Нижегородский государственный педагогический университет




НазваниеНижегородский государственный педагогический университет
страница1/11
Дата публикации19.05.2013
Размер1.13 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
vbibl.ru > Экономика > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ



Т.А. ФОКИНА



ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

Учебно-методическое пособие



для студентов, обучающихся по специальности 100100.62– Социально-культурный сервис и туризм, домоведение

и другим сервисным специальностям

в авторской редакции


Нижний Новгород

2010

Фокина Т.А.

Психология делового общения: Учебно-методическое пособие: Для студентов, обучающихся по специальности 100103.62 – Социально-культурный сервис и туризм, домоведение и другим сервисным специальностям. – Н.Новгород: НГПУ, 2010. – 77 с.

Подготовленное издание включает в себя программу курса, вопросы и задания для студентов, методические рекомендации, основные понятия, список рекомендуемой для изучения дисциплины литературы и др. Методическое пособие может быть использовано для обучения студентов по сервисным специальностям, таким как «Социально-культурный сервис и туризм», «Домоведение» и др.

Рецензент: ^ Л.Ю. Заикина, кандидат педагогических наук,

декан факультета экономики

и управления Нижегородского филиала

Московского гуманитарно-экономического

института

Отв. редактор: ^ С.М. Шевченко, кандидат технических наук, доцент, декан технолого-экономического факультета НГПУ

© Фокина Т.А., 2010

© НГПУ, 2010

СОДЕРЖАНИЕ


Предисловие 4

Учебная программа 7

Методические рекомендации по организации

самостоятельной работы 12

Методические рекомендации по подготовке к зачету 14

Вопросы к зачету 15
Методические рекомендации и задания по проведению тестирования 17

Рекомендуемая литература 45

Приложения:

Приложение 1. Основные понятия курса 46

Приложение 2. Десять шагов к лучшему успеху 51

Приложение 3. Границы личности 53

Приложение 4. Формулы самоконтроля 59

Приложение 5. Дифференциальная психокоррекция;

тренинг совладания со сложными ситуациями 60

Приложение 6. Профессиональный стресс 61

ПРЕДИСЛОВИЕ
Вопросы общения привлекают внимание не только ученых - психо­логов, социологов, философов, но и большинство людей. Общение пронизывает всю жизнь человека и яв­ляется обязательным компонентом практически каждой профессиональной деятельности. Существуют такие виды деятельности человека, успешность которых в значительной степени зависит от умения «донести» свои мысли до сознания других людей, убедить их в своей правоте, найти разумный компромисс, где нужда в знаниях законов протекания процессов общения чувствуется особенно остро. К таким видам деятельности, в частности, отно­сятся профессии предпринимателя, менеджера, спе­циалиста по маркетингу и рекламе, юриста, а также те профессии, которые раньше считались «кабинетными» - экономиста, финансиста, бухгалтера - им приходит­ся общаться со своими руководителями, с потенциаль­ными инвесторами, аудиторами, та­моженниками.

Естественный процесс общения, как процесс пере­дачи информации от человека к человеку, очень сло­жен по своему составу и по различным компонентам своего действия. Поэтому многогранность аспектов процесса общения должна изучаться на различных психологических уровнях: во-первых, на уровне общей психологии; во-вторых, на уровне психологии личности; в-третьих, на уровне социальной психологии.

Кроме чисто психологических проблем, со­ставляющих основу человеческого, в том числе, делово­го общения, необходимо учитывать и некоторые выра­ботанные человечеством правила общения, называемые этикетом. Зачастую они не имеют рацио­нального объяснения, выглядят «усложняющими жизнь» требованиями и нередко сильно различаются в зависимости от страны, национальных и социальных особенностей людей; но без их знания зачастую невозможно со­временное эффективное деловое общение.

Курс «Психология делового общения» представляет собой дисциплину, формирующую у сту­дентов профессиональные знания о сущности, законо­мерностях и методах эффективной организации и прове­дения делового общения, а также умения и навыки психологического воздействия на партнеров в ходе коммуникативного процесса.

В основу учебного курса положен социально-личностно-деятельностный подход, дающий возможность раскрыть основные элементы психологии делового общения в их единстве, взаимосвязи и взаи­мозависимости.

Цель учебного курса «Психология делового общения» заключается в формирова­нии у студентов знаний, умений и навыков по этике и психологии делового общения, а также психологической готов­ности к ведению эффективного коммуникативного процесса в деловой сфере.

Основные задачи курса:

  • раскрыть общетеоретические основы сущности и содержания этики и психологии делового общения;

  • познакомить будущих специалистов с основными аспектами коммуникативного процесса;

  • показать перцептивную, коммуникативную и инте­рактивную стороны общения, сформировать навыки понимания партнеров и самооценки в ходе делового общения;

  • раскрыть психологические приемы успешности общения в деловой сфере;

  • обосновать психологическую характеристику тех­ники и тактики аргументирования в ходе делового общения, национально-психологические особенности стиля проведения деловых встреч, переговоров;

  • познакомить студентов с приемами выбора стиля общения в ходе деловых встреч и переговоров;

  • повысить теоретическую и практическую подготовку студентов в отношении невербальных средств выражения и их учету в ходе делового общения;

  • сформировать у студентов навыки определения стратегии дискуссионно­го поведения и умения вести деловое обсуждение значи­мых проблем;

  • повысить теоретическую и практическую подготовку студентов по документационному обеспечению делового общения.

Преподавание и изучение учебного курса осуществляется в виде лекций, семинарских и практиче­ских занятий, групповых и индивидуальных консульта­ций, самостоятельной работы студентов. Итоговой фор­мой контроля знаний является зачет.

Требования к уровню подготовленности студента по программе учебной дисциплины «Психология делового общения»

Студенты должны знать:

  • психологические закономерности делового общения, его виды и формы;

  • деловую этику и этикет, этические нормы общения;

  • механизмы воздействия на людей в ходе ведения коммуникативного процесса;

  • усло­вия эффективного осуществления коммуникативного процесса;

  • психологические методы и приемы влияния на партнеров в ходе делового общения;

  • требования к руководителю организации в плане его представительности (имиджа), не­вербальных особенностей, умения вести дискуссию, бе­седу, полемику, спор;

  • документационное обеспечение делового общения.

Студенты должны уметь:

  • использовать знания по этике и психологии делового общения, формированию переговорного процесса, влиянию на партнеров;

  • создавать благоприятный психологи­ческий климат в процессе делового общения;

  • оказывать эффективное пси­хологическое воздействие на партнеров в ходе переговоров;

  • обеспечить документационно коммуникативный процесс;

  • разрабатывать технологию собственной успешной карьеры.

Студенты должны понимать:

  • место и роль делового общения в системе профессиональной деятельности;

  • значение невербальных особенностей поведения партнеров в ходе коммуникативного процесса;

  • необходимость строить коммуникативный процесс в интересах своей организации.

Все вышеизложенное объясняет логику построе­ния курса «Психология делового общения».

^ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Тема 1. Общие представления о психологии общения. Функции, виды, структура общения.

Предмет психологии общения. Место и роль обще­ния в системе общественных и межличностных отноше­ний. Уровни анализа общения: социальный и психоло­гический. Основные функции общения: коммуникатив­но-информационная, коммуникативно-регуляционная, коммуникативно-аффективная - и их характеристика.

Понятия деятельности и общения в психологической науке. Социальная природа деятельности.

Основные подходы к пониманию проблемы общения и деятельности: общение как вид деятельности, общения как средство деятельности, общение и деятельность как самостоятельные категории. Потребность в общении.

Место и роль общения в профессиональной деятель­ности специалиста.

Понятие взаимодействия в психологической науке. Основные теоретические взгляды зарубежных и отечест­венных исследователей на проблему взаимодействия. Особенности анализа взаимодействия. Типы взаимодей­ствия: сотрудничество, взаимопомощь и конкуренция, конфликт.

Транзактный анализ как одно из направлений по изучению межличностного взаимодействия. Основные эго-состояния в процессе взаимодействия людей: роди­тельское, взрослого, ребенка. Виды транзакций. Допол­нительные транзакции и их характеристика. Пересе­кающиеся транзакции и причины их возникновения.
^ Тема 2. Роль и место общения в структуре делового взаимодействия. Общие принципы, формы и характер делового общения.

Виды делового общения. Специфика обмена информацией в коммуникативном процессе. Средства коммуникации. Речь и ее характери­стика. Основные элементы технологии передачи инфор­мации: коммуникатор (отправитель информации), со­держание информации, способ передачи информации (непосредственный или опосредованный), рецепиент (по­лучатель информации), эффективность усвоения инфор­мации. Роль мотивации в восприятии и сохранении ин формации. Коммуникативные барьеры и их учет в процессе об­щения. Формирование первого впечатления. Механизмы восприятия человека человеком. Общая характеристика социальной перцепции. Пер­вое впечатление и точность интерпретации. Эффекты восприятия: эффект «ореола», эффект первичности и но­визны, эффект стереотипизации, эффект установки и их характеристика. Основные способы повышения точности восприятия других людей.

Основные механизмы понимания собеседника: иден­тификация (отождествление себя с другим), эмпатия (сопереживание), рефлексия (взгляд на самого себя гла­зами партнера).

Каузальная атрибуция как причинное объяснение поведения другого человека. Фундаментальная ошибка атрибуции.
^ Тема 3. Невербальные средства общения.

Понятие невербальной коммуникации. Место и функции невербальной коммуникации в межличностном общении. Вклад отечественных ученых в теорию невер­бальной коммуникации. Основные направления изуче­ния невербальной коммуникации; кинесика, пара- и экстралингвистика, проксемика, такесика и др.

Возможности контакта глаз для установления дове­рительного общения. Мимика, жесты и их характери­стика.

Пара- и экстралингвистика как система вокализации общения, включение в речь пауз и других вкраплений.

Основные рекомендации проксемики о нормах про­странственного расположения людей в процессе обще­ния.

Развитие и формирование способности к психологи­ческой интерпретации и пониманию невербального по­ведения.
^ Тема 4. Технология общения в различных деловых ситуациях: деловая беседа как основная форма делового общения.

Понятие деловой беседы. Структура деловой беседы и характеристика основных ее компонентов. Основные требования к подготовительному, основному и заключи­тельному этапам ведения деловых бесед. Классификация деловых бесед. Содержание деловой беседы при приеме на работу. Особенности беседы при внеплановом, добро­вольном уходе сотрудника из организации и в условиях вынужденного увольнения. Характеристика дисципли­нарных бесед. Психологические рекомендации по повы­шению эффективности деловых бесед.
^ Тема 5. Технология общения в различных деловых ситуациях: деловые переговоры.

Переговоры как разновидность общения. Общая ха­рактеристика переговоров: сущность, виды, функции. Динамика переговоров. Основные этапы переговорного процесса: подготовка к переговорам (организационная и содержательная), ведение переговоров, анализ результа­тов переговоров и выполнение достигнутых договоренно­стей.

Тактические приемы ведения переговоров. Психоло­гические условия успеха на переговорах. Влияние лич­ностного фактора на результат переговорного процесса. Основные требования к личности участников перегово­ров.

^ Тема 6. Технология общения в различных деловых ситуациях: деловые совещания.

Понятие делового совещания. Виды деловых совещаний. Выслушивание партнера как психологический прием. Техники и тактики аргументирования.
^ Тема 7. Технология общения в различных деловых ситуациях: публичные выступления.

Из истории ораторского искусства. Подготовка к выступлению. Приемы завоевания внимания аудитории. Риторические приемы в публичном выступлении.Общение с массовой аудиторией. Стили и модели общения с массовой аудиторией: ак­тивного взаимодействия, авторитарная, гиперрефлек­сивная, гипорефлексивная, дикторская и т. д. Основные компоненты продуктивного способа общения: ориентировка в целях и мотивах общения, ори­ентировка в специфике аудитории, ориентировка во временных, пространственных и иных условиях обще ния. Особенности опосредованного общения с массовой аудиторией. Специфика общения с теле - и радиоаудито­рией. Приемы и способы эффективного воздействия на массовую аудиторию.
^ Тема 8. Информационные средства в общении. Речевые уровни уверенного поведения.

Понятие информационных средств в общении. Уверенное и неуверенное поведение. Причины нарушений в общении. Субъективные и объективные трудности общения. Распространенность трудностей общения в разных возрастах. Застенчивость как специфическая трудность межличностного общения Психологическое содержание застенчивости. Типы за­стенчивости.

Дефекты общения и их характеристика. Нарушения общения и акцентуации личности. Влияние акцентуа­ций на характер межличностного общения. Ригидность

и тревожность как факторы дефектного общения. Дест­руктивное общение и формы его проявления: корыстная и агрессивно-конфликтная.
^ Тема 9. Манипуляции в общении.

Понятие личностного влияния. Коммуникативно-личностный потенциал и его характеристика.

Убеждение как ведущий способ воздействия на личность. Виды и приемы убеждений.

Внушение (суггестия) и его характеристика. Приемы внушения и средства противодействия суггестии.

Заражение как бессознательная подверженность ин­дивидов определенным психическим состояниям.

Подражание и его возможности для понимания дру­гого человека.

Подверженность человека основным способам воз­действия в зависимости от личностных характеристик.

Основные стратегии воздействия на человека: «импе­ративная», «манипулятивная», «развивающая». Мани­пуляция как один из видов психологического воздейст­вия, используемых для достижения одностороннего вы­игрыша. Средства и механизмы манипулятивного воз­действия: многовекторность воздействия, психологиче ское давление, психический автоматизм., эксплуатация личностных качеств адресата.

Распознание манипуляции и защита от нее. Основ­ные факторы сопротивления внешнему давлению и ма­нипулированию.
^ Тема 10. Технологии НЛП и другие психотехнологии успешного делового взаимодействия

Нейролингвистическое программирование и воз можности его использования в общении. Понятие репре­зентативной системы человека. Характеристика аудиа-листа, визуалиста и кинестетика. Внешние признаки определения ведущего канала восприятия.

Понятие сенсорной остроты и сенсорной гибкости. Основные приемы по их освоению. Ресурсное состояние человека и этапы вхождения в него.

Пойнтеры как умение задавать вопросы для уточне­ния смысла сказанного. Содержание ведущих пойнтеров.

Современные психотехнологии убеждающего воздействия. Психотехнология контрвоздействия. Факторы, повышающие эффективность внушающего воздействия. Приемы внушающего воздействия. Активные методы обучения навыкам эффектив­ного общения: групповая дискуссия, игровые методы, методы, направленные на развитие социальной перцеп­ции и т. д. Сценарии тренинговых занятий по повышению компетентности общения.
^ Тема 11. Стрессменеджмент в деловом взаимодействии: механизмы саморегуляции в процессе делового общения.

Понятие стресса. Стресс и эмоциональное выгорание специалиста. Признаки стрессового напряжения. Общая характеристика методов и приемов психологической самопомощи в борьбе со стрессом. Методы и приемы саморегуляции. Методы произвольной мысленной регуляции мышечного тонуса. Ментальные методы формирования психологической самозащиты. Методы и приемы самоуправления ритмом дыхания. Использование цвета как метод самопомощи. Психотерапия музыкой как метод самопомощи. Библиотерапия. Ароматерапия. Методы и системы самопомощи здоровью. Тренинг антистрессовой самопомощи.

^ Тема 12. Самопрезентация

Понятие самопрезентации. Теории самопрезентации. Стратегии самопрезентации. Отработка навыков самопрезентации.

Тема 13. Взаимное познание и самопознание в процессе взаимодействия с партнерами по общению. Основы психологической коррекции общения.

Способы самопознания в процессе делового взаимодействия. Социально-психологический тренинг как один из способов познания своих сильных и слабых сторон. Коррекция паттернов поведения в процессе психологического тренинга.

^ Тема 14. Формирование индивидуального стиля общения.

Понятие стиля общения. Составляющие стиля общения. Возможности отработки индивидуальных особенностей, характеризующих стиль общения в тренинге коммуникативной компетентности.

^ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования предусматривается выделение в учебных планах ВУЗов времени, отводимого на самостоятельную (внеаудиторную) работу студентов.

Известно, что в процессе обучения в ВУЗе удельный вес самостоятельной работы достаточно велик, следовательно, студенту необходимо овладеть правильной методикой организации самостоятельной работы. Большую помощь в этом вопросе может оказать книга Н. Е. Ерастова «Методика самостоятельной работы». - М.: Мысль, 1985.  В ней подробно изложены вопросы организации самостоятельной работы, методы обработки информации и использования полученных знаний в процессе учебы.

Работа над лекционным материалом включает два основных этапа: конспектирование лекций и последующую работу над лекционным материалом. Методика работы при конспектировании устных выступлений значительно отличается от методики работы при конспектировании письменных источников. Конспектируя письменные источники, студент имеет возможность неоднократно прочитать нужный отрывок текста, поразмыслить над ним, выделить основные мысли автора, кратко сформулировать их, а затем записать. При необходимости студент может отметить и свое отношение к этой точке зрения.  Поэтому при конспектировании лекции рекомендуется на каждой странице отделять поля для последующих записей в дополнение к конспекту.

Лекционная форма обучения предполагает решение комплекса задач, которые в зависимости от индивидуальных особенностей каждого студента могут казаться или легкими, или очень тяжелыми. Составляя конспект лекции, студенту необходимо выработать свой индивидуальный стиль деятельности.

Работу над конспектом лекции необходимо проводить в тот же или на следующий день после лекции. Для этого необходимо произвести следующие действия: 1) прочесть свои записи; 2) расшифровать и дописать отдельные сокращения; 3) проанализировать текст, установить логические связи между его элементами, в ряде случаев показать их графически, выделить главные мысли, отметить вопросы, требующие дополнительной проработки, в частности, консультации преподавателя.

Спецификой обладает и работа с учебными пособиями, монографиями, периодикой. Перечень вопросов, подлежащих изучению, приведен в учебно-методическом комплексе по данной дисциплине. Не все эти вопросы будут достаточно полно раскрыты на лекциях. Отдельные вопросы будут освещены частично или вообще не будут затронуты. Поэтому, проработав лекцию по конспекту, необходимо сравнить перечень поднятых в ней вопросов с тем перечнем, который приведен в литературе по данной теме, и изучить ряд вопросов по учебным пособиям, дополняя при этом конспект лекций.

На сессии будут прочитаны лекции не по всем вопросам курса. Часть тем будет вынесена на самостоятельное изучение студентами, прежде всего, с помощью учебных пособий. Следует хорошо помнить, что работа с учебными пособиями не имеет ничего общего со сквозным пограничным чтением текста. Она должна быть направлена на поиски ответов на конкретно поставленные в программе вопросы или вопросы для подготовки к зачету.

^ Результатом самостоятельной работы должно стать собственное самостоятельное представление студента об изученных вопросах.

Подготовка к семинарскому занятию требует, прежде всего, чтения рекомендуемых нормативных и монографических работ, их реферирования, выполнения контрольного задания и подготовки сообщения.

В предлагаемом пособии по курсу «Деловое общение» содержится 7 приложений, в которые вошло следующее содержание:

  1. основные понятия курса (Приложение 1);

  2. десять шагов к лучшему успеху (Приложение 2);

  3. границы личности (Приложение 3);

  4. формулы самоконтроля (Приложение 4);

  5. дифференциальная психокоррекция; тренинг совладания со сложными ситуациями (Приложение 5);

  6. профессиональный стресс (Приложение 6);

  7. упражнения (Приложение 7).

Кроме того, в рамках учебного курса предусмотрено тестирование, по тестам, предложенным в данном учебном комплексе.

^ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЗАЧЕТУ
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Нижегородский государственный педагогический университет iconМинистерство экологии и природных ресурсов нижегородской области...
Николина В. В. – проректор по учебной работе гоу впо «Нижегородский государственный педагогический университет», д пед н., проф....

Нижегородский государственный педагогический университет iconН ижегородский государственный педагогический университет кафедра...
Нижегородский государственный педагогический университет, Главный корпус (Нижний Новгород, ул. Ульянова,1)

Нижегородский государственный педагогический университет iconСоциально-педагогический потенциал сельской школы: историко-педагогический анализ
Работа выполнена в гоу впо «нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»

Нижегородский государственный педагогический университет iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
«Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет)

Нижегородский государственный педагогический университет iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
«Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет)

Нижегородский государственный педагогический университет iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
«Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет)

Нижегородский государственный педагогический университет iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
«Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет)

Нижегородский государственный педагогический университет iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
«Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет)

Нижегородский государственный педагогический университет iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
«Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет)

Нижегородский государственный педагогический университет iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
«Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница