«Сопровождение профессионального роста учителя» система непрерывного педагогического образования как стратегический ресурс конкурентоспособности нации




Название«Сопровождение профессионального роста учителя» система непрерывного педагогического образования как стратегический ресурс конкурентоспособности нации
страница1/14
Дата публикации16.03.2013
Размер1.68 Mb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


Непрерывное образование педагогических кадров в рамках проекта «Новой школе – новый учитель». Сборник материалов городской педагогической конференции.

В сборник вошли доклады участников городской педагогической конференции «Непрерывное образование педагогических кадров в рамках проекта «Новой школе – новый учитель». (30 октября 2012 года).

Тематика материалов посвящена модернизации системы образования, процессам освоения педагогами новых подходов к содержанию образования, участию педагогов в различных научно-методических событиях, методической поддержке педагога, повышению квалификации педагогов по актуальным проблемам образования.

  • МБОУ ДПО УМЦ г. Юбилейный

  • «Гимназия № 3» г.Юбилейный

Пленарное заседание

«Сопровождение профессионального роста учителя»
^ СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РЕСУРС КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НАЦИИ

Шевченко Н.И., к.п.н., доцент МГПУ



В условиях современной социально-экономической модели развития мира интерес к образованию со стороны всех социальных институтов общества постоянно возрастает. Именно образование способно обеспечить обществу генерацию продуктивного поколения людей, способных к оригинальному мышлению, исследовательскому поиску новых идей и инновационных способов их воплощения. Образование рассматривается стратегическим ресурсом конкурентоспособности нации, государств.

В последней четверти XIX века Отто фон Бисмарк сказал, что отношение государства к учителю - это государственная политика, которая свидетельствует либо о силе государства, либо о его слабости.

Без преувеличения, констатируем, что от отношения к учителю в настоящее время зависит будущее наших детей, внуков, России.

Переход к инновационной экономике предопределил появление новых требований к системе образования. Это еще раз доказывает, что цели, функции, состав широкого понятия «образование» не являются исторически неизменными: оно всегда стремится к релевантности, реагируя на появление новых социальных институтов, экономических изменений. На современном этапе мирового экономического и общественного развития наиболее важной глобальной проблемой следует считать непрерывность образования. Особенностью современного образования является направленность на развитие конкурентной образовательной среды с разнообразными образовательными услугами; создание системы непрерывного образования с учетом сложившихся особенностей и традиций в российском образовании; на внедрение в непрерывное образование современных технологий и новых финансовых механизмов.

По оценке европейских экспертов, в начале XX в. обновление знаний происходило каждые 20-30 лет и общество, в лице одного поколения, не так остро чувствовало недостаток современных знаний, сохраняя консервативную систему образования. Сегодня знания обновляются на 15% ежегодно, т.е. каждые шесть лет. Очевидно, что существующие в большинстве стран традиционные структуры базового образования в силу своей инерционности не успевают за происходящими в мире изменениями.

В 80-е годы XX века в документах международных организаций ЮНЕСКО, Римский клуб и других, исследовавших состояние и перспективы развития национальных систем образования, общемировые тенденции, оформилась Концепция непрерывного образования.

Концепция непрерывного профессионального развития нашла отражение в документах ООН, Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), ЮНЕСКО и Совета Европы. Центральная идея документов - создание эффективных условий для обеспечения образовательных и обучающих возможностей для всех людей на протяжении всей жизни.

Рекомендация N 195 МОТ 2004 г. «О развитии людских ресурсов: образование, подготовка кадров и непрерывное обучение» (г.Женева) ввела в международную практику следующие важные понятия:

- «непрерывное обучение» (учебная деятельность, предпринимаемая в течение всей жизни для развития компетентности и квалификации);

- «компетентность» (знания, навыки и практический, в т.ч., производственный опыт, применяемые и совершенствуемые в конкретных условиях благодаря специфике личностных качеств);

- «квалификация» (официальное выражение технических или профессиональных характеристик работника, которые признаются на международном, национальном или отраслевом уровне);

- «потенциал к трудоустройству» (уровень универсальных компетентности и квалификации, которые усиливают потенциал человека в использовании предоставляемых образованием и подготовкой кадров возможностей для получения достойной работы и закрепления на ней, достижения прогресса на предприятии и на различных рабочих местах, а также для преодоления проблем, вызванных изменениями в технологии и условиях на рынке труда).

Непрерывное профессиональное развитие в контексте международных документов представляется как всесторонне направленная образовательная деятельность, осуществляемая на постоянной основе с целью повышения уровня знаний, навыков и профессиональной компетенции на протяжении всей жизни человека.

В течение последних двух десятилетий понятие «образование в течение жизни» (англ. lifelong learning) все более представляется одним из путей социально-экономического развития, инструментом формирования информационного общества, общества, основанного на информации и знаниях, способах их трансформации. Саммит Европейского совета, проходивший в Лиссабоне (2000г., март), подтвердил, что Европа безоговорочно вступила в эпоху информационного общества и отметил: успешный переход к экономике и обществу, базирующимся на знаниях, должен сопровождаться переходом к Концепции образования в течение всей жизни.

Во многих западных странах, где осознали, что без образования на протяжении всей жизни (Lifelong learning) непрерывного системного обновления знаний и компетенций работников невозможно строить инновационную экономику, уже давно создают условия для массового участия взрослого населения в программах обучения. В Австрии в них задействовано 89% жителей, в Дании - почти 80, Финляндии - 77, Швеции - 71, Швейцарии - 68, в России занято 22,4 %.

В России также предпринимаются попытки создать систему непрерывного образования. Первую концепцию его развития Комитет по образованию СССР опубликовал ещё в 1989 году. Однако кризис помешал это осуществить. В 2004 году принцип непрерывного обучения был объявлен одним из пяти приоритетов развития российского образования. Однако на сегодняшний день это лишь декларативный принцип.

В Академии народного хозяйства исследовали, что в сфере общего образования затраты на дополнительную подготовку учителя составляют 30- 60 тыс. рублей. В системе государственной службы эта сумма составляет 150- 200 тыс. рублей. В сфере массового малого бизнеса (заправки, автомастерские и тому подобное) эта сумма колеблется от 50 до 300 тысяч рублей. В элитном малом бизнесе (рестораны, салоны красоты и т.д.) — от одного до полутора миллиона рублей. Больше всего затрачивается на подготовку работника в среднем бизнесе — от 2,5 до трёх миллионов рублей. Без пристрастного анализа, очевидно, что причина обостряющейся проблемы некачественного общего образования состоит в незаинтересованности государства и общественных организаций, работодателей в качественном образовании для соотечественников. Противоречивость разговоров о том, что надо, что делается и что происходит в реальности формирует в профессиональной среде, обществе в целом устойчивое разочарование в этой идее, безразличие к тем мерам, которые, вроде бы, направлены, на внедрение в практику идеи непрерывного образования в России.

Исходя из этого, анализ различных тенденций развития системы образования свидетельствует о следующем:

1. Непрерывное образование – приоритетная проблема, вызванная к жизни современным этапом научно-технического развития и теми политическими, социально-экономическими и культурологическими изменениями, которые происходят во всем мире. Она находится в стадии глубокого осмысления философами, социологами, педагогами, экономистами и представителями других наук.

2. Наметилось диаметрально противоположное отношение к непрерывному образованию – от полного его неприятия до определения непрерывного образования главной, а возможно, и единственной продуктивной педагогической идеей современного этапа мирового развития.

3. Определились три главные особенности непрерывного образования:

- традиционный подход, когда в непрерывном образовании видят профессиональное образование взрослых, потребность в котором вызвана необходимой компенсацией знаний и умений, недополученных в ходе учебы, как своеобразный ответ на технологический прогресс, на состояние функциональной безграмотности. Это, по сути, компенсаторное (дополнительное) образование, как часть «конечного» образования (то есть, образования на всю жизнь);

- сторонники второго подхода рассматривают образование как пожизненный процесс («учиться всю жизнь») и отдают предпочтение педагогически организованным формальным структурам (кружки, курсы, ФПК, СМИ и т. п.);

- третий подход – наиболее продуктивный, идею «пожизненного» образования «пропускает» через потребности личности, стремление которой к постоянному познанию себя и окружающего мира становится ее ценностью («образование через всю жизнь»). Целью непрерывного образования в этом случае становится всестороннее развитие (включая саморазвитие) человека, как необходимое условие сохранения и развития культуры общества.

В третьем подходе выделяется деятельностный аспект, при котором непрерывное образование рассматривается как новый способ образовательной деятельности, обеспечивающий опережающее развитие человека, формирование у него прогностических качеств, опирающихся на социальные и культурно-исторические традиции.

Становление системы непрерывного образования в России основывается на двух взаимосвязанных тенденциях:

1) внедрении производства в сферу базовой подготовки и, наоборот,

2) проникновении обучения в производственный процесс.

При этом происходит стирание граней между различными стадиями образовательного процесса из-за отсутствия научно обоснованных критериев разных уровней образования. Особенно трудно определить границу между базовой подготовкой и повышением квалификации.

Как отмечалось, в Российской Федерации развитие непрерывного образования было декларировано в 2004 г. в качестве одного из пяти приоритетов развития образования, но, несмотря на это, явных результатов нет. Это, прежде всего, связано с отсутствием масштабной государственной политики развития непрерывного образования в России и недостаточной законодательной базой, регламентирующей непрерывное образование, слабым финансированием. Таким образом, непрерывное образование, призванное мобильно и эффективно реагировать на актуальные потребности бизнеса, на рост запросов населения на повышение общего культурного уровня, квалификации и профессиональную переподготовку, не имеет современной нормативной базы и адекватного ресурсного обеспечения. Данный факт сдерживает экономическое, социальное и культурное развитие нации, о чем свидетельствует регулярные исследования социологов. Такая ситуация категорически противоречит интересам нации. В настоящее время квалификация рассматривается не только как способность изо дня в день выполнять одну и ту же работу, но также обязательно как способность работника перепрофилироваться, время от времени переходить к исполнению видоизмененных и более сложных обязанностей. Самостоятельно выработать в себе такие качества работники в массе своей не способны. В этих целях в стране должна функционировать национальная, в масштабах всего государства, система непрерывного, фактически в течение всей их трудовой жизни, профессионального развития трудящихся.

Высшие учебные заведения в последнее время движутся в направлении создания непрерывного образования в какой-либо производственной или потребительской сфере. Отчасти это вызвано демографическим спадом. Вузы создают на основе средних и начальных профессиональных учебных заведений структуры в виде филиалов, где, кроме непосредственной функции филиала, предусмотрены подготовка специалистов с высшим образованием, реализация смежных и сопряженных программ. Выпускники средних профессиональных учебных заведений, освоившие эти программы, после поступления в вуз и соответствующей процедуры аттестации могут осваивать основные образовательные программы высшего профессионального образования в сокращенные сроки.

Широкое распространение получила практика присоединения к вузу образовательных учреждений среднего и начального профессионального образования. Все чаще вузы лицензируют программы среднего и начального профессионального образования, профессиональную переподготовку.

В рамках профориентационной работы вузы организуют в общеобразовательных учебных заведениях так называемые университетские (профессорские) курсы и школы, предлагают широкий спектр элективных курсов для старшеклассников в рамках их будущей профилизации.

Одна из форм реализации непрерывности в образовании – это создание на базе ведущих университетов образовательных кластеров. Кластер, как правило, создается в определенной области с целью подготовки высококвалифицированных кадров для конкретной сферы. Однако такая модель еще не может рассматриваться как самостоятельная модель непрерывного образования, в том числе и для педагогов. Система гораздо более емкая и структурно разнонаправленная организация, чем модель, как таковая.

На наш взгляд, назрела необходимость нормативного закрепления идеи непрерывного образования. В законодательных актах должна быть предусмотрена возможность создания образовательных кластеров и иных форм непрерывного образования, разработаны методические рекомендации по унификации систем оценки полученных знаний в образовательных учреждениях разного уровня, подготовлено соответствующее методическое обеспечение.

Дополнительное профессиональное образование (далее – ДПО) – одна из важнейших подсистем непрерывного образования взрослых, которая включает переподготовку педагогов, повышение квалификации, профессиональную переподготовку , стажировку и самообразование. ДПО начинается с профессионального «старта» и продолжается до завершения трудовой деятельности.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Сопровождение профессионального роста учителя» система непрерывного педагогического образования как стратегический ресурс конкурентоспособности нации iconМетодическое сопровождение педагогического процесса в прогимназии с учетом фгт
Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство, как первая ступень системы непрерывного образования

«Сопровождение профессионального роста учителя» система непрерывного педагогического образования как стратегический ресурс конкурентоспособности нации iconСтратегический план развития Факультета Профессионально-педагогического...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Сопровождение профессионального роста учителя» система непрерывного педагогического образования как стратегический ресурс конкурентоспособности нации iconОценка конкурентоспособности региональных банковских систем и отдельных...
Оценку конкурентоспособности региональных банковских систем следует рассматривать комплексно как совокупность образующих их элементов,...

«Сопровождение профессионального роста учителя» система непрерывного педагогического образования как стратегический ресурс конкурентоспособности нации iconСевастопольская городская государственная администрация
С целью повышения качества и координации методической работы в учреждениях образования, оказания адресной помощи педагогам города,...

«Сопровождение профессионального роста учителя» система непрерывного педагогического образования как стратегический ресурс конкурентоспособности нации iconИсследование проблем этнического самосознания в научной литературе
«Этнокультурная идентичность как стратегический ресурс самосознания общества в условиях глобализации»

«Сопровождение профессионального роста учителя» система непрерывного педагогического образования как стратегический ресурс конкурентоспособности нации iconКурсовая работа, экзамен примерная тематика курсовых работ система профессиональной
Мастер профессионального обу4чения как педагог начального профессионального образования

«Сопровождение профессионального роста учителя» система непрерывного педагогического образования как стратегический ресурс конкурентоспособности нации iconМонографии и книги
Аксенова, Е. А. Стратегический ассесмент: Как сформировать человеческий ресурс организационных изменений: Учеб пособие для студентов...

«Сопровождение профессионального роста учителя» система непрерывного педагогического образования как стратегический ресурс конкурентоспособности нации iconСистема менеджмента качества как инструмент повышения эффективности...
В условиях ухода от аккредитации учреждений дополнительного профессионального образования, на первый план выходит вопрос диагностики...

«Сопровождение профессионального роста учителя» система непрерывного педагогического образования как стратегический ресурс конкурентоспособности нации iconФакультет профессионально-педагогического образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Сопровождение профессионального роста учителя» система непрерывного педагогического образования как стратегический ресурс конкурентоспособности нации iconВопросы к экзамену по мдк «Теоретические и методические основы педагогического...
Анализ понятия «педагогическое сопровождение». Становление концепции педагогического сопровождения

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница