Возникновение философии, её культурно-исторические предпосылки




НазваниеВозникновение философии, её культурно-исторические предпосылки
страница1/7
Дата публикации05.04.2013
Размер0.74 Mb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7

  1. Место и роль философии в системе духовной культуры.

Философия есть явление духовной жизни общества, его духовной культуры. Духовная культура представляет собой проявление человеческого духа или человеческой души, или души народа. Это культура человеческой мысли, интуиции, многогранных человеческий чувств. Духовная культура выражается в науке, исскустве, морали, религии, каждодневном духовном общении между людьми. Наука есть главным образом проявление рационального, строго логического мышления, хотя в ней и проявляется интуиция. В искусстве также проявляется логическое мышление, но в нем намного больше интуиции и чувств, чем в науке. Нередко это порыв человеческой души, который трудно выразить логически, и вообще в словах (музыка, живопись и т.д.). Проявлением духовоной культуры выступает мораль, как система нравственных чувств, убеждений и моральных ценностей, в качестве которых выступают представления людей о добре, совести, чести, смысле жизни и т.д. Всёэто проявления духовной культуры людей, их духовности, включая религиозную духовность и религиозную культуру. Философия занимает особое место в системе духовной культуры. Она воспроизвродит мир в его единстве и целостности и выступает как ядро мировоззрения личности. То или иное философское мировоззрение: 1. В немалой степени направляет поиск ученого. 2. Лежит в основе творчески ориентированного художника. 3. Формирует систему моральных ценностей больших масс людей. Формируя у людей определенное миропонимание, философия направляет их духовную деятельность, и тем самым направляет развитие всех элементов духовной культуры, в том числе науки, искусства, морали, религии – всех видов духовного общения между людьми. Роль философии в развитии духовной культуры является основополагающей. По словам немецкого философа Гегеля «философия – это эпоха, схваченная мыслью. Вся эпоха». Другими словами, философия отражает в себе всю эпоху и влияет на ее духовное содержание. Само слово «философия» означает «любовь к мудрости». Философы как на Востоке, так и на Западе выступали в роли мудрецов. «Быть философом – значит быть мудрым» - говорил Пифагор. Русский философ 19 века Владимир Соловьев развил учение о Софии, как проявлении мировой души и мудрости. Человеческая мудрость – это не только знания. Мудрость – это способность глубоко видеть суть проблемы и принимать соответствующие решения на основе знаний, опыта и интуиции. Философия касается всех этих сторон духовной деятельности человека. Она учит мыслить и постигать человеческую духовность во всех ее проявлениях. Этим определяется ее роль в духовном развитии человечества и его духовной культуре.


  1. ^ Возникновение философии, её культурно-исторические предпосылки.

Философия, как более высокий уровень мировоззрения, а именно выраженный в системе понятий взгляд на мир (миропонимание) возникла в древних обществах (Индия, Китай, Греция) на рубеже 7-6 вв до н.э. Основной ее культурно-исторической предпосылкой явилось Общественное Разделение Труда, и непосредственное отделение умственного труда от физического. Появился слой людей, которые могли заниматься специально проблемами духовной культуры: религии, искусства, науки, философии. Другой важнейшей препосылкой появления и развития философии был достаточно высокий уровень развития рационального (логического) мышления. Основной формой первобытного мышления был миф, в котором примитивные знания людей о мире сочетались с их вымыслом и верой. С разложением первобытно-общинного и появлением рабовладельческого строя, что сопровождалось отделением умственного труда от физического, все более развивалось рациональное мышление. Это достигло своих вершин в математике Пифагора, философии Фалеса, Гераклита, Протагора и др. Они размышляли о проблемах мира, космоса, человека, а также о морали, искусстве и религии. Их размышления, сначала чисто умозрительные, все более опирались на элементы научных знаний и положили начало различным философским концепциям (теориям), направлениям и школам. Нечто подобное происходило и в других странах, в том числе на Древнем Востоке. В дальнейшем философия развивалась под влиянием научных знаний, искусства, политических отношений, всей человеческой культуры.


  1. ^ Предмет философии. Онтология, гносеология, логика.

Выступая как общий взгляд на мир, философия ставит и решает прежде всего проблемы мировоззренческого характера. Вот лишь некоторые, наиболее фундаментальные: 1. Существует ли окружающий нас мир вечно, или он кем то создан. 2. Существует ли бог как всевышний и как творец мира. 3. Имеются ли в самом мире причинные и закономерные связи, или все идет от Бога. 4. Можем ли мы познать мир. 5. Есть ли границы научного познания мира и каковы они, то есть где они кончаются. 6. Существуют ли иные, кроме научного способы и формы познания. Например, насколько верно говорить о художественном или религиозном познании мира и человека. 7. Что представляет собой человеческое мышление и как оно соотносится с действительностью и Богом. Перечисленные вопросы прямо касаются философии.

Философия выступает как система взглядов на мир, его познание и человеческое мышление. Система взглядов на мир, на связи и отношения между различными явлениями называется онтологией. Это философское учение о бытии, в том числе о бытии окружающего нас мира и человека в нем. Система взглядов на познание мира – гноссеология. Система взглядов на мышление, его формы и законы называется логикой. Онтология, гноссеология и логика – три основных элемента структуры философского знания, и соответственно три основных раздела философии. Виды философии: 1. Научная – формулирует свои выводы на основе научного знания. 2. Художественная философия, когда видение мира выражается средствами искусства. 3. Религиозная – дает философское толкование религиозных проблем.

VI в. до н.э. в трех центрах древних цивилизаций: Др. Китай, Др. Индия, Др. Греция практически одновременно возникает философия.

Структура философского знания.

Общими для всех философских систем являются:

  1. проблема бытия – как существует мир; из чего все состоит;

Онтология – учение о бытии – центральный раздел философской системы.

  1. проблема познания (окружающего мира и человека) – познаваем ли мир, который нас окружает; как складывается процесс познания; из чего он состоит; что есть истина;

Гносеология – философское учение о познании (эпистемология).

  1. проблема человека – философская антропология – свободен ли человек в своей деятельности; смысл жизни человека; подчиняется ли жизнь человека каким-либо законам;

  2. проблема общества – социальная философия;

Разделы философии.

Этика – наука о морали.

Эстетика – наука об искусстве.

Логика – наука о законах и формах правильного человеческого мышления.

Аксиология – теория ценностей.

Философия – учение о наиболее общих принципах бытия, познания и отношения человека к миру.

Герменевтика – философское учение о понимании.

Герменевтический круг – для того чтобы понять часть чего-то, нужно знать целое, но не существует другого способа узнать целое иначе как изучать его по частям.

^ 4.Функции философии.

На значение философии лучше всего указывают ее функции: 1. Мировоззренческая. Суть ее в том, что философия выступает как система взглядов на мир, общество и человека. Формируя мировоззрение людей, философия помогает им ориентироватся в сложном природном, информационно-техническом мире. В зависимости от того, научной или ненаучной является философия, определяется и характер мировоззрения. Оно также может быть научным или ненаучным. 2. Познавательная функция. Философия решает проблему познаваемости мира, раскрывает процесс его познания; то как он совершается, а также решает вопрос о границах познания мира. 3. Методологическая функция. Заключается в том, что философия выступает в качестве метода познания мира, общества, человека. В качестве такого метода выступает, например, диалектика как учение о развитии мира и его познании. Методологическая и познавательная функция философии органически связаны. 4. Прогностическая функция. Создавая целостную картину мира во взаимодействии всех его сторон, философия помогает выявить источники и направления тех или иных явлений природы и общества. Этим она помогает предвидеть ход событий и сознательно прогнозировать их. 5. Существует функция логотерапия («смыслолечение»). Речь идет о лечении смыслом. Задача философии усматривается в том, чтобы помочь человеку справится с теми страданиями, которые вызваны непониманием того, что происходит в его жизни и жизни общества. Из-за тех или иных социальных причин у отдельных людей наступает духовный или душевный кризис, и человек «мучается вопросом о том, имеет ли смысл его дальнейшая жизнь». Речь идет о фундаментальных проблемах бытия, о смысле жизни, религиозных проблемах и т.д. В данном случае встает вопрос выбора ценностей – религиозных или каких-то других, которыми должен руководствоваться человек, чтобы выйти из душевного кризиса и утвердить себя в обществе. В этом ему должна помочь философия.

    1. мировоззренческая функция – как устроен мир, окружающий нас; научная картина мира собранная из разных источников; формирование внутренне-логической системы представления общей картины мира, единой системы знаний, не противоречащих друг другу.

    2. методологическая функция.

Методология:

а) учение о методах научного познания – философия создает учение о методах познания.

б) система наиболее общих методов, применяемых во всех областях научного познания.

Раз у философии предельно-широкая область изучения, то и методы имеют широкое (универсальное) значение, применяемых во всех областях научного познания человеческого знания.

3)гносеологическая функция – "познавательная" функция – помимо поиска истины философия исследует и сам процесс познания, его закономерности, исследование, содержание предельно-общих понятий – категорий нашего мышления.

4)аксиологическая функция – "учение о ценностях" – обоснование и критика систем ценностей.

5) критическая функция – критический анализ структур нашего мышления – почему сейчас мы думаем так, а не иначе

^ 5. Материализм и идеализм – основные направления в философии.

В решении философских проблем, касающихся развития мира и его познания, преобладают материалистический или идеалистический подходы. Материализм и идеализм – два основных и наиболее широких направления в философии. Они различаются по тому, как они решают вопрос об отношении бытия и мышления, материи и сознания, природы и духа. Материализм исходит из признания первичности бытия, материи, природы по отношению к сознанию, мышлению, духу. Бытие первично, сознание вторично, т.е. производно от материи, от человеческого бытия. Идеализм за первичный признает дух, сознание мышление, а за вторичное – бытие, материю, природу. При этом объективный идеализм берет за основу всего сущего независимый от человека «мир идей» (Платон), или же развитие «мирового духа» (Гегель). А субъективный идеализм исходит из того, что мир есть комплекс ощущений человека (Беркли, Юм и др.). или что сознание человека первично по отношению к обществу и его культуре. Материализм и идеализм – это не только различные мировоззрения, но и различные способы мышления – материалистический или идеалистический. Того и другого способа мышления могут придерживатся физик и биолог, политолог и т.д. Так экономист (теоретик или практик) может исходить из реальной жизни, из учета действий объективных экономических законов (например закон о стоимости), их основопологающей роли в развитии экономики. Тогда он поступает как реалист. Но есть и такие экономисты, которые игнорируют действия экономических законов, не признают их. Они произвольно создают экономическую модель исходя из своих субъективных представлений о тех или иных экономических явлений. В этом случае они выступают как идеалисты в экономике, так как выводят суть экономических явлений из мыслительной конструкции. Использование какого-то одного способа мышления – материалистического или идеалистического называется монизмом (от mono – один). Существует материалистический и идеалистический монизм, исходящие из определяющей роли материалистического или духовного начала в развитии мира и человека. Противоположный монизтическому дуалистический способ мышления (от dua – два) исходит из того, что материальное и духовное – это два различных начала в развитии мира и деятельности человека. Наиболее видным дуалистом был Рене Декарт (17 в.). Он высказал идею о материальной и духовной субстанциях, развивающихся по своим законам независимо друг от друга.

^ 6. Проблемы познаваемости мира. Агностицизм.

Важный философский впрос заключается в том, познаваем ли мир и различные процессы в нем – физические, биологические, экономичекие и т.д. Научная философия всегда отвечала на данный вопрос положительно. Да, мир познаваем, мы знаем о нем всё больше и больше. Открывается сущность многих явлений и законы их развития, которые затем используются в интересах людей. Об этом говорит вся история науки. Однако существует и другой подход, согласно которому человеческая возможность познания либо ограничена неким пределом, либо вообще равноа 0, ибо утверждается, что мир в принципе непознаваем. Так, немецкий философ18 века И. Кант считал, что человек в состоянии познать лишь окружающий его мир явлений. Этот мир люди познают в ходе своего практического опыта. Но мир явлений – лишь внешняя сторона действительности. Сущность же явлений, их внутренняя сторона по Канту непознаваема. Она есть некая «вещь в себе». И эта вещь в себе никогда нам не откроется, не станет вещью для нас. Мы можем придерживатся лишь определенной веры относительно конечной сущнсоти явлений, вскрыть которые наука бессильна. Кант писал: «Мне пришлось ограничить знания, чтобы уступить место вере». Этот подход получил название агностицизм. Это учение о непознаваемости мира. Вопрос о познаваемости мира не снят с повестки дня в настоящее время. Это главным образом вопрос о том, опираться ли людям в своей деятельности на науку или уповать на веру.

^ 7. Диалектика и метафизика как методы познания.

Исторически сложились такие методы познания как диалектика и метафизика. Дословно «диалектика» - искусство вести беседу, рассуждать, постигать истину в споре. В этом заключается движение мысли и ее развитие. Так понималась диалектика в Древней Греции, в том числе Сократом и Платоном. Но это всего лишь одно значение этого понятия. В Новое время прежде всего в философии Гегеля (19 век) диалектика понимается как учение о развитии не только человеческой мысли, но также природы и общества

Диалектика – учение о развитии мира, его познания и человеческого мышления. Основные принципы диалектики: 1. Принцип всеобщей связи явлений действительности. Согласно этому принципу все явления природы и общества взаимосвязаны между собой, влияют друг на друга, взаимодействуют. Нет совершенно изолированных явлений. Существуют такие связи явлений: внешняя, случайная связь; причинная связь, закономерноая связь. Учение о причинных и закномерных связях называется детерминизмом. Учение, которое отрицает и игнорирует эти связи, называется индетерминизмом. Диалектик-экономист не станет отрывать финансово-кредитную систему от всей системы экономических отношений. А товарное и денежное обращение будет рассматриваться в тесной связи с развитием производства. С этих позиций он будет познавать экономические явления и мыслить о них. Это принцип взаимосвязи. 2. Принцип развития. Согласно этому принципу все явления находятся в движении и развитии. В качестве источника развития диалектика признает противоречия. Когда учение о диалектике применяется к анализу тех или иных явлений, оно выступает как метод познания. Тем самым метод есть теория действия. Диалектический метод применяется представителями всех наук, в том числе и экономических. Если экономические явления изучать в их всеобщем взаимодействии, если подходить к ним как к явлениям развивающимся и противоречивым, значит подходить к ним диалектически. Это значит, что в изучении экономических явлений применяется диалектический метод, на основании которого экономист мыслит.

Противоположный диалектическому – метафизический метод познания и мышления. Он заключается в подходе к явлениям действительности без учета их всеобщей взаимосвязи, как существующих отдельно одно от другого. А также без учета их развития и существующих противоречий. В итоге метафизики рассматривают явления как неизменяющиеся и не порождающие ничего нового

^ 8. Материализм и идеализм в античной философии.

В античной философии Греции и Рима, как и в других (индийской, китайской, арабской) видно рождение первых философских идей и учений, на основе которых впоследствии развивались учения философов разных стран и исторических эпох. Философия Древней Греции и Рима решала реальные проблемы существования мира, его познания, жизни человеческого общества. Важной ее особенностью было стремление к поиску истинного знания, которое бы помогло людям жить и действовать в окружающем их мире. Ранние греческие мыслители искали материальное начало мира и космоса, его первоначало – праматерию. Фалес считал такой праматерией воду, Анаксимен воздух, Гераклит – огонь. Назывались также четыре стихий – вода, земля, воздух, огонь, из сочетания которых якобы состоят все тела. Обращение к данным стихиям есть материалистический подход, ибо оно ориентирует на познание реальной действительности – природы, космоса, всей вселенной.

Общие выводы: 1. Античная философия являелась душой античной культуры и во многом предопределила духовную жизнь античного общества, в том числе развитие искусства, морали, науки, религии, политики и права. 2. Античная философия оказала огромное влияние на последующее развитие философской мысли западных стран и их культуру.

^ 9. Античный атомизм. Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар.

Важнейшее направление материалистической философии Древней Греции связано с атомистическим учением философов Левкиппа и Демокрита. Левкипп высказал идею, что мир состоит из атомов. Демокрит всесторонне развил эту идею. Он считал, что атомы – это недилимые частицы, имеющие свою форму, протяженность, другие физические свойства. Они разделены пустотой. Пустота – это небытие, и потому непознаваема. Мир атомов может быть познан наукой, атомы составляют суть вещей, их нельзя видеть, но можно мыслить. Атомы различаются по форме и величине, они сцепляются между собой, образуя тела, доступные восприятию. Это был материалистический творческий взгляд на основу природы, ее первоначало. В дальнейшем атомистическая теория Демокрита была воспринята другими древнегреческими философами и учеными.

Эпикур считал, что не только природа, но и душа человека состоит из атомов. Также Лукреций Кар (Древний Рим), и другие. В 17-18 вв. н.э. эта теория получила дальнейщее развитие в трудах французского философа Гассенди и английского Ньютона.

  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Возникновение философии, её культурно-исторические предпосылки iconВозникновение философии, ее культурно-исторической предпосылки
...

Возникновение философии, её культурно-исторические предпосылки icon2. Возникновение философии, ее культурно-исторической предпосылки
Фил – касается всех этих сторон дух деятельности человека, учит мыслить и постигать человеческую духовность во всех ее проявлениях....

Возникновение философии, её культурно-исторические предпосылки iconКонтрольная работа по философии на тему: марксизм
Теоретические предпосылки философии марксизма

Возникновение философии, её культурно-исторические предпосылки icon2-ая половина VII в до н э.: Возникновение милетской школы философии
Ок. 624-547 гг до н э.: Фалес Милетский, основоположник греческой философии и науки

Возникновение философии, её культурно-исторические предпосылки icon1. Возникновение научного экономического знания. Онтнолог и гносеолог....
Возникновение научного экономического знания. Онтнолог и гносеолог. Предпосылки возникновения научного эконом знания. Эт и пэ

Возникновение философии, её культурно-исторические предпосылки iconТема Предмет и проблемы философии науки. Классификация наук
Возникновение философии науки (Конт, Милль). Основные трактовки задач философии науки. Классификация и типология наук. Классификация...

Возникновение философии, её культурно-исторические предпосылки iconЭкзаменационные вопросы по философии для студентов на 2005 год. Мировоззрение...
Понятие «бытие» в философии. Научно-философский смысл понятия материи. Современная наука о системной организации материи

Возникновение философии, её культурно-исторические предпосылки iconЭкономические и исторические предпосылки возникновения
Назрела необходимость формирования отечественного страхового рынка, который отражал бы весь денежный оборот, включая денежно-кредитные...

Возникновение философии, её культурно-исторические предпосылки iconЭкзаменационные вопросы по курсу «Введение в философию»
Возникновение философского мировоззрения, его структура. Предмет и социальные функции философии

Возникновение философии, её культурно-исторические предпосылки iconКонтрольная работа №1 по философии на тему: сознание как предмет философского анализа
Материальное и идеальное. Основные характеристики и качества сознания и предпосылки его возникновения и развития

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница