Доклад на тему «Совершенствование техники чтения. Работа с читательским дневником»




НазваниеДоклад на тему «Совершенствование техники чтения. Работа с читательским дневником»
Дата публикации29.09.2013
Размер49.5 Kb.
ТипДоклад
vbibl.ru > Философия > Доклад
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №29»

Доклад на тему

«Совершенствование техники чтения. Работа с читательским дневником»

(в рамках городской педагогической мастерской «Инновационная деятельность педагога как условие достижения современного качества образования»)

Автор: учитель начальных классов

1 квалификационной категории

Мокрушина Лилия Фаридовна

Березники, 2010

Понятие «навык чтения».

Важнейшим фактором, влияющим на успеваемость учащихся, является навык чтения: комплекс читательских умений и навыков.

Словосочетание «навык чтения» прочно вошло в школьный обиход. Навык чтения – это прежде всего умение понимать смысл текста, правильно прочитывать слова, а также освоить выразительное чтение, ориентируясь на знаки препинания и содержание. Не следует забывать о темпе чтения.

Каждый из компонентов, входящих в состав навыка чтения, сначала формируется, отрабатывается как умение и посредством упражнений постепенно поднимается на уровень навыка, то есть осуществляется без напряжения, автоматически.

Главенствующее место в этой схеме занимает осознанность, понимание того, что прочитывается, то есть смысловая сторона чтения – это совокупное понимание читающим:

  • значений слов, употребляемых в тексте в прямом и переносном смысле;

  • содержания каждого из предложений в тексте, уяснение смысловой связи между предложениями;

  • основа смыла всего содержания текста.

Глубина осознанности зависит от ряда обстоятельств: возрастных запросов и возможностей читателя, его общей развитости, начитанности, жизненного опыта.

Техническая сторона чтения охватывает все другие компоненты навыка чтения: способ чтения, правильность чтения, выразительность чтения, темп чтения.

Каждый из этих компонентов, как и их совокупность, подчинён смысловой стороне, пониманию прочитанного. Каждый компонент имеет свои особенности, которые влияют на процесс чтения.

I компонент: СПОСОБ ЧТЕНИЯ. Существуют непродуктивные и продуктивные способы чтения. К продуктивным способам чтения относят: плавное слоговое; плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов, чтение целыми словами. Эти способы надо отрабатывать, стремиться к скорейшему переходу от плавного слогового к чтению целыми словами.

II компонент: ТЕМП ЧТЕНИЯ. Находится в прямой зависимости от способа чтения и, естественно, понимания.

III компонент: ПРАВИЛЬНОСТЬ ЧТЕНИЯ. Выражается в том, что ученик избегает или допускает замены, пропуски искажения, перестановки, добавления, правильно или ошибочно делает ударения в словах.

IV компонент: ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ЧТЕНИЯ. Проявляется в умении обоснованно, исходя из содержания текста, использовать паузы, делать логические и психологические ударения, находить нужную интонацию, читать достаточно громко и внятно, учитывать синтаксический строй предложения.

Особое внимание хотелось бы уделить такому компоненту как ТЕМП ЧТЕНИЯ.

Темп чтения оказывает влияние на качество запоминания материала. Чтобы перейти к быстрому темпу чтения необходимо, чтобы ребенок начал видеть текст в виде целых слов, а не отдельных букв. Постоянная целенаправленная работа как на уроке, так и во внеурочное время с многочисленными упражнениями по отработке темпа чтения позволяет перевести слоговое чтение в чтение целыми словами.

Существует множество видов упражнений, направленных на повышение темпа чтения. Хочу остановиться на тех упражнениях, которые я использую в своей практике и вижу их эффективность.

  • «Пятиминутка чтения»

Описание: Ребёнок читает один и тот же текст по 1 минуте пять раз подряд. После каждого чтения подсчитывается количество слов и записывается в соответствующую таблицу.

дата

1-я минута

2-я минута

3-я минута

4-я минута

5-я минута

Автор, название текста











































Повторное чтение знакомого текста в течение пяти раз позволяет ребёнку улучшить темп чтения. Количество слов с каждым последующим чтением становится больше. Создаётся ситуация успеха. Постепенно темп чтения увеличивается. Время использования данного вида упражнения индивидуально для каждого ребёнка.

  • Чтение «бегущей строки»

Описание: большинство детей в начальной школе, особенно в 1 классе, любят петь. Особенно детям нравится петь в караоке. Поэтому можно включать диск – караоке с детскими песнями, чередуя песни со знакомым текстом с неизвестными текстами. Чтение «бегущей строки» концентрирует внимание, музыка улучшает настроение. «Чтение» песен нравится детям, их не надо заставлять читать – они делают это с удовольствием. Данный вид упражнения помогает повысить темп чтения.

  • Чтение «снежным комом»

Описание: начинает читать один ученик – одно предложение. В начале чтения второго предложения к нему присоединяется второй ученик, затем третий ученик и так далее, пока не начнут читать все дети в классе.

  • Работая над формированием всех компонентов навыка чтения, использую такую хорошо известную, но забытую форму работы как ведение читательского дневника. Начинаем его вести со второго полугодия 1класса. Сначала записи ведут родители, а дети им пересказывают. Ребята по желанию рисуют иллюстрации к прочитанным произведениям. Со второго класса дети постепенно переходят на самостоятельное заполнение читательского дневника.

Читательский дневник

дата

Автор. Название

Главный герой

Краткое содержание

подпись































При оценке работы по формированию полноценного навыка чтения у младших школьников желательно в первую очередь обратиться к тому, как обрабатывается этот навык в целом и каждый из компонентов в отдельности.

Окончательное суждение об уровне навыка чтения можно выносить только на основе совокупных данных по каждому из компонентов.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад на тему «Совершенствование техники чтения. Работа с читательским дневником» iconДоклад Фамилия И. Е. о содержании диссертационной работы, представленной...
«Совершенствование механизма управления энергосбытовыми компаниями в рыночных условиях (на примере ОАО «Название»)» (научный руководитель...

Доклад на тему «Совершенствование техники чтения. Работа с читательским дневником» iconТема: Л. Толстой. «Прыжок». Орфограммы русского языка.
Цель: продолжить знакомство учащихся с творчеством великого русского писателя Л. Толстого, работать над выразительностью чтения,...

Доклад на тему «Совершенствование техники чтения. Работа с читательским дневником» iconКурсовая работа по дисциплине «Информатика» на тему «Роль информатики...
«Роль информатики и компьютерной техники в формировании современного специалиста»

Доклад на тему «Совершенствование техники чтения. Работа с читательским дневником» iconКурсовая работа по дисциплине «Финансы» на тему «расходы на финансирование бюджетных инвестиций»
Федеральная целевая программа «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 2010 годы и на период до 2015 года» 29

Доклад на тему «Совершенствование техники чтения. Работа с читательским дневником» iconКурсовая работа По дисциплине «Статистика» на тему «Статистическое...
Совершенствование организации труда на основе научно-обоснованных рекомендаций относится к числу важнейших задач современного производства...

Доклад на тему «Совершенствование техники чтения. Работа с читательским дневником» iconДоклад по защите выпускной квалификационной работы Обращение
Уважаемые члены Государственной аттестационной комиссии! Вашему вниманию предлагается выпускная квалификационная работа на тему «Создание...

Доклад на тему «Совершенствование техники чтения. Работа с читательским дневником» iconКонтрольная работа по дисциплине «менеджмент» на тему «Влияние процесса...
Роль обратной связи. Особенности межличностных коммуникаций. Совершенствование коммуникации в организации. 10. Современные информационные...

Доклад на тему «Совершенствование техники чтения. Работа с читательским дневником» iconДоклад по защите выпускной квалификационной работы
Здравствуйте, уважаемые члены Государственной аттестационной комиссии! Я студент Коновалов Александр Михайлович. Вашему вниманию...

Доклад на тему «Совершенствование техники чтения. Работа с читательским дневником» iconДоклад по защите выпускной квалификационной работы Обращение
Здравствуйте, уважаемые члены Государственной аттестационной комиссии! Я студент Коновалов Александр Михайлович. Вашему вниманию...

Доклад на тему «Совершенствование техники чтения. Работа с читательским дневником» iconПлан проведения Декады предметов естественно-математического цикла...
Открытый урок «Совершенствование техники прыжка в высоту способом «перешагивания»»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница