Эмоции и личностные смыслы




НазваниеЭмоции и личностные смыслы
страница1/7
Дата публикации19.03.2013
Размер0.82 Mb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7
ЭМОЦИИ И ЛИЧНОСТНЫЕ СМЫСЛЫ

Неосознаваемые мотивы проявляются в сознании, но в особой форме - в форме эмоций и личностных смыслов.

В теории деятельности эмоции - это отражение отношения ре­зультата деятельности к ее мотиву. Если, с точки зрения мотива, деятельность проходит успешно, то возникают положительные эмоции, а если неуспешно, - отрицательные.

Под эмоциями в основном подразумевают сильные психические состояния, обычно связанные с возбуждением или высоким уровнем энергии и дающие начало чувствам и страстям. Кроме того, каждое такое состояние обычно характеризуются валентностью или направленностью. Так, удивление, эйфория, гнев или страх, различаясь по степени положительности или отрицательности, являются вместе с тем сильнодействующими переживаниями.

В жизни человека практически нельзя выделить ни одного состояния, которое бы не переживалось субъективно. Эмоции пронизывают всю жизнь человека от инстинктивных порывов до высших форм социальной деятельности. Мир эмоций разнообразен. Гаммы ощущений сопровождают многочисленные потребности живых существ и разные формы их удовлетворения, практически все поведение. Все поступки человека связаны с ощущением самого себя и своего отношения к окружающему миру. Эмоции позволяют каждому живому существу надежно оценивать свое состояние и воздействие факторов окружающей среды, а также предвидеть эти воздействия. Общее благосостояние человека и различные недомогания также тесно связаны с характерными эмоциональными ощущениями.

Эмоции играют огромную приспособительную роль :

- эмоции возникли в эволюции и закрепились как средство оценки внутренних метаболических потребностей живых существ и их удовлетворения;

- эмоции имеют межличностный информационный смысл;

- эмоции участвуют в оценке внешних воздействий.

Кроме того, эмоции - важный показатель неосознаваемых мотивов. Они могут быть ключом к их разгадке. И работа по осозна­нию мотивов может происходить на основе анализа эмоций (по ка­кому поводу они возникали и какого свойства они были: положи­тельные или отрицательные).

^ Личностный смысл - это переживание повышенной субъектив­ной значимости предмета, действия, события. Личностный смысл обнаруживается тогда, когда нейтральный объект начинает пере­живаться как субъективно очень важный. Сильный мотив вовлека­ет в поле своего действия большой круг предметов, которые стано­вятся личностно значимыми.

Работа по осознанию собственных мотивов (рефлексия) очень сложна. Она требует интеллектуального и жизненного опыта. Результатом такой работы является самопозна­ние, самоусовершенствование, повышение личностной и профессиональной компетентности.

Знание основ теории деятельности позволяет содержательно анализировать реальную и нормативную деятель­ность.

Под нормативной деятельностью мы понимаем не стереотип­ную, алгоритмизированную, жестко детерминированную деятель­ность, но такую, которая содержит в себе смыслы, мотивы, цели, ее основные действия, операции.

^ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ДЕПРЕССИИ

1-ый психологический механизм, участвующий в образовании депрессии, принцип, по которому работает наш мозг и в норме, именуется «принципом доминанты». Сущность принципа доминанты состоит практически в последующем: когда возбуждается некий центр мозга, он равномерно оказывается доминирующим и подавляет (тормозит) работу других центров мозга. Более того, возбуждение, возникающее в этих недоминантных центрах, перенаправляется на поддержание и усиление господствующего центра.
Другими словами, при депрессии появляется практически патовая ситуация! У человека формируется «депрессивная доминанта» (система функционирования нашего мозга с надлежащими реакциями, ответами, взаимосвязями, депрессивными идеями и т. д.). А другие центры мозга при всем этом, напротив, тормозятся, и даже больше того — отдают свое возбуждение разрастающейся депрессии. Человек, страдающий депрессией, оказывается в типичном замкнутом круге конкретно из-за принципа доминанты. Если мы пытаемся его развеселить, ему становится еще ужаснее. Если мы пытаемся его отвлечь, он с необычным (но не для физиолога либо психоаналитика!) упорством ворачивается к своим прежним идеям и подавленности.

Проще говоря, после того, как человек зафиксировался на каком-то депрессивном переживании, оно — это переживание — начинает завоевательную стратегию. И если депрессивный очаг организовался поначалу внекий одной части мозга, то очень скоро он распространится и на остальные его отделы. Было «плохо» что-то, станет «плохо» всё. Доминанта депрессивного хворого, как будто темная дыра, сжирает всё и вся и, невзирая на все усилия, только вырастает и возрастает. Потому никакое исцеление, не считая строго и научно обоснованного антидепрессивного — фармакологического и психотерапевтического, — не возымеет деяния.

^ 2-ой психологический механизм, играющий одну из наиважнейших ролей в развитии депрессии, — механизм «динамического стереотипа» (либо, проще говоря, — привычки). Так как человек ко всему привыкает, то он полностью способен привыкнуть и к собственному депрессивному состоянию. Как понятно, биться с привычкой — дело непризнательное. Депрессия удерживается в нашей голове не сама по для себя, а по механизму динамического стереотипа. Привычка мучиться может быть просто привычкой мучиться, и это совсем не непременно депрессия. Но зато сам психический механизм привычки может сыграть с нами злую шуточку, если у нас развивается депрессия. Тут появляется типичный грешный круг — мы впадаем в депрессию, свыкаемся с этим, а позже уже не способен из ней выйти. Более того, если депрессия у нас появилась в один прекрасный момент, и мозг научился быть «депрессивным», то в следующем риск появления депрессии у нас значительно растет. Если есть заготовленный шаблон, то под него всегда проще подогнать новые происшествия. И самое ужасное, что природа предугадала био механизм защиты нашей привычки от конфигураций. Поэтому каждый раз, когда мы будем пробовать переломить эту свою патологическую склонность к печали и тоске, мозг будет автоматом сопротивляться этим попыткам, генерируя тревогу и внутреннее напряжение, как будто бы желая наказать нас за пробы поменять закоренелое в нашем мозгу положение дел. Так как же депрессия и появлялась для этих целей, другими словами для того, чтоб мы совладали с разрушительной силой волнения, то подобные реакции нашей психики только усиливают депрессивные реакции.

^ 3-ий основополагающий психологический механизм, который верховодит нами в состоянии депрессии, связан со специфичностью того, что именуется языком (либо речью). Мы обычно думаем, что сознание — это «ясный рассудок», а безотчетное — это «темные силы». В каком-то смысле это вправду так, но у сознания с безотчетным очень непростые дела, трудно организованные, коррумпированные связи. Охото мыслить, что мы — существа разумные, а наше сознание полностью управляет нашим подсознанием. Блажен, кто верит, и еще он не застрахован от развития тяжеленной депрессии, так как ситуация по сути тут прямо обратная. Это не сознание управляет нашим подсознанием, а подсознание управляет нашим сознанием. Сознание послушливо исполняет все аннотации, исходящие «снизу», и, не достаточно того, еще вожделеет перед этим «низом» выслужиться. А поэтому, если в подкорке посиживает негативная эмоция, сознание не станет убеждать нас в том, что всё отлично. Напротив, оно будет всеми вероятными методами взращивать и пестовать пессимистическую, депрессивную идеологию.

ФОБИИ

Современные люди живут в век высокоразвитых технологий и торжества знаний. Казалось бы, большинство аспектов проявления жизни на самых разнообразных уровнях изучено достаточно тщательно. Те странные явления или факты, которые пугали предков людей, давно перестали принимать угрожающий вид. Тем не менее, фобии человека продолжают преследовать его, выражаясь в паническом опасении множества из проявлений жизни в ноосфере.

Страх, как таковой процесс – свойство человека, которое во многом способствует сохранению жизни и здоровья индивиду, уберегая его от неоправданного риска или серьезной опасности. Вместе с тем, фобия человека представляет собой неконтролируемое опасение вымышленных угроз, то есть таких, которые либо очень далеко и неспособны навредить, равно как и тех, которые вообще могут быть безопасными.

Фобии могут носить самые разнообразные проявления. На сегодняшний день наука знает примерно 300 фобий, подробно описанных специалистами психологами. Наиболее часто эти расстройства возникают по причинам невротического характера вследствие стрессов или потрясений психического рода. Гораздо реже фобии являются следствием органических поражений мозга, вызванных травмами или болезнями. Фобия характеризуется постоянным напряжением психо-эмоциональных процессов, которые заключаются в проявлении необоснованного страха, при этом возникает сильное чувство обеспокоенности и тревоги. Катализатором панического состояния выступает ситуация или предмет, который, собственно, и вызвал фобию.

^ Механизмы развития фобии

К сожалению, медицина относительно зарождения и развития фобий еще не выработала ясную картину. Впрочем, стал известен характер предрасположенности людей к возникновению расстройства. Наибольшим образом в плане образования фобий играет генетический фактор. В 80% случаев фобии, а также их разновидности — панические атаки возникают у потомков тревожных родителей. Беспокойные родители уже генетически передают своим потомкам тревожный способ восприятия мира. Более того, сам процесс воспитания будет основан на формировании панических представлений о чем-либо. Это способствует формированию специфических черт характера – мнительности, подозрительности, недоверия, у ребенка развивается стремление постоянно контролировать текущую ситуацию. Учитывая всевозможные жизненные ситуации, которые сопровождаются сильными стрессами, можно в определенной долей вероятности судить о том, что механизмы возникновения фобии реализуются в таком индивиде рано или поздно.Самое раннее проявление фобии возникает спонтанно и сопровождается:

  • сильный приступ страха;

  • учащенным сердцебиением;

  • проявляется потливость ладоней;

  • озноб и необъяснимый жар тела;

  • потеря концентрации и ориентации в пространстве;

  • опасения серьезной болезни или даже смерти.

Порой фобии преследуют человека с самого детства. Сильнейший стресс, который возник при контакте с определенным предметом, существом либо явлением, настолько проник в память и сознание, что фобия затем терзает человека очень долго. Примерами могут служить укус собаки, демонстрация друзьями огромного паука, пребывание (особенно помимо воли ребенка) на огромной высоте и многие другие.Вполне может быть ситуация, когда человек попросту забывает о стрессовой ситуации давних лет. В таком случае побороть беспричинные страхи становится еще сложнее.

Фобии человека настолько разнообразны, как сама жизнь. Выделяя несколько сотен фобий, медики свое внимание фокусируют на ряде наиболее часто встречающихся страхов и опасений:

  • Фобия высоты – иррациональное опасение высоты. Если страдающий фобией человек оказывается на высотном объекте, он испытывает ужас и панику, становится неуправляемым.

  • фобия болезней лежит во внутреннем способе восприятия мира человеком. Очень многие пациенты клиник идут туда не потому, что испытывают реальные проблемы, а потому, что опасаются расстройств, испытывая страх.

  • фобия чистоты. Верминофобия проявляется в патологическом неприятии грязи, человек может резко расстроиться и впасть в ступор. Сопровождается непреодолимой тягой к наведению порядка, регулярным уборкам и т.п.

  • фобия насекомых. Страх и отвращение перед насекомыми. Часто провоцируется взрослыми, которые навязывают детям мысли о «неприятных жуках» и т.п.

  • фобия одиночества. Страх остаться одному. Больной не желает быть одиноким ни на минуту, не может спать в одиночестве. В противном случае может впасть в паническое состояние, потерять контроль, проявить агрессию и истерию.

  • фобия смерти – страх умереть. Часто сопровождает пожилых людей, а также детей с повышенной впечатлительностью.

  • фобия грязи. Страх грязи может сопровождаться постоянным ощущением неаккуратности, присутствия грязи везде и всюду: на руках и теле, на столе, постели и т.п.

  • фобия преследования – навязчивое состояние, которое сопровождается представлениями человека о вымышленной погоне за ним, постоянном преследовании. Развивается на фоне автаркии и крайней подозрительности;

  • фобия старости. Мысли про естественные жизненные процессы – рост, зрелость и достижение старости – могут пугать и вгонять в паническое состояние людей, склонных к страхам.

  • фобии тишины. Современная фобия, выражающаяся в развитии беспокойства при внезапном формировании тишины в помещении или на улице.

  • фобия воды может развиться от глубокого потрясения детства: перевернулась лодка в море, сильный шторм, большая волна и т.п.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Эмоции и личностные смыслы iconФизиология эмоций
Эмоции – это психические реакции, отражающие субъективное отношение индивида к объективным явлениям. Эмоции возникают в составе мотиваций...

Эмоции и личностные смыслы iconПозитивная линия развития (положительные личностные характеристики как результат выбора)
Негативная линия развития (отрицательные личностные характеристики как результат выбора)

Эмоции и личностные смыслы iconДон Колберт • смертельные эмоции как преодолеть смертельные эмоции,...
Депрессия, злость, чувство вины, низкая самооценка — вот всего несколько смертельных токсинов, опасных для вашего тела и духа. Они...

Эмоции и личностные смыслы iconПрограмма международной конференции «Меняющаяся молодежь в меняющемся...
Смыслы повседневного пребывания молодежи в вузе, или о чем думают студенты в аудиториях?

Эмоции и личностные смыслы iconПроект Профессиональный стандарт педагога
...

Эмоции и личностные смыслы iconОбщество волонтеров пкиО «Сокольники» Заявка – анкета
...

Эмоции и личностные смыслы iconLesson: a sound mind in a sound body
Развивать положительные личностные качества (ответственность, доброжелательность, чувство взаимопомощи)

Эмоции и личностные смыслы iconОбластной семинар 23. 11. 2011 г. Развитие навыков кросскультурной коммуникации
Новый опыт мировидения, связанный с современными процессами глобализации и интернационализации ставит культурные смыслы и символы...

Эмоции и личностные смыслы iconАнкета Уважаемые господа предприниматели!
Союз Предпринимателей Харьковской области (спхо) постоянно стремится поддерживать и развивать профессиональные и личностные качества...

Эмоции и личностные смыслы iconHuman Resources «success»
Знакомство. Обсуждение целей и задач тренинга. Определение правил работы. Личностные характеристики участников. Ваши цели и задачи....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница