Скачать 0.55 Mb.
|
Министерство образования Российской ФедерацииНижегородский государственный педагогический университетЭ Т И К АУчебно - методическое пособиеНижний Новгород2003Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородского государственного педагогического университетаЭтика: Учебно–методическое пособие. Нижний Новгород: НГПУ, 2003^Работа предназначена для студентов НГПУ.Авторы - составители:^Рецензент:канд. филос. наук, доц. Л.М. Половинкина^Методические рекомендации по курсу этикиВведение Много есть чудес на свете, Человек – их всех чудесней. Софокл Курс «Этика» представляет обозрение основных категорий и проблем науки о морали на основе изучения идейного наследия выдающихся этиков и моралистов прошлого. При этом студенты должны получить представление не только о том, как решались важнейшие этические вопросы, но и о логике их решений, о тех мировоззренческих и методологических предпосылках, которые определяли выводы мыслителей. Курс имеет информативный характер и не ставит своей задачей внушение студентам предпочтений в отношении той или иной этической теории. Зачет по данному курсу является проверкой не моральных убеждений, но знания и понимания основ этики. Учебно–методическое пособие по курсу «Этика» включает в себя основные проблемы семинарских занятий, возможные темы для докладов и рефератов, а также литературу к ним. Его цель – облегчить студентам понимание самых актуальных и сложных философско-этических проблем, осмысление которых поможет им найти выход из моральных конфликтов, расширит их духовный кругозор и поднимет общий культурный уровень. Все это крайне важно для молодых людей, особенно для студентов педагогического университета, будущих учителей и воспитателей. ^ Основные проблемы. Этика – наука о морали. Структура и функции этики. Место этики в системе наук. Каждый человек имеет свои представления о добре и зле, знаком с угрызениями совести и чувством долга, обладает определенным пониманием справедливости, чести и достоинства, задумывается о смысле жизни и стремится к счастью. Он чувствует и осознает свою причастность к некой системе отношений между людьми, которая воздействует на его сознание и деятельность. Эта система отношений побуждает его относиться к своему поведению таким образом, чтобы мотивы и результаты его поступков отвечали общей, идеальной и должной цели, если даже она противоречит его частному, материальному и реальному интересу. Сфера таких отношений в сочетании с присущими ей формами сознания и способами деятельности образует мораль, которая представляет предмет изучения этики. Хотя понятия «этика» и «мораль» этимологически происходят от слова «нрав» (на языке древних греков и римлян соответственно), в процессе многовекового развития они приобрели разное значение. В настоящее время научная традиция понимает под этикой область знаний, а под моралью – ее специфический предмет. Однако в обыденном языке такое разграничение пока отсутствует, поэтому нередко происходит подмена одного понятия другим (например, говорят «этическая оценка», а не «моральная оценка», «категория морали», а не «категория этики» и т.д.). Сложности возникают и потому, что в русском языке существует слово «нравственность», которое восходит к славянскому «норов» (нрав) и если не тождественно, то близко по значению к слову «мораль». Поэтому следует ясно представлять, в каких случаях уместно использовать каждое из этих понятий. Под этикой мы будем понимать науку о морали, или нравственности. Этика рождается в результате философского осмысления нравственной природы человека, проявляющей себя в отношениях, мотивах, поступках и качествах людей. Понятие «этика» было введено в IV в. до н.э. Аристотелем, который обозначил им область знаний о добродетелях характера - «этических добродетелях». И хотя за почти 2,5 - тысячелетнюю историю данной науки она порой весьма далеко заходила за границы, намеченные для нее великим основателем, предметом ее изучения всегда была мораль как особая сфера отношений, сознания и деятельности. Это целиком и полностью относится и к настоящему времени, когда этика находится, по мнению некоторых исследователей, на грани отделения от философии в качестве самостоятельной науки. Современное «пограничное» положение этики предполагает возможность как философского, так и специального исследования морали. Дело в том, что, будучи по своему происхождению философской наукой, этика является единственной специальной дисциплиной, которая подходит к изучению морали не фрагментарно, а целостно. Она не только стремится объяснить, как мораль влияет на отношения, сознание и поведение людей, но и пытается дать системный ответ на общий вопрос «что есть мораль?». Такое сочетание частного и общего порождает необходимость в структурном делении данной науки на несколько уровней или разделов, служащих для решения разных задач в процессе исследования морали. Каждый из данных разделов выполняет особую функцию, адекватную стоящей перед ним задаче. Синтез этих разделов этики и присущих им функций представляет более детальное определение того, что есть этика и чем она занимается. Первым среди разделов этики следует выделить тот ее уровень, который устанавливает границы морали, отделяя все известные нам явления нравственности (в самом широком смысле этого слова) от того, что никоим образом не является моралью. Сложность данной задачи определяется тем, что мораль, пронизывающая практически все стороны жизни человека и общества, нигде и никогда не существует «в чистом виде». Поэтому нужен раздел этики, связанный с описанием нравственных феноменов и самой морали в целом. Таким разделом является эмпирическая этика, которая выполняет дескриптивную, или описательную, функцию. В качестве подразделов эмпирической этики выделяют историю нравов, социологию морали, психологию морали, а также историю морально-этических учений. Следующим разделом этики выступает уровень, на котором происходит философско-теоретическое осмысление нравственной жизни человека и общества. Этот раздел занимается разработкой понятий и категорий данной науки, изучением основ моральных отношений, сознания и деятельности, постановкой и решением общих проблем этики. Он представляет собой философскую часть этики, ту область знаний, что может быть названа философией морали. Таким разделом является теоретическая этика, которая выполняет аналитическую функцию. Поскольку степень зрелости науки проверяется уровнем развития теории, теоретическая этика во многом определяет научный статус этики в целом. Третий раздел этики образует уровень, который выделяет и утверждает специфические ценности нравственной жизни. Во все времена подавляющее большинство людей желали получить от мудрецов, моралистов и этиков не абстрактные рассуждения на моральные темы, а конкретные наставления о том, что есть добро и зло, в чем состоит их долг, для чего надо жить и как можно достигнуть счастья. Тем самым на «учителей жизни» возлагается обязанность предложить соотечественникам такую систему ценностей, следование которой могло бы обеспечить достойное существование. Решение именно этой задачи берет на себя нормативная этика, которая выполняет аксиологическую, или ценностно-ориентирующую, функцию. Данный раздел этики, как никакой другой, воздействует на жизненные ориентиры человека и общества, характеризуя степень влияния этики как явления культуры. Таким образом, этика включает в себя три раздела, каждый из которых несет в себе особую функцию. Эмпирическая, теоретическая и нормативная части этики осуществляют соответственно дескриптивную, аналитическую и аксиологическую функции. Кроме того, этике свойственны и другие функции, которые отличают все виды философского знания о человеке и обществе. Данная наука выполняет мировоззренческую, воспитательную, коммуникативную и практически-преобразовательную функции. Все разделы этики тесно связаны между собой и воздействуют друг на друга. Это взаимовлияние, как правило, имеет позитивный, творческий характер, когда этические исследования одного уровня поставляют научный материал для исследований других уровней, и сами, в свою очередь, получают новые данные от них. Однако возможны и конфликтные ситуации, когда, например, теоретическая этика стремится уложить многообразие моральных явлений в прокрустово ложе своих схем, а нормативная этика – превратить научное исследование в демонстрацию превосходства своих ценностей. Этика является философской наукой, которая занимает определенное место в системе философского знания. Философия представляет для нее мировоззренческую основу, выступающую в качестве одного из главных ориентиров этического исследования. Этика взаимодействует со многими разделами философии, но прежде всего с философской антропологией и социальной философией, а также с аксиологией, логикой и эстетикой. Используя их открытия, методы и способы проверки научных выводов, этика сама предоставляет им ценный материал для исследования и при этом наделяет их важным критерием оценки научной деятельности. Вместе с тем этика является также составной частью социального и гуманитарного знания. Она тесно соприкасается с такими науками, как история, культурология, социология, общая и социальная психология, политология и т.д. Получая от них информацию о множестве факторов, определяющих течение нравственной жизни общества или человека, этика через взгляд на мораль «изнутри» позволяет им лучше понять специфику действия моральных факторов в интересующих их областях познания. Этика также имеет большое значение для педагогики, выступая в качестве основного «куратора» одного из ее разделов – моральной педагогики. Весомую часть своих аргументов относительно того, что такое «хорошо» и что такое «плохо», педагогика в конечном счете заимствует у этики, будучи для нее, в свою очередь, областью для проверки истинности многих научных положений. ^ Этика, мораль, нравственность: соотношение понятий. Историческое изменение предмета этики. Этика: философия морали или наука о морали? Структура и задачи этики. Чему нас учит нормативная этика? Этика и философия. О моральном факторе в истории. Этика и психология. Роль этики в воспитательном процессе. Перспективы этики в XXI веке. Литература: Аристотель. Никомахова этика // Соч.: В 4 т. М., 1976-1984. Т. 4. Бердяев Н.А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики // Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990. Гусейнов А.А. О статусе этики в современном обществе // Философские науки. 1996. №№ 1-4. Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия. М., 1989. Живая этика. Избранное. М.,1992. Ильин В.В. О специфике гуманитарного знания // Вопросы философии. 1985. № 7. Кант И. Основы метафизики нравственности // Кант И. Критика практического разума. СПб., 1995. Ларошфуко Ф. Максимы. М., 1974. Маркс К. и Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956. Монтень М. Опыты. Избр. произв.: В 3 т. М., 1992. Мур Дж. Принципы этики. М., 1984. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого // Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 2. Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия // Соч.: В 2 т. М., 1988. Т. 1. Сенека Луций Анней. Нравственные письма к Луцилию. М., 1993. Спиноза Б. Этика // Избр. произв.: В 2 т. М., 1957. Т. 1. Фромм Э. Человек для самого себя // Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993. Шопенгауэр А. Две основные проблемы этики // Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М., 1992. Швейцер А. Культура и этика // Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992. Этика//Под общ. ред. А.А. Гусейнова и Е.Л. Дубко. М., 1999. Этика: Энциклопедический словарь. М., 2001. |
![]() | Содержатся методические советы по изучению тем курса «Социальная философия», указываются основные проблемы каждой из тем, литература,... | ![]() | Си, проводящихся на факультете вмиК в поддержку основного курса лекций «Системное программное обеспечение». Рассматриваются основные... |
![]() | Оводство, которое поможет студентам лучше освоить теоретический материал по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» в разделе... | ![]() | Учебно-методическое пособие предназначено для проведения практических занятий по дисциплине «Английский язык по специальности», соответствует... |
![]() | ... | ![]() | Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневного и заочного отделений технолого-экономического факультета нгпу, обучающихся... |
![]() | Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневного и заочного отделений технолого-экономического факультета нгпу, обучающихся... | ![]() | Шинаков Е. А., Поляков Г. П., Чубур А. А. Основы восточноевропейской археологии (учебно-методическое пособие). – Брянск, рио бгу,... |
![]() | Учебно-методическое пособие предназначено для организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по специальности... | ![]() | Учебно-методическое пособие предназначено для научных руководителей и студентов, выполняющих квалификационные работы и отчеты о нир... |