Российское




НазваниеРоссийское
страница1/30
Дата публикации16.03.2013
Размер3.48 Mb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30


А.М. Новиков

РОССИЙСКОЕ

ОБРАЗОВАНИЕ


в новой эпохе


парадоксы наследия
векторы развития
(публицистическая монография)
Москва

Эгвес, 2000

ББК 7400

7456

Новиков А.М.

Н73 Российское образование в новой эпохе / Парадоксы на-

следия, векторы развития. – М.: Эгвес, 2000. – 272 с.

Аннотация
В книге содержится авторская концепция развития Российс­кого образования в условиях перехода человечества в постин­дустриальную эпоху развития. Осуществлен комплексный подход к анализу развития образования как целостной систе- мы – от дош­кольного до послевузовского образования во всех его основных формах.

В книге содержится анализ парадоксов, доставшихся в нас-ледство российской системе образования, и векторов ее даль-нейшего развития в виде четырех ведущих идей, соот­ветству-ющих четырем основным субъектам – «потребителям образо­вания»: личности, обществу, производству (в широком смыс- ле – как материальному, так и духовному) и самой системе образова­ния. Соответственно, это идеи: гуманизации образо-вания, демок­ратизации образования, опережающего образова-ния, непрерывного образования. Каждая идея развивается в совокупности принципов, выделенных по строгим основаниям их классификации и условий их реализации.

ISBN-5-71148-080-х ББК 7400

© Новиков А.М., 2000. 7456


ПРЕДИСЛОВИЕ

Глаголом жги сердца людей.

^ А.С. Пушкин

Как уважаемый Читатель мог прочесть в назва­нии книги, речь в ней пойдет о судьбах российского образования в «новой эпохе». Казалось бы, согласно общепринятому мнению, «новая эпоха» связана с наступлением нового ХХI века, нового треть- его тысячелетия. Но речь пойдет вовсе не об этом. Автор абсо-лютно равнодушен к так называемым «круглым датам». Ведь все системы отсчета относительны. Для христианс­кого мира это действительно «круглая» дата – новое тысячеле­тие. Но у пред-ставителей иудаизма совсем другое летоисчисление, у жителей Юго-восточной Азии – другое и так далее.

Так что дело не в этом. Дело совсем в другом. Дело в том, что человечество уже достаточно давно – где-то лет двадцать – двадцать пять тому назад перешло в принципиально иную эпоху своего существования. Об этом мы будем говорить ни- же. Но это новая эпоха требует совсем иной, чем было до того, организации об­щества, его экономики, социальной, культурной его жизни, в том числе организации всей сферы образования.

«Суха теория... везде, а древо жизни пышно зеленеет!» – восклицает Мефистофель в «Фаусте» И.В. Гете. Нынешняя жизнь системы образования в России преподносит удивитель- ное многооб­разие творческих поисков образовательных систем моделей обра­зовательных учреждений, содержания, форм и методов обучения и т.д. В то же время эта ярчайшая палитра практического опыта требует теоретического осмысления, обобщения определенной классификации для того, чтобы вы-явить общие тенденции, перс­пективные направления разви- тия системы образования страны.

Сегодня модно говорить и писать о реформе образования. А в книге речь пойдет именно о развитии. Почему?

«Реформа образования (общего среднего, начального про­фессионального, среднего профессионального, высшего) успеш-но завершена», – пишут одни авторы. «Реформа образования еще не начиналась» – пишут другие. Кто же прав?

Думается, ни те, ни другие. ^ Реформа идет. Мучительно, подчас подспудно, с трудом пробивая себе дорогу. Началась она «сверху». Пожалуй, в 1988 году, когда в результате сли- яния трех образовательных ведомств в Гособразование СССР разом прекратился поток приказов, циркуляров, инструкций и других многочисленных указаний, направляемых из Моск- вы в учебные за­ведения. Так, автор как-то специально под- считал, что только на союзном уровне и только в профессио-нально-технические училища бывший Госпрофобр СССР до 1988 г. направлял в среднем по 350 документов в год – по одному на каждый день, включая выходные! А еще были: ре-спубликанский комитет, областные управления, ор­ганы на-родного контроля, прокуратуры и т.п.

И вот этот бумажный водопад разом иссяк: за весь 1988 г. в профтехучилища ушел всего один документ, что первоначально вызвало полный шок руководителей учебных за­ведений.

Затем была, «Концепция общего среднего образования», раз­-работанная Э.Д. Днепровым, В.В. Давыдовым, В.П. Зинченко, Б.М. Не­менским, А.В. Петровским и многими другими уча-стниками Времен­ного научного коллектива «Школа», и вы-звавшая широчайший резо­нанс во всей стране. Была «Учи-тельская газета» В.Ф. Матвеева, был «новый хозяйственный механизм в народном образовании» (1989г.) и т.д. В 1992 г. был принят прогрессивный в своей ос­нове Закон РФ об обра-зовании, который, кстати, во многом до сих пор не выполня- ется, а новая редакция Закона (1996 г.) была оп­ределенным шагом назад.

Но почти одновременно, также примерно с 1988 г., начала осуществляться реформа «снизу» благодаря, в основном, ини-циативе наиболее активных и дальновидных руководителей образова­тельных учреждений: стали стремительно разрастать-ся гимназии, университеты и академии, высшие профессио-нальные училища, обще­образовательные и профессиональные лицеи и колледжи, центры непрерывного образования, инсти-туты развития образования и т.д. – подчас несмотря на мощ- ное противодействие властей – многие инновации руководи-

телями учебных заведений вводились и продолжают вводиться «тайком от начальства».

Идет реформа и сейчас. К сожалению, медленно. К сожале­нию, в основном, «снизу». К сожалению, вперед продвигается сравнительно небольшая часть образовательных учреждений, возглавляемая прогрессивными руководителями, а многие другие учеб­ные заведения еще пребывают в застойном состо-янии. Но идет. Российская система образования, подобно ска-зочному барону Мюн­хгаузену сама себя за волосы вытаскивает.

В то же время развитие системы образования, очевидно, не сводится только к реформе. Реформа – это преимущественно рево­люционный путь развития. Он безусловно необходим се-годня – но­вой стране нужна новая система образования. Но реформа как от­носительно резкое изменение устройства и фун-кционирования об­разовательной системы будет затрагивать в основном ее органи­зационные, правовые, экономические, уп-равленческие аспекты. В то же время глубинные аспекты: ди-дактические, методические, воспитательные и т.д. относятся, наверное, к эволюционному развитию – они требуют пере-стройки сознания работников образо­вания, накопления опре-деленного опыта, переподготовки педаго­гических кадров и т.д. – на все это уйдут годы и годы. Кроме того, многие про- блемы оказываются настолько сложными, что только сейчас, не в первый год реформ в стране мы начинаем осознавать их сложность, практически еще и не приступив к их решению.

Таким образом, в книге речь пойдет о развитии образования.

В настоящей публикации, представляемой на суд читателю, делается попытка, пожалуй впервые, рассмотреть перспективы развития системы образования как целостной системы, включающей все его подсистемы от дошкольного, общего среднего образования, начальной профессиональной подго-товки молодежи до высшего и последипломного образования и во всех основных аспектах: со­держательных, организаци-онных, управленческих, финансовых и т.д. Надо признаться, что попытка эта была очень непростой: ведь до сих пор все пуб-ликации в области образования были пос­вящены либо, в подавля-ющем большинстве, проблемам общеобразо­вательной школы, либо проблемам начального профессионального образования, либо среднего, либо высшего и т.д. – порознь. Но по глубокому убеждению автора новая система народного образо­вания дол-

жна стать единой. Хотя у каждой ее подсистемы, в том числе дошкольного, общего среднего начального, среднего, выс­шего профессионального образования, а также последипломного, до-полнительного были и остаются собственные проблемы, своя специфика, но в то же время границы между ними по многим пара­метрам стремительно размываются.

Возможно, у автора были некоторые основания взяться за столь широкое научно-литературное полотно: автор когда-то пре­подавал в школе и техникуме, всю свою научную жизнь занимался проблемами научно-методического обеспечения профессиональ­но-технического и среднего специального образования, подготов­ки и переподготовки кадров на производстве; в настоящее время преподает в ВУЗе и ИПК; руководит аспирантами и докторантами.

Поскольку в книге сделана попытка обобщенного анализа об­разовательной системы, то он требует и обобщенной терми- ноло­гии. Так, по тексту мы нередко будем говорить о школе в обо­бщенном смысле – как об образовательных учреждениях всех типов и уровней, как о всей системе образования; также и об учителе, учителях, подразумевая при этом всех, кто учит и воспитывает.

В основу книги легли многочисленные статьи по вопросам развития образования, опубликованные автором в последние годы в журналах «Педагогика», «Магистр», «Профессионал», «Специа­лист», в «Учительской газете» и т.д., материалы преды-дущих книг, циклы лекций, прочитанных в институтах и на факультетах повышения квалификации работников образова- ния, а также обобще­ние опыта передовых образовательных учреждений и органов уп­равления образованием многих реги-онов Рос­сийской Федерации, других стран СНГ и дальнего за-рубежья.

Позиции автора нередко резко расходятся с общепринятыми мнениями, устоявшимися образовательными канонами. Ав- тор, прора­ботав всю жизнь в сфере образования, является ее горячим пат­риотом. Но сегодня одним «ура-патриотизмом» ничего не добьешь­ся – нужен трезвый анализ достоинств и, особенно, недостатков, сложившихся к сегодняшнему дню. Только острокритический подход к стратегическим проблемам развития российской школы может подсказать пути выхода из кризиса и эффективность развития в новых социально-эко-

номических условиях. Поэтому в дальнейшем изложении материала не сглаживаются, а подчас и специально обостряются возникшие противоречия, не подбираются деликатные выра-жения в критике недостатков, часто приходится говорить о вещах, неприятных для тех или иных категорий работников системы народного образования.

Но при этом автор в свою очередь готов принять критику в адрес своей рабо­ты, и за что заранее выражает благодарность чи-тателям.

В то же время главная задача – не в критике сложившихся недостатков, а в том, чтобы проанализировать и предложить конструктивные идеи, принципы и условия развития системы рос­сийского народного образования, изложив их в определен- ном сис­тематизированном виде1. Насколько удалось автору ре-шить эту задачу – судить читателю.

^ РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В НОВОЙ ЭПОХЕ

О, Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь!
А. Блок

Сегодня отечественное образование мучительно ищет новые пути преодоления кризиса.

Прежде, чем рассматривать возможности и направления вы-хо­да из этого кризиса, попробуем разобраться в его причинах.

Причины кризиса можно объяснять по-разному. Наиболее час­то в печати, выступлениях работников образования указываются такие причины, как низкая заработная плата учите-лей и препода­вателей, отставание образования от научно-тех-нического прог­ресса, низкое качество подготовки молодежи, недостатки в его нравственном, трудовом воспитании и т.д. Кроме того, говорится о формализме в учебно-воспитательном процессе, проявляющемся в «педагогике мероприятий», о сла- бой материально-технической ба­зе многих учебных заведений и т.п.

Конечно, все эти причины имеют место. Однако, если попы­таться заглянуть поглубже, можно увидеть другие причины, бо-лее общие, так сказать причины второго порядка, объясняющие недос­татки всего народного образования в стране – и общего, и про­фессионального. Это – духовное обнищание общества как в бывшей командно-административной системе, так и в перестро-ечный и постперестроечный период, снижение авторитета зна-ний; все еще остающееся тотальное огосударствление школы, остаточный прин­цип финансирования образования: «валовый», экстенсивный подход к его развитию и др.

Если попытаться проанализировать проблему в еще более об­щем виде, то все перечисленные причины станут лишь след-ствиями еще более общего доставшегося нам в наследство про-

тиворечия. Общество, когда-то начертав на своих знаменах девиз: «Свобод­ное развитие каждого есть условие свободного развития всех», как раз о каждом и забыло, занявшись пере- устройством, «развитием» (отнюдь не свободным) всех, т.е. «со-вершенствованием» об­щественных отношений, отбросив инте-ресы личности и личность как таковую.

Еще в 40-х годах замечательный советский психолог С.Л. Ру­бинштейн писал: «... из учения о действительности, бытии вы­падает человек. Он, очевидно, идет только по ведом- ству истори­ческого материализма – как носитель обществен- ных отношений; как человек он – нигде».

Нам с детства, как заклинание, повторяли: «Общественные интересы выше личных!» Но ведь общество состоит из лично-стей и общественного без личностного быть не может. Поэтому попытка «совершенствования» общества, общественных отно-шений без ос­новного обязательного условия – свободного раз-вития каждого человека – и скорчила нам уродливую исто-рическую гримасу. Чело­век вместо высшей ценности стал лишь «первой производительной силой».

Таким образом, общая причина третьего порядка – подчи-нение человека якобы общественным интересам и, тем самым, дегу­манизация, подчинение Человека служению научно-тех-ническому и социальному прогрессу. Это явление называется
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российское iconИнформационное письмо о проведении XII международного симпозиума
Президенте рф, Институт экономики ран, Российское философское общество, Российское Вольное экономическое общество, совместно с Нижегородской...

Российское iconПрограмма государственного экзамена по истории для направления 030600....
История, магистерская программа «Российское общество в политическом и культурном контексте XX-XXI веков» разработана выпускающей...

Российское iconУнифицированная форма n ос-14. Российское законодательство

Российское iconАкт о приемке материалов. Форма № м российское законодательство

Российское iconЛекция Основные понятия, предмет, система и субъекты дисциплины «Российское...
Основные понятия, предмет, система и субъекты дисциплины «Российское предпринимательское право»

Российское iconТоварная накладная. Форма торг-12 в валюте документа [портрет]. Российское законодательство

Российское iconЗаявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (с услугами). Российское законодательство

Российское iconГагиев владимир николаевич
Российское гражданство, московская регистрация, наличие автомобиля, загранпаспорт

Российское iconГагиев владимир николаевич
Российское гражданство, московская регистрация, наличие автомобиля, загранпаспорт

Российское iconГосударственный стандарт российской федерации
Разработан временным творческим коллективом при фгу "Российское агентство энергоэффективности"

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница