1. Право собственности на землю




Скачать 314.38 Kb.
Название1. Право собственности на землю
страница1/4
Дата публикации03.04.2013
Размер314.38 Kb.
ТипРеферат
vbibl.ru > Экономика > Реферат
  1   2   3   4
Содержание.




Введение

3

1. Право собственности на землю

5

1.1. Способы приобретения гражданами права собственности на землю

5

1.2. Правовой режим земель коммунальной собственности

11

2. Последствия земельной реформы в настоящее время

16

2.1. Реформирование сельскохозяйственных предприятий в Украине

16

2.2. Некоторые аспекты приватизации государственных предприятий

21

Заключение

27

Список литературы

29


Введение.
Одной из важнейших составных частей экономических реформ в Украине является земельная реформа, объявленная в 1991 г. Верховной Радой Украины Постановлением «О земельной реформе в Украине». Тогда же был введен в действие новый Земельный Кодекс Украины, откорректированный в 1992 г. и ставший уже «старым» с введением с 01.01.2002 г. нового Земельного Кодекса Украины (25 октября 2001 г. № 2768-ІІІ).

Частная собственность на землю благодаря эффективному использованию земельных ресурсов в любой стране стимулирует экономический рост, ведь частные собственники стремятся использовать свою землю как можно лучше, с наибольшей выгодой. Рынок земли и частная собственность на землю оказывают содействие снижению объемов затрат на хозяйствование, увеличению достижений экономики, а налог на землю, проданную в собственность предприятиям, является более стабильным источником поступлений в бюджет, чем арендная плата за одни и те же земельные участки.

Для подготовки курсовой работы были использованы нормативные и научные источники, такие как Конституция Украины, Земельный кодекс Украины, Законы Украины «О плате за землю», «О сельскохозяйственной кооперации», «Об особенностях приватизации объектов незавершенного строительства», Указы Президента Украины «О приватизации и аренде земельных участков несельскохозяйственного назначения для осуществления предпринимательской деятельности», «О продаже земельных участков несельскохозяйственного назначения», «Об особенностях приватизации объектов незавершенного строительства» и др.

Одной из главных причин появления земельной реформы на Украине является введение государственной платы за землю. Главное богатство страны — ее территория — стало экономической категорией. По всем законам, это должно было привести к эффективному использованию земель.

Другая важнейшая причина реформирования — дисбаланс в размещении трудовых ресурсов и очень низкая производительность труда в аграрном секторе экономики. В городах Украины проживает около 70 процентов всего населения, а председатели и директора бывших колхозов и совхозов ежегодно на собирании овощей и фруктов, не имея в селах нужного количества рабочих рук, использовали дешевую работу студентов, солдат. Когда этот источник трудовых ресурсов был перекрыт, зачастую просто перепахивались поля с неубранным урожаем.

Декрет Кабинета Министров Украины «О приватизации земельных участков» от 26 декабря 1992 г. начал передачу безвозмездно в частную собственность земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, приусадебные участки и т.п. Тяжело переоценить значение Декрета Кабинета Министров Украины «Об особенностях приватизации имущества в агропромышленном комплексе», который был подписан 17 мая 1993 г. и начал реформирование на основах частной собственности государственных предприятий агропромышленного комплекса в сфере переработки и агросервиса. Позже этот Декрет и Указ Президента Украины «Об ускорении приватизации имущества в агропромышленном комплексе» от 19 января 1995 г. легли в основу Закона Украины «Об особенностях приватизации имущества в агропромышленном комплексе», принятого Верховной Радой 10 июля 1996 г.

В период до 1994 г. законодательная база земельной реформы пополнилась Законами Украины «О собственности», «О формах собственности на землю», «О плате за землю», «О коллективном сельскохозяйственном предприятии», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

10 ноября 1994 г. Президент Украины подписывает Указ «О неотложных мероприятиях по ускорению земельной реформы в сфере сельскохозяйственного производства», который ускорил завершение первого этапа земельной реформы — разгосударствление земли, то есть передачу ее Советами коллективным хозяйствам. Поэтому целиком логическим стал следующий Указ Президента Украины «О порядке паевания земель, переданных в коллективную собственность сельскохозяйственным предприятиям и организациям» от 8 августа 1995 г., который начал второй этап аграрной реформы в Украине.
1. Право собственности на землю.

1.1. Способы приобретения гражданами права собственности на землю.
Одним из ключевых вопросов земельной реформы в Украине является создание новой юридической схемы земельных отношений, которые существенным образом отличаются от бывшей схемы, построенной на принципах монопольного права государственной собственности на землю. Составной частью этой юридической схемы может стать четко нормативно регламентированная и проверенная в правоприменительной деятельности система способов приобретения гражданами права частной собственности на землю.

Исходя из критериев метода правового регулирования, которое положено в основу регламентации правоотношений относительно приобретения гражданами права собственности на землю, можно выделить группу административно-правовых способов приобретения права собственности.

Основным признаком, который характеризует административно-правовые способы приобретения права собственности на землю, является императивный характер правового регулирования указанных правоотношений и ключевая роль в их осуществлении государственных органов. При этом следует различать так называемые «чистые» административно-правовые способы приобретения гражданами права собственности на землю, для которых является характерным наличие административного акта уполномоченного государственного органа (органа местного самоуправления), что является основанием приобретения соответствующего права, и другие способы, которые характеризуются меньшей степенью участия государственных органов, в частности отсутствием соответствующего административного акта.

Принятые за более чем 10-годовую историю проведения земельной реформы в Украине нормативно-правовые акты (большинство из которых являются подзаконными) не дают возможности выработать четкую систему административно-правовых способов приобретения гражданами права собственности на землю. Впервые относительно определенная система таких способов зафиксирована в Земельном кодексе Украины от 25 октября 2001 г. В частности, среди правовых способов приобретения гражданами права собственности на землю, предусмотренных ст. 81 ЗК Украины, можно выделить три способа, которые имеют административно-правовой характер:

1). Безвозмездная передача из земель государственной и коммунальной формы собственности.

2). Приватизация земельных участков, которые были ранее предоставлены гражданину у пользование.

3). Выделения в натуре (на местности) надлежащей гражданину земельной части (пая).

Этот перечень фактически повторяется в ч. 3 ст. 116 ЗК Украины, за исключением некоторых отличий. В частности, п. «б» ч. 3 ст. 116 ЗК Украины предусмотрен такой способ приобретения права собственности на земельный участок, как получение его вследствие приватизации государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений, организаций. Этот способ фактически тождественен предусмотренному ч. 1 ст. 81 ЗК Украины — выделение в натуре (на местности) надлежащей гражданину земельной части (пая).

Текстуальное расхождение в формулировках не свидетельствует о наличии двух разных правовых способов, поскольку выделение в натуре земельной части (пая) является, можно сказать, составной частью получения права собственности на землю в процессе приватизации государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений, организаций. Именно с этого правового способа можно начать анализ особенностей правовой регламентации способов обретения гражданами права частной собственности на землю.

Выделение в натуре (на местности) принадлежащей гражданину земельной части (пая) как способ приобретения права собственности на землю следует считать одним «старейших», поскольку он является органическим продолжением процесса паевания земли и был начат еще 1994 г., на заре реформирования земельной сферы. По своим признакам земельная часть (пай) — это не определенный в натуре земельный участок. Она является особой юридической категорией, ее нельзя отождествлять с конкретным земельным участком, так же, как и со средней земельной частью.

В подтверждение такой позиции можно привести существенные признаки, которые характеризуют земельную часть (пай): она не существует как объект материального мира; земельная часть имеет стоимостное и количественное измерение; стоимость земельной части (пая) определяется нормативным путем, исходя из денежной оценки переданных в коллективную собственность земель и количества лиц, которые имеют право на земельную часть (пай); право на земельную часть (пай) заверяется особым документом — сертификатом на право на земельную часть (пай); право на земельную часть (пай) есть основанием для получения земельного участка в натуре.

Правовая регламентация этого способа проведена еще к принятию нового Земельного кодекса Украины. Основными источниками правового регулирования является постановление Верховной Рады Украины «О земельной реформе» от 18 декабря 1990 г., постановление Верховной Рады Украины «Об ускорении земельной реформы и приватизацию земли» от 13 марта 1992 г., Указ Президента Украины «О неотложных мероприятиях по ускорению земельной реформы в сфере сельскохозяйственного производства» от 10 ноября 1994 г., Указ Президента Украины «О порядке паевания земель, переданных в коллективную собственность сельскохозяйственным предприятиям и организациям» от 8 августа 1995 г., Указ Президента Украины «О неотложных мероприятиях по ускорению реформирования аграрного сектора экономики» от 3 декабря 1999 г.

Указом Президента Украины «О неотложных мероприятиях по ускорению реформирования аграрного сектора экономики» определены временные границы существования института права коллективной собственности на землю. В частности, органы исполнительной власти обязаны принять меры относительно реформирования на протяжении декабря 1999 г. - апреля 2000 г. коллективных сельскохозяйственных предприятий на основах частной собственности на землю и имущество, а также обеспечить на протяжении 2000-2002 гг. выдачу государственных актов на право частной собственности на землю всем желающим собственникам сертификатов на право на земельную часть (пай). Это означало, что на протяжении 2000-2002 гг., во-первых, должны были прекратить свое существование коллективные сельскохозяйственные предприятия как субъекты права коллективной собственности на землю и, во-вторых, последнее свидетельство существования коллективной собственности на землю — сертификат на земельную часть (пай) — должен был быть заменен на государственный акт на право собственности на землю.

Учитывая незавершенность этих процессов на момент принятия нового Земельного кодекса Украины, такой способ приобретения гражданами права собственности на землю, как получение их вследствие выделения в натуре (на местности) надлежащей гражданину земельной части (пая), был закреплен законодательно в Земельном кодексе Украины (п. «г» ч. 1 ст. 81; п. 3-5 ст. 118; п. 8, 9, 16, 17 Переходных положений Земельного кодекса Украины).

Выделение в натуре (на местности) надлежащей гражданину земельной части (пая) нельзя относить к так называемым «чистым» административно-правовым способам приобретения права собственности на землю, поскольку для свой реализация этот способ не требует издания административного акта уполномоченного органа государства (местного самоуправления), а лишь совершения соответствующих действий самого гражданина. Роль государственных органов сводится в этом случае к совершению только технических регистрационных функций.

Другим способом приобретения гражданами права собственности на землю в Украине является безвозмездная передача из земель государственной и коммунальной собственности. Этот правовой институт не является новым, поскольку был регламентирован еще Земельным кодексом Украины в редакции 1991 г.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Право собственности на землю iconОсобенности аграрной экономики в России на рубеже 19-20 веков
Ключевым вопросом аграрных отношений является вопрос собственности не землю. В историческом развитии существовали различные формы...

1. Право собственности на землю iconСпециалист по патентной и изобретательской работе
Знание: Гражданское право, Трудовое право, Административное право; административные регламенты исполнения Федеральной службой по...

1. Право собственности на землю iconОбщий вывод
Алабяна, вл. 13 является объектом общей долевой собственности собственников помещений многоквартирного дома с адресом ул. Алабяна,...

1. Право собственности на землю iconТема : Формы политического участия. Дискуссия о необходимости проведения...
Тема: Формы политического участия. Дискуссия о необходимости проведения референдума по вопросу «О праве частной собственности на...

1. Право собственности на землю iconПраво собственности объектов недвижимости, расположенные по адресу
Объекты продажи: право собственности объектов недвижимости, расположенные по адресу

1. Право собственности на землю iconП онятие собственности в уголовном праве
Как производное общей теории права, уголовное право признает глубокий социаль­ный смысл собственности, ее бесспорное значение в истории...

1. Право собственности на землю iconРешение этих проблем даст возможность реализовать конституционные...
Одной из важнейших стратегических целей государственной политики в области создания условий устойчивого экономического развития Российской...

1. Право собственности на землю iconФедеральный Закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»
В соответствии со статьями Закона драгоценные металлы, приобретенные в порядке, установленном законодательством рф, могут находиться...

1. Право собственности на землю iconРоспатент : Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам
Автор созданных по заказу программы для ЭВМ или базы данных, которому не принадлежит исключительное право на такую программу или...

1. Право собственности на землю iconПраво собственности и иные вещные права  
В статью 188 внесены изменения в соответствии с Законом рк от 02. 03. 98 г. №211-1

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница