План основные направления и школы древнеиндийской философии




Скачать 204.55 Kb.
НазваниеПлан основные направления и школы древнеиндийской философии
страница1/3
Дата публикации02.04.2013
Размер204.55 Kb.
ТипЛитература
vbibl.ru > Философия > Литература
  1   2   3





ПЛАН



1. Основные направления и школы древнеиндийской

философии …………………………………………………………....


3

2. Основные школы и направления древнекитайской

философии………………………………………………………….....


11

3. Практикум ……………………………………………………............

18

Литература …………………………………………………...............

20

^ 1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ШКОЛЫ ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Индийская философия с древнейших времен развивалась непрерывно, без крутых поворотов, подобных тем, какие пережила часто менявшая направление своего развития западная философия. Ее древнейшие, и сегодня считающиеся святыми, документы содержатся в Ведах (до 1500 до н. э.). Почти вся литература по индийской философии написана на языке знатоков искусства и ученых — на санскрите. Поскольку большая часть изменений в индийской философии была связана с комментированием основных, признанных авторитетными текстов, старые европейские философские исследователи полагали, что индийскую философию следует определить как предысторию философии, в то время как в действительности её развитие шло параллельно с развитием западной философии, хотя и в других формах. Подобно европейской философии до XVII века, индийская философия также занималась преимущественно религиозными проблемами, однако она уделяла больше внимания размышлениям над познанием трансцендентного1.

Считается, что в своем историческом развитии индийская философия распадается на три периода:

  • ведийский период (1500 - 500 в. до н. э.);

  • классический, или брахмано-буддийский (500 в. до н. э. - 1000 в. н. э.);

  • период послеклассический, или индуистский (с 1000 в.).

Ведийский период характеризуется господством брахманизма, основанного на племенных верованиях и обычаях, которые были изложены в четырех Ведах (с санскpита "знание, ведение") - сборниках гимнов, молитв, заклинаний, песнопений в честь богов. Веды называют "Первым памятником мысли древних индийцев".

Брахманизм («сакральное Слово») - учение брахманов, священников, господствующая религия в Индии, выступающая в настоящее время в форме индуизма. В своих догмах эта религия восходит к Ведам, хотя между ними существует большое расхождение.

В брахманизме имеются различные направления: монотеизм, пантеизм и даже атеизм. Как мировоззрение брахманизм представляет собой эволюционизм: мир создаётся Брахмой из несотворимого и непреходящего первовещества («пракрити») и в вечном круговороте снова превращается в эту первоматерию.

Несмотря на основное требование брахманизма - соблюдать и уважать принцип кастовости, и в особенности высокого положения касты брахманов, - для него характерна терпимость по отношению к другим политическим и теоретическим убеждениям.

Брахманизм включает в себя шесть ортодоксальных школ (способов воззрения):

  1. Веданта.

  2. Миманса.

  3. Санхья.

  4. Йога.

  5. Вайшешика.

  6. Ньяя.

Веданта ("завершение Вед"). Основные положения Веданты изложены Бадараяном2 в трактате «Веданта-сутры» («Брахма-сутра»). В ведантах существует два направления - адвайта и вишишта-адвайта. Основателем адвайты был Шанкара3. Согласно адвайте в мире не существует никакой другой реальности, кроме единой высшей духовной сущности - Брахмана, который неопределим, необусловлен и бескачественен. Представление о многообразии предметов и явлений вселенной является результатом неведения - кроме бога все является иллюзией. Основные методы познания, согласно адвайте, - это интуиция и откровение, а вывод и ощущение играют второстепенную роль. Цель человека - постижение того, что за всем многообразием стоит единое божество.

Согласно вишишта-адвайты, основоположником которого является Рамануджа4, существует три реальности: материя, душа и бог. Они находятся во взаимоподчинении: индивидуальная душа подчиняет себе материальное тело, а бог господствует над ними обоими. Без бога, и душа и тело могут существовать только как чистые понятия, а не как действительность. Цель человека - освобождение от материального существования, которого можно достичь путем духовной активности, знаний и любви к богу.

Миманса («разъяснение» ведийского текста о жертвоприношениях). Цель Мимансы - оправдание ведического ритуала, но содержащиеся в Ведах философские и религиозные положения должны быть логически обоснованы.

В основе учения лежит убеждение в том, что конечное освобождение от воплощенного состояния не может быть рационально объяснено, оно достижимо только с помощью знаний и сознательных усилий. Основное внимание должно быть направлено на неукоснительное соблюдение религиозного и общественного долга – «дхармы», который заключается в выполнении обрядов и в подчинении запретам, налагаемым кастой. Следование «дхарме» приведет индивида к конечному освобождению. Миманса признает существование материального и духовного начал во Вселенной.

Санхья («разумное взвешивание», или «перечисление»). Данное учение признает существование двух первоначал во Вселенной: материального - пракрити (материя, природа) и духовного - пуруши (сознание). Материально начало находится в постоянном изменении и развитии, подчинено закону причинно-следственной связи. Духовное начало - это вечный, не меняющийся принцип индивидуальности, сознание, созерцающее как ход жизни живого существа, в котором оно находится, так и процесс эволюции Вселенной, взятой в целом. Все изменения материального начала зависят от того, в каком соотношении в ней представлены три гуны (основные тенденции существования материального мира):

  • саттва (ясность, чистота);

  • тамас (инертность);

  • раджас (активность).

Сочетания этих гун приводят к появлению всего многообразия природы. Контакт материального начала с духовным приводят к развитию индивида и Вселенной. Каждое живое существо состоит из трех частей: духовного начала, тонкого тела и грубого тела. Тонкое тело состоит из интеллекта, органов чувств и связанных с ними элементов и чувства «Я». Тонкое тело является сосредоточением кармы и следует за духовным началом, пока последнее не достигнет полного освобождения от воплощения в какое-либо существо. Грубое тело состоит из материальных элементов и гибнет со смертью существа.

Йога («сосредоточение», «напряжение», «тренировка») опирается на Веды и является одной из ведических философских школ. Основателем Йоги считается мудрец Патанджали5 (2 в. до н.э.).

Согласно учению, основной целью всех поступков человека должно быть полное освобождение от материального существования. Два условия такого освобождения - войрагья (бесстрастие и отрешенность) и йога (созерцание). Первое основано на убежденности в бесплодности мирской жизни, исполненной зла и страданий.

Йога - есть индивидуальный путь спасения, предназначенный для достижения контроля над чувствами и мыслями, в первую очередь, при помощи медитации. В системе йоги вера в бога рассматривается как элемент теоретического мировоззрения и как условие практической деятельности, направленной на освобождение от страданий. Соединение с Единым необходимо для осознания собственного единства. При успешном овладении медитацией, человек приходит к состоянию «самадхи», т.е. состоянию полной интpавеpсии, достигаемой после целого ряда физических и психических упражнений и сосредоточенности. Кроме этого, йога включает в себя и правила приема пищи. Пища делится на три категории соответственно трем гунам материальной природы, к которой она относится. Например, пища в гунах невежества и страсти способна умножить страдания, несчастья, болезни. Учителя йоги особое внимание обращают на необходимость выработки терпимости по отношению к другим учениям.

Вайшешика («особенность»). Данное учение устанавливает семь категорий для всего существующего:

  • субстанцию;

  • качество;

  • действие;

  • общность;

  • особенность;

  • присущность;

  • небытие.

"Субстанция", "качество" и "действие" существуют реально. "Общность", "особенность" и "присущность" - продукты умственной деятельности. Категория "особенность" играет особую роль в учении, так как в ней отражается реальное разнообразие субстанций. Мир состоит из субстанций, обладающий качеством и действием.

Вайшешика выделяет 9 субстанций: земля, вода, свет, воздух, эфир, время, пространство, душа, ум.

Атомы земли, воды, света и воздуха образуют все материальные объекты. Атомы вечны, неделимы, не имеют протяжения, но их комбинации образуют все протяженные тела. Соединением атомов управляет мировая душа. В результате постоянного движения атомов мир, существующий во времени, пространстве и эфире, периодически создается и разрушается. По качеству атомы разделяют на четыре рода, в зависимости от происхождения. Атомы вызывают четыре вида ощущений: осязание, вкус, зрение и обоняние.

Ньяя (правило, логика). Возникновение данного учения связано с древним мифическим мудрецом Готамой6. Согласно данному философскому учению, существует материальная вселенная, состоящая из атомов, сочетание которых образует все предметы. Кроме того, во вселенной существует бесчисленное множество душ, которые могут быть связанными с материальными атомами, либо могут быть в свободном состоянии. Высшим духовным регулирующим началом является бог Ишвара. Бог не является создателем атомов, а только создает сочетание атомов и вызывает связь душ с атомами или освобождение душ от атомов.

Учение Ньяя признает четыре способа познания:

  • ощущение;

  • вывод;

  • аналогию;

  • свидетельство других людей.

К числу неортодоксальных направлений относятся главным образом три основные школы:

    1. Материалистическая (чарвака).

    2. Буддийская (вайбхашика, саутрантика, йогочара и мадьямака).

    3. Джайнская.

Их называют неортодоксальными потому, что они не признают авторитета Вед.

Джайнизм. Джайнистская школа возникла в 6 веке до нашей эpы. Философия джайнизма получила свое название по имени одного из основателей - Ваpдхамана7 (9-8 вв. до н.э.) по пpозвищу победитель («Джина»).

В основе джайнизма лежит «учение о таттвах» - сущностях, являющихся исходным материалом, из которого строится мир, и вместе с тем фундаментальной истиной, из которой строится знание. Две главные таттвы - это джива (душа), основное свойство которой сознание, и аджива (все, что не является душой). Материя - одна из разновидностей адживы, обладающая качествами осязаемости, звука, запаха, цвета и вкуса. Материя атомарна и доступна органам чувств, изменяема, не имеет начала и конца и не является результатом божественного творчества. Единой души, или высшего бога, не существует. В мире существует огромное и неизменное количество душ, воплощенных в живые существа или невоплощенных. Душа, как и материя, никем не создана, и существуют изначально и всегда. Всякая душа всепроникающая и всемогуща, но ее возможности ограничены телом, в котором она живет.

Цель учения джайнизма - достижение такого образа жизни, при котором возможно освобождение человека от страстей. Главным признаком души у человека джайнизм считает развитие сознания. Степень сознательности людей различна. Это от того, что душа склонна отождествлять себя с телом. И, несмотря на то, что по природе душа совершенна и возможности ее безграничны, в том числе безграничны возможности познания, душа (скованная телом) несет в себе также и бремя прошлых жизней, действий, чувств и мыслей. Причина ограниченности души - в ее привязанностях и страстях. И здесь огромна роль знания, только оно способно освободить душу от привязанностей, от материи. Это знание передается учителями, которые победили (отсюда «Джина» - Победитель) собственные страсти и способны научить этому других. Знание - это не только послушание учителю, но и правильное поведение, образ действий. Освобождение от страстей достигается с помощью аскетизма8.

Буддизм зародился в 6 - 5 вв. до н.э., в 3 в. до н.э. провозглашен официальной религией. Основатель учения - Сиддхартха Гаутама9, прозванный Буддой («просветленным», «постигшим»), выдвинул три положения:

  • жизнь исполнена страданий;

  • существует причина возникновения страданий;

  • есть возможность избавления от страданий.

Буддизм проповедует избавление от страданий путем отказа от желаний и достижение "высшего просветления" - нирваны. Нирвана - состояние полной невозмутимости, освобождение от всего, что приносит боль, отвлечение от мыслей, внешнего мира. Единого бога не существует. Душа как особая сущность не существует. Существует лишь поток постоянно сменяющихся состояний сознания. Все существующее в мире временно.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План основные направления и школы древнеиндийской философии icon1. Основные направления и школы древнеиндийской философии

План основные направления и школы древнеиндийской философии iconОсновные направления и школы древнеиндийской философии
Основные школы и направления древнекитайской философии

План основные направления и школы древнеиндийской философии icon№ Наименование разделов, тем Объем учебного времени по формам работы в (в часах) Лекции Семинары
Основные направления, школы и этапы развития философии. Структура философского знания

План основные направления и школы древнеиндийской философии iconВопросы вступительного экзамена в аспирантуру
Космоцентризм древнегреческой философии. Основные черты досократовской философии и философии Сократа

План основные направления и школы древнеиндийской философии iconВопросы к кандидатскому экзамену по специальности 09. 00. 03 – история философии
Проблема происхождения философии: основные теории и концепции в современной истории философии

План основные направления и школы древнеиндийской философии iconПлан работы педагогического коллектива мбоу «сош №59 г. Чебоксары» на дека
Подготовка к январскому педсовету «Основные направления воспитания в школе. Воспитательные функции школы в современных условиях обучения....

План основные направления и школы древнеиндийской философии iconЛекция №4. Тема: Западная философия XIX xx века
Основные направления современной западной философии: позитивизм, экзистенцианализм, религиозная философия

План основные направления и школы древнеиндийской философии iconГодовой план работы моусош №34 Г. Владимира на 2011 2012 учебный год август
Анализ работы и проблем школы на 2010 – 11 уч году. Цели, задачи, направления деятельности школы на 2011 – 12 уч год

План основные направления и школы древнеиндийской философии icon1. Основные научные направления и школы менеджмента
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

План основные направления и школы древнеиндийской философии iconЧто такое философия математики?
Основные проблемы философии математики и ее история. Место математики в культуре. Хронология и основные фигуры. Классический и современный...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница