Задача человека




Скачать 74.29 Kb.
НазваниеЗадача человека
Дата публикации20.07.2013
Размер74.29 Kb.
ТипЗадача
vbibl.ru > Философия > Задача
Философия в Средние века: краткий обзор. Основные принципы. (Р.Р.)

Неоплатонизм= учение Плотина, который подвёл черту над всеми построениями античной философии оказал прямое влияние на формирование средневековой философии.

Коротко:

Это иерархическая система взаимоотношений:

Единое-Благо

Мировой Ум

Мировая Душа

Материя

Единое-Благо – (в центре) Подлинное первосущее, охват всего в одной точке. Оно достигается не рациональным путём, а лишь в результате сверхразумного экстаза.

Единое переполнено собой, оно изливается, образуя ^ Мировой Ум.

Эманация Ума (излияние) процесс не вещественный, а сущностный.

Сущность находится везде, но реализуется через другое. Единое существует посредством Ума. Ум есть первообраз всех вещей.

Эманация Ума – порождает Мировую Душу. Она выражает собой всё одушевлённое.Душа производит все живые существа. Низшая форма бытия – материя. Она не активна – косна, восприемница возможных смыслов и форм.

^ Задача человека. Глубоко продумать, прочувствовать своё место в этой структурной иерархии бытия. Добро идёт сверху от Единого, зло идёт снизу от материи. Человек может избежать зла в той мере, в какой удастся подняться по лестнице: Душа – Ум – Благо.

Путь: Чувство – Мысль – Экстаз.
^ Философы Средневековья (Средневековье 5-15 века)
Периодизация:

Переход от античной философии к средневековой продолжался несколько столетий и был связан со становлением христианства в 1-4 вв. Это время в философии называют патристикой (т е, учение отцов церкви):

апологетика 2-3 вв. (Тертуллиан, Ориген, Климент),

классическая патристика 4-5 вв.(Августин Блаженный),

заключительный этап 6-8 вв. (Боэций, Эриуген)

Тертуллиан 160-230гг.

«Верю, потому что абсурдно». Знание несовместимо с христианством. Философский разум – источник всякой ереси. Только божественное откровение приводит к истине.

Ориген 185-204 гг.

Вступает в противоречие с ортодоксальной доктриной. Бог не одним актом сотворил мир. Он творит постоянно всё новые и новые вещественные миры. Вначале Бог сотворил бестелесных и вечных духов. Они по своему усмотрению творят добро или зло. Духи, творящие добро становятся ангелами, другие, творящие зло, падают вниз и становятся растениями, животными или людьми.

Августин Блаженный 354-430гг. Оказал наибольшее влияние на развитие средневековой философии.

«Верь, чтобы понимать». «Исповедь». «О граде Божием».

«Существовало всегда не более как два рода человеческого общения, которое мы ... справедливо можем называть двумя градами.

Один из них составляется из людей, желающих жить в мире своего рода по плоти; другой - из желающих жить также по духу.

Итак, два града созданы двумя родами любви: земной - любовью к себе, доведённому до презрения к богу, и небесной - любовью к Богу, доведённому до презрения к самому себе. Первый затем полагает славу в самом себе, второй - в Господе.

Град земной - это мир зла и сатаны, в нём господствует похоть.

Град Божий - это мир добра и Бога, где по любви служат взаимно друг другу и предстоятели руководя, и подчинённые повинуясь».

Вся история человечества - борьба двух градов.

О времени: Время было сотворено тогда, когда был сотворён мир. (Бог вне времени). Неправильно говорить о существовании трёх времён настоящего прошедшего и будущего. ... Есть три времени: настоящее прошедшего, настоящее настоящего, и настоящее будущего. Три времени эти существуют в нашей душе, и нигде в другом месте я их не вижу: настоящее прошедшего это память, настоящее будущего его ожидание».

О человеке. Человек - образ и подобие Бога.

Божественные качества человека это разум и свободная воля. Они делают человека нравственным существом и представителем Бога на земле. Свобода воли состоит в способности выбирать между добром и злом. Природа человека двойственна. Изначальная греховность от Адама и Евы. Раздвоение души человека – «болезнь души». Человек не в силах бороться сам со своими греховными наклонностями. Ему помогает Бог.

О природе зла.

Зло – отсутствие неполноты бытия у вещей, несовершенство вещей, стоящих в иерархии ниже Бога. Зло это отсутствие блага. Если бы всё существующее было совершенно, зла не было бы. Порча вещей – зло, пока они есть.

Зло разделяется на физическое (порок) и нравственное (грех).

Причины зла: 1. сотворённость вещей из ничего в акте творения. Зло соотносится с ничто.

2. Свободная воля людей – корень добра и зла. Грехопадение это не необходимость, а возможность, реализованная человеческой свободой.

Фома Аквинский 1225/26 -1274 гг. Основатель религиозно-философской системы томизма. Сторонник и последователь философии Аристотеля. ( 5 косвенных способа доказательства бога). Монастырское образование – университеты в Неаполе и Париже. После смерти – «ангельский доктор». В 1323 г причислен к лику святых. «Сумма против язычников». «Сумма теологии».

Сторонник двух истин. Наука и философия идут своим путём в постижении истины, религия путём откровения, т. е. - веры.

Знания обладают ценностью, но ещё больше человеку необходима вера, так как ум человека слаб и ограничен по сравнению с божественным.

Для укрепления веры человек должен использовать всю силу знаний философии и науки. Превосходство веры над знаниями абсолютно.

Наука и философия являются служанками богословия, союзники теологии.

Уильям Оккам. Ещё более резкая критика томизма. Оксфорд. Сторонник реализма – номинализма в философии и логике.

^ Ансельм Кентерберийский. 1033-1109г. Сторонник традиции Платона. Учение об универсалиях. Пантеистические идеи, бог во всём. Осуждён церковью за ересь.

Пьер Абеляр. Компромиссная версия униерсалий. Реально существуют отдельные вещи. Универсалии существуют в сфере ума. В качестве понятий в результате абстрагирующей деятельности мышления, отделяющей свойства вещей от самих вещей.

Церковь после долгих споров приняла версию Фомы Аквинского.

Универсалии существуют трояко:

  1. до вещей – в божественном разуме, как прообразы, идей вещей.

  2. в вещах как их сущности

  3. после вещей – в человеческом разуме, как понятия вещей, полученные в результате абстрагирования.


Выводы: Ср ф. развивалась под влиянием античной философии и христианского мировоззрения. Здесь представлены линии Платона и линия Аристотеля. Она также приняла естественнонаучные достижения времени. В целом она была обоснованием теологии, но достигла многого в собственном развитии.

^ Основные идеи и принципы философии средних веков:

1. Теоцентризм. (Монотеизм. Бог. Принцип абсолютной личности).

Источник всякого бытия, блага и красоты для человека – Бог.

Высшая цель человека – служение Богу.

Теоцентризм – это историческая форма выражения Субъекта. Его особого места в мироздании. В тех исторических условиях существования человека (феодализм, подчинение и несвобода человека) принцип абсолютной личности, принцип Бога был единственно приемлемым. Но это было уже более глубокое понимание субъективного, чем в античности. Иначе говоря, речь идёт о становлении самосознания человека. Самопознание идёт через познание Бога.

Монотеизм. Победа христианства, становление епископальной церкви.

^ 2. Принцип креационизма - учение о сотворении мира Богом из ничего.

Бог не нуждается ни в мире, ни в чём-либо другом, чтобы творить.

Если творит Бог, то в меньшей степени, но всё же может и человек творить. Начинает обсуждаться тема творения.

Как творит Бог. В народе представления вульгарны.

Философы исходили из Плотина. Они представляли творение как сущностный акт. Но у Плотина сотворённое тождественно самому Единому.

Бог же не тождественен сотворённому. Истинное Благо красота и истина – прерогатива только Бога.

Как рационально объяснить творение Богом из ничего?

Если Бог основной принцип, то ему нельзя противопоставлять материю как материал для творения.

^ 3. Провиденциализм - понимание истории как, как осуществления заранее предусмотренного Богом плана спасения человека.

Августин. Исторический процесс есть путь к Царству Божию.

Если Бог творит мир, значит мир временен. Что есть время?

Античность: Платон – время образ вечности.

Аристотель: время число движения любого процесса. Измерение времени осуществлялось циклическими процессами, а значит неизменными. Отсюда – идея вечного возвращения.

Средневековая концепция времени – идея линейного времени.

Это время религиозное и церковное. За природным временем стремились распознать святое время. Отсчёт времени ведётся от Рождества Христова.

О времени возвещали колокола на ратуше. Позже механические часы.

^ 4. Символизм. Средневековая герменевтика.

У греков символ означал знак благодарности, цимбилион, две половинки предмета, разделённого между людьми. Символ – намёк на утраченное единство.

В средние века символ – это своеобразный вызов умению человека находить скрытое значение того или иного предмета.

Простые люди и философы достигали разных высот в символическом восприятии мира. Простые люди обходились магическими символами. Роза – символ Девы. Прозрачный берилл, пропускающий свет – символ Христа. И т д.

Благодаря успехам философии символизм в средневековье становится принципом философии. Это очень важная черта всякой философии.

Специфически человеческое всегда является символом само по себе. Вне природных процессов оно не существует. Надо научиться видеть за символами их природное содержание. Без символизма невозможен гуманизм. Вещи и среда, созданная без учёта их символической природы, их предназначенности для человека, бездушны, механистичны, не приспособлены для жизни.

Для средневекового символизма все тайны бытия содержатся в священном писании.

Рождается Экзегетика – наука и искусство толкования текстов Библии. Этимологический, семантический, (выяснение морального смысла), концептуальный (выяснение хода мыслей автора текста), спекулятивный аспекты (выяснение следствия из усвоенного).

Средневековая философия особо внимательна к символике слов.

«В начале было слово».

Но что есть слово?

^ 5. Реализм и номинализм. Спор об универсалиях. Вопрос о соотношении единичного и общего.

Реалисты (эссенциалисты): Общее существует. В головах (в мыслях), в вещах, в Боге – Ф. Аквинский.

Это Платоновская линия в философии. Если рассмотреть этот спор в категориях сущности и существования, то из этого следует, что существование есть проявление сущности. Сущность и существование совпадают только в Боге (Боэций).

Номиналисты продолжают линию софистов. Общее не существует. Понятие есть имена, ноумены, знаки. Оккам – всё дело в направленности (интенции) субъекта, его души на предмет познания. По природе души её интенция такова, что она сказывается во многих вещах. Но общего в самих вещах нет. Оно приписано к душе, точнее к голове человека.

Кто прав?

Без существования общего в вещах невозможен бы был процесс измерения. Расстояния, вес, массы и т д.

Сильная сторона номинализма: борьба со схоластикой, противовес напрасному теоретизированию. Внимание к единичному. Возвышение роли единичного, что способствовало росту личности, её возвышению и свободе. Номиналистов интересует переход от субъекта к несубъекту.

Это будет стимулировать развитие философии в Новое время.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Задача человека iconЗадача Задача о раскрое
Ставится задача поиска рационального варианта раскроя поступившего в обработку материала

Задача человека iconАктуальное интервью
Государственное бюро по правам человека работает в Латвии с 1995 года. Его главная задача формулируется так: это государственное...

Задача человека iconСеминар 1 Задачи. Задача 1
Задача (Задача составлена на основе задачи 12. 5 из Сборника задач к начальному курсу эконометрики Катышева, Магнуса, Пересецкого...

Задача человека iconЗадача данной работы связать традицию с современными представлениями...
Этапы развития человека в русских волшебных сказках и слои традиционного общества

Задача человека iconЗадача
Наверное, нет такого человека, который не пользовался бы услугами страхования, не прибегал хоть однажды к его помощи

Задача человека iconЗадача 1 19
Это означает превращение труда в сферу развития человека, постепенный переход к содержательному труду в комфортных условиях, изменение...

Задача человека iconПервая задача распределдения памяти связана с порядком в котором...
Первая задача решается средсвами ос, а вторая – исполняющей системой программы (система поддержки вычислений – run-time)

Задача человека iconЗадача человека, который хочет быть здоровым, получать из внешнего...
Задача человека, который хочет быть здоровым, — получать из внешнего мира энергии инь и ян в гармонии, в разумном, правильном сочетании...

Задача человека iconПоток от Святого Духа дается тем, кто хочет помогать не только себе,...
На человека постоянно идут энергетические потоки, как высоких Божественных вибраций, так и заниженных, не Божественных. Но взаимодействуют...

Задача человека iconСвязь методики с другими науками: Философия
Задача школы и научной методики сделать для каждого учащегося его собственные языковые умения максимально гибким, совершенным органом...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница