Скачать 49.5 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №29» Доклад на тему «Совершенствование техники чтения. Работа с читательским дневником» (в рамках городской педагогической мастерской «Инновационная деятельность педагога как условие достижения современного качества образования») Автор: учитель начальных классов 1 квалификационной категории Мокрушина Лилия Фаридовна Березники, 2010 Понятие «навык чтения». Важнейшим фактором, влияющим на успеваемость учащихся, является навык чтения: комплекс читательских умений и навыков. Словосочетание «навык чтения» прочно вошло в школьный обиход. Навык чтения – это прежде всего умение понимать смысл текста, правильно прочитывать слова, а также освоить выразительное чтение, ориентируясь на знаки препинания и содержание. Не следует забывать о темпе чтения. Каждый из компонентов, входящих в состав навыка чтения, сначала формируется, отрабатывается как умение и посредством упражнений постепенно поднимается на уровень навыка, то есть осуществляется без напряжения, автоматически. Главенствующее место в этой схеме занимает осознанность, понимание того, что прочитывается, то есть смысловая сторона чтения – это совокупное понимание читающим:
Глубина осознанности зависит от ряда обстоятельств: возрастных запросов и возможностей читателя, его общей развитости, начитанности, жизненного опыта. Техническая сторона чтения охватывает все другие компоненты навыка чтения: способ чтения, правильность чтения, выразительность чтения, темп чтения. Каждый из этих компонентов, как и их совокупность, подчинён смысловой стороне, пониманию прочитанного. Каждый компонент имеет свои особенности, которые влияют на процесс чтения. I компонент: СПОСОБ ЧТЕНИЯ. Существуют непродуктивные и продуктивные способы чтения. К продуктивным способам чтения относят: плавное слоговое; плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов, чтение целыми словами. Эти способы надо отрабатывать, стремиться к скорейшему переходу от плавного слогового к чтению целыми словами. II компонент: ТЕМП ЧТЕНИЯ. Находится в прямой зависимости от способа чтения и, естественно, понимания. III компонент: ПРАВИЛЬНОСТЬ ЧТЕНИЯ. Выражается в том, что ученик избегает или допускает замены, пропуски искажения, перестановки, добавления, правильно или ошибочно делает ударения в словах. IV компонент: ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ЧТЕНИЯ. Проявляется в умении обоснованно, исходя из содержания текста, использовать паузы, делать логические и психологические ударения, находить нужную интонацию, читать достаточно громко и внятно, учитывать синтаксический строй предложения. Особое внимание хотелось бы уделить такому компоненту как ТЕМП ЧТЕНИЯ. Темп чтения оказывает влияние на качество запоминания материала. Чтобы перейти к быстрому темпу чтения необходимо, чтобы ребенок начал видеть текст в виде целых слов, а не отдельных букв. Постоянная целенаправленная работа как на уроке, так и во внеурочное время с многочисленными упражнениями по отработке темпа чтения позволяет перевести слоговое чтение в чтение целыми словами. Существует множество видов упражнений, направленных на повышение темпа чтения. Хочу остановиться на тех упражнениях, которые я использую в своей практике и вижу их эффективность.
Описание: Ребёнок читает один и тот же текст по 1 минуте пять раз подряд. После каждого чтения подсчитывается количество слов и записывается в соответствующую таблицу.
Повторное чтение знакомого текста в течение пяти раз позволяет ребёнку улучшить темп чтения. Количество слов с каждым последующим чтением становится больше. Создаётся ситуация успеха. Постепенно темп чтения увеличивается. Время использования данного вида упражнения индивидуально для каждого ребёнка.
Описание: большинство детей в начальной школе, особенно в 1 классе, любят петь. Особенно детям нравится петь в караоке. Поэтому можно включать диск – караоке с детскими песнями, чередуя песни со знакомым текстом с неизвестными текстами. Чтение «бегущей строки» концентрирует внимание, музыка улучшает настроение. «Чтение» песен нравится детям, их не надо заставлять читать – они делают это с удовольствием. Данный вид упражнения помогает повысить темп чтения.
Описание: начинает читать один ученик – одно предложение. В начале чтения второго предложения к нему присоединяется второй ученик, затем третий ученик и так далее, пока не начнут читать все дети в классе.
Читательский дневник
При оценке работы по формированию полноценного навыка чтения у младших школьников желательно в первую очередь обратиться к тому, как обрабатывается этот навык в целом и каждый из компонентов в отдельности. Окончательное суждение об уровне навыка чтения можно выносить только на основе совокупных данных по каждому из компонентов. |
![]() | «Совершенствование механизма управления энергосбытовыми компаниями в рыночных условиях (на примере ОАО «Название»)» (научный руководитель... | ![]() | Цель: продолжить знакомство учащихся с творчеством великого русского писателя Л. Толстого, работать над выразительностью чтения,... |
![]() | «Роль информатики и компьютерной техники в формировании современного специалиста» | ![]() | Федеральная целевая программа «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 2010 годы и на период до 2015 года» 29 |
![]() | Совершенствование организации труда на основе научно-обоснованных рекомендаций относится к числу важнейших задач современного производства... | ![]() | Уважаемые члены Государственной аттестационной комиссии! Вашему вниманию предлагается выпускная квалификационная работа на тему «Создание... |
![]() | Роль обратной связи. Особенности межличностных коммуникаций. Совершенствование коммуникации в организации. 10. Современные информационные... | ![]() | Здравствуйте, уважаемые члены Государственной аттестационной комиссии! Я студент Коновалов Александр Михайлович. Вашему вниманию... |
![]() | Здравствуйте, уважаемые члены Государственной аттестационной комиссии! Я студент Коновалов Александр Михайлович. Вашему вниманию... | ![]() | Открытый урок «Совершенствование техники прыжка в высоту способом «перешагивания»» |