Актуальность темы исследования. Проблема регулирования бюджетных отношений стоит перед нашим государством с самого начала экономических реформ т е с 1992 года




Скачать 175.59 Kb.
НазваниеАктуальность темы исследования. Проблема регулирования бюджетных отношений стоит перед нашим государством с самого начала экономических реформ т е с 1992 года
страница1/2
Дата публикации26.04.2013
Размер175.59 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Экономика > Документы
  1   2
Введение

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Проблема регулирования бюджетных отношений стоит перед нашим государством с самого начала экономических реформ т. е с 1992 года. Рыночные преобразования существенно повлияли на этот процесс, сделав его более сложным и многогранным. На всех своих этапах процесс бюджетной реформы характеризовался крайне сложными взаимоотношениями между федеральным центром и регионами, прежде всего по поводу разграничения бюджетно-налоговых полномочий и расходных обязательств, между органами власти и управления различных уровней, с чрезмерным уровнем политизации данного процесса отдельными субъектами Федерации. Принимая во внимание, как количество субъектов Российской Федерации, так и степень межрегиональных различий в налоговой базе и расходных потребностях, особое значение в обеспечении эффективного функционирования бюджетной системы приобретает такой инструмент межбюджетного регулирования, как финансовая помощь нижестоящим бюджетам из федерального бюджета.
Сами формы и способы, а также механизмы финансовой помощи бюджетам субъектов Федерации были подвержены изменениям почти с самого начала экономических реформ. При этом большая часть средств направлялась на выравнивание межтерриториального уровня предоставления общественных благ. Разработка механизма распределения трансфертов зачастую велась без учета того воздействия, которое в результате оказывалось на бюджетно-налоговую политику регионов. Недостаточно эффективный учет ряда факторов и неправильный расчет некоторых показателей, зачастую приводил к общей неэффективности использования того объема финансовых ресурсов, который выделялся в качестве финансовой помощи субъектам Федерации.
1*.-
Изучение, обобщение и анализ предыдущего опыта в сфере регулирования межбюджетных отношений- необходимо как для более
• полного понимания сути иоценки проведенных реформ, так. и для выработки новых предложений по качественному улучшению сложившейся модели межбюджетных отношений.
Еще одной причиной определяющей актуальность данного ,.ф, исследования является бедственное положение местного самоуправления:
Без реформы местного самоуправления невозможна общая стабилизация и планомерное рыночное развитие экономики государства; Органы местного самоуправления являются наиболее ущемленными в своих конституционно закрепленных правах, а местные бюджеты продолжают оставаться наименее
* обеспеченными в сравнении с другими уровнями бюджетной системы. Действие Федерального закона РФ от 06.10:2003 г., «Об общих принципах
* организации местного самоуправления в Российской Федерации»1
направлено на увеличение финансовой самостоятельности и ответственности органов местного самоуправления, в целом концепция нового закона призвана способствовать повышению эффективности действующей системы местного самоуправления:
Данные соображения и определяют актуальность темы исследования в
^ области регулирования межбюджетных отношений, направленного на
} теоретический и эмпирический анализ взаимодействия всех уровней органов
:: государственной власти и местного самоуправления по поводу более
эффективного разграничения налоговых полномочий и расходных
обязательств между ними.
Степень разработанности проблемы. Проблема бюджетного
федерализма и межбюджетных отношений, а также местного
самоуправления исследовалась и исследуется целым рядом специалистов в
% этой области- это: Анисимов, С. А., Абалкин Л-, Бирюков А. ?., Бухвальд К,
1 ФЗ от06.10.2003 г, №131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». // Российская газета 08; 10.2003 г.
Еодин А. ..Щ, Елазырин .-.Mi, ИгудюгА. Г., Игонина Л. И., ИгнатовВ; F., Лавров А. М., Максимова И,С, Макаров И: В;, Миляков И: В:, Поляк F. Б. #; Развитию и анализу проблем налогообложения и разграничения
налоговых полномочий между различными уровнями власти, посвящены работы Васильева ШШ, Панскова В;, Прониной Л. И;, Шёстова А. А., ШаталоваС.
^ Проблему административной составляющей бюджетной реформы
затрагивали в своих трудах Нещадин А., Николаев•> И., Шульгина И.
Весьма ценными являются практические исследования, в части
проблем эффективного применения в рамках бюджетного процесса
межбюджетных трансфертов;; и взаимодействия различных органов
•' государственной власти по поводу распределения финансовой помощи
между бюджетами, таких экспертов-экономистов как Трунина Т., Третнера
!# К., Синельникова С.
При всей огромной значимости и ценности проведенных исследований методологические и прикладные аспекты проблем государственного регулирования бюджетных отношений в РФ, остаются до конца неразработанными. До сих пор; несовершенной остается методика распределения средств ФФПР, недооценена роль Фонда регионального ^ развития, остра также проблема высокой бюджетной централизации,
решение этих и еще целого ряда других проблем требует планомерной и последовательной работы в области бюджетной и налоговой политики:
Цель и задачи исследования. Целью исследования является анализ бюджетно-налоговой политики государства с акцентом на межбюджетные отношения;, и выработка рекомендаций по повышению эффективности государственной политики бюджетного регулирования.
Достижение поставленной цели исходит из решения следующих задач: ф S целостно и детально рассмотреть развитие бюджетных
отношений в современной России, начиная с постсоветского периода^
5
выявить ее основные проблемы и противоречия на сегодняшний день, а также определить степень децентрализации бюджетной системы;
S отразить административную составляющую бюджетной
реформы^ сделать анализ реформы межбюджетных отношений конца 1990-х начала 2000 гг., с учетом дестабилизирующих факторов, выявить проблемные «точки соприкосновения» между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации, по поводу разграничения налоговых полномочий., проанализировать изменения бюджетно-налогового законодательства и их влияние в целом на ситуацию, выработать приемлемые критерии распределения межбюджетных трансфертов;
S показать наличие проблемы местного самоуправления в РФ,
определить основные недостатки действующей системы местного самоуправления, сделать анализ изменений в законодательстве о местном самоуправлении, обозначить возможные препятствия в его реализации на практике и пути их преодоления и определить возможные варианты решения проблемы доходов местных бюджетов;
S определить и сформулировать основные принципы
разграничения бюджетных полномочий между всеми уровнями власти в: ходе административной и^ муниципальной реформ;
S выявить особенности и проблемы функционирования основных
бюджетных фондов и рассмотреть механизм государственной финансовой помощи субъектам Федерации^ выявить недостатки и недочеты в этом механизме, и предложить способы их устранения;
Объектом исследования является бюджетная система РФ и ее основные составляющие.
Предметом исследования выступает совокупность социально-экономических отношений между федеральным центром., региональными властями и муниципальными образованиями по поводу разграничения бюджетно-налоговых полномочий и определения расходных обязательств каждого уровня власти в современной России^
6
4
Теоретическую и методологическую основу исследования
составляют труды отечественных и зарубежных ученых и экономистов, концепции, положения, оценки и выводы различных специалистов в области бюджетного федерализма и проблем бюджетно-налоговой политики.
Методологическую основу диссертационного исследования составили диалектический метод научного познания, методы теоретико-эмпирического исследования и метод системного анализа. В ходе диссертационного исследования были также применены методы структурно-функционального анализа, статистической обработки информации, логического анализа, группировки данных. В процессе обоснования теоретических положений, выводов и рекомендаций использовался инструментарий объектно-субъектного и статистического методов познания.

Информационно-эмпирическую базу исследования составляют: • нормативно-правовые акты РФ, обеспечивающие правовое
регулирование межбюджетных отношений - Конституция РФ, федеральные законы, Указы Президента, Постановления Правительства, а также монографии, публикации и исследования, отечественных и зарубежных экономистов, выступления и доклады на конференциях и семинарах по рассматриваемой проблематике,
* • официальные данные Госкомстата РФ, Минфина РФ, Государственного архива Ростовской области, аналитические материалы ряда научно-исследовательских институтов и центров, таких как Институт экономики переходного периода, Центр фискальной политики, Институт народнохозяйственного прогнозирования, Бюро правовой информации и др. На основе отчетных данных Минфина РФ, проведена обработка, и анализ значительного объем материалов по исполнению бюджетов Архангельской, Ивановской, Брянской, Орловской, Ростовской Саратовской, Томской и
# Читинской областей, а также Краснодарского края и Республики Татарстан за период 2000 - 2004 гг.
Рабочая гипотеза диссертационного исследования состоит в
выдвижении системы теоретических положений, согласно которым
• повышение эффективности системы регулирования бюджетных отношений
требует действенного и максимально функционального механизма
разграничения бюджетно-налоговых полномочий между всеми участниками
бюджетного процесса. Такой механизм должен быть выработан в условиях
f4, полного соблюдения основополагающих бюджетных принципов всеми
участниками бюджетного процесса и на основе анализа выявленных
бюджетно-налоговых тенденций, с учетом устранения их излишне
централизующих и дестабилизирующих бюджетную систему составляющих.
Основные положения, выносимые на защиту:
по специальности 08.00.05. - экономика и управление народным 7 хозяйством: макроэкономика:
1. Собственно экономические реформы, включая экономическое законодательство, существенно обогнали реформирование политических институтов, и потому дальнейшее совершенствование экономического законодательства будет постоянно натыкаться на ограничения административного и политического характера. Это уже можно наблюдать по практическому осуществлению дебюрократизации и снижения административных барьеров, развитию финансовых рынков, низкой инвестиционной активности, сегодняшняя реформа способна стать катализатором экономического подъема страны и повышения благосостояния народа.
2. Административная и муниципальная реформы в России имеют конкретное социально-экономическое содержание, обусловленное ориентацией на дерегулирование экономики, стимулирование и развитие предпринимательства, сбалансированное формирование самостоятельной бюджетно-налоговой политики субъектами межбюджетных отношений, повышение эффективности управления общественными финансами.
¦0
3. Одной из главных проблем нынешней бюжетно-налоговой системы является ее излишняя централизация и фискальная направленность.
• Формальная децентрализация бюджетной системы на деле, является жесткой
централизацией финансовых ресурсов в руках федерального центра, которая усиливается с каждым годом, поэтому необходимо:
- расширение собственных налоговых и иных доходных полномочий (.g, муниципальных образований;
- увеличение доходной части местных бюджетов за счет участия в вертикальном распределении важнейших федеральных налогов;
более эффективное решение вопросов связанных с муниципальной собственностью;
- формирование на региональном, а особенно на местном уровне своеобразных органов общественного контроля за исполнением региональными и местными органами власти своих прямых обязанностей;
принципиальное и категориальное разграничение понятий налоговых и доходных полномочий.
4. Сокращение межрегиональных различий в уровне социально-экономического развития субъектов РФ является главной задачей Фонда регионального развития (ФРР). Основной целью Фонда регионального
w развития, является сокращение межрегиональных различии в уровне
социально-экономического развития субъектов РФ. Неэффективность методики его расчета и явная недооценка значимости данного фонда может, на наш взгляд привести к серьезным дисбалансам в социально-экономическом развитии регионов.
по специальности 08.00.10 - финансы, денежное обращение и кредит:
1. Проведенный анализ ряда региональных бюджетов за период 2000 -
ф 2004 гг., показал, что финансовые проблемы региональных властей могут
быть преодолены за счет:
-•¦ частичного увеличения доли регулирующих налогов (и ставок по некоторым регулирующим налогам) в бюджеты-субъектов Федерации.
• - улучшения сбора некоторых групп»налогов;
- увеличение доли неналоговых доходов региональных бюджетов (в частности за счет увеличения доходов о предпринимательской и хозяйственной деятельности, а также увеличения доходов целевых ф} бюджетных фондов).
Снижение доли межбюджетных трансфертов в региональные бюджеты
произошло, в том числе за счет Фонда финансовой поддержки субъектов РФ.
2. Методика расчетов трансфертов Фонда финансовой поддержки
субъектов РФ для регионов с 1994 года претерпела многочисленные
изменения, с 2005 года предполагается ввести полностью пропорциональный
метод «подтягивания» доходов региональных бюджетов, внесен еще целый
ряд изменений: Однако методику необходимо продолжать совершенствовать,
один из основных недостатков методики на сегодняшний день, это
; сложность восприятия самой методики, в ней много математических
\ терминов и она недостаточно прозрачна.
; 3. Финансовая поддержка регионов должна стать более независимой
% от селективной отраслевой политики; В связи с чем представляется
^ целесообразным выделение в приоритет территорий отличающихся от
остальных по ряду показателей (уровень экономического развития, уровень
i жизни и т.д.) Экономическая поддержка этих депрессивных территорий;
; может оказываться на долевых началах из федерального бюджета^
внебюджетных фондов регионального развития., специальных фондов,
создаваемых за счет средств заинтересованных субъектов Федерации, а
также путем участия государства в реализации проектов, осуществляемых
на акционерной основе.
* Научная новизна диссертационного исследования состоит в разработке эффективной и комплексной модели регулирования бюджетных и
^] налоговых отношений между федеральными органами государственной
власти, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления в результате, которого произошло бы справедливое и эффективное разграничение доходных источников и расходных обязательств между всеми уровнями власти^ в условиях полного соблюдения принципов бюджетной системы и основ гражданского общества:
Элементы научной новизны состоят в следующем:
по специальности 08;00.05. - экономика и управление народным хозяйством: макроэкономика:
• показаны основные направления снижения неравенства бюджетной обеспеченности территорий за счет централизации в федеральный бюджет наиболее неравномерно распределенных источников доходов и закрепление за субфедеральными бюджетами наиболее равномерно распределенных;
• определены, и предложены возможные пути эффективного взаимодействия органов местного самоуправления с институтами гражданского общества, с физическими и юридическими лицами по поводу эффективного и взаимовыгодного управления собственностью на местном уровне (решение вопросов муниципальной собственности, ЖКХ и др.)
• показаны возможные трудности при реализации ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»:, на примере Ростовской области (проблемы определения границ некоторых спорных территорий, проблема кадрового обеспечения новых структур, финансовые и другие проблемы); а также пути и способы преодоления этих проблем
• обоснована необходимость преодоления ситуаций., когда выравнивающие трансферты просто покрывают разрыв между доходами и расходами субнациональных бюджетов, минимизация издержек на сбор и обработку исходной информации при расчете и применении выравнивающих трансфертов.
по специальности 08.00.10 — финансы, денежное обращение и кредит:
• сформулированы критерии и методика распределения межбюджетных трансфертов на основе которых возможно поэтапное изменение принципов вертикального и горизонтального выравнивания бюджетной системы);
• обоснована значимость и необходимость изменения методики распределения средств Фонда финансовой поддержки субъектов РФ (ФФПР)., а также связь между улучшением состояния бюджетной обеспеченности регионов и снижением доли межбюджетных отчислений в бюджеты регионов;
•¦¦¦ показана недооценка значимости Фонда регионального развития для развития территорий., и доказана необходимость изменения методики его расчета, выражающаяся в изменении ряда показателей методики («объем внешнеторгового оборота», «валовой региональный продукт», «обеспеченность населения субъекта Федерации объектами инженерной инфраструктуры», интегральный показатель «отклонения социально-экономического развития каждого субъекта РФ»);
• предложены направления и способы решения проблемы финансового обеспечения регионов:
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в комплексной разработке стратегии бюджетного развития, с учетом вносимых изменений в методику бюджетного регулирования в рамках бюджетной и налоговой реформ. Материалы; теоретические выводы и предложения диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе для совершенствования программ учебных курсов по изучению государственных финансов, бюджетной и налоговой политики; а также в процессе преподавания курсов «Государственное регулирование экономикой»., «Финансы и кредит», спецкурса «Налоги и налогообложение» и др.
Апробация результатов исследования. Материалы, а также основные теоретические и практические результаты диссертационного исследования были представлены на научно-практических конференциях молодых ученых в СКАГС, и на региональной научно-практической конференции в РГЭА (РИНХ), в г. Ростове-на-Дону в период 2003 -2005 гг., и изложены в 5 публикациях общим объемом 3,5 п.л.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения, списка использованных источников, приложения, содержит 2 диаграммы, 11 таблиц, изложена на 185 страницах.
13
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Актуальность темы исследования. Проблема регулирования бюджетных отношений стоит перед нашим государством с самого начала экономических реформ т е с 1992 года iconАктуальность темы исследования. Результативность и восприятие обществом...
Гармоничное развитие потребительского рынка во многом связано с совершенствованием методов и инструментов государственного регулирования,...

Актуальность темы исследования. Проблема регулирования бюджетных отношений стоит перед нашим государством с самого начала экономических реформ т е с 1992 года iconАктуальность темы исследования
Создание эффективной экономики, обеспечивающей высокий уровень и качество жизни населения, выступает главной целью экономических...

Актуальность темы исследования. Проблема регулирования бюджетных отношений стоит перед нашим государством с самого начала экономических реформ т е с 1992 года iconАктуальность темы исследования. Анализ социально экономических процессов,...
Количественная оценка результатов, получаемых в процессе макроэкономического исследования, является информационной основой для таких...

Актуальность темы исследования. Проблема регулирования бюджетных отношений стоит перед нашим государством с самого начала экономических реформ т е с 1992 года iconАктуальность темы исследования. Актуальность темы исследования, на...
...

Актуальность темы исследования. Проблема регулирования бюджетных отношений стоит перед нашим государством с самого начала экономических реформ т е с 1992 года iconТеории инфляции 20 века
Проблема инфляции одна из важнейших экономических проблем, возникших перед человечеством в двадцатом веке. Многие именно из-за инфляции...

Актуальность темы исследования. Проблема регулирования бюджетных отношений стоит перед нашим государством с самого начала экономических реформ т е с 1992 года iconАктуальность темы исследования
Основным направлением экономической взаимозависимости развития отдельных стран, регионов и предприятий стал процесс дальнейшего углубления...

Актуальность темы исследования. Проблема регулирования бюджетных отношений стоит перед нашим государством с самого начала экономических реформ т е с 1992 года iconАктуальность темы исследования. Развитие рыночных отношений в экономике...
Актуальность проблем рационализации природопользования в Республике и недостаточная их изученность определили выбор темы этой диссертационной...

Актуальность темы исследования. Проблема регулирования бюджетных отношений стоит перед нашим государством с самого начала экономических реформ т е с 1992 года iconАктуальность темы исследования. На современном этапе динамичное развитие...
Важным элементом системы государственного регулирования процессов расходования бюджетных средств является закупочная политика товаров,...

Актуальность темы исследования. Проблема регулирования бюджетных отношений стоит перед нашим государством с самого начала экономических реформ т е с 1992 года iconАктуальность темы исследования. В россии до сих пор остро стоит проблема...
Так, в развитых странах создание логистических систем позволило снизить общие логистические издержки на 12-35 %, в том числе снижение...

Актуальность темы исследования. Проблема регулирования бюджетных отношений стоит перед нашим государством с самого начала экономических реформ т е с 1992 года iconАктуальность темы исследования. Проблема человека одна из самых вечных...
Актуальность темы исследования. Проблема человека одна из самых вечных проблем религии и философии, биологии и медицины, психологии...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница