Рабочая учебная программа по дисциплине «философия»




НазваниеРабочая учебная программа по дисциплине «философия»
страница1/12
Дата публикации02.04.2013
Размер1.47 Mb.
ТипРабочая учебная программа
vbibl.ru > Философия > Рабочая учебная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ




МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ
«УТВЕРЖДАЮ»

Начальник

Московского университета

МВД России

генерал-лейтенант милиции

Н.В. Румянцев

«_____» _______________ 2009 г.


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ФИЛОСОФИЯ»

для курсантов (слушателей, студентов)
1-го факультета подготовки специалистов криминальной милиции,

факультета подготовки специалистов милиции общественной безопасности,

факультета подготовки экспертов–криминалистов,

факультета подготовки следователей;

факультета подготовки дознавателей;

международно-правового факультета,

факультета подготовки специалистов в области информационной безопасности,

факультета подготовки психологов,

факультета подготовки иностранных специалистов,

факультета заочного и вечернего образования,

Института права, экономики и судебной экспертизы,
обучающихся по специальностям:
030501.65 - «Юриспруденция»;

030502.65 - «Судебная экспертиза»;

030505.65 - «Правоохранительная деятельность»;

090103.65 - «Организация и технология защиты информации»;

030301.65 - «Психология»

080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»


МОСКВА 2009
Рабочая учебная программа дисциплины «Философия» подготовлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальностям: 030501.65 - «Юриспруденция», 030502.65 - «Судебная экспертиза», 030505.65 - «Правоохранительная деятельность», 080109.65 - «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 030301.65 - «Психология», 090103.65 - «Организация и технология защиты информации».
Рабочая учебная программа подготовлена коллективом авторов: Д.И. Грядовой – начальник кафедры, Заслуженный работник высшей школы РФ, доктор философских наук, профессор; Н.В. Стрелкова – заместитель начальника кафедры, кандидат социологических наук, доцент; П.П. Марченя – доцент кафедры, кандидат исторических наук, доцент.
Рецензенты:

1. Липский В.Н. - начальник кафедры философии Академии Противопожарной службы МЧС России, доктор философских наук, профессор;

2. Малахов В.П. – начальник кафедры теории государства и права Московского университета МВД России, доктор юридических наук, профессор.
Настоящая рабочая учебная программа обсуждена и одобрена:

  • на заседании кафедры философии «__9___» ____декабря_______ 2008 г. Протокол № __5_.

  • на заседании методического совета Университета «___» _________ 200 г. Протокол № ____.

  • на заседании ученого совета Университета «____» ______________ 200 г. Протокол № ____.

^ I. Организационно-методический раздел

Основная задача университета – подготовка специалиста правоохранительных органов и гражданина, обладающего чувством социальной ответственности, разбирающегося в сложных экономических, политических, философских, нравственных проблемах современности. Постижение основ философского знания является важнейшим фактором становления этих гражданских качеств, основной предпосылкой для формирования всесторонне развитой личности.

^ Целью изучения дисциплины «Философия» является формирование у курсантов (слушателей, студентов) научного мировоззрения, методологической культуры, духовного мира личности сотрудника органов внутренних дел на основе достижений мировой философской мысли, отечественных ценностей и традиций.

^ Основными задачами дисциплины «Философия» являются: а) изучение курсантами (слушателями, студентами) основных исторических типов мировоззрения и формирование у них на этой основе навыков выбора гуманистических мировоззренческих установок, целей, идеалов; б) изучение курсантами (слушателями, студентами) закономерностей познавательной деятельности, основных научных методов и их применение в практической деятельности; в) изучение курсантами (слушателями, студентами) основных принципов и закономерностей развития природы, общества, человека и формирование у них целостной философской картины мира; г) изучение курсантами (слушателями, студентами) общества как целостного социального организма и анализ тенденций развития современной цивилизации; д) изучение курсантами (слушателями, студентами) природы человека, его места в мире и смысла человеческого существования; е) изучение курсантами (слушателями, студентами) философии права как мировоззренческой и методологической основы юридического мышления.

^ Требования к знаниям и умениям по дисциплине «Философия»

В результате изучения дисциплины курсант (слушатель, студент) должен:

знать:

- сущность и содержание основных исторических типов философского знания, их эволюцию;

- основные философские школы, их представителей и внутреннюю логику развития философского знания;

- основные принципы, закономерности, тенденции развития бытия природы, общества и человека;

- закономерности, особенности, принципы познавательной деятельности, логику развития познавательных парадигм;

- сущность, структуру ценностей, смысл человеческого бытия, особенности деятельности сотрудников ОВД;

- мировоззренческие и методологические основы юридического мышления и их применение в практической деятельности;

владеть:

- навыками философского анализа различных типов мировоззрения;

- навыками использования различных философских методов для анализа тен­денций развития современного общества и органов внутренних дел;

- навыками ораторского искусства;

уметь:

- работать с современной философской литературой;

- творчески самостоятельно анализировать окружающую действительность в целях повышения эффективности своей работы;

- философски мыслить, свободно владеть философскими категориями, принципами и методами.

В соответствии с рабочим учебным планом на изучение дисциплины «Философия» отводится:

- по очной форме обучения:

  • по специальностям 030501.65 - «Юриспруденция», 030505.65 - «Правоохранительная деятельность», 090103.65 - «Организация и технология защиты информации», 080109.65 - «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» - всего 120 учебных часов, в т.ч. 100 часов на аудиторные занятия и 20 часов на самостоятельную работу;

  • по специальности 030301.65 - «Психология» - всего 170 учебных часов, в т.ч. 100 часов на аудиторные занятия и 70 часов на самостоятельную работу;

  • по специальности 030502.65 - «Судебная экспертиза» - всего 180 учебных часов, в т.ч. 100 часов на аудиторные занятия и 80 часов на самостоятельную работу;

  • по специальности 030501.65 - «Юриспруденция» для студентов Института права, экономики и судебной экспертизы - всего 180 учебных часов, в т.ч. 86 часов на аудиторные занятия и 94 часа на самостоятельную работу;

  • по специальностям 080109.65 - «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080105.65 – «Финансы и кредит», 080107.65 – «Налоги и налогообложение», 030301.65 - «Психология», 030502.65 - «Судебная экспертиза» для студентов Института права, экономики и судебной экспертизы - всего 170 учебных часов, в т.ч. 86 часов на аудиторные занятия и 84 часа на самостоятельную работу;

- по заочной форме обучения:

  • по специальности 030501.65 - «Юриспруденция» всего 120 учебных часов, в т.ч. 12 часов на аудиторные занятия и 108 часов на самостоятельную работу;

  • по специальности 030505.65 - «Правоохранительная деятельность» всего 120 учебных часов, в т.ч. 14 часов на аудиторные занятия и 106 часов на самостоятельную работу;

  • по специальности 030505.65 - «Правоохранительная деятельность» при сокращенной форме обучения - всего 70 учебных часов, в т.ч. 8 часов на аудиторные занятия и 62 часа на самостоятельную работу;

  • по специальности 030501.65 - «Юриспруденция» для студентов Института права, экономики и судебной экспертизы - всего 180 учебных часов, в т.ч. 18 часов на аудиторные занятия и 162 часа на самостоятельную работу.

В рамках изучения дисциплины курсанты (слушатели, студенты) должны выполнить следующие письменные работы:

- по очной форме обучения:

  • по специальностям 030501.65 - «Юриспруденция» (кроме МПФ), 030505.65 - «Правоохранительная деятельность», 090103.65 - «Организация и технология защиты информации», 030502.65 - «Судебная экспертиза», 080109.65 - «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 030301.65 - «Психология» - реферат (3 семестр);

  • по специальности 030501.65 - «Юриспруденция» (МПФ) – реферат (2 семестр);

- по заочной форме обучения: контрольная работа.

Обучение по дисциплине «Философия» завершается сдачей курсантами (слушателями, студентами) экзамена.

Изучение дисциплины «Философия» строится по трехмодульной схеме образования. Цель первого - формирование научного философского мировоззрения (раздел I «Природа и сущность философского знания»); второго – формирование методологической культуры юриста (раздел II «Философские проблемы социально-гуманитарного знания»); третьего – приложение мировоззренческих и методологических основ юридического мышления в конкретно-практической деятельности будущего специалиста ОВД (раздел III «Прикладные аспекты философского знания»). Первый и второй модули преподаются на всех факультетах университета. Третий модуль преподается с учетом специфики каждого факультета.

^ II. Основной раздел

Перечень разделов и тем дисциплины

№№

Темы

Раздел I. Природа и сущность философского знания

1.

Специфика философского знания, предмет и функции философии в социокультурном опыте человечества и личности

2.

История западноевропейской философии: от античности до XIX в.

3.

Философские школы современности

4.

Русская философия: основные этапы и специфика

5.

Философская картина мира

6.

Познание, его возможности и границы. Сущность и специфика научного познания

Раздел II. Философские проблемы социально-гуманитарного знания

7.

Учение об обществе

8.

Философия человека. Личность и правоохранитель­ная деятельность

9.

Ценности в структуре человеческой деятельности

10.

Наука и методология

11.

Методология социально-гуманитарного познания

12.

Философия права как мировоззренческая и методологическая основа юридического мышления

13.

Природа и сущность права

14.

Основные категории философии права

Раздел III. Прикладные аспекты философского знания

для специальностей: 030501.65 «Юриспруденция»,

030505.65 «Правоохранительная деятельность»

15.

Философия российской государственности и права

16.

Философия гражданского общества

17.

Философская культура юриста

для специальности 030502.65 «Судебная экспертиза»

15.

Философия техники: природа технического знания

16.

Коммуникационные и информационные процессы в правоохранительной деятельности

17.

Роль философии в криминологии и значение философской культуры в профилактической деятельности

для специальности 090103.65 «Организация и технология защиты информации»

15.

Философия техники: переосмысление отношения человека к технике и природе

16.

Техника в контексте глобальных проблем

17.

Философская концепция информационной безопасности

для специальности 030301.65 «Психология»

15.

Современная теория мышления и сознания

16.

Философия самосознания: роль самосознания в процессе становления личности

17.

Философия образования: специализация и профессиона­лизм как основные установки работника правоохранитель­ных органов

для специальности 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

15.

Философия хозяйства как стратегическое осмысление экономической деятельности общества

16.

Человек в системе хозяйствования

17.

Философия хозяйства в современной России

Раздел I. Природа и сущность философского знания

Тема 1. Специфика философского знания, предмет и функции философии в

социокультурном опыте человечества и личности

Категории «мироощущение», «мировосприятие», «миропонимание». Мировоззрение и философия, их взаимосвязь. Особенности исторических типов мировоззрения: мифологического, религиозного, философского, научного. Философское мировоззрение, философия как форма общественного сознания. Основные проблемы философии и их природа. Традиционная и современная трактовка основного вопроса философии. Основные направления в философии: материализм и идеализм, эмпиризм и рационализм. Философия в системе культуры. Функции философии. Философия и наука. Научный статус философского знания и его ориентация на социальные ценности. Философское познание и нравственность. Приоритет общественных ценностей и идей гуманизма в философии. Философия как система знаний и ее роль в формировании жизненной позиции человека. Философия в системе ориентации человека в обществе. Философия и ее связь с другими формами общественного сознания. Проблема метода в философии: диалектика и метафизика. Законы и категории диалектики.

Тема 2. История западноевропейской философии:

от античности до XIX в.

Возникновение философской мысли, ее культурно-исторические предпосылки. Господство религиозно-мифологических представлений в духовной жизни древних обществ.

Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), философия Гераклита Эфесского. Пифагорейская школа. Атомизм Демокрита. Софисты. Классическая философия Древней Греции (Сократ, Платон, Аристотель). Римско-эллинистическая философия (Эпикур, стоицизм, скептицизм, неоплатонизм).

Особенности и принципы средневековой философии. Патристика и схоластика. Борьба «номинализма» (И. Росцелин, Д. Скотт) и «реализма» (А. Кентерберийский, Ф. Аквинский).

Философия Нового времени. Эмпиризм (Ф. Бэкон) и рационализм (Р. Декарт) в философии Нового времени. Философские и социально-политические воззрения Т. Гоббса. Философская система Б.Спинозы. Материалистический сенсуализм Д. Локка. Идеалистический рационализм Г.В.Лейбница. Субъективный идеализм Д. Беркли. Агностицизм Д. Юма. Французский материализм XVIII в. (К. Гельвеций, П. Гольбах, Ж. Ламетри).

Немецкая классическая философия. И.Кант - родоначальник немецкой классической философии. Г.В.Ф. Гегель - крупнейший представитель объективного идеализма и диалектики. Антропологический материализм и гуманизм Л. Фейербаха. Социально-философские воззрения классиков немецкой философии.

Тема 3. Философские школы современности

Характерные черты общественно-политической жизни, научно-технического прогресса и духовной культуры ХIХ-ХХ в., их отражение в философской мысли.

Возникновение и развитие марксистской философии в XX веке. Философия как органичная составная часть марксизма. Формирование основ материалистической социальной философии. Концепции социально-исторической практики. Разработка материалистической диалектики в творчестве К. Маркса и Ф. Энгельса. Этапы развития марксистской философии.

Критический пересмотр принципов и традиций классической философии. Направления философии, связанные с защитой и обновлением классических философских традиций (неотомизм, неокантианство и др.). Исторические формы позитивизма. Становление новой научной картины мира и философия XX в. Эмпириокритицизм (Э. Мах, Р. Авенариус). Борьба неопозитивизма против «метафизики» (Б. Рассел). Проблема знания и языка. Анализ языка и методов науки в постпозитивизме (Т. Кун, И. Лакатос, К. Поппер).

Отношение к разуму и науке в философии XX в. Рационализм и иррационализм. Проблема исследования нерационального (воля, чувства, интуиция, бессознательное) с позиций рационализма. Иррационалистический и мистический подходы к нерациональному. Идея бессознательного и психоанализ (Ф. Ницше, А. Бергсон, З. Фрейд, Э. Фромм).

Культ научно-технического разума и его противники. Сциентизм и антисциентизм. Особенности концепций информационного общества (Д. Белл, А. Тоффлер). Технократизм и его критика.

Человек в мире и мир человека: экзистенциализм, персонализм, философская антропология. Существование человека и его сущность. Бытие человека и бытие мира. Проблема жизни и смерти (С. Кьеркегор, М. Хайдеггер, Ж.П.- Сартр).

Эволюция религиозной философии в XX в.

Тема 4. Русская философия: основные этапы и специфика

Традиции российской духовности, основные черты «русского мировоззрения». Критерии определения этапов в развитии русской философии.

Философская мысль в Московской Руси. Влияние Византии на духовную жизнь русского общества. Философские взгляды Н. Сорского, М. Грека, И. Волоцкого.

Особенности русской философии XVIII в. Философские воззрения Ф. Прокоповича, М.В. Ломоносова. Философско-этическое учение Г. Сковороды.

Характерные черты русской философии XIX в. Влияние западноевропейской философии на российское философское творчество. Славянофильство (И. Киреевский, А. Хомяков, К. Леонтьев, Н. Данилевский) и западничество (К. Кавелин, А. Герцен) как два направления в русской философии. Материалистиче­ское направление в русской философии.

В. Соловьев - крупнейший представитель русской идеалистической философии. Идеи «метафизики всеединства». Идеи космизма в философии Н. Федорова. Религиозно-философские идеи С. и Е. Трубецких. Философско-этические проблемы в творчестве Ф.Достоевского и Л.Толстого.

Русская философия в XX столетии. Октябрьская революция и «водораздел» в отечественной философии. Общая характеристика философии русского зарубежья.

Идеалистические, религиозно-нравственные доминанты в философии русского зарубежья. Философия Н. Бердяева. Религиозно-философские идеи С. Булгакова, П. Флоренского.

Интуитивизм в русской философии (Н. Лосский, С. Франк, А. Лосев, Г. Шпет). Социально-философские идеи И. Ильина, Н. Алексеева.

Общие черты философии советского периода. Характерные идеи диалектического и исторического материализма. Положительный и негативный опыт марксистско-ленинской философии в России.

Тема 5. Философская картина мира

Понятие «картина мира». Категория бытия, ее смысл и специфика. Мир как совокупная реальность бытия. Единство природы и человека, материального (мира) и идеального (духа). Основные формы бытия. Диалектика бытия. Бытие вещей, процессов, состояний природы. Формы материального бытия. «Первая» и «вторая» природа и их взаимосвязь. «Естественная» и «искусственная» среда обитания человека. Бытие человека в мире природы. Изменение форм практической деятельности людей, познавательных образов, нравственного и эстетического отношения человека к природе в ходе истории. Бытие социального как единство индивидуального и общественного бытия. Общественно-исторический характер бытия человека.

Понятия «субстанция», «материя», «дух» и их методологическое значение для познания природы, общества, практической деятельности.

Характеристика понятия материи. Единство материи, пространства и времени. Движение как способ существования материи. Диалектика о формах движения материи как методологическая основа изучения соотношения общества и природы, природных и общественных закономерностей. Классификация форм движения. Соотношение социальной формы движения материи с формами движения живой и неживой природы. Философия о многообразии и единстве мира. Пространство и время как атрибуты материи. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени.

Проблема материального и идеального в философии. Методологическое значение этих понятий для познания природы, общества и человеческой деятельности. Характеристики форм идеального бытия.

Проблема сознания в философии. Постановка и решение вопроса об отношении сознания к бытию. Фундаментальная роль категории сознания в философии. Структура и источники сознания. Сознание и «бессознательное» в современной философии. Самосознание человека.

Сознание как форма жизнедеятельности человека, способ духовной ориентации и преобразования мира, средство познания реальности.

Генезис сознания. Природа отражения. Отражение и информация. Возникновение сознания и его общественная природа. Сознание как необходимое условие всех форм жизнедеятельности человека.

Сознание и некоторые формы психологической деятельности - мышление, память, воля, эмоции. Сознание и язык. Знаковые системы. Самосознание и отношение к другому человеку. Предметность и рефлексивность самосознания. Общественное и индивидуальное сознание.

Творчество - высшая форма активности человека. Социальный характер познания и творчества. Определение понятия творчества. Виды творчества: научно-техническое, художественное, социальное. Этапы и структура творческого процесса. Творчество в технике, науке, искусстве.

Роль бессознательного в творчестве. Формы познавательной деятельности. Сущность интуиции. Талант как социально-культурный феномен. Развитие творческих способностей и мышления человека.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая учебная программа по дисциплине «философия» iconРабочая учебная программа по дисциплине «философия»
Рабочая учебная программа дисциплины «Философия» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом...

Рабочая учебная программа по дисциплине «философия» iconРабочая учебная программа (специальности 02. 11. 00; 02. 31. 00)...
Рабочая учебная программа дисциплины «Муниципальное право» составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом...

Рабочая учебная программа по дисциплине «философия» iconРабочая учебная программа по дисциплине «статистика 2»
Плакса Ю. В. на основании типовой программы по дисциплине «Статистика 2» для специальностей направления подготовки 0305 – «Экономика...

Рабочая учебная программа по дисциплине «философия» iconРабочая программа по дисциплине Учебная практика
Омский институт водного транспорта (филиал) фбоу впо «Новосибирская государственная академия водного транспорта»

Рабочая учебная программа по дисциплине «философия» iconРабочая программа по дисциплине Учебная практика
Омский институт водного транспорта (филиал) фбоу впо «Новосибирская государственная академия водного транспорта»

Рабочая учебная программа по дисциплине «философия» iconМагистратур арабочая программа по дисциплине философия права кафедра...
Рабочая программа подготовлена к ю н., ст преподавателем Алтгу васильевым А. А. на основании Государственного образовательного стандарта...

Рабочая учебная программа по дисциплине «философия» iconРАбочая учебная програМма по дисциплине : Финансовый учёт 2 для студентов...
Национальный университет биоресурсов и природопользования Украины южный филиал «крымский агротехнологический университет»

Рабочая учебная программа по дисциплине «философия» iconРабочая программа по дисциплине (модулю) «Философия» принята на заседании...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая учебная программа по дисциплине «философия» iconРабочая программа по дисциплине «Философия» принята на заседании...
Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 051000

Рабочая учебная программа по дисциплине «философия» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Основной иностранный язык»...
Программа «Практический курс английского языка» для студентов 5 курса филологического факультета включает в себя содержательные модули...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница