Актуальность темы исследования. В последнее десятилетие в России происходит становление рыночных отношений и федерализация государственного устройства. В этих




Скачать 175.39 Kb.
НазваниеАктуальность темы исследования. В последнее десятилетие в России происходит становление рыночных отношений и федерализация государственного устройства. В этих
страница1/2
Дата публикации19.05.2013
Размер175.39 Kb.
ТипАнализ
vbibl.ru > Экономика > Анализ
  1   2
Введение

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В последнее десятилетие в России происходит становление рыночных отношений и федерализация государственного устройства. В этих условиях потребовался поиск новых средств поддержания стабильной бюджетной системы и устойчивости межбюджетных отношений. Большое значение в решении указанных проблем приобретает последовательная реализация принципов бюджетного федерализма.
Особого внимания заслуживает вопрос о соответствии существующего ныне механизма формирования доходов требованиям обеспечения реальной самостоятельности бюджетов. Как показала практика последних лет, данный механизм не обладает требуемой гибкостью. Он характеризуется высокой степенью централизации бюджетных средств, так как большая часть доходов региональных и местных бюджетов формируется за счет отчислений от регулирующих федеральных налогов, а также субъективизмом в установлении нормативов отчислений от регулирующих налогов.
Анализ межбюджетных отношений между центром и регионами, регионами и местным самоуправлением показывает, что передача на места полномочий не всегда сопровождается адекватным расширением их финансовой базы, что приводит к противоречию между имущественным и финансовым правом органов местного самоуправления, между возложенными на них полномочиями и реальными возможностями. Это в значительной степени усиливает асимметрию доходов и расходов местных бюджетов.
Поэтому реорганизация бюджетного устройства не должна ограничиваться совершенствованием бюджетных взаимоотношений между центром и субъектами Федерации. Ведущим направлением должно стать разграничение финансовых потоков между государством, регионами и
4
местным самоуправлением. Предоставление широких бюджетных прав органам местного самоуправления и повышение их финансовой самостоятельности позволит решать задачи местного уровня, не отвлекая значительных средств из государственного бюджета.
Степень разработанности проблемы. Вопросам изучения особенности реализации принципов бюджетного федерализма и связанных с ними экономических отношении посвящено множество научных публикаций и исследований таких ученых, как О.И Бетин, Е.В.Бухвальд,О.В.Врублевская, Л.Н.Лыкова, Ю.И.Любимцев, В.Г.Пансков, Д.А.Романовский, В.А.Рубан и др.
Большое внимание теме разделения полномочий между федеральным центром и субъектом уделяется в работах отечественных политологов, этнологов и юристов таких, как Р.Г Абдулатипов, Л.Ф.Болтенкова, Л.М. Дробижева, А.М.Мигранян и др.
В последние годы в связи с реформированием российской экономики было опубликовано немало работ ученых-экономистов, посвященных вопросам разработки, формирования социально-экономических составляющих российского федерализма. Это работы Э.Б.Алаева, Г.В.Горланова, С.Д.Валентея, Ю.С.Дулыцикова, В.И.Кушлина, Д.С.Львова, В.Е.Селиверстова, Л.В.Смирнягина, В.Ф. Шумейко и др. Большинство авторов рассматривает проблемы взаимодействия федерального центра и регионов как деятельность, направленную на институциональное обеспечение преимуществ каждого конкретного региона в развитии экономических основ федеративных отношений.
В работах Ю.П.Алексеева, П.А.Минакира, Н.А.Фоломьева, В.Ф.Уколова, Ю.В.Яковца и других рассматриваются возможности реформирования российской модели федерализма не только на уровне федеральной и региональной системы власти, но и на уровне производителей и собственников, а также рассматриваются теоретические основы регионального управления.
5
Однако к числу наименее проработанных в отечественной экономической литературе относится тема исследования взаимосвязи уровня и характера развития системы межбюджетных отношений и их роли в укреплении государственной власти.
Вопросы экономического развития страны, получившие свое отражение в том числе и в территориальном разрезе через изучение чл особенностей развития и размещения производительных сил,
рассматривались экономистами в нашей стране на разных этапах истории: А.Г.Аганбегяна, Ю.П.Алексеева, А.Н.Алисова, Д.А.Аллахвердяна, В.Н.Архангельского, Г.В.Базаровой, С.Д.Валентея, А.Г.Гранберга, К.В.Гусевой, Ю.С.Дулыцикова, И.Н.Евсеева, В.Н.Кириченко, А.М.Лаврова, В.Г.Лебедева, В.Н.Лексина, М.Я.Лемешева, С.Н.Леонова, Н.Н.Михеевой, В.П.Можина, Н.Н.Некрасова, В.С.Немчинова, В.П.Орешина, А.В.Сидоровича, В.И.Суслова, Я.Б.Хесина, В.Б.Христенко, В.И.Чалова, В.П.Чичканова, А.Н.Швецова, А.С.Шейнгауза, Р.И.Шнипера и др. В научных работах этих и других авторов изучены различные стороны государственного регулирования субнациональных экономик, особенности и механизмы регионального развития и эволюции федерализма.
В результате анализа работ наблюдается тенденция дальнейшего расхождения научного изучения содержательной стороны экономического развития с собственно проблемой совершенствования системы межбюджетных отношений. Это проявляется особенно в трудах исследователей, имевших практический опыт работы в финансовых органах.
При этом в проведенных исследованиях и теоретических разработках не нашли отражения ряд актуальных проблем современной российской системы межбюджетных отношений, ее эффективности функционирования и стимулирующей роли.
Актуальность проблемы и недостаточная степень ее разработанности •" определили цель и задачи диссертационного исследования.
6
Целью диссертационного исследования является научное обоснование направлений совершенствования межбюджетных отношений и регионального бюджетного процесса в условиях трансформируемой экономики и административной реформы в Российской Федерации.
Для достижения этой цели в диссертации предусматривается решение следующих задач:
- исследовать теоретические основы развития бюджетного федерализма в России;
- исследовать применимый к условиям России зарубежный опыт организации межбюджетных отношений;
- проанализировать эффективность государственной бюджетной политики на федеральном и региональном уровнях;
- определить основные механизмы административной реформы, совершенствование которых обеспечит развитие экономики Российской Федерации, ее субъектов, а также благосостояния ее граждан;
- на примере республики Бурятия предложить основные направления совершенствования регионального бюджетного процесса в условиях трансформируемой экономики.
Объектом исследования является процесс взаимодействия между государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации до начала административной реформы, а также возможные воздействия административной реформы на вышеуказанную систему.
Предмет исследования — социально-экономические отношения, возникающие в процессе развития межбюджетных отношений и построения эффективной бюджетной системы России на всех уровнях государственной и муниципальной власти.
Теоретической и методологической основой работы являются теории и концепции государственного территориального управления, теории региональной экономики, государственного регулирования бюджетной системы, межбюджетных отношений и бюджетной политики
7
государства в Российской Федерации, а также исследования отечественных и зарубежных экономистов в области бюджетного федерализма, пространственного распределения экономических, в т.ч. финансовых, ресурсов.
В рамках исследования использованы Бюджетный Кодекс Российской Федерации, указы Президента России, законы Российской
™ Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, законы
Республики Бурятия и др.
Научной новизной работы является раскрытие роли межбюджетных отношений в совершенствовании системы государственного территориального управления в Российской Федерации, заключающейся в определении содержания и принципов бюджетного устройства России, бюджетного федерализма и разработке на основе этого направлений совершенствования бюджетного процесса на федеральном и региональном
щ уровнях.
В диссертационной работе получены следующие теоретические и практические результаты, определяющие научную новизну:
1. определены базовые характеристики необходимого бюджетного устройства Российской Федерации, основанного на принципах бюджетного федерализма, а также четких критериев закрепления бюджетных полномочий за регионами и федеральным центром;
2. предложена схема, позволяющая конкретизировать место бюджетной системы Российской Федерации в осуществлении властных
^ полномочий исполнительных и законодательных органов федерального и
регионального уровня в ходе осуществления административной реформы и определения ее дальнейших перспектив;
3. на основе анализа недостатков существующей структуры государственного управления, выявлены недостатки административной реформы, сдерживающие процесс совершенствование механизмов
8
финансового обеспечения и реструктуризации бюджетной сети Российской Федерации;
4. сформулированы предложения, направленные на совершенствование регионального бюджетного процесса, в том числе в условиях административной реформы, включающие:
- самостоятельность бюджетов разных уровней (закрепление за каждым уровнем власти и управления собственных источников доходов и права самостоятельно определять направления их расходования; недопустимость изъятия дополнительных доходов, неиспользованных или дополнительно полученных средств в вышестоящие бюджеты;
- право на компенсацию расходов, возникающих в результате решений, принятых вышестоящими органами власти и управления; право предоставления налоговых и иных льгот
Ш, только за счет собственных доходов и т. д.);
- законодательное разграничение бюджетной ответственности и расходных полномочий между федеральными, региональными и местными органами власти и управления;
- соответствие финансовых ресурсов органов власти и управления выполняемым ими функциям (обеспечение вертикального и горизонтального выравнивания доходов нижестоящих бюджетов); нормативно-расчетные (формализованные) методы регулирования межбюджетных отношений и предоставления финансовой помощи;
^ - наличие специальных процедур предотвращения и разрешения
конфликтов между различными уровнями власти и управления, достижение взаимосогласованных решений по вопросам налогово-бюджетной политики;
- расширения налоговой базы субъектов РФ' и местного самоуправления.
9
- уточнение содержания Бюджетного Кодекса РФ, в части более полного определения понятий единой бюджетной политики, межбюджетных отношений.
Практическая значимость. Изложенные в диссертации выводы и предложения могут быть использованы при разработке основных направлений и задач реформирования межбюджетных отношений между федеральным и региональным уровнями, при внесении изменений и дополнений в законодательные и нормативные акты, регулирующие процессы осуществления федеральной, региональной и муниципальной экономической бюджетной политики Российской Федерации.
Выводы и предложения также могут быть использованы при
разработке и подготовке курса лекций по вопросам бюджетного
федерализма в государственном регулировании рыночной экономики
России и развитии межбюджетных отношений в Российской Федерации,
ш. на занятиях с государственными служащими.
Апробация результатов исследования. Основные выводы и предложения диссертационного исследования отражены в ходе выступлений на научно-практических и научно-методических конференциях в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, а также в публикациях автора и в практической работе.
Структура работы. Основное содержание диссертационной работы изложено во введении, в 2 главах, 6 параграфах, заключении и приложениях.
11
1.1. Законодательные основы современного бюджетного федерализма и государственного управления в России
Понятие «бюджетный федерализм» как и большинство новых для России понятий переходного периода, не имеет однозначного толкования. "Чаще всего с его помощью характеризуют самые различные аспекты финансовой децентрализации и самостоятельности территориальных образований. При этом, во-первых, «бюджетный федерализм» преимущественно отождествляется с межбюджетными отношениями1, во-вторых, подразумевается наличие субъектов указанных отношений в виде единого «центра» и «регионов»2, и, в-третьих, сами эти отношения не выходят за пределы субъектов федерации (не распространяются на системы местного самоуправления). Совокупность этих трех положений во многом определяет сущность современных представлений о финансовых механизмах государственного регулирования территориального развития, преимущественно сводя их к сфере бюджетно-налоговых отношений.
Понятие «бюджетный федерализм» получило широкое хождение среди российских специалистов в ходе известного исследования, проведенного в 1992 году миссией Мирового Банка3. Это исследование, проведенное на огромном фактическом материале (в том числе - большого числа зарубежных стран) и с учетом реальной ситуации в российских регионах, во многом определило контуры современной модели наших межбюджетных отношений и показало перспективы их развития.
1 Концепция реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 гг одобрена Постановлением правительства РФ от 30.07.1998., №862
2 Шамхалов Ф.И. Государство и экономика: основы взаимодействия.-М.:Финансы, ЮНИТИ, 1999.-c.165
3 Среди многих публикаций необходимо назвать монографию «Россия и проблемы бюджетно-налогового федерализма» под общей редакцией руководителя проекта Кристин Валлих (М., 1993 г.). На титульном листе этой книги, выпущенной издательством «Известия», помещена расшифровка названия, раскрывающая суть «бюджетно-налогового федерализма»: «бюджетные отношения между органами власти различных уровней в Российской федерации».
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Актуальность темы исследования. В последнее десятилетие в России происходит становление рыночных отношений и федерализация государственного устройства. В этих iconАктуальность темы исследования. Развитие рыночных отношений в России...
Актуальность темы исследования. Развитие рыночных отношений в России обусловливает необходимость эффективного функционирования рынка...

Актуальность темы исследования. В последнее десятилетие в России происходит становление рыночных отношений и федерализация государственного устройства. В этих iconАктуальность темы исследования. Развитие рыночных отношений в экономике...
Актуальность проблем рационализации природопользования в Республике и недостаточная их изученность определили выбор темы этой диссертационной...

Актуальность темы исследования. В последнее десятилетие в России происходит становление рыночных отношений и федерализация государственного устройства. В этих iconАктуальность темы исследования. В условиях интенсивного развития...
В условиях интенсивного развития рыночных отношений в экономике России коренным образом изменились организационно-экономические и...

Актуальность темы исследования. В последнее десятилетие в России происходит становление рыночных отношений и федерализация государственного устройства. В этих iconАктуальность темы исследований. В последнее десятилетие общей глобальной...
Нимании роли институтов государственного регулирования для решения проблем природопользования. Экономическое развитие создает предпосылки...

Актуальность темы исследования. В последнее десятилетие в России происходит становление рыночных отношений и федерализация государственного устройства. В этих iconАктуальность исследования. В последнее десятилетие XX века Россия...
Их взаимодействие, характерное для всей русской истории, принимало ярко выраженную конкретную форму в условиях той или иной эпохи...

Актуальность темы исследования. В последнее десятилетие в России происходит становление рыночных отношений и федерализация государственного устройства. В этих iconАктуальность темы исследования. Развитие рыночных отношений в России...
В этой связи перед вузами остро встали проблемы обеспечения жизнеспособности, поддержания финансового состояния на достаточном уровне...

Актуальность темы исследования. В последнее десятилетие в России происходит становление рыночных отношений и федерализация государственного устройства. В этих iconАктуальность темы исследования и постановка проблемы. Актуальность...
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью анализа гендерного сознания современных россиян. Процессы демократизации...

Актуальность темы исследования. В последнее десятилетие в России происходит становление рыночных отношений и федерализация государственного устройства. В этих iconАктуальность темы исследования. В условиях формирования рыночных...
В условиях формирования рыночных отношений принципы логистики применяются во многих отраслях экономики. В полной мере это можно отнести...

Актуальность темы исследования. В последнее десятилетие в России происходит становление рыночных отношений и федерализация государственного устройства. В этих iconАктуальность темы исследования. Эволюционные преобразования экономики...
Одним из важных факторов обеспечения конкурентных преимуществ и признания у потребителя является совершенствование качества машиностроительной...

Актуальность темы исследования. В последнее десятилетие в России происходит становление рыночных отношений и федерализация государственного устройства. В этих iconАктуальность темы исследования. Перспективы развития спиртовых и...
Осуществление предприятием инновационной деятельности обусловлено объективной необходимостью и закономерностями рыночных отношений,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница