Социальная память и меморативная политика Соколов А. В




Скачать 381.43 Kb.
НазваниеСоциальная память и меморативная политика Соколов А. В
страница1/4
Дата публикации07.04.2013
Размер381.43 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4
Социальная память и меморативная политика

Соколов А. В.

С 59 Общая теория социальной коммуникации: Учеб­ное пособие. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002 г. — 461 с.
3. СОЦИАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ
3.1. Виды памяти

и мнемические действия
По содержанию различаются следующие разделы ин­дивидуальной памяти:

образный (зрительный, слуховой, осязательный) — память о восприятиях и представлениях, полученных благодаря органам чувств; этот раздел можно назвать фактографическим, потому что он сохраняет образы эпизодов, событий, явлений, которые человеку случилось наблюдать в течение его жизни; соц. память: образ Сталина с плакатов и труп реального Сталина перед мумификацией, выставленный для прощания – конфликтные образы.

семантический (смысловой) или словесно-логи­ческий раздел — память на слова, понятия, выска­зывания, абстрактные идеи, короче — память о язы­ках, текстах и знаниях, выраженных на этих языках; этот раздел памяти иногда называют тезаурус1;

аффективный хранилище положительных и от­рицательных эмоций, «память сердца»; соц.память о трагических событиях или наоборот о торжествах.(День нац.единства 4го ноября продвигался тяжело, поскольку память не сохранила такого накала эмоций относительно 1612г. То же самое с новыми праздниками Украины. Для кого-то они имеют эмоц. Содержание, для кого нет или имеют, но противоположное)

моторный раздел памяти о реакции на данные стимулы, управляющие поведением (условные реф­лексы — разновидность моторной памяти); здесь хранятся фиксированные установки, т. е. готовность действовать определенным образом (Д. Н. Узнадзе); восприятие путем подражания и выработанные лич­ным опытом умения, навыки, приемы, привычки; соц. память? при виде цыган прижимать рефлекторно сумку?

самосознание сохранение самотождественности, своего Я, своей «самости». Передача соц.смыслов в индивидуальное пространство Я.

Нетрудно увидеть, что разделы памяти различаются по хранимым ими смыслам, что подтверждает формулировку «память — движение смыслов во времени». Именно дви­жение, а не запечатленные в мозговом веществе изобра­жения и письмена. Поэтому память тождественна мнемической деятельности (мнема — греч. «память»). Подобно всякой сложной деятельности, мнемическая деятельность складывается из действий. Различаются следующие мнемические действия:

Запоминание (в информационных моделях говорят «ввод информации») — восприятие органами чувств внешних сигналов, стимулов, образов, их мыслен­ная обработка (опознание, ассоциации с имеющи­мися в памяти смыслами, оценка) и формирование нового смысла, который включается в тот или иной вид памяти. Запоминание может быть непроизволь­ным, совершающимся без волевых усилий, и созна­тельным, преднамеренным; целенаправленно орга­низованное запоминание есть заучивание.

Сохранение — собственно мнемический процесс — движение смыслов во времени без их исчезновения. С. Л. Рубинштейн (1889— 1960) отмечал в своем клас­сическом учебнике по общей психологии: «Само сохранение — это не пассивное хранение материала, не простое его консервирование. Сохранение — это ди­намический процесс, включающий какую-то более или менее выраженную переработку материала, предполагающую участие различных мыслительных операций (обобщения, систематизации и т.д.)... оно включает освоение и овладение материалом, его переработку и отбор, обобщение и конкретизацию, систематизацию и детализацию и т. д.»2. Важным условием сохранения является повторение акта запоминания.

Воспроизведение (вывод информации) — извлече­ние хранящихся в памяти смыслов и использование их в практической жизни. Воспоминание — сугубо человеческий способ воспроизведения запомнив­шихся смыслов, являющийся результатом внутри-личностной коммуникации, диалога с собственной памятью. Воспоминание, как и запоминание, может быть непроизвольным, а может быть сознательным.

Забывание — освобождение памяти от неактуаль­ных смыслов, не востребованных в практической де­ятельности. Однако, как выяснилось, человеческая память обладает способностью десятилетиями со­хранять образы, факты, тексты, казалось бы давным-давно позабытые. Канадский нейрохирург У. Пенфилд обнаружил, что электрическое раздражение некото­рых участков коры головного мозга вызывает у па­циентов картины далекого прошлого. Так, одна па­циентка вспомнила любимую в детстве мелодию, которую позже ни разу не слышала. Аналогичных результатов добиваются гипнотизеры. Таким образом границы и критерии забывания оказались относительными.

Благодаря индивидуальной памяти человек выходит за пределы своей наследственности и усваивает соци­альный опыт, воплощенный в культурном наследии об­щества. Прежде всего ребенок овладевает родным языком и первичными навыками поведения в кругу семьи. Затем он приобщается к смыслам и ценностям своих сверстни­ков, а в школе начинается педагогически организованное изучение культурного наследия общества. Всякое изуче­ние (научение) заключается в понимании и запоминании некоторых символов.

Ясно, что любое освоение социального опыта, изуче­ние культурного наследия, профессионализация и т. п. — это коммуникационная деятельность. Конечным реципи­ентом здесь является индивидуальная память, в которой концентрируются полученные смыслы. А кто выступает в качестве коммуниканта? Другие люди (микрокоммуни­кация), социальные группы (мидикоммуникации), обще­ство в целом (макрокоммуникации), но они могут выпол­нять функции коммуниканта только в том случае, если обладают памятью, в которой сосредоточены передавае­мые смыслы. Коммуникант, который ничего не помнит, выпадает из коммуникации. Всякая смысловая коммуни­кация есть взаимодействие не между субъектами, а меж­ду памятями, точнее — тезаурусами, этих субъектов. Элементарную схему коммуникационной деятельности (см. рис. 1.1) можно даже представить в виде:






Рис. 3.1. Элементарная схема

смысловой коммуникационной деятельности
Память коммуниканта является индивидуальной памя­тью, если речь идет о микрокоммуникации, и социальной, если речь идет о мидикоммуникации или микрокоммуни­кации. Стало быть, нужно разделять два вида социальной памяти, носителями которых являются разные социальные субъекты: групповая память и память общества. Существу­ет еще понятие общечеловеческая память или память мира, субъектом которой мыслиться все человечество. Мы рассмотрим эти виды социальной памяти, но сначала за­вершим разговор о памяти индивидуальной.

Индивидуальная память сообщает связность и устойчи­вость жизненному опыту человека и является предпосылкой формирования социализированной личности. С. Л. Рубин­штейн хорошо сказал: «Без памяти мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом. Не было бы основанных на прошлом ни знаний, ни навыков. Не было бы психической жизни»3.

Однако механизмы памяти неизвестны и загадочны. В самом деле, в результате метаболизма происходит по­стоянное обновление организма, отмирание и нарождение новых клеток, внешние и внутренние изменения. Дитя и муж, юноша и старик, носящие одно и то же имя, совер­шенно не похожи ни физиологически, ни психологичес­ки. Но все метаморфозы индивида объединяет память. Непонятным образом память о детстве сохраняется в со­знании старика, как будто мнемические структуры не подвластны переменам. Как это возможно в вечно изменяю­щемся теле? Как будто кристаллы льда в кипящей воде. Наука не знает ответа на этот вопрос. Чтобы получить представление о современном уровне наших знаний, рассмотрим информационную модель индивидуальной памя­ти, предложеную американским психологом Ричардом Аткинсоном.
^ 3.2. Информационная модель индивидуальной памяти

Структурно-функциональная блок-схема памяти, пред­ложенная Р. Аткинсоном, приведена на рис. 3.2. Система памяти включает следующие функциональные блоки:

Сенсорный регистр (СР) — «вход» в систему памяти, куда поступают зрительные, слуховые, тактильные образы, воспринятые из внешней среды органами чувств (рецеп­торами), которые представляют собой входную сенсорную информацию. Поступившая сенсорная информация оце­нивается блоком управления и часть ее отбирается для передачи в КВХ и ДВХ, оставшаяся часть стирается.

^ Кратковременное хранилище (КВХ) — это оператив­ная память индивида, которая осуществляет обработку ин­формации, поступившей из СР, с целью ее отбора для дол­говечного хранения. Таким образом КВХ реализует дей­ствие запоминания. Действие воспроизведения также входит в функции КВХ.

^ Долговременное хранилище (ДВХ) включает главные разделы памяти (образная, семантическая, аффективная, мо­торная память) и выполняет главную функцию — хранение смыслов. Забывание также функция ДВХ, поскольку в СР и КВХ стирание информации осуществляется очень быстро.

Генератор ответа — блок, обеспечивающий выдачу информации из ДВХ или КВХ при сознательном воспо­минании и направление ее в эффекторы, воздействующие на внешнюю среду.

^ Блок управления обеспечивает движение информаци­онных потоков и их обработку: распознание образов, обоб­щение, повторение, принятие решения, внутриличностный диалог и т.д.

Р. Аткинсон обращает внимание на следующие особен­ности своей модели:

1. Информация кодируется двумя видами кодов: перцеп­тивные коды (^ П-коды) отражают перцептивные, чувствен­но воспринимаемые характеристики сенсорной информа­ции, поступающей в СР; концептуальные коды (К-коды) относятся к семантическим, умозрительно постигаемым эле­ментам. Сочетанием этих кодов фиксируются смыслы, хранящиеся в разных разделах памяти. Большое внимание уде­ляется организации фактографических и семантических разделов.

2. Физиологические основы КВХ и ДВХ различны. Кратковременное запоминание обеспечивается циркулированием импульсов в замкнутых нейронных цепях без перестройки самих цепей. Долговременное хранение тре­бует структурных изменений в нейронных сетях. Суще­ствуют различные гипотезы о сущности этих изменений.

3. Блоки, показанные на схеме рис. 3.2, представляют собой не отдельные узлы нейронов, а разные фазы акти­вации одной и той же неврологической структуры. Дру­гими словами, одно и та же группа нейронов может вы­полнять функции СР, КВХ и ДВХ.

4. Записи П-кодов и К-кодов в ДВХ имеют адреса, из­вестные блоку управления. Извлечение информации из ДВХ является содержательно-адресным процессом.

Модель Р. Аткинсона страдает техницизмом, упрощаю­щим сложные умственные процессы. В ней не нашли отра­жения внутриличностные источники смыслов, питающие память, такие как самосознание, личностные ценностные ориентации, убеждения, симпатии и антипатии (злопа­мятность, добродушие). Ее можно рассматривать в каче­стве первого приближения к пониманию механизма мнемической деятельности.


^ 3.3. Групповая социальная память

Структура и содержание групповой памяти зависит от субъекта-носителя, т.е. социальной группы, которой при­надлежит эта память. Для малых групп характерна непос­редственная межличностная микрокоммуникация в фор­мах И п И, И д И, И у И (см. табл. 2.1). Большие соци­альные группы. Массовые совокупности делятся на эпизодические, существующие кратковременно, например тол­па на улице, и стабильные типа населения или общества.

Очевидно, что эти эпизодические массовые совокупно­сти никакой групповой памятью не обладают и обладать не могут, в отличие от стабильных сообществ, имеющих со­циальную память. Малые группы с разви­той диалоговой коммуникацией имеют неовеществленную память в виде общих воспоминаний (памятные события, встречи, приключения, смешные истории и т. д.) и овеще­ствленные реликвии (фотографии, символы, охотничьи трофеи, письма, звукозаписи и т.д.). По сути дела групповая память малых групп — это сумма индивидуальных па­мятей их членов и значима только в пределах группы.

В больших социальных группах, да и то не во всех, обнаруживается потребность в специальной групповой памяти и возможности для ее формирования. Многочис­ленные и рассредоточенные социально-демографические группы не нуждаются в специальной памяти; группы с общим имущественным цензом и сословно-классовой принадлежностью также не создают особых мнемических образований. Дело в том, что эти группы не имеют общих социальных смыслов (знаний, умений, эмоций, стимулов), которые требовали бы передачи во времени. Потребность в социальной групповой памяти обнаружи­вают профессиональные группы и общественные объе­динения, которые можно назвать целевыми социальными группами.

Целевые социальные группы берут на себя выполне­ние определенных общественных функций, что требует консолидации группы, фиксирования положительного опыта, сохранения и передачи его между членами груп­пы. Ради этого целевыми и социальными группами созда­ется система социальной коммуникации, включающая особую групповую память. Особенно развитую групповую память с древних времен создавало жречество, скрывая в ней эзотерическое (тайное) знание, в средние века — врачи и юристы, в новое время — ученые и политики.

Групповая память целевых социальных групп вклю­чает следующие разделы:

• специальный язык, изобилующий понятиями и тер­минами, не понятными непосвященным;

• массив недокументированных знаний, изустно пере­даваемых современниками, а также четко осознаваемое самосознание; (коммуникативная история в исследовании Кэмбриджа и т.д. Memory at War)

• профессиональные нормы, включающие кодекс чести, клятвы и присяги, например, «клятва Гиппократа», а также обычаи общения внутри группы и вне ее; эти нор­мы поддерживают обособленность группы и ее закрытость для прочей массы населения;

• технологические умения, связанные с выполнением профессиональных или специальных общественных функ­ций (особенно характерно для врачей, священнослужи­телей, юристов, политических лидеров);

• документальные фонды специальных произведений письменности и печати — основной источник и носитель группового знания; в этих фондах хранятся также симво­лы, эмблемы, групповые реликвии, подлежащие долговре­менному хранению;

• материальные изделия, например: медицинский ин­струментарий и фармакологические вещества, специаль­ные постройки и помещения (храмы, лаборатории, лек­тории), техника связи и т.д.

Благодаря групповой памяти целевые социальные группы образуют свою субкультуру, которая противосто­ит господствующей массовой культуре, базирующейся на естественно-исторически сложившейся памяти общества. Память национальных диаспор, существующих в ино­язычной среде, по своей структуре приближается к памя­ти целевых групп.

Итак, с точки зрения мнемической деятельности со­циальные группы делятся на три класса:

• «Беспамятные» — эпизодические массовые совокуп­ности и большие статистические группы.

• Групповая память — сумма индивидуальных воспо­минаний (не сумма!) — малые группы, включая семью и дружеские компании.

• Групповая память с развитой структурой, имеющей неовеществленную и овеществленную части, свойствен­на целевым социальным группам.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Социальная память и меморативная политика Соколов А. В iconДля студентов гуманитарных вузов, а также читателей, интересующихся...
Соколов С. В. Социальная философия: Учеб пособие для вузов. М.: Юнити-дана, 2003. 440 с. (Серия "Gogito ergo sum".)

Социальная память и меморативная политика Соколов А. В iconСоциальная политика и ее основные направления
Государственное образовательное учереждение высшего профессионального образования

Социальная память и меморативная политика Соколов А. В iconI. Социальная политика современного государства
Стратегия и методы функционирования социально ориентированной экономики в современном обществе

Социальная память и меморативная политика Соколов А. В iconКнязьков О. М., Рослякова Е. И., Солодова М. Л., Соколов В. Б
Основы электроники. Сборник индивидуальных заданий. Методическое пособие по курсу “Электротехника и электроника”. Князьков О. М.,...

Социальная память и меморативная политика Соколов А. В iconКонтрольная работа по экономической теории на тему: Социальная политика
Реализация основных принципов социальной политики в России в начале ххiв заключается в

Социальная память и меморативная политика Соколов А. В iconОюл «Ассоциация «Евразийский экономический клуб ученых»
Написание статей по тематикам: экономика, банки, финансовый рынок, апк, политика, социальная защита, досуг

Социальная память и меморативная политика Соколов А. В iconЗанятие 7 память
Существует внутренняя и внешняя память компьютера. Внутренняя память используется для временного хранения данных и программ, внешняя...

Социальная память и меморативная политика Соколов А. В iconСоциальная защита и социальные гарантии государственных служащих
Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и...

Социальная память и меморативная политика Соколов А. В iconОсобая социальная норма, принимаемая государством, выражающая волю...
Политика это сфера реализации определённых интересов с помощью государственной власти +

Социальная память и меморативная политика Соколов А. В iconРассмотрен утвержден
Материнская плата. Компьютерная память. Внутренняя память компьютера. Жесткий диск

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница