Эконом преобр-ния в с-ме трансформационных процессов в об-ве




НазваниеЭконом преобр-ния в с-ме трансформационных процессов в об-ве
страница1/8
Дата публикации05.04.2013
Размер0.67 Mb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8

  1. Эконом преобр-ния в с-ме трансформационных процессов в об-ве.

Стр-ра – совок-сть устойч связей объекта, обеспеч-щих сохр-е его осн св-в при разл внешн и внутр изменениях. Стр-ра экономики - совок-сть отн-ний, частей и эл-тов, из кот складыв-тся опред эконом целое; - это совок-сть разл экономич сфер.

Структурн преобразование – изм-ние стр-ры эк-ки, вкл совок-сть установл упорядоч ограничений: экономич, технико-технологич, связями между отраслями.

Осн задачи структурн преобраз-ний:1)поддержка эфф-сти и конкурентосп-сти пр-в; 2) свертывание бесперспективн, устаревш; 3) приоритетное разв-ие разл инфраструктур; 4) стимулирование перелива кап-ла из одних отраслей в др; 5) ускор разв слаборазвив регионов.

Мех-м стр преобр вкл 2 блока: 1) рыночн; 2) гос(комплекс инстр-ов макроэк возд-я; прогноз, программир-е, ден-кредитн, бюджетн методы и т.д.)

^ Предпосылки и усл-я структурн преобр-ий:1) общесистемн (вкл: внешнеполитич(напр: суверенитет страны, многовекторность пол-ки), внутриполитич (напр:Нац стратегия устойч развития РБ до 2020гг.), внешнеэкономич; 2) системн (отн-я собств, финанс ин-ты, рын ин-ты, институц среда); 3) внутрисистемн(особ-сти нац с-мы в реальн секторе, финанс, институц, внешнеэк, обасти управл-я и регулир-я).

^ Этапы и цели преходного периода:1)деформация старого эк порядка. Цель – ликвидация устар мех-мов. Для РБ: 91-95гг. – глубокий затяжной кризис(падают объемы пр-ва и доходы населения, галопирующ инфл); 2) становл-е нов эк порядка: созд-е необх усл-ий и зарождение нов мех-мов, формир-е нов институц среды, инвестиц составляющая стала ведущей. В РБ: 1996-2000; 3)структурн перестройка, цель кот – регулир-ть возд-е гос-ва на рын эк-ку:формир-е такой стр-ры, кот бы отвечала всем требованиям НСУР. В РБ: 2001-2008; 4) В РБ С 2008г.
^ 2. Проблемы формирования рыночной экономики

Переход от админ-командн эк-ки к рын-ой означ коренное преобр-е всей с-мы эк отнош-й (форм собстве-стии, распределения рес-в, связей между эк агентами и т.д.)

Переход к рынку осущ-ся по след осн направл: (для РБ)

а) либерализация эк-ки (отмена или резкое сокращ-е запретов и огр-ний во всех сферах хоз деят-сти);

б) институц-ные преоб-я (изм-е отношений собств-и, становление нов субъектов хоз деят, созд-е нов формальни неформальнх правил хозяйств-я);

в) структурн преобр-ния (перестройка стр-ры нар хоз-ва с целью удовл-я платежеспособн спроса);

г) формирование адекватной рын хоз-ву с-мы соц защиты нас-я.

Формир-е рын эк-ки потребуют трансформации общесистемн усл-ий. сегодня осн тормозом эк роста явл-ся неблагопр институц среда.

    Стратегич цель институц преобр-ий в РБ: созд-е с-мы ин-тов, необх для становлен-я и раз-я рын эк-ки.

Осн цель структурн перестройки РБ: соц переориентация нар хоз-ва (технико-технологич база пр-ва, реформир-е воспроизводств, отрасл и территориальн структур эк-ки; наращ-е экспортн потенциала.

2 задачи:

- формирование рыночной экономики

- формирование рыночных институтов

^ Национальная экономика – исторически сложившаяся система общественного воспроизводства страны, которая охватывает материальное, нематериальное производство и непроизводственную сферу

Проблемы рыночной экономики:

  1. Устранять негативные последствия экономического кризиса

  2. Разработки перспективной модели национальной экономики

  3. Отсутствие соответствующей законодательно-нормативной базы

  4. Необходимость обеспечения равноправия всех форм собственности

  5. Потребность в формировании рыночной инфраструктуры


3. Определение понятий «структура экономики», «структурные преобразования», «промышленная политика», их взаимосвязь.

Стр-ра экономики - совок-сть отн-ний, частей и эл-тов, из кот складыв-тся опред эконом целое

^ Леонтьев. Национальная экономика – система, способная к саморегуляции, состоящая из различных видов деятельности

Структура национальной экономики – способ упорядочивания различных единиц в экономике и формирования между ними ограниченного взаимодействия.

^ Перу. Структура национальной экономики – характеризуется исключительными пропорциями и отношениями между ее составными частями.

Виды структур:

  1. Домашнее хозяйство

  2. Социальная структура

  3. Отраслевая структура

Отрасль – единица национальной экономики, в процессе общественного производства выполняющая схожие национальные задачи.

  1. Территориальная структура

  2. Инфраструктура национальной экономики

  3. Структура внешней торговли

. Структурн преобразование – изм-ние стр-ры эк-ки, вкл совок-сть установл упорядоч ограничений: экономич, технико-технологич, связями между отраслями. Осн задачи структурн преобраз-ний:1)поддержка эфф-сти и конкурентосп-сти пр-в; 2) свертывание бесперспективн, устаревш; 3) приоритетное разв-ие разл инфраструктур; 4) стимулирование перелива кап-ла из одних отраслей в др; 5) ускор разв слаборазвив регионов.

^ Промышл пол-ка – с-ма мер по разв-ю пром-сти, соверш-ю тов, отрасл стр-р на основе технологич разв-я пр-ва. В кажд стране своя промышл пол-ка.

Задачи пром п-ки РБ:1) макс эк рез-тов; 2)рост ВВП и гос бюджета за ч/з увелич-е налогооблагаем базы; 3) доход от эксплуатации гос имущ-ва.
4. Механизм структурных преобразований. Основные задачи структурной политики.

Структурное преобразование экономики – изменение совокупности устойчивых связей и зависимость между различными частями экономики

^ 2 блока форм и методов:

  1. Рыночный

  2. Государственного регулирования(комплекс инстр-ов макроэк возд-я; прогноз, программир-е, ден-кредитн, бюджетн методы и т.д.)

Осн задачи структурн преобраз-ний:1)поддержка эфф-сти и конкурентосп-сти пр-в; 2) свертывание бесперспективн, устаревш; 3) приоритетное разв-ие разл инфраструктур; 4) стимулирование перелива кап-ла из одних отраслей в др; 5) ускор разв слаборазвив регионов.

    Для РБ: Стратегич цель институц преобр-ий: созд-е с-мы ин-тов, необх для становлен-я и раз-я рын эк-ки. Задачи: 1) повыш ур-нь жизни; 2) модерниз-я пр-ва; 3) охрана окр ср, сохр-е природного воспроизв потенциала. Для этого необх-мо много времени.

Осн цель структурн перестройки РБ: соц переориентация нар хоз-ва (технико-технологич база пр-ва, реформир-е воспроизводств, отрасл и территориальн структур эк-ки; наращ-е экспортн потенциала.

^ Государственные рычаги:

- поддержка уровня занятости;- банкротство;- регрессивные импортные пошлины;

- цены;- государственная поддержка малого предпринимательства;

- государственный заказ;- прямые субсидии

^ Структурная политика – совокупность мер по оказанию воздействия на сбалансирование отраслевых и межотраслевых пропорций экономики посредством селективной поддержки определенных отраслей, видов деятельности

Задачи структурн перестройки: (в РБ)

1.созд-е необх нормативн, финанс и тд усл-ий;

2.инновации, НТП, наука – развивать;

3.гармонизация объема и структур экспорта и импорта;

4.снижение трансакционных издержек деят-сти предпр-ий;

5.прекратить субсидир-е бесперспективн пр-в, соверш-е ин-та банкротства;

6.реформир-е реальн сект эк-ки, повыш его эффективн;

7.гос поддержка мал предприним-ва;

8.повыш-е эффективности деят-сти естеств монополий, формир-е конкур среды в немонопольн сегментах эк-ки;

9.соц программы направл на разв-е человеч потенциала.
5. Условия и предпосылки системной трансформации экономики Республики Беларусь.

Реализация структурн сдвигов и повыш-е конкурентосп-ости нац эк-ки потребуют трансформации общесистемн усл-ий. сег осн тормозом эк роста явл-ся неблагопр институц среда.

Институц преобр-я д б в след напрвл-ях:

  • Реализ-я прав собств-сти и контрактн обязательств; защиты инвесторов; формирования крупны интегрир структур, способных пр-ть кач прод-ю с min C;

  • Формир-е и разв-е си-мы фин рынков и ин-тов;

  • повыш эфф-сть законодат-ва путем(реформир-е судебн и правоохраните с-м, гос управл-я);

  • повышя правов знания нас-я;

  • экологизация произв и непроизв деят и

    Стратегич цель институц преобр-ий в РБ: созд-е с-мы ин-тов, необх для становлен-я и раз-я рын эк-ки. Задачи: 1) повыш ур-нь жизни; 2) модерниз-я пр-ва; 3) охрана прир, сохр-е воспроизв потенциала. Для этого необх-мо много времени.

Стратегии структурн преобр-ий в др странах: 1) «использ-е местн прир рес-сов» с привл-ем иностр инвест-й, последующее направл-е получ доходов на разв-е др отраслей; 2) стратегия «преследования»(освоение конкурентоспособн прод эк-ки развитых стран, но по белее низким ценам); 3) стратегия «передовых рубежей»( разработка и созда-е нов продуктов и технологий на основе НТП).

Тк между отраслями и их группами сущ большие различия, структурн пол-ка РБ д. предусматривать рациональн сочетание указанных стратегий разв-я, при этом основа – повыш-е конкурентосп-сти эк-ки; + не забывать о нац специфике.
6. Законодательные основы системы государственного прогнозирования развития экономики страны.

Исходя из Закона РБ Президента РБ от 5 мая 1998г №157-3 «О ГОСУДАРСТВЕННОМ ПРОГНОЗИРОВАНИИ И ПРОГРАММАХ СОЦ.-ЭК. РАЗВИТИЯ РБ» : определение Гос. Прогнозир-ие развития РБ - деятельность гос.органов по разработке гос. прогнозов соц.-эконом. развития на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы. Прогноз соц.-эконом. развития - система научнообоснован. представлений о направл-ях, критериях, принципах, целях и приор-тах соц.-эконом. развития РБ на соответ. период с указанием осн. прогнозир. показателей, целевых ориентиров и мер по обеспеч. их достижения. Система государственных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь включает: 1)на долгосрочную перспективу - нац. стратегию устойч. соц.-эконом. развития РБ на 15лет и основные направления соц-эконом развития РБ на 10лет. 2) На среднесрочную перспективу- програму соц.-эконом. развития РБ на 5лет и 3)на краткосрочный период - годовой прогноз развития РБ. Разработка прогнозов обеспечивается Советом Министров Республики Беларусь. Они разрабат-ся исходя из комплекс. анализа сложив.соц.-эконом., демограф. и эколог. ситуации, научно-технич. и производ. потенциалов РБ, внешних условий, сост.природ. ресурсов и перспективы изменения указ.факторов. Разрабатываются прогнозы: -по республике, -по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, -по администр.-территор. единицам. Прогнозы разрабат. в нескольких вариантах с учет. возможного воздейс. внутр.и внеш. полит., эконом. и др. факторов.Включают колич. показатели и качеств. характеристики макроэконом.ситуации, эконом. и соц.структуры, научно-технич. развития, внешнеэконом.деятельности, динамики произ-ва и потреб-ия, уровня и кач. жизни, эколог.обстановки. Главными целями разработки прогнозов соц.-эконом.развития и программ соц.-эконом. развития явл. достижение устойчивого эк. роста, высокой степени занятости, стабилизации цен, внешнеэкономического равновесия и на этой основе - повышение уровня жизни народа.
7. Понятия экологического императива и императива устойчивого роста.

Экологический императив -1)требования к соблюдению правил охраны окружающей среды, нарушение которых будет иметь для человечества катастрофические последствия; -2)это требование экологического законодательства, касающееся всех стадий хозяйственного процесса: доэксплуатационной, эксплуатационной, послеэксплуатационой.

Императив – общее нравственное предписание, повеление; побуждение, толчок.

^ Устойчивый экономический рост - рост, который можно поддерживать в течение достаточно длительного времени.
Условия и предпосылки стуктурных преобраз эк-ки РБ

1. общесистемные предпосылки

Система разнообразия мнений; идея свободного предпр; равноправие всех форм собств

^ Внешнеполит и внешнеэкон предпосылки:

Положение РБ зависит от экспортных поставок.

РБ-малая страна с открытой эк-кой

Внешнепол: формирование и совершенствование пол-ки страны в рамках конституции РБ.

2. системные: создание правовой среды в РБ

3. внутриситемные: необходимо создание конкур эк-ки, ориентация на принцип открытости.

Негативные стороны:

-несоверш структура произв

-низкое качество и невысокий Ур-нь конкурентсп товаров и услуг
Типы переходных Эк-к
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Эконом преобр-ния в с-ме трансформационных процессов в об-ве iconЭнергобаланс промышленного предприятия
Безруких П. П., канд техн наук (руководитель темы), Вяткин М. А., канд эконом наук; Доброхотов В. И., д-р техн наук; Калинин Е. В.,...

Эконом преобр-ния в с-ме трансформационных процессов в об-ве iconПредмет и метод экономической теории
Зародилось в 16 в. Термин в 6 в до н э в трудах Конфуция. Эк-ка – расм-ся как науч отражение реальных эконом прогрессов и явлений,...

Эконом преобр-ния в с-ме трансформационных процессов в об-ве icon1. 1 Развитие концепций М. 2
М. – с-ма упр-ния деят-стью пред-тия по созданию, произ-ву и сбыту товара для достижения конечн целей на основе комплексн иссл-ния...

Эконом преобр-ния в с-ме трансформационных процессов в об-ве iconСовременная медицина
Ваясь на многолетнем клиническом опыте, известные американские специалисты К. Саймонтон и С. Саймонтон разработали уникальную программу...

Эконом преобр-ния в с-ме трансформационных процессов в об-ве iconПланирование на нескольких вычислительных узлах, хищение и добровольная...
Планирование заданий используется в качестве долгосрочного планирования процессов. Оно отвечает за порождение новых процессов в системе....

Эконом преобр-ния в с-ме трансформационных процессов в об-ве icon73,74. Типы и технологические способы непрерывного культивирования...
Процессах обеспечивается постоянная подача питат среды и отток культураль-ной жидкости из ферментационного аппарата. Фер-ментаторы,...

Эконом преобр-ния в с-ме трансформационных процессов в об-ве iconПра­ВИ­ла №83 добровольного стра­хо­ва­ния граждан от несчастных случаев и болезней
Договор) между Открытым ак­цио­нер­ным об­ще­ст­вом "Во­ен­но-стра­хо­вая ком­па­ния" (да­лее по тек­сту Стра­хов­щик), с од­ной...

Эконом преобр-ния в с-ме трансформационных процессов в об-ве iconНовый 2013 Год #300грн. Эконом предложение

Эконом преобр-ния в с-ме трансформационных процессов в об-ве iconНазначение программы. 2 Предварительные настройки Excel и начало работы. 3 Расчет процессов. 6
Программа предназначена для расчета процессов обработки воздуха в системах отопления, вентиляции и кондиционирования и построения...

Эконом преобр-ния в с-ме трансформационных процессов в об-ве iconПрограмма 0 день Москва-Шанхай Аэропорт Шереметьево-F(2). 20: 10...
Аэропорт Шереметьево-F(2). 20: 10 Вылет в Шанхай регулярным рейсом а/к China Eastern Airlines, эконом-класс mu-592

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница