системе развития речи и мышления учеников от дошкольного до старшего школьного возраста возникла давно, а с появлением в программе по русскому языку требования формирования речевого умения - коммуникативную компетенцию - встала новая проблема: связать воедино уроки грамматики, орфографии и развития речи таким образом, чтобы функционально - стилистический аспект обучения, который обеспечивает коммуникативную компетенцию, стал основой современной методики.

Несколько лет я практикую уроки, которые посвящены специальным упражнениям с текстами, эти уроки позволяют формировать коммуникативные умения школьников, отрабатывать навыки как устной, так и письменной речи.

На таких уроках дается возможность ученикам:

  • думать много и свободно,

  • говорить много, непринужденно, эмоционально,

  • читать много, внимательно, по желанию,

  • анализировать много текстов,

  • осознавать, как эти тексты сделаны,

  • писать много, свободно, эмоционально.

Хорошо известно, что научиться строить свою речь правильно и в соответствии с конкретной жизненной ситуацией можно, лишь постоянно тренируя свои речемыслительные умения. Этому и способствуют такие упражнения, целью которых является создание речевой ситуации, которая естественным образом рождает мысль и требует ее реализации в речи. Это требует строго организованной учебной ситуации, в которой учитель и ученики:

- начинают с постановки цели и помнят о ней до конца беседы;

- придерживаются определенных правил обсуждения ( не кричать, не

перебивать, не болтать, не обижать);

- следят за оформлением своих высказываний;

- заканчивают сравнением полученного результата с постоянной в начале урока целью и восстановлением хода рассуждений.

В процессе анализа текста ученики:

- выделяют те языковые средства, которые участвуют в создании образцов сюжета и композиционных линий текста;

- восстанавливают замысел автора, то есть авторскую идею;

- создают собственные тексты при помощи осознанного подбора адекватных языковых средств.

Анализ образцовых текстов, обсуждение языковых средств делает понятной для ученика причину изучения грамматики, фонетики, морфемики и других разделов программы.

Приобретая опыт анализа чужих образцовых текстов, мы начинаем и сами пользоваться их языковыми средствами, создавать свои собственные тексты.

Я считаю, что занятия анализом текстов в 5 - 7 классах дают скачок в освоении именно грамматики и орфографии, а также в написании сочинений и изложений.

Все упражнения с текстами можно распределить по трем разделам в соответствии с типом применяемых в них умственных операций: аналитические, аналитико-синтетические и синтетические.

Упражнения первого типа - аналитические - это коллективная коммуникация с автором текста, то есть работа над пониманием текста.

Дети учатся быть читателями, уметь понимать текст и стараются

восстановить коммуникативную задачу автора, его замысел. С этой

целью текст исследуется по всем уровням языка – лексическому

словообразовательному, формообразовательному, синтаксическому

и стилистическому. Для правильного и полного понимания текста иногда необходимо учитывать его « окружение»: что напечатано до него, что после него.

Перед нами - миниатюра М.М. Пришвина.

^ Молодой клен в хвойном лесу, кажется, это не дерево, а стая желтых птиц взлетела и остановилась в воздухе.

Чуть тронуть деревцо - и все птицы золотые разом полетят и сядут на тебя, золотые с длинными красными ножками.

В какое время года автор видел эту картину?

Ведь молодой клен мог пожелтеть не обязательно осенью, но и летом, вследствие засухи. Но тот, пожелтевший от беды клен воспринимался бы автором, как и любым другим наблюдателем, по-другому, а отсюда- другие ассоциации, другие слова для описания, другой текст. Поэтому чтению данного текста полезно предпослать краткое пояснение: миниатюра о молодом клёне - дневниковая записьМ.М.Пришвина за 17 октября 1951 года. В дневнике ей предшествуют такие записи, как: «Осень проходит, большая, серая, но теплая и сухая...»; «Было, помню, в темном лесу на опушку вышла береза, вся золотая...».

Такое «окружение» миниатюры настраивает читателя на правильное восприятие ее как характерной детали, штриха картины над сверкающим названием «Золотая осень». Именно осенью желтый лист клена с длинным красным черепком напоминает сказочную жар — птицу золотую, с длинными красными ножками.

Прочитав миниатюру, мы ясно представляем нарисованную в ней картину: хвойный лес, и на его темном фоне — молодой осенний клен с крупными желтыми листьями.

Психологи различают три степени понимания текста:
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Князькина Валентина Ивановна моу «Курско-Васильевская средняя общеобразовательная школа» Северного района iconКнязькина Альфия Музагитовна учитель математики моу «Курско Васильевская...
А использование компьютера предоставляет уникальную возможность интенсифицировать процесс обучения, сделать его более динамичным...

Князькина Валентина Ивановна моу «Курско-Васильевская средняя общеобразовательная школа» Северного района icon1 2 Сокращённое наименование Учреждения: моу «Секретарская сош»
«Секретарская средняя общеобразовательная школа» Северного района Оренбургской области, далее Учреждение, является муниципальным...

Князькина Валентина Ивановна моу «Курско-Васильевская средняя общеобразовательная школа» Северного района iconМоу «Свердловская средняя общеобразовательная школа» I. Общие положения
Настоящее Положение устанавливает порядок работы моу «Свердловская средняя общеобразовательная школа», далее – школа, с целью получения,...

Князькина Валентина Ивановна моу «Курско-Васильевская средняя общеобразовательная школа» Северного района iconПубличный отчет моу «Средняя общеобразовательная школа №13»
...

Князькина Валентина Ивановна моу «Курско-Васильевская средняя общеобразовательная школа» Северного района iconПубличный доклад моу «средняя общеобразовательная школа №3»
Средняя общеобразовательная школа №3 муниципальное образовательное учреждение г. Дербента Республики Дагестан. Учредитель – администрация...

Князькина Валентина Ивановна моу «Курско-Васильевская средняя общеобразовательная школа» Северного района iconПрокурору Володарского района
Я, иванова мария Ивановна, работаю на должности учителя в Муниципальном автономном образовательном учреждении средняя общеобразовательная...

Князькина Валентина Ивановна моу «Курско-Васильевская средняя общеобразовательная школа» Северного района iconПрокурору Володарского района
Я, иванова мария Ивановна, работаю на должности учителя в Муниципальном автономном образовательном учреждении средняя общеобразовательная...

Князькина Валентина Ивановна моу «Курско-Васильевская средняя общеобразовательная школа» Северного района iconРешением педсовета Директор моу «Средняя Протокол общеобразовательная школа №70»
Положение основано на Законе Российской Федерации “Об образовании”, Типовом положении об общеобразовательном учреждении, Уставе муниципального...

Князькина Валентина Ивановна моу «Курско-Васильевская средняя общеобразовательная школа» Северного района iconОбразовательная программа «Учебно-исследовательская деятельность...
Автор программы: Колупаева Галина Викторовна, учитель математики мкоу «Трусовская средняя общеобразовательная школа»

Князькина Валентина Ивановна моу «Курско-Васильевская средняя общеобразовательная школа» Северного района iconПаспорт Программы развития моу «Средняя общеобразовательная школа №7»
Программа развития Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №7»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница