Страховой надзор : способ защиты интересов России ? Экономический анализ российского права страхового надзора




Скачать 63.33 Kb.
НазваниеСтраховой надзор : способ защиты интересов России ? Экономический анализ российского права страхового надзора
Дата публикации30.06.2013
Размер63.33 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Экономика > Документы
Страховой надзор :

способ защиты интересов России ?

- Экономический анализ российского права страхового надзора. -

 

В своем выступлении я хотел бы представить основной вопрос о перспективах России в области страхового законодательства в свете Соглашения о Партнёрстве и Сотрудничестве.

 

Вчера и сегодня мы слушали доклады, где давался детальный анализ механизма Соглашения о Партнёрстве и Сотрудничестве. И я хотел бы задать вопрос : «Может ли Российская Федерация использовать эти механизмы в области страхового законодательства в своих интересах ?». Этот вопрос имеет большое значение по двум причинам. Во – первых, Россия должна продолжать своё активное сотрудничество с Западом на основе тех международных договоров, которые были заключены и вступили в силу давно. Во – вторых, Россия может принимать стратегические решение в области страхования, имея собственны выбор. Сознание для такого выбора у России, с моей точки зрения, недостаточно развито.

 

Соглашения о Партнёрстве и Сотрудничестве в соответствии со статьёй 38 разрешает принимать любой законодательный акт в области трансграничных услуг и страхового права, если этот закон соответствует режиму наиболее благоприятствуемой нации, предусмотренной статьёй 36. Поскольку такой закон является актом общего применения, он должен исполняться обоснованно, объективно и беспристрастным образом. Кроме того, никаких принципиальных ограничений нет.

 

Сегодня на улицах Москвы множество плакатов, распространенных Госналогслужбой, где написано : «России никто не поможет, кроме нас самих.» Я абсолютно согласен с этим. Допустим, Российская Федерация примет федеральный закон «О страховом надзоре». Это, несомненно, перекликается с тем, что написано на плакатах. Таким образом я считаю, что принятие этого закона необходимо и необходимо именно сейчас. Он нужен для защиты стратегических интересов Российского государства.

 

Если это так, то возникают два вопроса, касающиеся самого закона. Во – первых, нужен ли России такой закон ? Во – вторых, каковы правила регулирования страховой деятельности должен предусматривать такой закон ?

 

Я отвечу на эти вопросы, используя теорию «Экономического анализа права». Вспомним принципы этой теории.

 

Экономического анализа права

Существует два подхода к этой теории. С одной стороны, можно определить последствие юридических правил без каких – либо рекомендаций законодателя. Это, так называемый, позитивный анализ права. С помощью позитивного анализа оценивается конкретный правовой проект или действующие нормы права.

 

С другой стороны, экономический анализ права был бы вообще не интересен, поскольку теория не даёт конкретных рекомендаций законодателю. Отсюда экономический анализ права должен определить, какой правовой проект был бы нужен. Эта позиция называется нормативным экономическим анализом права. Поскольку главная цель доклада касается вопроса, нужен ли России федеральный закон «О страховом надзоре», я хочу ограничить своё выступление нормативным аспектом экономического анализа права.

 

Нужен ли России федеральный закон «О страховом надзоре»?

Вопрос ориентируется в экономическом анализе права на теорию регулирования. На самом деле этот вопрос представляется мне как вопрос о цели государственного регулирования страховой деятельности в целом. В теории регулирования страховых рынков существует две противоположные теории нормативного характера, которые оценивают страхование по – разному :

теория коллектива риска

теория предприятия.

 

В теории коллектива риска каждой страховщик защищает застрахованный риск не просто для себя. Все страховщики связаны между собой рисками и страховыми взносами. Это серьёзно ограничивает свободную конкуренцию, потому что иначе осуществляется так называемая «негативная селекция» на страховом рынке. В результате предложения низких страховых взносов затрагивают не только других страховщиков, которые предлагают страховку дороже, но и страховой рынок в целом, а также страховщика с дешёвым страховым взносом. С точки зрения теории коллектива риска такое развитие возникает потому, что действует закон большого числа. Следовательно страхователю это не выгодно. В такой ситуации по теории коллектива риска регулирование необходима, потому что иначе страховщикам угрожает банкротство. Такое толкование разрешает доступ к страховому рынку только по лицензии государственного надзора. Подробное регулирование этих вопросах в отдельных правилах необходимо.

 

В теории предприятия страховщик понимается как предприятие, которое действует на свой риск. Поэтому страховщик должен вступать в свободную конкуренцию. Следовательно по этой теории считается, что саморегулирование страхового рынка более эффективно. Итак банкротство не желательно, но его невозможно предотвратить для того, чтобы страховой рынок получал эффективное распределение ресурсов.

 

Мы знаем, что в России сейчас время переходной экономики. Нельзя закраивать глаза на то, что достаточно широкое распространение и довольно глубокие корни имеют негативные проявления в отношении людей к собственности, закону, дисциплине, патриархальные пережитки, препятствующие становлению гражданского общества. Не считаться со всем этим при выработке и реализации экономической политики и проведении реформ означало бы совершить большую ошибку. Кроме того, мы знаем, что департамент страхового надзора буквально каждый месяц отзывает лицензию у многочисленных страховщиков. Многие из них не действовали в соответствии с страховым законодательством или стали банкротами. Одна из причин тому – низкий уровень профессионализма. Поэтому считаю, что с учётом особых обстоятельств на российском рынке невозможно применять теорию предприятия. Следовательно в своём докладе я воспользуюсь теорией коллектива риска.

 

России, по – моему, по теории коллектива риска нужен федеральный закон «О страховом надзоре».

 

Каковы правила регулирования страховой деятельности должен предусматривать такой закон ?

Я хочу коснутся только нескольких аспектов регулирования страховой деятельности, потому что в таком докладе невозможна дать все аспекты регулирование страховой деятельности.

 

Первый вопрос касается позиции надзора в структуре федеральных ведомств Российской Федерации. В соответствии со статьёй 112 пункт 1 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации уполномочен определить структуру федеральных органов исполнительной власти нормативными Указами. Результат такого Указа Президента - действующие положения департамента надзора.

 

Отсюда возникает вопрос о том, если такой орган, как страховой надзор, может надёжно защищать коллектив риска от негативной селекции на страховом рынке, когда орган надзора неограниченно подчинён политическому влиянию Президента. Этот факт чрезвычайно важен, так как оптимальное регулирование страхового рынка потребует освобождения управления от политического вмешательства различных группировок. В действующем законе «Об организации страхового дела в Российской Федерации» такого регулирования нет. Поскольку Указы Президента не должны противоречить федеральным законам, предлагается определить позицию федерального органа страхового надзора федеральным законом «О страховом надзоре».

 

Остаётся вопрос о характере страхового надзора в структуре федеральных органов исполнительной власти. В мировой практике существуют разные модели структур страхового надзора. Правило такое : чем выше самостоятельный орган страхового надзора стоит в иерархии органов исполнительной власти, тем эффективнее этот орган регулирует страховой рынок. Поэтому в структуре органов исполнительной власти в России желательно создать орган страхового надзора в качестве федерального органа исполнительной власти снова.

 

Хочу коснуться ещё одного аспекта деятельности страхового надзора. Мы видели, что с точки зрения теории коллектива риска последствия банкротство необходимо предотвратить. В правилах действующего законодательства о российского надзора в этой области только два способа предотвратить последствия банкротства. Первый – приостановка, ограничение действия и применение решения об отзыве лицензий. Второй – обращение в арбитражный суд с иском о ликвидации страховщика. С помощью этих способов предотвратить последствия банкротство страховщика на самом деле нельзя. В любом случае у страхового надзора есть только полномочия прекратить или ограничить доступ к рынку. Самое мощное оружие надзора – иск о ликвидации страховщика. Но это не затрагивает вопрос о банкротстве. Или страховщик существует, или нет. Здесь речь не идёт о предотвращении последствия банкротства. В центре этих проблем стоит спасение и защита страховых договоров, чтобы у страхователя осталось доверие к страхованию. Для этой цели требуется превентивный инструмент регулирования. Было бы желательно, что сам надзор определяет и решает судьбу страховых договоров. Поэтому статья 145 закона «О несостоятельности (банкротстве)» не помогает, так как в этом случае суд в ходе конкурсного производства решает этот вопрос без надзора. Следовательно предлагаю дополнительный инструмент регулирования : Право страхового надзора передать портфель одного ненадежного страховщика к другому, надёжному страховщику в целом.

 

В заключение я хочу представить преимущества России, принимающей федеральный закон «О страховом надзоре» :

Оздоровление национального страхового сектора.

Независимая защита стратегических интересов России в области страхования.

Продолжение переговоров России с Европейским Сообществом без изменения СПС.

Действие России в соответствии с правилами СПС в области страхового законодательства и с режимом наиболее благоприятствуемой нации частности.

Одинаковое рассмотрение зарубежных и отечественных страховщиков российским надзором.

 

Спасибо за вниманию !

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Страховой надзор : способ защиты интересов России ? Экономический анализ российского права страхового надзора iconИнспекция страхового надзора по сибирскому федеральному округу
О работе Федеральной службы страхового надзора и инспекции страхового надзора по обеспечению эффективного регулирования и надзора...

Страховой надзор : способ защиты интересов России ? Экономический анализ российского права страхового надзора iconИнспекция страхового надзора по сибирскому федеральному округу
Современные требования федеральной службы страхового надзора по обеспечению финансовой устойчивости и платежеспособности страховых...

Страховой надзор : способ защиты интересов России ? Экономический анализ российского права страхового надзора iconПриказ начальника с 1 января 1999 г. Госатомнадзора России от 17...
Об утверждении и введении в действие Положения об организации государственного надзора

Страховой надзор : способ защиты интересов России ? Экономический анализ российского права страхового надзора iconДля обеспечения надежности и устойчивости как отдельной страховой...
Поэтому общим критерием возможности включения тех или иных ресурсов в состав капитала страховой организации является их способность...

Страховой надзор : способ защиты интересов России ? Экономический анализ российского права страхового надзора icon1. Законодательные основы учета в страховой деятельности
Учетная политика страховой компании Значение, задачи и особенности учета страховых взносов и выплат страхового возмещения по прямому...

Страховой надзор : способ защиты интересов России ? Экономический анализ российского права страхового надзора iconТема Экономический анализ: основы теории и практики
Анализ в переводе с греческого означает разделение. Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний,...

Страховой надзор : способ защиты интересов России ? Экономический анализ российского права страхового надзора iconОбщие понятия личного страхования
Личное страхование служит дополнением к государственному социальному страхованию, и это действенный способ страховой защиты населения...

Страховой надзор : способ защиты интересов России ? Экономический анализ российского права страхового надзора iconЭкзаменационные вопросы по курсу
Прокурорский надзор: понятие, отличие от контроля, отрасли прокурорского надзора

Страховой надзор : способ защиты интересов России ? Экономический анализ российского права страхового надзора iconУдостоверяю
Противоречий страховому законодательству Федеральной службой страхового надзора не выявлено

Страховой надзор : способ защиты интересов России ? Экономический анализ российского права страхового надзора iconПредседатель Правительства Российской Федерации М. Касьянов одобрена...
Настоящая Концепция направлена на создание эффективной системы страховой защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница