Доклад учителя экономики Левадней С. В




Скачать 104.38 Kb.
НазваниеДоклад учителя экономики Левадней С. В
Дата публикации29.04.2013
Размер104.38 Kb.
ТипДоклад
vbibl.ru > Экономика > Доклад
19.11.2010

Формы представления результатов проектной

деятельности учащихся

доклад учителя экономики Левадней С.В.

  • 1. Цели и задачи проектной деятельности учащихся.

  • 2. Проектная деятельность – первые шаги исследователя. Основа проектной деятельности – направленность на результат.

  • 3. Формы презентаций проектной деятельности учащихся на разных этапах обучения.

  • 4. Путь учащегося-исследователя. Роль учителя.

  • 5. Разнообразие форм презентации как единый учебно- исследовательский процесс.

  • 6. Метод проектирования – один из способов получения образования.




  1. Цели и задачи проектной деятельности учащихся.




  • Проектная деятельность учащихся – совместная или индивидуальная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение заранее определенного результата деятельности.

Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Это перспективный метод обучения самостоятельной и целенаправленной деятельности учащихся, ведь по латыни проект (projectus) – выдвинутый вперед. Проектная работа, как правило, имеет личностно-значимую для автора цель, сформулированную в виде проблемы.

^ Цель проектной деятельности – создать условия, при которых учащиеся приобщаются к самостоятельному приобретению знаний из разных источников.

От классно-урочного обучения – к целесообразной деятельности ученика, с учетом его личных интересов и целей”

Учебный проект или исследование с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:

  • проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);

  • целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;

  • самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);

  • представление результатов своей деятельности и хода работы;

  • презентации в различных формах, с использованием специально подготовленный продукт проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);

  • поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;

  • практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;

  • выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;

  • проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

^ Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала.

Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.

Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.


  1. Основа проектной деятельности – направленность на результат.

Проект - это "пять П"

  • Проблема,

  • Проектирование (планирование),

  • Поиск информации,

  • Продукт,

  • Презентация.

Шестое "П" проекта - это его портфолио (папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта).

  • Для того, чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в т.ч. и новые, которые еще предстоит приобрести, и получить в итоге реальный, ощутимый результат.

  • ^ В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы.

  • ^ Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике.

Внутренний результат - опыт деятельности - станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.

"Метод проектов - это не алгоритм, состоящий из четких этапов, а модель творческого мышления и принятия решений" (Дж. Питт)


  • ^ 3. Формы презентаций проектной деятельности учащихся на разных этапах обучения.

Где много легких дел, там много и трудных” Лао-цзы

В зависимости от ДОМИНИРУЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ проект классифицируют как

    • Практико-ориентированный - нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика.

    • Исследовательский - по структуре напоминает научное исследование.

    • Информационный - направлен на сбор информации о каком либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для аудитории.

    • Творческий - предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов.

    • Ролевой – любой проект в той или иной степени ролевой.

Соответственно этому, одной из первоочередных задач проекта является

определение вида продукта и формы презентации.
От ее решения зависит, насколько

  • выполнение проекта будет увлекательным,

  • защита проекта – презентабельной и убедительной,

предложенные решения – полезными для решения выбранной социально значимой задачи.

Виды презентаций проектов

  • Бизнес-план

  • Выставка

  • Деловая игра

  • Демонстрация видеофильма

  • Диалог исторических или литературных персонажей

  • Защита на ученом совете

  • Игра с залом

  • Иллюстрированный анализ

  • Инсценировка реального или вымышленного события

  • Научная конференция

  • Научный доклад

  • Отчет исследовательской экспедиции

  • Пресс-конференция

  • Реклама

  • Ролевая игра

  • Соревнование, викторина

  • Спектакль

  • Спортивная игра

  • Теле-радиопередача

  • Форум

  • Экскурсия

Вашему вниманию представляется небольшой обзор опыта презентаций проектных работ в рамках предмета Экономика.

Элементы научной деятельности необходимы как одно из средств успешного обучения, начиная с самых первых шагов ученика в новый для них мир – новый предмет Экономика.

В самом деле, для прочного и качественного усвоения любого учебного материала, нужно не только прочесть учебник, а некоторым образом, провести анализ полученной информации, классифицировать её в системе знаний, сопоставить с прочими сведениями из смежных областей.

При этом желательно научиться получать информацию самостоятельно, в виде данных энциклопедий и первоисточников.

Наконец, неплохо научиться делать выводы из полученного, а также находить им практическое применение при решении конкретных задач.

Понятно, что выстраивание этой схемы - непростая задача для детей, тем более, в данном предмете, предназначенном для обучения в старших классах, и цель педагога – научить учащихся не просто предмету, а процессу обучения, раскрыть не только сложности трудного предмета, но и показать ученикам интересное и давно им знакомое.

Этому и должна способствовать конкретная научная деятельность учеников под руководством учителя.
Из предложенного перечня использовались практически все формы презентаций:

  • Бизнес-план

  • Выставка

  • Деловая игра

  • Демонстрация видеофильма

  • Диалог исторических или литературных персонажей

  • Защита на ученом совете

  • Игра с залом

  • Иллюстрированный анализ

  • Инсценировка реального или вымышленного события

  • Научная конференция

  • Научный доклад

  • Отчет исследовательской экспедиции

  • Пресс-конференция

  • Реклама

  • Ролевая игра

  • Соревнование, викторина

  • Спектакль

  • Спортивная игра

  • Теле-радиопередача

  • Форум

  • Экскурсия

Перечень выстроен определенным образом – в зависимости от уровня проектантов – возраста и степени готовности ученика к такого рода деятельности.



Выставка

Диалог исторических или литературных персонажей

^ Инсценировка реального или вымышленного события

Ролевая игра

Соревнование, викторина

Спектакль

Спортивная игра

Форум
Начальная школа


  • Ребенок в начальной школе изначально исследователь по своей природе. Он примеряет на свою личность разные роли, определяя свое место в мире.

  • Поэтому основная форма презентации – игровая деятельность.

  • В той же мере детей привлекает соревнование как определение своей значимости в социуме. Поэтому игры-презентации предпочтительнее проводить в конкурсной форме.

  • Отображение мира – реального и фантастического тоже присуще младшему детскому возрасту, поэтому может считаться частью проектной работы в начальной школе. Презентовать результаты этого поможет выставка.

  • И наконец, младшие принимают участие в проектах старших школьников как помощники, они выполняют свою часть проектной работы под их руководством.



^ Экономика для малышей

  • Для самых младших предпочтительнее проекты естественнонаучного характера, приближенные к окружающей действительности. Такой сложный предмет как экономика не преподается в начальной школе. Но малышей возможно приобщить к будущему изучению этого предмета с помощью проектной деятельности.

  • Это викторины экономической тематики – «История денег», которые проводят старшие школьники (в рамках своей проектной работы), выставки рекламы (своей школы, фантастических товаров, городов будущего и т.п.)

  • Игра «Экономический марафон» предполагает ролевую игру – младшие школьники примеряют роли Продавец и Покупатель, Бизнесмен, Налоговый инспектор и даже Деньги.

  • Форум – комплексная презентация под определенным девизом по нескольким номинациям. Экономический Форум проводится в нашем лицее под разными актуальными девизами( пример: «Я – гражданин России» по номинациям «Будущие президенты» с представлением предложений по улучшению жизни россиян, «Будущие журналисты» - эссе о жизни россиян и т.д.)



^ Деловая игра

Защита на ученом совете

Иллюстрированный анализ

Научная конференция

Научный доклад

Реклама
Средняя школа


  • Все предыдущие формы презентаций по-прежнему актуальны.

  • Но в средней школе учащиеся уже подготовлены для проведения самостоятельных исследований. Для начала самостоятельной работы – подходят презентации в форме иллюстрированного анализа и научных конференций». Также доклады могут быть представлены для защиты на ученом совете. И наконец, игровая деятельность переходит в фазу деловых игр.

Например, проекты анализа ичр стран, конкурс дизайнеров рекламы, конференция «Мой Экономический Герой», викторина «Азбука потребителя», конкурс предпринимательских проектов, Форум «Одаренные дети», конкурс предпринимательских проектов, деловая игра «Международный Экономический Саммит».

Бизнес-план

Демонстрация видеофильма

^ Игра с залом

Отчет исследовательской экспедиции

Пресс-конференция

Теле-радиопередача

Экскурсия
Старшая школа

    • Старшие школьники расширяют сферу проектной деятельности, применяя и разрабатывая навыки предыдущих проектов с помощью информационных и др. технологий. Бизнес-проекты расширяются, конкретизируются и представляются видеофильмами, отчетами. Продолжается работа с младшими – учащиеся устраивают пресс-конференции, экскурсии, игры и руководят их проведением. Проводятся исследовательские экспедиции с видеоотчетами. Старшие принимают участие в работе школьной радиостанции «Юности честное зерцало» и готовят самостоятельные радиопередачи.



^ 4. Путь учащегося-исследователя. Роль учителя.


  • Учащиеся часто развивают идеи своих проектов на протяжении нескольких лет – от названия и самого общего образа до детальной экономической проработки и реальных проектов для представления на самом высоком уровне.




    • Проект фантастической страны Океания 4-й класс

    • Предпринимательский проект фитнес-центра Саншайн 7 класс

    • Бизнес-план аквапарка 9 класс

    • Проект аквапарка в г. Химки11 класс




  • Дети, занимающиеся проектной работой, успешно учатся и приобретают необходимые навыки для дальнейшей учебы в выбранном вузе и для будущей профессии. Тому немало примеров в практике любого учителя-исследователя. Один из ярких образов ученика-исследователя - Трошина Марина, золотая медалистка, победитель Всероссийских экономических олимпиад, лауреат областных и Всероссийских конкурсов бизнес-проектов, губернаторский стипендиат. Марина начала заниматься проектной деятельностью ещё в начальной школе, продолжила в среднем звене, а в старшей школе её проекты уже получили самую высокую оценку. Сейчас она студентка Финансового Университета при Правительстве РФ, будущий ученый-экономист.


"В школе, в которой работают по методу проектов, первое слово - за ребенком, последнее - за учителем” (Э. Коллингс)

  • Задача учителя в работе над проектом - не столько преподавать, сколько создать условия для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике, стать не "предметником", а педагогом широкого профиля.



Список ролей, которые предстоит "прожить" учителю в ходе реализации проекта:



  • ^ 5. Разнообразие форм презентации как единый учебно- исследовательский процесс.


Разнообразие форм проектной деятельности – горная гряда от возвышенности до вершин” (Э. Коллингс)

  • Разнообразие форм проектной деятельности отражает степень готовности учащихся к проектной работе и необходимо для поддерживания интереса учащихся к исследовательской деятельности.




  • Все формы презентаций могут быть объединены как единый учебно-исследовательский процесс, в котором каждому найдется интересное приложение.




  • От простого к сложному, от небольшого к обширному – формы презентаций отражают восходящую образовательную траекторию учащихся на пути к ЗНАНИЯМ.

  • Впереди новые, более сложные проекты, а значит, и новые горизонты!


^ 6. Метод проектирования – один из способов получения образования.

«То, чему мы учились в школах и университетах,- не образование, а только способ получить образование»( Ральф Уолдо Эмерсон).

Метод проектирования – эффективный способ получения знаний, умений и навыков, а также формирования ключевых компетенций учащихся. Этому способствует весь обширный спектр презентаций. Своевременный, удачный, правильный выбор формы презентации дает возможность ученику полностью раскрыть свои возможности на данном этапе обучения с учетом его возрастных возможностей.
Главный, важнейший итог удачной презентации, и именно этому в наибольшей мере способствует правильный выбор формы представления проекта - повышение самооценки ученика и мотивации к дальнейшему обучению и научному творчеству

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад учителя экономики Левадней С. В iconДоклад на тему : «Развитие педагогического мастерства учителя»
В толковом словаре В. И. Даля значение слова «учитель» определяется как на­ставник, преподаватель

Доклад учителя экономики Левадней С. В iconДорогие обучающиеся, учителя, родители, и представители общественности!
Наш доклад познакомит вас с учебно-воспитательным процессом общеобразовательного учреждения, ресурсным обеспечением, качеством предоставляемого...

Доклад учителя экономики Левадней С. В iconИ. В. Кравцова Муниципальное образовательное учреждение «Егорьевская...
Добрый день, уважаемые коллеги. Вашему вниманию предлагается доклад по теме: Преемственность в работе учителя-логопеда и педагога-психолога...

Доклад учителя экономики Левадней С. В iconНе все учителя получат подарок к своему празднику
День учителя для столичных педагогов по традиции ассоциируется с материальным вознаграждением, которое они ежегодно получают от Рижской...

Доклад учителя экономики Левадней С. В iconПрограмма школьного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «кораблик»
Администрация, начальник лагеря, старшая вожатая, психолог, социальный педагог, учитель музыки, учителя физкультуры, учителя-предметники,...

Доклад учителя экономики Левадней С. В iconСтал ли Год Учителя годом достойной оплаты труда учителя ?
Прошедший 2010 год был объявлен Годом учителя. Эта инициатива заслуживала поддержки. Будущее России, особенно инновационное, невозможно...

Доклад учителя экономики Левадней С. В iconО любви своей рассказать хотим мы
«День Учителя», в котором приняли участие ученики 10-х, 11-х классов, а также учителя

Доклад учителя экономики Левадней С. В iconКомплексно-целевой программы школьного оздоровительного лагеря «кораблик»...
Администрация, начальник лагеря, старшая вожатая, психолог, социальный педагог, учитель музыки, учителя физкультуры, учителя-предметники,...

Доклад учителя экономики Левадней С. В iconТема: «Творческий рост и уровень профессиональной культуры учителя»
Содействовать формированию устойчивого интереса учителя осмыслению своей деятельности

Доклад учителя экономики Левадней С. В iconДоклад директора моу «Колталовская сош»
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница