1. Основные направления и школы древнеиндийской философии




Скачать 218.17 Kb.
Название1. Основные направления и школы древнеиндийской философии
страница1/2
Дата публикации25.07.2013
Размер218.17 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Философия > Документы
  1   2




ПЛАН:

Введение........................................................................................................................ 2

1. Основные направления и школы древнеиндийской философии.......................... 3

2. Основные школы и направления древнекитайской философии..........................10

3. Объясните, в противоречиях между какими школами и направлениями развивалась Восточная философия...........................................................................12

Заключение...................................................................................................................15

Список литературы.......................................................................................................16

ВВЕДЕНИЕ.

Возникновение философии в собственном смысле относится к VI в. до н.э. Именно в это время в странах Древнего Востока (прежде всего в Индии и Китае) и Древней Греции осуществляется переход от мифологического мировоззрения к понятийно-философскому мышлению.

Мифологическое сознание характеризуется синкретичностью, в нем все находится в единстве и нерасчленённости: правда и вы­мысел, субъект и объект, человек и природа. Вместе с тем оно носит антропоморфный характер. В мифе человек не выделяет себя из мира, более того, он очеловечивает сам мир и природу, объясняет его происхождение и существование по аналогии с самим собой.

«В отличие от мифа, философия основывается на разуме, логи­ке, понятийном освоении мира. Хотя понятно, что на первых порах она еще очень тесно и непосредственно связана с мифом. Да это и не может быть иначе, поскольку сама философия за­рождается в лоне мифологии и ее образы и язык во многом по­черпнуты из мифологии. Не следует, однако, полагать, что в этот период (да и в последующем) мифоло­гия полностью вытесняется философией. В действительности даже после воз­никновения философии мифология всегда соседствует с философией, часто переплетаясь с ней и подпитывая ее на протяжении веков. Более того, каждая но­вая эпоха создает свои собственные мифологемы, которые, так или иначе, находят отражение в философии».¹ Переход от мифа к философии был подготовлен целым ря­дом факторов социального, экономического и духовного харак­тера: переходом от бронзы к железу; развитием аграрного и ре­месленного производства; разложением первобытно-общинного строя и возникновением государственных структур и правовых норм регулирования общественной жизни; появлением разделе­ния труда и товарно-денежных отношений; постепенным нако­плением элементов научного знания, которое все больше использовалось в практической жизни людей и способствовало развитию их мировоззрения. Названные, общие для всего Древ­него мира предпосылки, дали импульс различным направлениям восточной философии. Рассмотрим два главных из них направ­ления – индийскую и китайскую философию.

____________________

¹ Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – 4-е изд., перераб.и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008г. С.36.
1.Основные направления и школы древнеиндийской философии.

Первые попытки человека осмыслить окружающий мир – живую и неживую природу, космическое пространство, и, наконец, самого себя – следует отнести к тому периоду человеческого существования, когда человек в процессе эволюции, прежде всего умственной, начал дифференцировать природу как средство своего обитания, постепенно выделяя себя из неё. Именно вследствие того, что человек стал воспринимать животный и растительный мир, космос как нечто отличное и противостоящее ему, у него началось формирование способностей осмысливать действительность, а затем и философствовать, т.е. делать умозаключения, выводы и выдвигать идеи об окружающем его мире.
Философская мысль человечества зарождалась в эпоху, когда на смену родовым отношениям приходили первые классовые общества и государства. Отдельные философские идеи, обобщавшие многотысячный опыт человечества. Можно обнаружить в литературных памятниках Древнего Египта, Древнего Вавилона. Наиболее древней является философия, возникшая в странах Древнего Востока: в Индии, Китае, Египте и Вавилоне.

Историю философии Индии делят на несколько периодов. Эти деления конечно условные. Основные периоды, заложившие фундамент всей индийской философии это: ведийский и эпический периоды.

^ Ведийский период. Первая половина I тыс. до н.э.

Начало формирования философского мышления в Индии связано с брахманизмом, т.е. учениями брахманов. Брахманизм основывался на ведах, представляющих собой собрание древнеиндийских источников, сборники гимнов в честь богов. Именно от слова «веды» и происходит название этого периода.

Ведийская философия – это учения эпохи разложения первобытно – общинного строя в Индии и возникновения раннеклассовых рабовладельческих обществ. Начало философии здесь ещё соседствует с суевериями и развивается в непосредственном конфликте с ними.

Все ведические тексты считаются священными книгами. Брахманы считались подлинными знатоками и толкователями вед.

Самую древнюю часть Вед составляют четыре санхиты (сборника): Ригведа (сборник гимнов), Яджурведа (жертвенные изречения), Самаведа (жертвенные песни), Атхарваведа (песни заклинания). Далее идут брахманы (ритуальные тексты) – комментарии к текстам Вед и араньяки – «лесная книга», которая рассказывает о жертвоприношениях. Заключительная часть Вед – Упанишады. Они содержат трактаты религиозно – философского характера, и именно они имеют для философии первостепенное значение.

Наряду с живым мифологическим богом Брахманом (слово мужского рода), в Упанишадах находятся учение о Брахмане (слово среднего рода) как о гене­тическом и субстанциональном начале всего сущего. Все природные вещи и сти­хии, все многообразные миры суть Брахман. Из него все вещи происходят, им поддерживаются и в нем растворяются: «Поистине, отчего рождаются эти суще­ства, чем живут рожденные, во что они входят, умирая, то и стремись распо­знать, то и есть Брахман»1.

Первоначально упанишады означали сидение вокруг учителя с целью познания истины. Немного позже этот термин стал означать тайное учение. В упанишадах развивается тематика Вед: идея единства всего сущего, космологическая тематика, поиск причинно- следственных связей, явлений и т. д. Главное внимание уделено человеку, его познанию и, прежде всего, нравственному совершенствованию. Человек не рассматривается во взаимосвязи с другими людьми или с человечеством, в целом. Сама человеческая жизнь здесь мыслится по-иному. Жизнь человека – бесконечная цепь перерождений. Но имеет возможность разорвать круг сансары, выйти из цепи рождений и достичь высшей цели – освобождения от бытия. Следовательно, жизнь рассматривается как длительный процесс смены различных жизней и прожить их надо так, чтобы, в конечном счете, покинуть сансару, т.е. избавиться от жизни.

Упанишады имели огромное влияние на дальнейшее развитие философской мысли Индии. Так, учение о сансаре и карме становится одним из основных для последующего развития всех религиозных и философских направлений Индии.

^ Эпический период. Вторая половина I тыс. до н.э. (время закрепления систе­мы хозяйственных, политических, нравственных и т.п. связей и отношений в форме варно-кастового деления общества). В это время в индийском обществе происходят значительные перемены: развивается аграрное и ремесленное производство, увеличивается социальная дифференциация, утрачивает своё влияние институт племенной власти и увеличивается власть монархии. Вместе с этим происходят изменения и в мировоззрении индийского общества. В частности, усиливается критика ведического брахманизма. Философия в Индии постепенно превращается в особую отрасль знания, специальную науку. Об этом в частности свидетельствует памятник III в до н.э. «Артхашастра»: «Философия всегда считается светильником всех наук, средством для совершения всякого дела, опорой всех установлений»2. Автор «Артхашастры» (Каутилья) употребляет для философии даже специальный термин - «анвикшики-тарка-видьям» («рационально-логическое-знание») в отличие от религиозного учения, обозначаемого понятием «трайи-видья» («знание трех», т.е. – трех ведических текстов – Ригведы, Самаведы и Яджуверды). Среди главных источников эпического периода развития философской мысли выделяются следующие:

1) Эпическая поэма Махабхарата (начала создаваться не позднее Х в до н.э., окончательное оформление получила в V в н.э.), состоящая из 13 книг, содержащих около 100 000 стихов, написанных Вьясой. Основа поэмы – песни, баллады, народные предания и сказания о родовых героях. Махабхарата в идейном плане есть попытка синтеза народных верований, мифологии пришельцев (греков – яван, парфян – пахлавов, скифов – шаков) с брахманистской догматикой Вед; 2) Поэма «Рамаяна», состоящая из 7 книг, написанная Вальмики. Состав поэмы многослоен: здесь и ведические боги во главе с Индрой, и новые боги, отождествляемые с различными первопредками, и политеистические культы и т.п.; 3) Свод законов Ману (1250 г. до н.э.) – этический кодекс, дающий разъясне­ния по поводу прав и обязанностей различных варн древнеиндийского общества, порядка жертвоприношений, моральных критериев различных действий и т.д.

Внутри самой философии появляются различные течения: неортодоксальные и ортодоксальные.

Неортодоксальные школы. К их числу, главным образом, относятся три основные школы — материалистическая (типа чарвака), буддийская (вайбхашика, саутрантика, йогочара и мадьямака) и джайниская. Их называют неортодоксальными потому, что они не признают авторитета вед.

^ Система чарвака. В индийской философии слово «чарвака» означает материалист. Достоверным источником познания последователи системы чарвака считают только восприятие. Они указывают, что все непрямые, находящиеся вне процесса восприятия, источники познания, такие, как вывод, свидетельство других лиц и т.д., ненадежны и часто вводят в заблуждение. Поэтому мы не должны верить ничему, кроме того, что мы познаем непосредственно через восприятие. Восприятие раскрывает перед нами только материальный мир, состоящий из четырех элементов материи: воздуха, огня, воды и земли, в существовании которых мы можем убедиться посредством наших ощущений. Все предметы воспринимаемого нами мира состоят из этих элементов. Человек тоже целиком состоит из материи.

Джайнизм. Его основателем считается Махавира Вардхамана (VI в. до н.э.). В центре этого направления находится бытие личности. Приверженцы системы джайнизма отвергают точку зрения чарваков, считающих восприятие единственно достоверным источником познания. Кроме восприятия, джайнисты допускают в качестве источников достоверного познания логические выводы и свидетельства. Сущность личности, с точки зрения джайнизма, дуалистическая: духовная (джива) и материальная (аджива). Связующее звено между дживой и адживой — карма. Однако сама карма понима­ется здесь, в отличие от упанишад, как тонкая материя, а не как закон воздаяния.

Душа человека вынуждена странствовать, постоянно переро­ждаясь, до тех пор, пока она связана с тонкой материей. Но правильное познание и аскетизм могут помочь ей освободиться от материального мира (адживы). В этом случае душа переходит в высшую сферу, где постоянно и пребывает в чистой духовно­сти. Это происходит потому, что джива существует в двух фор­мах бытия: несовершенной и совершенной. В первом случае она находится в соединении с материей и в состоянии страдания. Во втором — джива освобождается от этой связи и становится сво­бодной, способной управлять своим собственным бытием. В этом случае она переходит в состояние блаженства — нирвану, наивысшего состояния души, когда конечная цель достигнута.

В соответствии с этим джайнизм признает два вида позна­ния: несовершенное, основанное на опыте и разуме, и совершен­ное, основанное на интуиции и постигающее истину путем пря­мого ее усмотрения. Второе доступно только тем, кто освобо­дился от зависимости материального мира (адживы). При этом джайнизм признает относительность познания и возможность множества точек зрения при рассмотрении предмета. С этим связан его диалектический метод.

^ Буддийская система. Буддийская система философии выросла из учения Сиддхарта Гаутама получившего в последствии имя Будды (пробужденный, просветленный),так как после многих лет отшельничества и аскезы достиг пробуждения, т. е. пришел к пониманию правильного жизнен­ного пути, отвергающего крайности.

Характерная особенность этого учения — его этико-практическая направленность, а центральный вопрос, который его интересует, — бытие личности. В основе буддизма «четыре благородные истины»:

  • существование человека от рождения до смерти неразрывно связано со страданием;

  • существует причина страдания, которой является жажда (стремление к жизни), ведущая через радости и страсти к пе­рерождению;

  • существует освобождение от страдания, устранение причин страдания, т.е. устранение этой жажды;

  • существует путь, ведущий к освобождению от страданий, ко­торый отвергает как жизнь, посвященную только чувственным наслаждениям, так и путь аскезы и самоистязания. Именно в этом состоит буддийский принцип так называемого среднего пути, рекомендующий избегать крайностей.

Освобождение от страданий как конечная цель бытия лично­сти — это, прежде всего, уничтожение желаний, точнее говоря, угашение их страстности. С этим связана важнейшая концепция буддизма в нравственной сфере – концепция терпимости (толерантности) и относительности, непричинении вреда окружающим. Это и есть главный принцип поведения личности, в основе которого лежит чувство доброты и совершенной удовлетворенности.

В буддизме устраняется различие между чувственной и рассудочной форма­ми познания и устанавливается практика медитации (от лат. meditatio — сосредоточенное размышление) — углубленной пси­хической сосредоточенности и отрешенности от внешних объек­тов и внутренних переживаний. Результатом этого является непосредственное переживание целостности бытия, полная самоуг­лубленность и самоудовлетворенность. Оно и есть освобождение, или нирвана — состояние высшего блажен­ства, конечная цель стремлений человека и его бытия, характе­ризующаяся отрешенностью от жизненных забот и желаний. При этом подразумевается не гибель человека, а выход его из круговорота перерождений, освобождение от сансары и слияние с божеством.

Ортодоксальные школы. Признают авторитет Вед и опираются на них.

^ Философское учение «Бхагавадгиты». Важное значение для развития индийской мысли имеет эпическая философия, изложенная в поэмах «Махабхарата» и «Рамаяна». Наиболее значительной и знамени­той книгой не только этого периода, но и всей истории Индии считается «Бхагавадгита», часто называемая просто «Гита». Она составляет часть шестой книги «Махабхараты». «Бхагавадгита» в переводе означает песнь Бхагавата, т.е. бога Кришны, или боже­ственная песнь. Она была написана примерно в середине I тыс. до н. э. и выразила потребность масс заменить старую религию упанишад с ее тощими абстракциями и во главе с неопределен­ным Абсолютом на менее абстрактную и формальную.

«Бхагавадгита» с ее живым личным богом (Кришной) с успе­хом выполнила эту задачу и положила начало новому направле­нию религиозной мысли — индуизму. Следует иметь в виду, что философия «Гиты» ни в коем случае не отрицает, как уже было сказано, авторитета Вед, а напротив, испытывает значительное влияние упанишад.

Согласно «Бхагавадгите», вечно изменяющаяся природная, материальная реальность не является первичной реальностью – пракрита. Первичное, вечное и неизменное бытие – это выс­ший брахман. О смерти печалится не следует, ибо она не есть угасание. Хотя индивидуальная форма человеческого существо­вания может изменяться, но сущность человека и после смерти не уничтожается, то есть атман человека остается неизменным, даже если тело стало прахом. В духе упанишад «Гита» отождест­вляет два начала — брахман и атман. За смертным телом стоит атман, за преходящими объектами мира — брахман. Эти два на­чала едины и тождественны по своей природе. Главным объек­том познания в «Бхагавадгите» является верховный брахман, не имеющий ни начала, ни конца. Познав его, человек становится бессмертным.

Ньяя. Система ньяя создана великим мудрецом Готамой. Это реалистическая философия, основывающаяся главным образом на законах логики. Она признает наличие четырех самостоятельных источников истинного познания: восприятия (пратьякша), вывода, или заключения (анумана прамана), сравнения (упамана прамана) и свидетельства, или доказательства (шабда).

Вайшешики. Система вайшешики была основана мудрецом Канадой, настоящее имя которого было Улука. Она родственна системе ньяя и имеет одинаковую с ней конечную цель – освобождение индивидуального «я». Она подводит все объекты познания, весь мир, под семь категорий: субстанция (дравья), качество (гуна), действие (карма), всеобщность (саманья), особенность (вишеша), присущность (самавая) и небытие (абхава).

Санкхья. Представляет собой философию дуалистического реализма, создание которой приписывается мудрецу Капиле. Она признает наличие двух независимых друг от друга первичных реальностей: пуруши и пракрити. Пуруша есть некое разумное начало, у которого сознание (чайтанья) является не атрибутом, а самой его сущностью. Пуруша – это «я» совершенно отличное от тела, чувств и ума. Находясь вне мира объектов, оно представляет собой вечное сознание, являющееся свидетелем происходящих в мире изменений и действий, - сознание не действующее и не изменяющееся.

Йога. Основателем философии йоги считается мудрец Патанджали. Йога близко примыкает к санкхье. Система йоги разделяет теорию познания и метафизику санкхьи с ее двадцатью пятью началами, но к тому же признает бытие бога.

Миманса. Миманса, или пурва-миманса (ранняя миманса) была основана Джаймини. Ее первоначальной целью являлась защита и оправдание ведийского ритуализма. Конечно, эта попытка должна была привести к поискам философии, обосновывающей мировоззрение,— ведийского ритуализма.

Веданта. Важнейшая среди ортодоксальных школ древнеиндийской философии. Она так прочно укоренена в индийскую культуру, что именно с ней связывают особенности, характер и направление развития всей индийской философской мысли. Базовые тексты — Упанишады (IX – V вв. до н. э.), Бхагавадгита (IX – VI вв. до н. э.) и Брахма-сутра (V – II вв. до н. э.), а также труды Шанкары и его учеников (IX – X вв. н. э.), получившие название адвайта-веданта, и работы Рамануджи и его последователей (XII – XVII вв. н. э.). Центральная идея Веданты — идея Брахмана.

Таким образом, главная ценность древнеиндийской философии состоит в её обращении к внутреннему миру человека, она открывает мир возможностей нравственной личности, в этом-то, вероятно, и кроется тайна её притягательности и живучести. Буддизм, а затем и джайнизм, провозгласил достоинство человека, способного стать нравственной личностью. Ему не надо искать бога, он сам есть во всём. Буддизм и джайнизм противопоставили внешнему материальному миру уход от него, растворение в Нирване.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Основные направления и школы древнеиндийской философии iconОсновные направления и школы древнеиндийской философии
Основные школы и направления древнекитайской философии

1. Основные направления и школы древнеиндийской философии iconПлан основные направления и школы древнеиндийской философии
Подобно европейской философии до XVII века, индийская философия также занималась преимущественно религиозными проблемами, однако...

1. Основные направления и школы древнеиндийской философии icon№ Наименование разделов, тем Объем учебного времени по формам работы в (в часах) Лекции Семинары
Основные направления, школы и этапы развития философии. Структура философского знания

1. Основные направления и школы древнеиндийской философии iconВопросы вступительного экзамена в аспирантуру
Космоцентризм древнегреческой философии. Основные черты досократовской философии и философии Сократа

1. Основные направления и школы древнеиндийской философии iconВопросы к кандидатскому экзамену по специальности 09. 00. 03 – история философии
Проблема происхождения философии: основные теории и концепции в современной истории философии

1. Основные направления и школы древнеиндийской философии iconЛекция №4. Тема: Западная философия XIX xx века
Основные направления современной западной философии: позитивизм, экзистенцианализм, религиозная философия

1. Основные направления и школы древнеиндийской философии icon1. Основные научные направления и школы менеджмента
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

1. Основные направления и школы древнеиндийской философии iconЧто такое философия математики?
Основные проблемы философии математики и ее история. Место математики в культуре. Хронология и основные фигуры. Классический и современный...

1. Основные направления и школы древнеиндийской философии icon2-ая половина VII в до н э.: Возникновение милетской школы философии
Ок. 624-547 гг до н э.: Фалес Милетский, основоположник греческой философии и науки

1. Основные направления и школы древнеиндийской философии iconВопросы к разделу I – История философии
Предфилософия и философия: от мифа к логосу. Основные особенности социокультурные факторы возникновения философии

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница