Курсовая работа По дисциплине: «Экономическая теория»




Скачать 251.71 Kb.
НазваниеКурсовая работа По дисциплине: «Экономическая теория»
страница1/3
Дата публикации27.04.2013
Размер251.71 Kb.
ТипКурсовая
vbibl.ru > Экономика > Курсовая
  1   2   3




Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Калужский филиал

Курсовая работа

По дисциплине: «Экономическая теория»

На тему: «Государственное регулирование рыночной экономики»

Выполнила:

студентка Вересова О.В.,

группа ФНО, день,

факультет «М и М»,

специализация «Менеджмент организации»,

№ личного дела 08ММД46524

Проверил:

доц. Зельников О.И
Калуга 2009

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Необходимость вмешательства государства в макроэкономические процессы…………………………………………………………………………...5

2. Основные направления и методы регулирования государством рыночных экономик…………………………………………………………………………...9

3. Главные отличия государственного регулирования в России от развитых рыночных экономик……………………………………………………………..14

Заключение……………………………………………………………………….21

КТЗ- I…………………………………………………………………………......23

КТЗ- II…………………………………………………………………………….23

Список использованной литературы…………………………………………...25

Введение

Во все исторические эпохи экономическая деятельность людей объединяла два начала — индивидуальное и общественное. Индивидуальное начало обусловлено тем, что первичным экономическим агентом — будь то крестьянин, рабочий, предприниматель и т. д. всегда является конкретный человек. Этот человек преследует свои собственные, индивидуаль­ные цели. Использование и потребление результатов экономической деятельности также осуществляется конкретными людьми.

Одновременно экономическая деятельность требует объединения усилий многих людей, а также привлечения средств и возможностей, пре­доставляемых обществом. Вследствие этого любая экономическая деятельность, в конечном счете затрагивает интересы всего общества, а потом v становится объектом регулирования с его стороны. Поскольку на протяжении большей части истории человечества организующей силой общества является государство, то воздействие общества на экономику осуществляется, прежде всего через механизмы политической и экономи­ческой власти государства.

Необходимо создание такой экономической системы, фундаментом которой будет система государственного регулирования экономики страны, совмещенной с рыночными механизмами хозяйствования. Именно такое органическое сочетание двух основополагающих принципов построения экономических систем и позволит обеспечить условия возрождения экономического потенциала страны и создания действительно сильного государства. В этом и заключается актуальность данной темы.

Цель данной курсовой работы является исследование государственного регулирования рыночной экономики. Из данной цели вытекают следующие задачи:

1. рассмотреть необходимость вмешательства государства в макроэкономические процессы;

2. изучить основные направления и методы регулирования государством рыночных экономик;

3. описать главные отличия государственного регулирования в России от развитых рыночных экономик.

При написании курсовой работы использовались такие источники, как «Экономическая теория» под редакцией А.И. Архипова, С.С. Ильина,

Л.Г. Симкина «Экономическая теория», «Экономическая теория» под редакцией А.Г. Грязновой, В.М. Соколинского, Е.Ф. Борисов «Основы экономической теории» и др.

Идея государственного регулирования экономики основана на пред-| ставлении о возможности и желательности в той или иной степени центра-лизованного управления производством и распределением материальных благ. На базе государственного регулирования и централизо­ванного управления предполагается ускорить развитие экономики, обес­печить быстрые и крупномасштабные сдвиги в производственной, воен­ной и научно-технической сферах и уменьшить социальное неравенство.

Таким образом, государственное регулирование в широком смысле выражается в установлении государством общих правил поведения участников общественных отношений и их корректировке в зависимости от меняющихся условий. Его субъектами являются органы законодательной (представительной) и исполнительной власти.

В узком смысле государственное регулирование - одна из функций государственного управления, направленная на создание благоприятных экономических, правовых и организационных условий деятельности коммерческих и некоммерческих организаций, предпринимательства без вмешательства государственных органов в их производственную и хозяйственно-финансовую деятельность, за исключением специально предусмотренных законом случаев. Сейчас данная функция является приоритетной в управлении не только экономикой, но и социально-культурной сферой. 1



  1. ^ Необходимость вмешательства государства в макроэкономические процессы


Государство является формой политической самоорганизации людей на определенной четко очерченной территории. Особенность государства в отличие от других социальных организаций состоит в том, что оно воплощает всеобщую волю всех своих граждан и с этой точки зрения призвано выражать, защищать и реализовывать интересы всего общества. 2

Существует тесная взаимосвязь между государством и экономической системой. Состояние экономики самым непосредственным образом сказывается на эффективности и жизнедеятельности государства, а степень эффективности деятельности государственных органов оказывает большое позитивное или негативное влияние на состояние экономики. Экономическая система представляет собой один из основополагающих ингредиентов, на которых государство базируется.

Области, в которых необходимо вмешательство государства в экономику это прежде всего области, где перестает эффективно действовать механизм рыночной саморегуляции и требуется срочное вмешательство государства.

1. Правильная организация денежного обращения.

2. Предоставление государством общественных товаров. Механизм свободного рынка позволяет удовлетворять потребности, которые выражаются в денежной форме, через спрос. Однако существуют такие потребности, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в спрос. Речь идет об услугах коллективного пользования: национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальные сети коммуникаций, охрана общественного порядка, вакцинация, хлорирование питьевой воды и так далее. Здесь не обойтись без вмешательства государства в экономику.

3. Перераспределение доходов. Рынок признает справедливыми доходы, полученные в результате свободной конкуренции на рынках факторов производства, размеры доходов зависят от эффективности вложения факторов. В обществе же есть люди, не владеющие ни землей, ни капиталом, ни трудом (нетрудоспособные, неимущие). Они не участвуют в конкуренции, не получают никаких доходов. Существуют и люди, не имеющие работу, но трудоспособные, они не могут найти рыночное применение своему труду. Рыночное распределение доходов неприменимо к тем, кто занят производством общественных товаров, их содержание становится задачей государства, а не рынка.

Конкуренция служит основным регулирующим механизмом
в экономике. При конкуренции индивидуальные производители
и поставщики ресурсов могут лишь приспосабливаться к желаниям покупателей, которые рыночная система регистрирует и доводит до сведения продавцов. Конкурирующих производителей, подчиняющихся воле рыночной системы, ждут прибыль и упрочение их позиций; уделом же тех, кто нарушает законы рынка, являются убытки и в конечном счете банкротство.

Рост монополий резко изменяет эту ситуацию. Государство пытается регулировать ситуацию двумя способами. Оно образовывает государственные комиссии для регулирования цен и устанавливает стандарты на предоставляемые услуги. Федеральное правительство также использует антимонопольные законы.

Механизм рынка не реализует автоматически право на труд для тех, кто может и хочет работать. Заметим, что обеспечение указанного права не аналогично наделению всех трудоспособных членов общества гарантированными рабочими местами. Для эффективной работы рынка требуется оптимальный резерв рабочей силы, по ряду причин в рыночной системе неизбежна безработица, что ставит перед государством немало сложных проблем. Его обязанностью становится регулирование рынка рабочей силы с целью поддержания определенного уровня занятости, материального обеспечения людей, утративших рабочие места.

Монополизм и инфляция – это две тяжелые проблемы рыночной экономики, которая нуждается в проведении антимонопольной
и антиинфляционной профилактики.

Развитие фундаментальных научных исследований с длительными сроками окупаемости, высокой степенью риска и неопределенностью
в отношении прибыли практически не под силу рыночному механизму. Здесь государство стимулирует структурную политику и научно-технический прогресс. Да и рынок более эффективно работает при коммерческом освоении перспективных видов новой техники и технологии.

Государство проводит региональную политику, решая вопросы, возникающие при воздействии на рыночную экономику исторических, национальных, демографических и других нерыночных факторов. Региональная политика осуществляется при помощи финансовых стимулов
и государственных капиталовложений, которые обеспечивают привилегированное положение отдельным отраслям и регионам. В одних случаях поддержка оказывается отраслям и территориальным единицам, находящимся в состоянии затяжного кризиса; в других – поощряется развитие новых отраслей и видов производств – носителей научно-технического прогресса, призванных привести к прогрессивным структурным изменениям внутри отраслей, между отраслями и во всем народном хозяйстве в целом, к повышению его эффективности
и конкурентоспособности. В то же время могут приниматься меры по притормаживанию чрезмерной концентрации производства.

Реализация национальных интересов в мировой экономике (регулирование внешнеэкономических связей) предполагает проведение государством соответствующей внешнеторговой политики, контроль над международной миграцией капиталов и рабочей силы, воздействие на валютные курсы, управление платежными балансами и многое другое.

Таковы в общих чертах верхние максимально допустимые пределы государственного вмешательства в рыночную экономику.

Таким образом, государственное вмешательство рассматривается в качестве неизбежного и необходимого инструмента исправления негативных последствий рынка.

Государственное вмешательство в экономику может быть оправдано с экономических позиций в силу несостоятельности, несовершенства рынка экономики, однако, он не гарантирует реализацию социально-экономического права человека на достойное существование независимо от форм и результатов экономической деятельности. Малоимущие группы населения, такие, как престарелые, многодетные, одинокие матери, инвалиды нуждаются в поддержке, которую рынок не может им обеспечить.3

С помощью только рыночного производства невозможны глубокие структурные изменения производства, стратегические прорывы в области науки и техники, организация денежного обращения, оборона, охрана общественного порядка, энергетическая система, решение межнациональных и межгосударственных проблем и т.д. Эти, и многие другие функции берет на себя государство, доказывая этим необходимость своего вмешательства в макроэкономические процессы.


  1. ^ Основные направления и методы регулирования государством рыночных экономик

Государственное регулирование, является одной из основных форм участия государства в экономике. Оно оказывает влияние на распределе­ние ресурсов и доходов, на уровень и темпы экономического развития и благосостояния населения страны. Государственное регулирование экономики позволяет целенаправленно изменять темпы развития народного хозяйства и отдельных его структурных подразделений на основе перерас­пределения финансовых ресурсов. Цель государственного регулирова­ния — формирование наиболее эффективного развития национальной экономики, позволяющего повысить уровень благосостояния народа. Практическая реализация государственного регулирования предполагает выработку совокупности конкретных мер и механизма регулирования.

Способы, формы и методы регулирования во многом определяются теми целями и задачами, которые государство формулирует и ставит на длительную перспективу перед страной. Именно государство как веду­щий субъект экономической политики на основании своей власти и дей­ствующих государственных институтов может и должно увязывать между собой интересы различных групп, побуждать их проявлять свою активность и с помощью соответствующих механизмов направлять её в сторону определённой цели.

Государство призвано играть активную роль в регулировании экономических процессов и принятии мер по социальной защите населения. Государство концентрирует свои усилия на таких приоритетных направлениях, как:

- разработка экономической политики;

- развитие системы образования и здравоохранения;

- строительство и содержание транспортной сети;

- поддержание закона и порядка;

- обеспечение защиты окружающей среды и т.д.

Реализация экономической политики, задач макроэкономического регулирования возможна лишь при использовании совокупности мето­дов, инструментов, образующих механизм государственного воздействия на экономику. Для современной рыночной экономики характерно много­образие методов, форм и инструментов государственного регулирования. По способу функционирования различают административные, право­вые, прямые и косвенные формы и методы государственного регулирова­ния.

Административные методы охватывают те регулирующие действия, которые связаны с обеспечением правовой инфраструктуры. Задача при­нимаемых в этой области мер состоит в создании наиболее обоснованных для частного сектора правовых условий, формировании стабильной юридической обстановки для ведения дел. Административные методы вклю­чают меры запрета, разрешения, принуждения. К ним, в частности, отно­сится выдача лицензий, разрешающих какую-либо деятельность; уста­новление квот на экспорт и импорт, контроль над ценами, качеством продукции, доходами и др.

Государственное правовое регулирование осуществляется на основе гражданского и хозяйственного законодательства через систему норм и правил, устанавливаемых ими.

Прямое экономическое регулирование представляет собой такое ре­гулирование, при котором хозяйственные субъекты экономики вынуж­дены приходить к решениям, основанным не на собственном экономиче­ском выборе, а на предписаниях и решениях государства. Прямое регули­рование реализуется в форме безвозвратного адресного финансирования секторов, отраслей, территорий и отдельных предприятий. К ним отно­сятся субвенции и субсидии, которые включают разного рода дотации, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов (общена­ционального, регионального, местного). Сюда же входят налоговое зако­нодательство, нормативы в области амортизационных отчислений, опре­деленные бюджетные процедуры по государственным инвестициям, льготные кредиты и налоговые льготы.

Использование прямого регулирования часто приносит высокий эффект, способствует достижению оперативного экономического ре­зультата.

Косвенные формы экономического регулирования характеризуются тем, что государство не влияет прямо на принимаемые субъектами экономики решения. Такое регулирование лишь создает предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе экономических решений хозяйст­вующие субъекты стремились к тем вариантам, которые соответствуют целям экономической политики. К ним в первую очередь относятся регу­лирование объема денежной массы, определение условий предоставле­ния централизованных кредитов и ставки процента, политика в области налогов, валютного курса, таможенных пошлин и др. Достоинством дан­ных форм регулирования является то, что они не нарушают рыночной си­туации, не вторгаются неожиданно в хозяйственную жизнь организаций. Государство выполняет свои функции, применяя различные методы. Однако рыночная система предъявляет к ним определенные требования.

  1. Преобладающее влияние на рынок как самонастраивающуюся
    систему должны оказывать в основном экономические методы. Преобла­-
    дание административных методов неминуемо приведет к разрушению
    рыночного механизма. Это значит, что используемые государством эко­-
    номические методы не должны заменять собой рыночные стимулы.

  2. Применяя экономические регуляторы, государство должно посто­
    янно контролировать приносимые ими положительные или отрицатель­-
    ные эффекты, нести ответственность за долгосрочные последствия своих
    решений, а если требуется, то и исправлять их. Проводя экономическую
    политику, государство выступает инициатором, основным звеном. Успех
    макроэкономического регулирования в его возможности рационально организовать совместные дей­ствия всех участников проводимой политики.

  3. В условиях многонационального государства, каким является
    Россия, необходимо учитывать национальную специфику, которая ока­-
    зывает существенное влияние на результаты экономической деятельно­с-
    ти.

Следует подчеркнуть, что экономические и административные мето­ды хотя и противоположны по своему содержанию, но взаимосвязаны. Любой экономический регулятор несет в себе элемент администрирования, поскольку его исполнение контролируется той или иной государственной службой. Одновременно в каждом административном регуляторе есть определенное экономическое содержание, поскольку его реализация сказывается на поведении субъектов хозяйственной системы.

К экономическим инструментам относят те действия государства, ко­торые имеют воздействующий характер на определенные аспекты ры­ночного процесса. Речь идет прежде всего о методах влияния на совокуп­ный спрос, совокупное предложение, меру централизации капитала, ди­намику социальных и структурных процессов в экономике.

Общепризнанным дефектом рыночной экономики, корректируемым за счет государственного вмешательства, являются ее неэффективность в результате несовершенной конкуренции, неспособность рынка спра­ведливо распределять доходы среди различных категорий населения; не­стабильность, проявляющаяся в неполной занятости, инфляции, спадах производства и т. д. В связи с этим экономическая теория выработала, а практика использует совокупность экономических инструментов, ис­пользуемых государством для целей макроэкономического регулирова­ния в их взаимодействии. К числу таких инструментов, с помощью кото­рых государство оказывает экономическое воздействие на экономику, от­носятся государственные финансы. Основными направлениями такого воздействия государства являются следующие:

а) кредитно-денежная политика, основанная на регулировании ко­-
личества денег в обращении в целях воздействия на рост ВВП, уровень
цен, сглаживание изменений экономической конъюнктуры. Для этого ис­-
пользуются такие средства, как кредитная эмиссия, ставки рефинансиро­-
вания, операции на открытом рынке ценных бумаг и др. Кредитно-денеж­
ная политика имеет характер косвенного воздействия. Она реализуется
центральным банком, который, как правило, имеет относительную самос­-
тоятельность от законодательной и исполнительной властей;

б) валютная политика, направленная на обеспечение устойчивого
курса национальной валюты с помощью различных систем его поддержа­-
ния и активной политики национальных банков;

в) внешнеэкономическая, в том числе таможенная политика, на­-
правленная на регулирование ситуации внутри таможенной территории,
экономических взаимоотношений с другими государствами и защиту
внутреннего рынка и национальных производителей с помощью методов
тарифного и нетарифного регулирования;

г) политика в области государственных финансов, направленная как
на мобилизацию необходимых средств, так и на стимулирование эконо­-
мического развития посредством благоприятной налогово-кредитной
политики, льгот, финансирования и других инструментов.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курсовая работа По дисциплине: «Экономическая теория» iconКонтрольная работа по дисциплине Экономическая теория На тему: «Экономическая теория как наука»
Эти науки, изучающие структуру, элементы и грани, прямые и обратные связи экономической действительности, сложились в систему экономических...

Курсовая работа По дисциплине: «Экономическая теория» iconКурсовая работа по дисциплине: экономическая теория
Рынок труда как экономическая категория долгое время рассматривался как явление, присущее лишь капиталистическим странам, а безработица...

Курсовая работа По дисциплине: «Экономическая теория» iconКурсовая работа по предмету: «Экономическая теория» на тему: «Особенности инвестиций в России»
Введение 3

Курсовая работа По дисциплине: «Экономическая теория» iconКурсовая работа по дисциплине «Экономическая теория»
Денежно-кредитная политика (англ. Monetary policy) представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным...

Курсовая работа По дисциплине: «Экономическая теория» iconКонтрольная работа по дисциплине Экономическая теория

Курсовая работа По дисциплине: «Экономическая теория» iconКурсовая работа по дисциплине «Экономическая теория»
В последнее время стали появляться работы, посвященные конкретным экономическим и технологическим проблемам индустрии информатики,...

Курсовая работа По дисциплине: «Экономическая теория» iconКурсовая работа по дисциплине "Экономическая теория" на тему: «Рынок труда и безработица»
Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно,...

Курсовая работа По дисциплине: «Экономическая теория» iconПрактическая работа по предмету «Экономическая теория» (эт 96(17)) Вопрос 1
...

Курсовая работа По дисциплине: «Экономическая теория» iconКурсовая работа По дисциплине «Экономическая теория» На тему: «Инфляция»
Но если ранее инфляция возникала, как правило, в чрезвычайных обстоятельствах, (например, во время войны государство выпускало большое...

Курсовая работа По дисциплине: «Экономическая теория» iconКурсовая (контрольная) работа по дисциплине «теория финансового менеджмента»
Заключение

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница