Примечания




НазваниеПримечания
страница1/2
Дата публикации02.04.2013
Размер160 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Философия > Документы
  1   2

http://antibotan.com/ - Всеукраїнський студентський архів

ПРИМЕЧАНИЯ

Раздел пятый

ЧЕЛОВЕК И ЕГО МЕСТО В МИРЕ

1. Сущность и назначение человека

1 Надпись на пропилеях святилища Лето на Делосе.— 9

2 По Н. Кузанскому, бесконечность совпадает с единством. - 10

3 ...держит волка за уши...— поговорка, характеризующая трудное положе­ние.-12

4 Овидий. Любовные элегии. Ill, II, 39 (пер. С. Шервинского).- 12

5 Ср.: Эзоп. Басни. 100.— 13

6 Платон. Тимей. 69 С.— 14

7 См.: Гомер. Илиада. VIII, 247; Овидий. Метаморфозы, 1, 178. - 14

8 Petitio principii (лат.) — ошибка в доказательстве, состоящая в допущении недоказанной предпосылки.— 44

9 A strange story (англ.) — странная история.— 45

10 Diamon (лат.; греч.), Daimonion - демон, божество. Так называл Сократ свой «внутренний голос», предостерегавший его от неправильных поступков.— 48

11 Тема мучительных поисков нравственного идеала в приобщении к естествен­ной жизни народа, к природе проходит через все творчество Л. Н. Толстого. При этом в его творчестве сильны христианско-морализяторские тенденции, что и отмечает Н. А. Бердяев.— 50

12 Эгоцентризм - отношение к миру, характеризующееся сосредоточенностью на своем индивидуальном «Я». В философии эгоцентрическая позиция ведет к солипсизму, в этике - к индивидуализму, эгоизму. - 51

13 Тоталитаризм (от позднелат. totalis — весь, целый, полный) — одна из форм авторитарного государства, которая характеризуется его полным (тоталь­ным) контролем над всеми сферами жизни общества.— 52

14 Век Августа имеется в виду время правления римского императора Августа (63 до и. э. - 14 н. э.), сосредоточившего в своих руках огромную власть, но при этом сохранившего традиционные республиканские учреждения.-52

15 Век Людовика XIV (1638—1715)- на период правления этого короля (1643-1715) приходится расцвет французского абсолютизма. Легенда приписы­вает Людовику XIV изречение: «Государство—это я».—52

16 Рецепторы (физиол.) — окончания чувствительных нервных волокон или специализированные клетки сетчатки глаза, внутреннего уха и других органов чувственного восприятия, преобразующие внешние раздражения в нервное воз­буждение, передаваемое в центральную нервную систему. — 59

17 Эффекторы (филиол.) - конечные элементы рефлекторной дуги, изменение состояния которых служит показателем осуществления рефлекса (например, сокращение мышцы, выделение секрета железой и т. д.). - 59

18 Кассирер определяет человека как «животное, созидающее символы». Разнообразные сферы культуры, обозначаемые как «символические формы» (язык, миф, религия, искусство, наука, история), рассматриваются им как само­стоятельные, не сводимые друг к другу образования. - 59

19 Cassirer E. Die Begriffsform im mythischen Denken. Leipzig, 1921. - 60

20 Pars pro toto (лат.) —часть вместо целого. - 60

21 Animal rationale (лат.) - животное рациональное. - 60

22 Animal symbolicum (лат.) —животное, творящее символы. - 60

23 Ковентри - город в Великобритании, разрушенный во второй мировой войне гитлеровской авиацией. С тех пор руины готического собора XIV в. сохранены нетронутыми, как свидетельство фашистского варварства. - 65

24 Пайдейя (греч.) — воспитание, культура.— 71

25 Эллинизм — период в истории стран Восточного Средиземноморья между 323 и 30 гг. до н. э. (подчинения Египта Риму). Борьба за власть между диадохами (полководцами) привела к образованию на месте державы Александра Ма­кедонского нескольких государств, политический строй которых сочетал элементы древневосточных монархий с особенностями греческого полиса. Культура элли­низма представляла синтез греческих и местных восточных культур.— 71

26 «Бытие и время» (1927) — основное сочинение М. Хайдеггера.— 74

27 Existentia и essentia (лат.) —существование и сущность.—74

28 Dasein (нем.) — существование, определенное бытие, наличное бытие, здесь-бытие.— 74

29 Плиоцен — верхнее подразделение толщи горных пород геогеновой системы, соответствующее последней эпохе неогенового периода геологической истории

Земли.— 76

30 Pari passu (лат.) — в том же ритме, параллельно, одновременно. — 78

31 Тангенциальный прирост— изменение угла касательной.—78

32 Радиальное — лучевое, расположенное по радиусу. В книге Тейяра де Шардена речь идет о радиальной энергии.— 78

33Онтогенез — индивидуальное развитие организма, совокупность преобразо­ваний, претерпеваемых организмом от зарождения до конца жизни. Термин введен немецким биологом Э. Геккелем (1866).—79

34 Здесь Тейяр подошел к идее генезиса сознания на базе раннесоциальных структур, но потерпел неудачу в силу недостатков своей методологии. Он при­знает, что появление сознания каким-то образом есть результат возрастания мате­риальной сложности, но в то же время отмечает («парадокс человека»), что анатомическое отличие человека от других антропоидов выражено несравненно слабее, чем его «умственное превосходство». Допуская межиндивидуальное про­исхождение мысли, Тейяр не может сделать решающего шага к разъяснению этой межиндивидуальности, поскольку у него отсутствует трудовая теория антро­погенеза. В результате он вынужден отказаться от анализа «более глубоких при­чин, направляющих всю игру», и скрыться под «феноменалистским покрывалом»: ему представляется достаточным позволить читателю поместить под факты гене­зиса сознания и интеракции любое онтологическое строение мира. «которое ему заблагорассудится», то есть как материалистическое, так и идеалистическое.— 80

35 М. Шелер выделяет в «европейском культурном круге» пять «основных идей о человеке». Помимо тех трех, о которых идет речь ниже, он ставит в этот же ряд концепции Т. Лессинга, Л. Клагеса, П. Альсберга, Л. Болька, Д. X. Керлера и Н. Гартмана. Оставив в экспозиции данной работы лишь традиционные концеп­ции, он придает совершенно иной масштаб своим рассуждениям.— 81

36 Вероятно, имеется в виду так называемый «голубой трубач» (Stentor coerulens).- 82

^ 2. Проблемы жизни, смерти и бессмертия

37 Недостаточность знаний о душе оказывается основанием для страха перед смертью. В качестве довода этой недостаточности Лукреций Кар приводит не­сколько гипотез о судьбе души после смерти.— 87

38 Эту весьма распространенную гипотезу о переселении души, встречаю­щуюся у пифагорейцев, Эмпедокла и др., ярко излагал римский поэт Энний.- 87

39 Ср.: Цицерон. О пределах добра и зла, V. 39; Тускуланские беседы. I. 90.-88

40 Ср.: Цицерон. О дружбе. 14; Тускуланские беседы. I. 26, 117.—88

41 Сводные братья Сципиона Африканского умерли в отроческом возрасте через несколько дней после триумфа их отца, Луция Эмилия Павла Македон­ского. Ср.: Цицерон. О дружбе, 90; Плутарх. Эмилий Павел. XXXV.- 88

42 Тартес — финикийская колония в Испании; ее главный город — Гады (ныне Кадикс). Об Арганфонии см.: Геродот. История. I. 163; Валерий Максим. VIII. 13.—89

43 Ср. Цицерон, Речь по поводу возвращения Марка Марцелла. 27.— 89.

44 ...мудрецу нет надобности дойти до последнего «Рукоплещите». Таким обращением к зрителям оканчиваются все дошедшие до нас комедии Плавта и Те-ренция. Ср.: Гораций. Наука поэзии. 155; Светоний. Божественный Август. 99; Квинтилиан. Обучение оратора. VI.1.52.— 89

45 Ср.: Плутарх. Солон. XXXI; Должны ли старики участвовать в государст­венной деятельности? 794Г; Цицерон. Брут. 27.— 89

46 ...хвататься за эту часть жизни... не покидать ее без причины.— Имеется в виду отрицательное отношение стоиков к самоубийству.— 90

47 Ср.: Платон. Федон. 6; Цицерон. О государстве. VI, 3.— Император — во времена республики высшее почетное воинское звание, которое солдаты (также и сенат) присваивали своему полководцу после решительной победы над врагом. Здесь метафора.— 90

48 Цицерон. О пифагореизме ср.: 23; 38 сл.; О государстве. VI, 15; Платон. Федон. 3.— 90

49 Ср.: Цицерон. Тускуланские беседы. I. .34; 117: Плутарх. Солон и Поп-ликола, сопоставление. 1.— 90

50 Энний. Эпиграммы, фр. 17 сл. Фален. Перевод В. И. Модестова. Ср.: Туску­ланские беседы. I, 34, 117.—90

51 Ср.: Цицерон. Тускуланские беседы. I. 14; 91; V. 15.—90

52 Melleur des mondes possibles (франц.) — наилучший из возможных ми­ров — формула Лейбница.— 93

53 in abstracto (лат.) — в абстрактном виде - 93

54 bellum omnium contra omnes (лат.) — война всех против всех (лат.) — формула Гоббса о естественном состоянии людей.— 93

55 De cive (лат.) — О гражданине. Название одной из работ Т. Гоббса — 93

56 Эрида — в греческой мифологии богиня раздора, подбросившая на свадеб­ном пиру смертного Пелея и богини Фетиды «яблоко раздора» — 94

57 Майя — понятие древней и средневековой индийской философии. Имеет несколько значений; наиболее известное, развитое особенно в адвайта-веданте — иллюзорность всего воспринимаемого мира, скрывающего под видимым многооб­разием свою истинную сущность — брахмана как единственную реальность.— 94

58 Principium individuationis (лат.) — принцип индивидуализации. — 94

59 Квиетнв — бездейственность, созерцательность. — 95

60 Илиада. XXIII. 103—107.—99

61 Одиссея. XI. 206—207. 218—222.—99

62 Имеется в виду герой трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта». — 110

63 Подразумевается герой романа И. В. Гёте «Страдания молодого Вертера». — 110

64 Либидо (от лат. libido — влечение, желание, стремление) — одно из основ­ных понятий психоанализа Фрейда, означающее преимущественно бессознатель­ные сексуальные влечения, способные (в отличие от стремления к самосохране­нию) к вытеснению и сложной трансформации (патологической регрессии, субли­мация и т. п.). К. Г. Юнг в полемике с 3. Фрейдом лишил либидо его сексуаль­ного характера, рассматривая его как психическую энергию вообще, своего рода метафизический принцип психики. -134

Раздел шестой
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Примечания iconМашины, оборудование и механизмы; электротехническое
При условии соблюдения положений примечания 1 к данному разделу, примечания 1 к группе 84 и примечания 1 к группе 85, части машин...

Примечания iconРуководство пользователя Содержание
Гарантия, примечания 4

Примечания iconПротокол старта м12
Фамилия, имя                   Коллектив         Квал Номер гр   старт   Примечания

Примечания iconПримечания
Премия на повременную оплату труда начисляется, если это предусмотрено положением о премировании

Примечания iconПримечания
Сократ был предметом осмеяния таких комедиографов, как Аристофан, Эвполид, Теликид, Каллий.— 10

Примечания iconВ отдел энергетического оборудования
Примечания : исходных данных должно быть достаточно для заключения теплового баланса

Примечания iconЛ. И. Зубчинская Предисловие, редакция, примечания Л. М. Гиндилис
М.: Международный Центр Рерихов, Издательско-просветительская группа «Струна», 2002. – Выпуск – 448 с

Примечания iconГосударство Израиль как теологическая проблема
...

Примечания iconКомпании/фио
Перед заполнением заявления нужно прочитать декларацию и примечания данного документа. Пожалуйста, заполните весь документ, использую...

Примечания iconСтатья и примечания, издательство «Прогресс»
Редакционная коллегия серии «Экономическая мысль Запада»: В. С. Афанасьев, В. В. Голосов, И. Е- гурьев, А. Г. Ми-лейковский, С. М....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница