Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальностям «Домоведение», «Социально-культурный сервис и туризм» идругим сервисным специальностям Нижний Новгород




НазваниеУчебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальностям «Домоведение», «Социально-культурный сервис и туризм» идругим сервисным специальностям Нижний Новгород
страница1/8
Дата публикации27.05.2013
Размер0.97 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
vbibl.ru > Экономика > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8


Федеральное агентство по образованию

Нижегородский государственный педагогический университет

Конфликтология:

теория и практика управления конфликтами
Учебно-методическое пособие

для студентов, обучающихся по специальностям «Домоведение», «Социально-культурный сервис и туризм»

и другим сервисным специальностям

Нижний Новгород

2008

УДК 159.9 : 338.22

ББК 88. 591. 8

К 652
Печатается по решению редакционно-издательского совета НГПУ
Конфликтология: теория и практика управления конфликтами: Учебно-методическое пособие: Для студентов, обучающихся по специальностям «Домоведение», «Социально-культурный сервис и туризм» и другим сервисным специальностям / Авт.-сост. Т.А. Фокина, Э.И. Ларкина – Н.Новгород: НГПУ, 2008. – 71 с.
Подготовленное пособие соответствует дисциплине «Конфликтология». В пособии представлены методические материалы по изучению курса «Конфликтология»: программа курса, практикоориентированные задания, вопросы для подготовки к зачету, темы контрольных работ, проверочный тест. Студентам предложен блок психодиагностических методик, знакомство с которыми позволит им применить на практике знания, полученные при изучении курса «Конфликтология».


Рецензент: ^ В.И. Тимоненков, кандидат экономических наук,

профессор кафедры менеджмента факультета

экономики и управления Московского

гуманитарно-экономического института

Отв. редактор: ^ С.М. Шевченко, кандидат технических наук, доцент,

декан технолого-экономического факультета НГПУ


© НГПУ, 2008

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие…………………………………………………………………5

Программа курса ……………………………………………………………6

Практикоориентированные задания ………………………………………12

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы.28

Методические рекомендации по подготовке к зачету……………………30

Вопросы к зачету …………………………………………………………...31

Психодиагностические методики, направленные

на исследование причин возникновения конфликтов……………………33

Глоссарий……………………………………………………………………58

Литература…………………………………………………………………..63

Проверочный тест…………………………………………………………..66

ПРЕДИСЛОВИЕ

Актуальность курса «Конфликтология» определяется ростом конфликтности во всех сферах социальной жизни современного общества, в том числе в России, где обнажились острейшие проблемы, связанные с переустройством общественной системы. В связи с этим возросло количество конфликтогенных ситуаций, которые деструктивно влияют на развитие личности, группы, общества в целом.

^ Цель курса «Конфликтология» заключается в

  • способствовании более глубокому и современному пониманию студентами сущности конфликтов, их классификации, генезиса, структуры, функций и т.д.;

  • выработке навыков использования знаний о закономерностях развития конфликта и его особенностях;

  • формировании психологической культуры.

Основными задачами учебной дисциплины являются:

  • ознакомление студентов с концепциями конфликта, его особенностями, структурой, функциями;

  • изучение факторов, определяющих особенности поведения человека в конфликтных ситуациях;

  • формирование у студентов навыков самопомощи при выходе из конфликта.

Учебный процесс осуществляется в форме лекций, семинаров и самостоятельной работы студентов. Итоговой формой контроля знаний является зачет.

^ По завершении курса обучения студент обязан:

а) иметь представление об истории становления конфликтологии как науки;

б) знать типы конфликтов, причины их возникновения, структуру, динамику развития; стратегии оказания психологической помощи в предупреждении, разрешении конфликтных ситуаций;

в) уметь диагностировать наличие конфликта, его причины, особенности;

г) иметь навыки использования закономерностей в контексте психологии конфликта при решении конкретных профессиональных задач.

Все вышеперечисленное объясняет логику построения курса «Конфликтология».

В первом разделе рассматриваются основные подходы к формированию конфликтологических идей.

Второй раздел посвящен раскрытию специфики конфликта как социально-психологического феномена.

В третьем разделе рассматриваются вопросы, касающиеся особенностей возникновения, развития и завершения различных конфликтов.

Четвертый раздел посвящен вопросам управления конфликтами.
^ ПРОГРАММА КУРСА

Раздел I. Введение в конфликтологию

Тема 1. Формирование конфликтологических идей

Эволюция научных воззрений на конфликт: Древний мир, Средние века, эпоха Возрождения, Новое время. Взгляд на конфликт в религиозных учениях (христианство, ислам, буддизм и индуизм). Конфликтологические идеи в произведениях культуры и искусства, средствах массовой информации.

Практические знания как источник конфликтологических идей. Специфика отражения взглядов на конфликты и их разрешение в отечественном фольклоре (поговорки, пословицы).

^ Тема 2. История отечественной конфликтологии

Периодизация истории отечественной конфликтологии: зарождение и развитие конфликтологических идей в религиозных учениях, искусстве, культуре; становление частных конфликтологических наук; формирование самостоятельной науки.

Отрасли отечественной конфликтологии и их специфика в исследовании конфликтов.

^ Тема 3. Проблема конфликта в зарубежной науке

Основные направления и подходы к изучению конфликта в зарубежной психологии: психоаналитическое, социотропное, этологическое, теория групповой динамики, фрустрационно-агрессивное, поведенческое, социометрическое, интеракционистское.

Основные направления и подходы к изучению конфликта в зарубежной социологии: социал-дарвинизм, марксизм, функционализм, структурный функционализм. Современные теории конфликта: концепция Л. Козера, Р. Дарендорфа, К. Боулдинга.

Основные направления и подходы к изучению конфликта в зарубежной политологии: теории политических групп (В.Парето, Г. Моска), теории политической стабильности (Ж.Сорель, А. Бентли), этнополитические теории (И. Гектер, Т. Нейрен).

^ Раздел II. Конфликтология как наука о конфликте

Тема 1. Конфликтология: объект, предмет, задачи,

методы исследования

Объект, предмет конфликтологии как науки. Цели конфликтологии. Задачи конфликтологии.

Методы исследования: эксперимент, исследование документов, опросы, наблюдение.

Применение методов психологии в конфликтологии: методики определения уровня внутриличностного конфликта, применение тестов по определению конфликтности человека, методики изучения конфликтных отношений в социальных группах.

Применение общих методов научного познания: анализа, синтеза, индукции, дедукции, исторического, логического, обобщения, сравнения и т.д..

^ Тема 2. Конфликт: понятие, типология, функции

Подходы к пониманию конфликта. Субъекты конфликтного взаимодействия. Сферы противодействия субъектов конфликта.

Психологическая сущность конфликта: характеристика трудной ситуации в жизнедеятельности человека. Отличие трудной ситуации от простой ситуации. Поведение человека в трудной жизненной ситуации: влияние объективных и субъективных составляющих.

Основания типологии конфликтов в зависимости от признака конфликта: природы возникновения конфликта, направленности воздействия, количества участников конфликта, способа разрешения и т.д. Типология конфликтов К.Левина.

Основные функции конфликтов. Конструктивные функции конфликта. Деструктивные функции конфликта. Конкретный и относительный характер основных функций социального конфликта. Влияние конфликтов на основных участников и на социальное окружение.

^ Тема 3. Конфликт: причины возникновения, структура,

динамика

Причинность в социальной среде. Потребность как внутренний побудитель активности субъекта. Понятия «дефицит» и «осознанная потребность». Противоречие интересов и осознанных потребностей – основа конфликтных взаимодействий. Четыре группы факторов, обусловливающих возникновение и развитие конфликтов: объективные, организационно-управленческие, социально - психологические, личностные.

Конфликт как целостная динамическая система. Конфликт как специфический социальный процесс. Компоненты социального конфликта: объективные и личностные. Объект конфликта – противоречивые интересы. Характеристика участников конфликта. Макро- и микросреда социального конфликта. Психологические доминанты поведения субъектов конфликта: мотивы, цели, интересы, ориентации, потребности. Основные типы характера личности. Взаимозависимость объективных и личностных элементов социального конфликта. Конфликтное поведение: стратегии и тактики.

Конфликт как один из способов развития общества и личности. Динамика конфликта как процесс изменений. Основные этапы развития конфликта: предконфликтная ситуация, собственно конфликт, послеконфликтный период. Специфические особенности основных периодов развития конфликта.

^ Раздел III. Виды конфликтов

Тема 1. Внутриличностные конфликты

Противоречия как природа внутриличностных конфликтов. Уровни развития психологических противоречий.

Концепции внутриличностного конфликта: психоанализ, гуманистическая психология, логотерапия, когнитивная психология, бихевиоризм, интеракционизм, психосинтез.

Специфика внутриличностного конфликта. Показатели внутриличностного конфликта. Условия возникновения внутриличностного конфликта: внешние, внутренние.

Виды внутриличностных конфликтов: мотивационный, нравственный, конфликт нереализованных желаний, ролевой, адаптационный, конфликт неадекватной самооценки, невротический конфликт. Последствия внутриличностных конфликтов. Суицид как деструктивный выход из внутриличностного конфликта.

Диагностика внутриличностного конфликта. Методики системы Фанталовой Е.Б. «Диагностика внутреннего конфликта».

Психологические условия предупреждения и разрешения внутриличностных конфликтов. Факторы и механизмы разрешения внутриличностных конфликтов.

^ Тема 2. Межличностные конфликты

Причины межличностных столкновений – объективно и субъективно несовместимые или противоположные интересы, потребности, ценности, установки, ориентации, мнения, способы поведения. Психологические особенности межличностных конфликтов.

Супружеские конфликты: типичные межличностные конфликты у супругов; характеристики семейнного конфликта; диагностика супружеского конфликта; способы разрешения конфликта в семье (модель «семейного совета»).

Конфликты во взаимодействии родителей и детей: факторы, способствующие их возникновению; диагностика конфликта между родителями и детьми; помощь в разрешении конфликтов родителей и детей в психологической практике.

Конфликты в звене «руководитель - подчиненный». Причины возникновения конфликтов по «вертикали»: объективные и субъективные. Методы психологической диагностики причин и особенностей конфликта между подчиненным и руководителем. Условия и способы предупреждения конфликтов «по вертикали».
^ Тема 3. Межгрупповые конфликты

Механизмы возникновения межгрупповых конфликтов: межгрупповая враждебность, объективный конфликт интересов, внутригрупповой фаворитизм.

Трудовой конфликт как вид социального конфликта. Сущность трудового конфликта. Виды трудового конфликта. Причины и функции трудовых конфликтов. Предупреждение и пути разрешения трудовых конфликтов.

Межэтнический конфликт: специфика, сущность, причины возникновения. Специфика внутренних национально-этнических конфликтов в России. Основные пути разрешения межэтнических конфликтов: институциональный подход, инструментальный подход.

^ Раздел IV. Управление конфликтами

Тема 1. Прогнозирование и профилактика конфликтов

Определение понятий «прогнозирование» и «профилактика конфликтов». Особенности прогнозирования и профилактики конфликтов. Принципы прогнозирования: системность, согласованность, непрерывность, верифицируемость, альтернативность, рентабельность.

Социально-психологические условия профилактики конфликтов. Объективные и организационно-управленческие условия предупреждения конфликтов. Этапы прогнозирования: предпрогнозная ориентация, сбор данных прогнозного фона, разработка базовой модели, построение поисковой модели, создание нормативной модели, оценка достоверности и точности прогноза, выработка рекомендаций.

Методы прогнозирования конфликтов: фактографический, статистический, прогнозная экстраполяция, прогнозная интерполяция, метод исторической аналогии, метод математического моделирования, метод экспертных оценок и т.д.

  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальностям «Домоведение», «Социально-культурный сервис и туризм» идругим сервисным специальностям Нижний Новгород iconНижегородский государственный педагогический университет
Основы делопроизводства: Учебно-методическое пособие: Для студентов, обучающихся по специальностям Социально-культурный сервис и...

Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальностям «Домоведение», «Социально-культурный сервис и туризм» идругим сервисным специальностям Нижний Новгород iconНижегородский государственный педагогический университет
Психодиагностика: Учебно-методическое пособие: Для студентов, обучающихся по специальности 100103. 62 – Социально-культурный сервис...

Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальностям «Домоведение», «Социально-культурный сервис и туризм» идругим сервисным специальностям Нижний Новгород iconНижегородский государственный педагогический университет
Психологический практикум: Учебно-методическое пособие: Для студентов, обучающихся по специальности 100103. 62 – Социально-культурный...

Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальностям «Домоведение», «Социально-культурный сервис и туризм» идругим сервисным специальностям Нижний Новгород iconНижегородский государственный педагогический университет
Психология делового общения: Учебно-методическое пособие: Для студентов, обучающихся по специальности 100103. 62 – Социально-культурный...

Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальностям «Домоведение», «Социально-культурный сервис и туризм» идругим сервисным специальностям Нижний Новгород iconКинесика
Для студентов, обучающихся по специальностям «Домоведение», «Социально-культурный сервис и туризм»

Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальностям «Домоведение», «Социально-культурный сервис и туризм» идругим сервисным специальностям Нижний Новгород iconЧеловек и его потребности
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневного и заочного отделений технолого-экономического факультета нгпу, обучающихся...

Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальностям «Домоведение», «Социально-культурный сервис и туризм» идругим сервисным специальностям Нижний Новгород iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы
Для студентов, обучающихся по специальности 100103. 62– Социально-культурный сервис и туризм, домоведение

Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальностям «Домоведение», «Социально-культурный сервис и туризм» идругим сервисным специальностям Нижний Новгород iconМетодические указания и задания к выполнению контрольной работы для...
«Менеджмент организации», 230500 «Социально-культурный сервис и туризм», 062100 «Управление персоналом»

Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальностям «Домоведение», «Социально-культурный сервис и туризм» идругим сервисным специальностям Нижний Новгород iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальностям «мировая экономика»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, изучающих дисциплину «Деньги, кредит, банки», обучающихся по специальностям...

Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальностям «Домоведение», «Социально-культурный сервис и туризм» идругим сервисным специальностям Нижний Новгород iconУчебно-методическое пособие Нижний Новгород
Мордашов Ю. Ф., Димов Н. Н., Жустев И. В. / Учебно-методическое пособие. Н. Новгород: вгипу, 2010. – 62 с

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница