Нижегородский государственный педагогический университет




НазваниеНижегородский государственный педагогический университет
страница1/11
Дата публикации20.06.2013
Размер0.85 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
vbibl.ru > Экономика > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ



Т.А. ФОКИНА



Психологический практикум

Учебно-методическое пособие



для студентов, обучающихся по специальности 100103.62– Социально-культурный сервис и туризм, домоведение

и другим сервисным специальностям

в авторской редакции

Нижний Новгород

2010

Фокина Т.А.

Психологический практикум: Учебно-методическое пособие: Для студентов, обучающихся по специальности 100103.62 – Социально-культурный сервис и туризм, домоведение и другим сервисным специальностям. – Н.Новгород: НГПУ, 2010. – 76 с.

Подготовленное издание включает в себя программу курса, методические рекомендации по подготовке к зачету, основные понятия, краткие сведения теории, список рекомендуемой для изучения дисциплины литературы и др. Учебно-методическое пособие может быть использовано для обучения студентов по сервисным специальностям, таким как «Социально-культурный сервис и туризм», «Домоведение» и др.

Рецензент: ^ Л.Ю. Заикина, кандидат педагогических наук,

декан факультета экономики

и управления Нижегородского филиала

Московского гуманитарно-экономического

института

Отв. редактор: ^ С.М. Шевченко, кандидат технических наук, доцент, декан технолого-экономического факультета НГПУ

© Фокина Т.А., 2010

© НГПУ, 2010

Содержание

Предисловие ………………………………………………………………………4

Учебная программа ………………………………………………………………7

Краткие сведения теории ……………………………………………………….12

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы…... 37

Методические рекомендации по оформлению контрольной работы………...39

Темы контрольных работ ……………………………………………………….44

Методические рекомендации по подготовке к зачету…...................................47

Вопросы к зачету ………………………………………………………………..48

Список литературы ……………………………………………………………..50

Приложения ……………………………………………………………………..51

Предисловие
Актуальность курса «Психологический практикум» обусловлена изменением требований со стороны общества к специалистам в области сервиса. Это явилось следствием трансформации характера экономической жизни, которая из состояния стабильности перешла в состояние «быстротечности». Социально-политические реформы, изменения в законодательной базе страны требуют от специалистов всех рангов повышения уровня культуры экономических отношений, становления этически взвешенной хозяйственной идеологии. Её формирование предполагает овладение знаниями не только экономических, но и социально – психологических дисциплин. Это обусловлено тем, что экономисты и психологи пришли к пониманию упрощенности схемы «экономического человека», неравнозначного реальному субъекту экономической деятельности. Экономика – это не только сфера принятия решений, но и область сложнейших психологических явлений и реакций.

Учебный курс «Психологический практикум» будет способствовать глубокому пониманию причин и факторов поведения людей на макро – мезо и микроуровнях, что позволит менеджеру и руководителю сферы сервиса эффективно организовывать свою профессиональную деятельность в разных плоскостях экономической реальности: на рынке, в бизнесе, экономической политике.

Цель курса «Психологический практикум» заключается в:

  1. способствовании более глубокому и современному пониманию студентами экономических явлений с учетом их психологической составляющей;

  2. выработке навыков использования экономико-психологических закономерностей в профессиональной деятельности;

  3. формировании культуры экономических отношений в сервисной деятельности.

Основными задачами учебной дисциплины являются:

  1. ознакомление студентов с вариативностью моделей потребительского поведения;

  2. изучение психологических факторов, определяющих особенности поведения в различных ситуа­циях экономической жизни;

  3. обучение студентов применению психологических закономерностей в сфере сервиса и туризма;

  4. формирование у студентов навыков использования полученных знаний применительно к собственному экономическому поведению;

Учебный процесс осуществляется в форме лекций, практических занятий и самостоятельной работы студентов. Итоговой формой контроля знаний является зачет.

По завершению курса обучения студент обязан:

а) иметь представление об истории становления экономико-психологической мысли в мировой науке;

б) знать типологию и особенности потребительского поведения и поведения в экономической среде;

в) уметь определять точки пересечения экономической и психологической составляющих при анализе экономических явлений; уметь диагностировать наличие конфликта, его причины, особенности;

г) иметь навыки:

- использования экономико-психологических закономерностей в решении конкретных профессиональных задач;

- эффективного поведения в процессе взаимодействия специалиста с потребителем услуг;

- выхода из конфликтных ситуаций.

Все вышеперечисленное объясняет логику построения курса «Психологический практикум».

По завершению курса студент пишет контрольную работу. Курс завершается зачетом.

^ Учебная программа
Раздел 1. Потребительское поведение

Тема 1. История изучения потребительского поведения.

Потребительское повеление: основные понятия. Вклад двух наук – психологии и экономической теории в рождение новой области знания: поведение потребителя. Современные направления исследований в рамках экономической психологии.

^ Тема 2. Потребительское поведение: сущностная характеристика.

Поведение человека как отношение к чему-либо или кому-либо. Когнитивные, аффективные и эмоционально-волевые компоненты потребительского поведения. Внутреннее (система взглядов, убеждений и т.д.) и внешнее (мимика, жесты, поза, походка, осанка, речь) поведение.

Потребитель в рыночной системе. Факторы власти рынка над человеком: навязанные потребности, ускоренное потребление, выбор из маргинальных различий. Терапевтические функции мира вещей.

Основные подходы к потребительскому поведению: кардиналисткий, ординалисткий. Эффект замещения, эффект дохода. Психографика: типология потребителей.

Факторы потребительского выбора Ж. Ф. Кролара: безопасность, привязанность, комфорт, гордость, новизна, экономия.

Эффекты потребительского поведения: эффект «бэндвэгон», эффект «сноба», эффект Веблена, эффект «цена-качество», эффект «верность качеству». Модели поведения потребителей (Ф. Котлер, М.Фридмана, Андриасен, Никосиа, Ховард-Шес, Энжел-Колат-Блэквел, Бетман).

Гендерные стереотипы потребительского поведения. Влияние личностных особенностей на потребительский выбор.

^ Тема 3. Влияние социальных институтов на потребительское поведение.

Понятие потребительской социализации. Потребительская социализация: семейные роли, семейные решения о покупке, жизненный цикл семьи. Стадии формирования представлений об экономических отношениях на разных возрастных этапах.

Влияние малых групп на поведение потребителя. Влияние социального класса: социальная стратификация, социальный статус, стиль жизни.

Культура и система ценностей в формировании поведения потребителей.

Влияние рекламы на потребительское поведение. Значение рекламы. Культурные факторы и реклама. Юмор в рекламе. Секс в рекламе. Аттитюды к рекламе. Обратная связь.

^ Тема 4. Типы поведения потребителя. Тренинг по диагностике поведения потребителя.

Образы потребителя: потребитель выбирающий, потребитель-коммуникатор, потребитель – исследователь окружающего мира, потребитель – исследователь себя, потребитель – гедонист, потребитель – жертва, потребитель – бунтовщик, потребитель – активист, потребитель – гражданин.

Западная история потребительского движения. Кооперативное движение. Защита прав потребителей.

Потребитель будущего. Взаимосвязь производителя и потребителя. Влияние прямых действий потребителей (бойкот, организованные жалобы, судебные иски) на крупные компании. Подход (Япония), ориентированный на потребителя и его результаты.

^ Тема 5. Иррациональное потребительское поведение (показное потребительское поведение и др.). Тренинг по диагностике поведения потребителя (продолжение).

Механизмы иррационального поведения. Толпа и публика. Игра как социальное поведение. Показное потребление.

^ Тема 6. Глобализация и фрагментация потребительского поведения.

Исторические вехи глобализации потребления. Ограниченность тенденции к глобализации поведения. Этнические факторы потребления.

Раздел 2. Поведение в процессе взаимодействия специалиста с потребителем услуг

Тема 7. Теория влияния внешнего облика и речевого поведения работника туристской индустрии на личность потребителя. Содержание и разновидности внешнего облика человека.

Составляющие внешнего облика менеджера сервисных организаций.

Содержание и разновидности внешнего облика человека: мобилизация, как состояние готовности к предстоящим действиям; эмоциональное состояние; мимика, жесты, выражение глаз.

Особенности речевого поведения работника туристической индустрии.

^ Тема 8. Влияние оформления интерьера турфирмы на поведение потребителя туристических услуг. Мерчендайзинг как средство «программирования» клиента.

Особенности оформления интерьера турфирмы. Понятие мерчендайзинга. Законы мерчендайзинга.

^ Тема 9. Бизнес-технологии продажи услуг. Техники персональных продаж. Тренинг продаж.

Психология продаж. Пяти-этапная схема продажи. Методы и приемы установления контакта с покупателем: отработка навыка. Выяснение потребности при помощи техник активного слушания и техник задавания вопросов. Презентация товара или услуги: отработка навыка. Возражения клиентов; работа с возражениями и сомнениями. Типы клиентов. «Трудный» клиент. Этап завершения сделки: отработка навыка. Методы и технологии тренинга продаж.

^ Тема 10. НЛП в продажах услуг.

Истоки НЛП. Способы построения доверия у клиента. Презентации, которые запоминаются. Парадоксальные техники работы с возражениями.
Тема 11. Тренинг влияния.

Техники и технологии оказания влияния в деловом взаимодействии. Отработка навыка.

Тема 12. Тренинг противостояния влиянию.

Техники и технологии противостояния влиянию в деловом взаимодействии. Отработка навыка.

Раздел 3. Конфликты в турфирме

Тема 13. Психологический конфликт и пути его благоприятного разрешения.

Подходы к пониманию конфликта. Субъекты конфликтного взаимодействия. Сферы противодействия субъектов конфликта.

Психологическая сущность конфликта: характеристика трудной ситуации в жизнедеятельности человека. Отличие трудной ситуации от простой ситуации. Поведение человека в трудной жизненной ситуации: влияние объективных и субъективных составляющих.

Основания типологии конфликтов в зависимости от признака конфликта: природы возникновения конфликта, учета направленности воздействия, количества участников конфликта, способу разрешения и т.д. Типология конфликтов К.Левина.

Основные функции конфликтов. Конструктивные функции конфликта. Деструктивные функции конфликта. Конкретный и относительный характер основных функций социального конфликта. Влияние конфликтов на основных участников и на социальное окружение.

Конфликт как один из способов развития общества и личности. Динамика конфликта как процесс изменений. Основные этапы развития конфликта: предконфликтная ситуация, собственно конфликт, послеконфликтный период. Специфические особенности основных периодов развития конфликта.

Пути урегулирования конфликта.
^ Тема 14. Тренинг: работа с конфликтами

Понятия «дефицит» и «осознанная потребность». Противоречие интересов и осознанных потребностей – основа конфликтных взаимодействий. Четыре группы факторов обусловливающих возникновение и развитие конфликтов: объективные, организационно-управленческие, социально - психологические, личностные.

Конфликтное поведение: стратегии и тактики.

^ Тема 15. Тренинг делового общения и взаимодействия в конфликтных ситуациях.

Техники урегулирования конфликтов в деловых переговорах. Техники работы с возражениями при продажах услуг.

Краткие сведения теории
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Нижегородский государственный педагогический университет iconМинистерство экологии и природных ресурсов нижегородской области...
Николина В. В. – проректор по учебной работе гоу впо «Нижегородский государственный педагогический университет», д пед н., проф....

Нижегородский государственный педагогический университет iconН ижегородский государственный педагогический университет кафедра...
Нижегородский государственный педагогический университет, Главный корпус (Нижний Новгород, ул. Ульянова,1)

Нижегородский государственный педагогический университет iconСоциально-педагогический потенциал сельской школы: историко-педагогический анализ
Работа выполнена в гоу впо «нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»

Нижегородский государственный педагогический университет iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
«Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет)

Нижегородский государственный педагогический университет iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
«Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет)

Нижегородский государственный педагогический университет iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
«Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет)

Нижегородский государственный педагогический университет iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
«Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет)

Нижегородский государственный педагогический университет iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
«Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет)

Нижегородский государственный педагогический университет iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
«Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет)

Нижегородский государственный педагогический университет iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
«Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница