На пути к venus




НазваниеНа пути к venus
Дата публикации02.04.2013
Размер64.8 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Философия > Документы
Никипелова Нина

кандидат филологических наук,

литературовед

НАД СТРАНИЦАМИ РОМАНА ТАНИ ВАРЕН «НА ПУТИ К VENUS DE MILO»

«И у звезды учись тому, что значит свет».

Осип Мандельштам

Объем первого романа Тани Варен – 522 страницы – не пугает, а манит. Собранные на обложке в неожиданном сочетании ворон и Венера Милосская, какой-то замок с башнями, а поверх и сквозь него милое лицо современной девушки озадачивают и притягивают.

При чем тут ворон, почему Венера Милосская поименована на латыни, какие привидения обитают в замке, как зовут девушку?

С этими вопросами читатель открывает книгу, которая начинается авторским обращением к нему. При внимательном чтении не ускользнет нота личного удивления автора: как это ему удалось соткать художественное пространство «из хаоса, сна, абсурда, с одной стороны, и закономерности, упорядоченности, логичности, с другой»? Как хватило отваги «создать мир, который завтра будет не таким, каким он есть сегодня»? (стр.5).

Ключевым словом всего повествования, по авторскому определению, служит слово «путь». Будем придерживаться этого ориентира, тем более что роман начинается и завершается движением. Мчится под землей в вагоне метро и летит через океан в Париж к Венере Милосской героиня по имени Эвелин Оскари в реальной сюжетной линии романа. В ирреальной части повествования Venus de Milo стремится к тем, кто жаждет встречи с нею.

«Мифология » пути богата и разнообразна благодаря семантической, смысловой многозначности слова «путь» − от античности и доныне. И сам путь как цель, и цель пути, и акт выхода в путь – часть жизненного пути – предполагает радость навстречу почти неизвестному. В данном случае – путь к Венере de Milo – эстетический путь. Его выбор нацелен на действие, труд, творчество, любовь, на жизнь прекрасного в веках и памяти человеческой как путь к свету, про-свет-лению. Многозначность слова «путь» кроме прямого смысла содержит элементы древнего значения: преодоление, опасная дорога с препятствиями.

Кольцевая композиция романа подчинена общему замыслу – показать перевернутый мир: жизнь земную отразить в жизни небесной, соединить земную реальность с романтически-мистической духовностью. Это соединение с первых глав чтения представляется парадоксальным и даже нарочитым. Но продвигаясь вглубь романа, начинаешь понимать, что подобная парадоксальность во многом результат того глубокого и противоречивого душевного опыта человека начала XXI века, который необходимо осмыслить художественно. Полагая, что в искусстве многое условно и долго еще будет условным, Таня Варен обращается к вечным образам, известным и вымышленным именам и судьбам, но для их воплощения находит собственные внешние приемы.

В композиции романа есть своя система: общий замкнутый круг, соединяющий начало и конец повествования, включает концентрические круги «быстротекущей жизни» со своими героями, локализованным пространством и линейным временем, «с его насущным хлебом, забывчивостью дня». Круг, а может даже шар «жизни иной», с мифо-поэтическим светом и «музыкой сфер», который становится зримым, осязаемым и выразимым. Есть начало жизни у каждого и конец без конца. «Там » «тайна гроба » уже не страшит, тем более, если это «уютный гроб лилового цвета». Ушли быт, труд, душевные потрясения. Остался лишь «танец счастливого человека » и «снимите маски, господа!». Автор дает волю своей фантазии, юмору и, прекрасно ориентируясь в атмосфере абсурда, буффонады, хаоса, преобразует их в согласованное движение самостоятельных голосов, которые сливаются в гармоническое целое.

«Будь мир ясен, искусства могло бы не быть» − приводит в обращении к читателю слова Камю Таня Варен. И всем ходом своих художественных разысканий предлагает читателю еще одну гипотезу: не будь смерти, искусство не явилось бы. Путеводной нотой звучит эта мысль во вводной главе романа «Ворон». Велики литературные заслуги у ворона-птицы и ворона-символа в фольклоре и в поэзии. Этюд о Вороне в романе Тани Варен, стилизованный под старинную притчу, задает тон всему повествованию, благодаря оригинальной поэтичности, аллегории и метафорическому богатству. Мысль о вечности, которая «медленно утягивает свой длинный хвост в бесконечность» (стр.14), опровергается предположением о двух вечностях: о пред-вечности, что протекла до рождения каждого, и пост-вечности, что наступит потом. Вечность и бесконечность могут означать пустоту мира, миражное пространство без координат. Беспредельность пространства соответствует бесцельности жизненного пути во времени. Кажется, и птичье гнездо, и колыбель ребенка качаются над бездной. Но вопреки вдохновенным суевериям, здравый смысл говорит нам, что жизнь – это свет между двумя черными вечностями. От абстрактных суждений вступления автор ведет читателя к событиям современным, недавно ужаснувшим мир.

Самые страшные сны Эвелин Оскари не сравнятся с реальностью нью-йоркского неба 11 сентября 2001 года. Кроме боли за погибших, ужаса перед умопомрачением их палачей она испытывает леденящий страх, грозящий поглотить сознание. Чтобы противостоять этому, надо искать пути, на которых человек остается светом, а свет человеком. В человеке, по убеждению автора, в делах и днях его должна быть заложена некая врожденная светоносность, «лучезарность».

«Жизненный путь» - это движение по земле лишь с поверхностной точки зрения. Настоящие «преобразующие странствия» ведут в глубину души. Таня Варен продолжает повествование в манере несобственно-прямой речи, вовлекает мысль и настроение читателя особой суггестивностью, авторским внушением неоспоримой ценности человеческой жизни в самых высоких ее проявлениях, отразить которые, удержать во времени под силу только искусству.

Роман Тани Варен многолюден и разнолик. Герои романа предстают в разных возрастах – от младенца до человека преклонных лет − разными по социальному, психологическому статусу и опыту. Наблюдая за их мыслями, суждениями, поступками, читатель открывает для себя, что мыслить человека научили страсти.

Страсти наслаждения и страсти страдания ведут к понятиям добра и зла, и нет абсолютного добра и зла. Сильные переживания или рождают сознание своей силы, или сознание своего ничтожества, учат действию, учат искать его смысл и оправдание, требуют не быть безразличным к самому себе.

Эвелин Оскари настойчиво размышляет над причинами человеческих отклонений от нормы, ее мучает врожденный дефект, и она ищет пути исцеления, если не физического, то духовного (стр.29).

Острые переживания романтического и даже мистического характера связаны у Эвелин Оскари с чувством любви. Оно представлено в романе тонкой градацией: ожидание любви и встреча, свидания и разлуки, отречения и надежды. Особое место в ее мечтаниях и исканиях занимает обожествленный, идеализированный образ Венеры Милосской. Почему в нем заключена такая психологическая глубина, гуманистические свойства и возможности человеческой личности? Состояние эстетического удовольствия связано именно с преодолением трудности понимания замысла и авторского переживания изображенного явления. Оказывается, что необходимое условие того, что данный объект будет воспринят как эстетический − это невозможность его использования. Дошедшая до нас через века статуя Венеры Милосской не имеет приложения, не имеет цели, а несет только совершенство своей формы: она сама своя цель. И любование ею – великое наслаждение, награда за работу восприятия. Кант называл эстетический объект источником «незаинтересованного удовольствия». Тогда зачем он? По убеждению Тани Варен и ее героев, тот, кто способен раствориться в совершенном произведении искусства, освобождается от страха, от уродства жизни, которая всегда слишком коротка, недостаточна и скупа на радости.

В рациональных буднях современного быта и бытия явившаяся из глубины веков мраморная, каменная Венера стала культовым знаком, символом и снова заставляет думать, что было раньше − божество или его изображение? Остается предполагать, как Андрей Белый, что «не статуя Аполлона, Диониса, Венеры суть символы, а мы символы Апполона и Венеры…» (А. Белый «Театр и современная драма»,1907) Идея «бессмертия человека» смущает умы, но мысль о бессмертии человеческого, гуманного, драгоценна и восхитительна.

По легенде, «звездные письмена», метеориты, падая, возвращают кого-то на землю. Возвращают во снах, вымыслах, музыке, поэзии. И на страницы романа Тани Варен спустятся с небес и молчаливый философ Григорий Сковорода, и говорливый мистический писатель Г., которого легко узнать по первым словам (это одни из самых вдохновенных страниц романа!) и многие другие.

Можно говорить подробно о выборе действующих лиц, о своеобразии диалогов, предметном ряде, о взаимодействии реального и фантастического, о неожиданном использовании слова и цвета, искать и находить стилевые и смысловые неточности. Но интереснее наблюдать, как возникает «космос» из взаимовлияния вселенского и индивидуального времени, как в замок с круглыми башнями, у которых нет ни входа, ни выхода, одна из «вечностей» «медленно утягивает свой длинный хвост» и укладывает его кольцами, чтобы мысли о смерти не отвлекали людей от жизни, труда и творчества. Потому что вечность ограничена памятью, и с физической смертью жизнь не заканчивается. По старинному верованию, мы живем ровно столько, сколько сохраняются наши имена. Вот и у каменной Венеры Милосской чудесным образом сохранились имя и место рождения.

По своему жанру роман Тани Варен «На пути к Venus de Milo» относится к современному типу «романа будущего», адресованного активному читателю, настроенному на реально-фантастические объекты. Он допускает множество интерпретаций, читатель готов его продолжить и выстроить свой мир. При самом фантасмагорическом устройстве эта модель устойчива, потому что в основании ее – «вечные ценности». И хотя в нем встречаются знакомые «говорящие коты», «пути в заоблачные сны», что-то напоминает гротескный бал у Сатаны, основной проблемой романа Тани Варен остается проблема выживания в условиях глобальной угрозы, и автор ищет средства индивидуальной психологической защиты. Традиционный социально-фантастический гротеск, пограничный между бытом и фантастикой, получает новое продолжение, притом что сегодня все труднее различить абсурд и реальность. Роман Тани Варен, живой и занимательный, динамичный и поэтичный, имеет свои секреты и тайны искусства слова. Разгадывать их – большое удовольствие.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

На пути к venus iconПояснительная записка к кейсу: «Magic Venus»
Основная цель данной работы заключается в оценке стоимости крупной американской сети «Magic Venus»

На пути к venus iconНовогодний тур на Байкал
Трансфер на б/о «Ветер Странствий» (250 км., 3,5 часа в пути). Остановка в пути в «бурятской» позной

На пути к venus iconМеры по предупреждению проездов запрещающих сигналов, несоблюдения...
Выбранные участки пути и точки перелома профиля обязательны для обозначения на путях специальными знаками (указателями). Установка...

На пути к venus iconДокумент 171. На пути в иерусалим
На следующий день после достопамятной проповеди «О царстве небесном» Иисус объявил, что назавтра он и апостолы отправляются в Иерусалим...

На пути к venus iconСерия «пути яра» путь яр и темные воды. Для живущих во Тьме, Свет и есть Тьма
Открываешь глаза и ты снова в пути, а за окнами бежит тьма и ничто не сможет изменить существующего устойчивого положения вещей

На пути к venus iconЖиворад Слав инский Интегральный Экскалибур: новые пути www e puzzle ru
...

На пути к venus iconЧерез ворота дхармы лежат многие пути. О самом пути нам ничего не...
Д40 в поисках священного. Паломничество по святым землям. — Спб.: Иг «Весь», 2012. — 176 с.: ил. — (География эзотерики)

На пути к venus iconО вводе в действие инструкции по применению старогодных материалов верхнего строения пути
В целях повышения эффективности применения старогодных материалов верхнего строения пути и их рационального использования

На пути к venus iconГромов И. А. – Семь глав
Нельзя идти по пути, но не являться внутренне этим путем! Истинный путь не может тянуться в недовольстве, ибо в недовольстве мы идем...

На пути к venus iconФорум «Городское хозяйство – пути развития»
Форум «Городское хозяйство пути развития» ежегодное конгрессно-выставочное мероприятие, направленное на развитее сферы жилищно-коммунального...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница