Скачать 0.67 Mb.
|
Стр-ра – совок-сть устойч связей объекта, обеспеч-щих сохр-е его осн св-в при разл внешн и внутр изменениях. Стр-ра экономики - совок-сть отн-ний, частей и эл-тов, из кот складыв-тся опред эконом целое; - это совок-сть разл экономич сфер. Структурн преобразование – изм-ние стр-ры эк-ки, вкл совок-сть установл упорядоч ограничений: экономич, технико-технологич, связями между отраслями. Осн задачи структурн преобраз-ний:1)поддержка эфф-сти и конкурентосп-сти пр-в; 2) свертывание бесперспективн, устаревш; 3) приоритетное разв-ие разл инфраструктур; 4) стимулирование перелива кап-ла из одних отраслей в др; 5) ускор разв слаборазвив регионов. Мех-м стр преобр вкл 2 блока: 1) рыночн; 2) гос(комплекс инстр-ов макроэк возд-я; прогноз, программир-е, ден-кредитн, бюджетн методы и т.д.) ^ структурн преобр-ий:1) общесистемн (вкл: внешнеполитич(напр: суверенитет страны, многовекторность пол-ки), внутриполитич (напр:Нац стратегия устойч развития РБ до 2020гг.), внешнеэкономич; 2) системн (отн-я собств, финанс ин-ты, рын ин-ты, институц среда); 3) внутрисистемн(особ-сти нац с-мы в реальн секторе, финанс, институц, внешнеэк, обасти управл-я и регулир-я). ^ 1)деформация старого эк порядка. Цель – ликвидация устар мех-мов. Для РБ: 91-95гг. – глубокий затяжной кризис(падают объемы пр-ва и доходы населения, галопирующ инфл); 2) становл-е нов эк порядка: созд-е необх усл-ий и зарождение нов мех-мов, формир-е нов институц среды, инвестиц составляющая стала ведущей. В РБ: 1996-2000; 3)структурн перестройка, цель кот – регулир-ть возд-е гос-ва на рын эк-ку:формир-е такой стр-ры, кот бы отвечала всем требованиям НСУР. В РБ: 2001-2008; 4) В РБ С 2008г. ^ Переход от админ-командн эк-ки к рын-ой означ коренное преобр-е всей с-мы эк отнош-й (форм собстве-стии, распределения рес-в, связей между эк агентами и т.д.) Переход к рынку осущ-ся по след осн направл: (для РБ) а) либерализация эк-ки (отмена или резкое сокращ-е запретов и огр-ний во всех сферах хоз деят-сти); б) институц-ные преоб-я (изм-е отношений собств-и, становление нов субъектов хоз деят, созд-е нов формальни неформальнх правил хозяйств-я); в) структурн преобр-ния (перестройка стр-ры нар хоз-ва с целью удовл-я платежеспособн спроса); г) формирование адекватной рын хоз-ву с-мы соц защиты нас-я. Формир-е рын эк-ки потребуют трансформации общесистемн усл-ий. сегодня осн тормозом эк роста явл-ся неблагопр институц среда. Стратегич цель институц преобр-ий в РБ: созд-е с-мы ин-тов, необх для становлен-я и раз-я рын эк-ки. Осн цель структурн перестройки РБ: соц переориентация нар хоз-ва (технико-технологич база пр-ва, реформир-е воспроизводств, отрасл и территориальн структур эк-ки; наращ-е экспортн потенциала. 2 задачи: - формирование рыночной экономики - формирование рыночных институтов ^ исторически сложившаяся система общественного воспроизводства страны, которая охватывает материальное, нематериальное производство и непроизводственную сферу Проблемы рыночной экономики:
3. Определение понятий «структура экономики», «структурные преобразования», «промышленная политика», их взаимосвязь. Стр-ра экономики - совок-сть отн-ний, частей и эл-тов, из кот складыв-тся опред эконом целое ^ система, способная к саморегуляции, состоящая из различных видов деятельности Структура национальной экономики – способ упорядочивания различных единиц в экономике и формирования между ними ограниченного взаимодействия. ^ характеризуется исключительными пропорциями и отношениями между ее составными частями. Виды структур:
Отрасль – единица национальной экономики, в процессе общественного производства выполняющая схожие национальные задачи.
. Структурн преобразование – изм-ние стр-ры эк-ки, вкл совок-сть установл упорядоч ограничений: экономич, технико-технологич, связями между отраслями. Осн задачи структурн преобраз-ний:1)поддержка эфф-сти и конкурентосп-сти пр-в; 2) свертывание бесперспективн, устаревш; 3) приоритетное разв-ие разл инфраструктур; 4) стимулирование перелива кап-ла из одних отраслей в др; 5) ускор разв слаборазвив регионов. ^ – с-ма мер по разв-ю пром-сти, соверш-ю тов, отрасл стр-р на основе технологич разв-я пр-ва. В кажд стране своя промышл пол-ка. Задачи пром п-ки РБ:1) макс эк рез-тов; 2)рост ВВП и гос бюджета за ч/з увелич-е налогооблагаем базы; 3) доход от эксплуатации гос имущ-ва. 4. Механизм структурных преобразований. Основные задачи структурной политики. Структурное преобразование экономики – изменение совокупности устойчивых связей и зависимость между различными частями экономики ^
Осн задачи структурн преобраз-ний:1)поддержка эфф-сти и конкурентосп-сти пр-в; 2) свертывание бесперспективн, устаревш; 3) приоритетное разв-ие разл инфраструктур; 4) стимулирование перелива кап-ла из одних отраслей в др; 5) ускор разв слаборазвив регионов. Для РБ: Стратегич цель институц преобр-ий: созд-е с-мы ин-тов, необх для становлен-я и раз-я рын эк-ки. Задачи: 1) повыш ур-нь жизни; 2) модерниз-я пр-ва; 3) охрана окр ср, сохр-е природного воспроизв потенциала. Для этого необх-мо много времени. Осн цель структурн перестройки РБ: соц переориентация нар хоз-ва (технико-технологич база пр-ва, реформир-е воспроизводств, отрасл и территориальн структур эк-ки; наращ-е экспортн потенциала. ^ - поддержка уровня занятости;- банкротство;- регрессивные импортные пошлины; - цены;- государственная поддержка малого предпринимательства; - государственный заказ;- прямые субсидии ^ совокупность мер по оказанию воздействия на сбалансирование отраслевых и межотраслевых пропорций экономики посредством селективной поддержки определенных отраслей, видов деятельности Задачи структурн перестройки: (в РБ) 1.созд-е необх нормативн, финанс и тд усл-ий; 2.инновации, НТП, наука – развивать; 3.гармонизация объема и структур экспорта и импорта; 4.снижение трансакционных издержек деят-сти предпр-ий; 5.прекратить субсидир-е бесперспективн пр-в, соверш-е ин-та банкротства; 6.реформир-е реальн сект эк-ки, повыш его эффективн; 7.гос поддержка мал предприним-ва; 8.повыш-е эффективности деят-сти естеств монополий, формир-е конкур среды в немонопольн сегментах эк-ки; 9.соц программы направл на разв-е человеч потенциала. 5. Условия и предпосылки системной трансформации экономики Республики Беларусь. Реализация структурн сдвигов и повыш-е конкурентосп-ости нац эк-ки потребуют трансформации общесистемн усл-ий. сег осн тормозом эк роста явл-ся неблагопр институц среда. Институц преобр-я д б в след напрвл-ях:
Стратегии структурн преобр-ий в др странах: 1) «использ-е местн прир рес-сов» с привл-ем иностр инвест-й, последующее направл-е получ доходов на разв-е др отраслей; 2) стратегия «преследования»(освоение конкурентоспособн прод эк-ки развитых стран, но по белее низким ценам); 3) стратегия «передовых рубежей»( разработка и созда-е нов продуктов и технологий на основе НТП). Тк между отраслями и их группами сущ большие различия, структурн пол-ка РБ д. предусматривать рациональн сочетание указанных стратегий разв-я, при этом основа – повыш-е конкурентосп-сти эк-ки; + не забывать о нац специфике. 6. Законодательные основы системы государственного прогнозирования развития экономики страны. Исходя из Закона РБ Президента РБ от 5 мая 1998г №157-3 «О ГОСУДАРСТВЕННОМ ПРОГНОЗИРОВАНИИ И ПРОГРАММАХ СОЦ.-ЭК. РАЗВИТИЯ РБ» : определение Гос. Прогнозир-ие развития РБ - деятельность гос.органов по разработке гос. прогнозов соц.-эконом. развития на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы. Прогноз соц.-эконом. развития - система научнообоснован. представлений о направл-ях, критериях, принципах, целях и приор-тах соц.-эконом. развития РБ на соответ. период с указанием осн. прогнозир. показателей, целевых ориентиров и мер по обеспеч. их достижения. Система государственных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь включает: 1)на долгосрочную перспективу - нац. стратегию устойч. соц.-эконом. развития РБ на 15лет и основные направления соц-эконом развития РБ на 10лет. 2) На среднесрочную перспективу- програму соц.-эконом. развития РБ на 5лет и 3)на краткосрочный период - годовой прогноз развития РБ. Разработка прогнозов обеспечивается Советом Министров Республики Беларусь. Они разрабат-ся исходя из комплекс. анализа сложив.соц.-эконом., демограф. и эколог. ситуации, научно-технич. и производ. потенциалов РБ, внешних условий, сост.природ. ресурсов и перспективы изменения указ.факторов. Разрабатываются прогнозы: -по республике, -по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, -по администр.-территор. единицам. Прогнозы разрабат. в нескольких вариантах с учет. возможного воздейс. внутр.и внеш. полит., эконом. и др. факторов.Включают колич. показатели и качеств. характеристики макроэконом.ситуации, эконом. и соц.структуры, научно-технич. развития, внешнеэконом.деятельности, динамики произ-ва и потреб-ия, уровня и кач. жизни, эколог.обстановки. Главными целями разработки прогнозов соц.-эконом.развития и программ соц.-эконом. развития явл. достижение устойчивого эк. роста, высокой степени занятости, стабилизации цен, внешнеэкономического равновесия и на этой основе - повышение уровня жизни народа. 7. Понятия экологического императива и императива устойчивого роста. Экологический императив -1)требования к соблюдению правил охраны окружающей среды, нарушение которых будет иметь для человечества катастрофические последствия; -2)это требование экологического законодательства, касающееся всех стадий хозяйственного процесса: доэксплуатационной, эксплуатационной, послеэксплуатационой. Императив – общее нравственное предписание, повеление; побуждение, толчок. ^ - рост, который можно поддерживать в течение достаточно длительного времени. Условия и предпосылки стуктурных преобраз эк-ки РБ 1. общесистемные предпосылки Система разнообразия мнений; идея свободного предпр; равноправие всех форм собств ^ Положение РБ зависит от экспортных поставок. РБ-малая страна с открытой эк-кой Внешнепол: формирование и совершенствование пол-ки страны в рамках конституции РБ. 2. системные: создание правовой среды в РБ 3. внутриситемные: необходимо создание конкур эк-ки, ориентация на принцип открытости. Негативные стороны: -несоверш структура произв -низкое качество и невысокий Ур-нь конкурентсп товаров и услуг Типы переходных Эк-к |
![]() | Безруких П. П., канд техн наук (руководитель темы), Вяткин М. А., канд эконом наук; Доброхотов В. И., д-р техн наук; Калинин Е. В.,... | ![]() | Зародилось в 16 в. Термин в 6 в до н э в трудах Конфуция. Эк-ка – расм-ся как науч отражение реальных эконом прогрессов и явлений,... |
![]() | М. – с-ма упр-ния деят-стью пред-тия по созданию, произ-ву и сбыту товара для достижения конечн целей на основе комплексн иссл-ния... | ![]() | Ваясь на многолетнем клиническом опыте, известные американские специалисты К. Саймонтон и С. Саймонтон разработали уникальную программу... |
![]() | Планирование заданий используется в качестве долгосрочного планирования процессов. Оно отвечает за порождение новых процессов в системе.... | ![]() | Процессах обеспечивается постоянная подача питат среды и отток культураль-ной жидкости из ферментационного аппарата. Фер-ментаторы,... |
![]() | Договор) между Открытым акционерным обществом "Военно-страховая компания" (далее по тексту Страховщик), с одной... | ![]() | |
![]() | Программа предназначена для расчета процессов обработки воздуха в системах отопления, вентиляции и кондиционирования и построения... | ![]() | Аэропорт Шереметьево-F(2). 20: 10 Вылет в Шанхай регулярным рейсом а/к China Eastern Airlines, эконом-класс mu-592 |