Урок №26




Скачать 289.83 Kb.
НазваниеУрок №26
страница1/3
Дата публикации02.04.2013
Размер289.83 Kb.
ТипУрок
vbibl.ru > Экономика > Урок
  1   2   3
Урок №26
Курсы валют. Глобальные экономические проблемы
Предмет: экономика.

Класс: 10.

Дата: 22.03.2012 г.

Учитель: Хаматгалеев Э. Р.
Цель – познакомиться с принципами функционирования валютного рынка и конвертируемости валют; рассмотреть основные экономические проблемы конца XX – начала XXI вв.; определить экономические способы решения глобальных экологических проблем.
Тип урока: изучение нового материала.
План урока


  1. Валютный рынок и конвертируемость валют.

  2. Глобальные экономические проблемы конца XX– начала XXI вв.

  3. Экономика и экология: проблемы взаимодействия.




  1. Вводная беседа.




  1. Приветствие.

  2. Контроль численного состава обучающихся на уроке.

  3. Сообщение темы и цели урока.

  4. Беседа по вопросам:




  • Какие виды товаров Россия сегодня экспортирует в наибольших масштабах?

  • Какие страны являются важнейшими торговыми партнёрами России?

  • Почему России так важно наладить торговлю со странами СНГ и Восточной Европы?




  1. Беседа по плану урока.


^ Валютный рынок и конвертируемость валют
Важнейшая особенность международной торговли по сравнению с торговлей внутренней состоит в том, что её обслуживают разные денежные единицы, то есть разные национальные валюты.

Каждая страна требует при этом, чтобы на её территории все расчёты осуществлялись только в национальной валюте и только этой валютой иностранные покупатели платили за приобретаемые ими для импорта товары производителей этой страны. Из-за этого международная торговля всегда требует решения проблем двоякого характера, связанных с:

  1. организацией собственно купли-продажи товаров;

  2. валютным обеспечением торговых операций.

Так, при экспорте своих цветов в США колумбийская торговая фирма закупает их внутри страны, расплачиваясь песо. А в Америке продаёт за доллары. Таким образом, фирме-экспортёру приходится решать две задачи: сбыт цветов и перевод выручки в национальную валюту, причём так, чтобы можно было покрыть все затраты и остаться с прибылью.

Зачем же создавать такие валютные рогатки на пути международной торговли, если все страны заинтересованы в её развитии? Причин тому несколько:

  1. наличие национальной валюты облегчает правительству поиск средств для расчётов с теми, кто получает деньги напрямую от государства. К ним относятся служащие, включая армию, беднейшие граждане и фирмы, поставляющие товары и услуги для государственных нужд. В крайнем случае, государство может просто осуществить дополнительную эмиссию бумажных знаков;

  2. наличие национальной валюты позволяет государству управлять ходом дел в экономике страны;

  3. национальная валюта позволяет обеспечить полный суверенитет страны, её независимость от воли правительств других стран;

  4. наличие собственной валюты помогает избежать «заноса» инфляции, которой «больны» валюты других стран.

Значение национальной валюты чётко проявилось после распада СССР – государства с единой валютой (рублём) – на 15 независимых стран, не имевших поначалу собственных денежных систем. Сразу после обретения политической независимости эти государства попали в полосу экономических кризисов и инфляции. У них резко возросла потребность в наличных деньгах для выдачи заработной платы и обеспечения расчётов в торговле.

Однако мощности по изготовлению денег были только у России, а она – борясь с инфляцией – искусственно ограничила эмиссию денег. В результате страны ближнего российского зарубежья попали в сложнейшую экономическую и политическую ситуацию. Их граждане стали требовать от своих правительств разрешения «кризиса наличности», а правительства этих стран не могли ничего сделать. Им никак не удавалось получить от российских коллег дополнительные вагоны с разноцветным «денежным товаром».

Для преодоления «рублёвого голода» правительствам вновь образовавшихся государств пришлось пускать в обращение всевозможные денежные суррогаты (украинский купон, белорусские «зайчики», латвийский «рубль» и т. п.), а также резко ускорить подготовку к переходу на собственные валюты.

Для ведения международной торговли в условиях существования разных валют человечество создало механизм взаимных расчётов между гражданами и фирмами различных стран. Обычно его называют валютным рынком.

Основа этого механизма – пропорции обмена валют, называемые валютными курсами и представляющие собой цену национальных валют. Проще говоря, валютный курс – это то количество денежных знаков других стран, которое надо уплатить, чтобы купить одну денежную единицу определённой страны.

Например, в декабре 1995 г. цена 1 доллара США составляла в:

  • российских рублях – 4580,0;

  • итальянских лирах – 1594,6;

  • японских иенах – 101,4;

  • бельгийских франках – 29,5;

  • норвежских кронах – 6,3;

  • немецких марках – 1,4;

  • английских фунтах стерлингов -0,6.

Валютный (обменный) курс – цена одной национальной денежной единицы, выраженная в денежных единицах других стран.

Но что определяет валютные курсы? Какие факторы приводят к тому, что абсолютное значение курса, например, доллара, выраженное в рублях, в 7633,3 раза выше, чем в британских фунтах стерлингов?

Поначалу – многие века – мировая экономика решала этот вопрос очень просто. Вспомним, что основой национальных денежных систем служили два благородных металла: золото и серебро. Многие страны чеканили свои монеты из этих металлов. И потому обмен валют разных стран шёл просто по весу содержащегося в них благородного металла (именно поэтому на картинах старинных мастеров менялы изображены с весами в руках).

Когда монеты стали вытесняться из обращения бумажными деньгами, задача обмена национальных валют усложнилась. Для её решения была придумана система так называемого «золотого стандарта», существовавшая примерно полвека – с 1879 по 1934 г.

«Золотой стандарт» - механизм обмена национальных валют пропорционально весу золота, который объявлялся обеспечением номинала денежных знаков.

При этом идея формирования пропорции обмена валют была всё та же – «по золоту». Только вместо реального обращения золота мы получаем обращение его представителей – бумажных денег. В эпоху «золотого стандарта» пропорции обмена валют были неизменными, или, другими словами, валютный курс был фиксированным. При этом правительства поначалу брали на себя даже обязательство гарантированно менять по желанию граждан бумажные деньги на золотые монеты.

^ Так гласит закон. Валютные проблемы в российской экономике решаются в соответствии с Законом «О валютном регулировании и валютном контроле», принятым в июне 1992 г.

^ Этот закон определяет, что:

  • порядок покупки рублей иностранцами в России устанавливается Центральным банком страны;

  • граждане России могут покупать валюту внутри страны и иметь её в собственности, причём закон защищает эту собственность наравне с другими видами собственности;

  • покупка и продажа валюты осуществляются банками и организациями, получившими на это разрешение Центрального банка;

  • граждане России могут хранить принадлежащую им иностранную валюту на счетах в зарубежных банках только с разрешения Центрального банка.

Беда системы «золотого стандарта» состояла в том, что в условиях инфляции граждане предпочитали немедленно превращать обесценивающиеся бумажные деньги в золото. Именно поэтому действие классической системы «золотого стандарта» было приостановлено с началом первой мировой войны. Правительства воюющих стран были вынуждены резко увеличить свои расходы путём эмиссии ничем не обеспеченных бумажных денег, что немедленно вызвало бурную инфляцию. Правда, после окончания Второй мировой войны была сделана ещё одна попытка возродить, хотя и в модифицированной форме, систему «золотого стандарта». Но в начале 70-х годов идея увязки валютных курсов с золотым обеспечением бумажных денег окончательно потеряла привлекательность для ведущих стран мира.

Дольше всего остатки идеи «золотого стандарта» сохранялись в СССР: с 1950 по 1992 гг. рубль официально приравнивался к 0,222168 г чистого золота. Правда, смысла в этом не было никакого: обмен рублей на золото в СССР не производился, и курс рубля к другим валютам назначался не по соотношению золотых содержаний.

Отказ во всём мире от «золотого стандарта» привёл к рождению в 70-х годах мощного валютного рынка, на котором валютные курсы стали формироваться под влиянием соотношений спроса и предложения на ту или иную валюту.

Размеры спроса и предложения на валютном рынке зависят, прежде всего, от объёмов взаимной торговли между теми или иными странами. Зная это, мы можем схематично представить модель рождения валютного рынка. Эта модель показана на рис. 11-4.


Рис. 11-4. Механизм возникновения валютного рынка.
С помощью этого рисунка, описывающего торгово-валютные отношения между США и Японией, мы можем увидеть, что участниками этого рынка являются:

  • японские фирмы, экспортировавшие свои товары в США и получившие за них там доллары. Но ведь для дальнейших операций в родной стране им нужны не доллары, а иены (если только они не собираются на всю сумму долларовой выручки купить американские товары для импорта в Японию). Следовательно, японским фирмам нужно превратить доллары в иены;

  • американские фирмы, которые экспортировали товары в Японию и получили выручку в иенах, которые им нужно превратить доллары, чтобы осуществлять дальнейшую деятельность в своей стране;

  • американские фирмы, которые хотят импортировать товары из Японии, но не могут расплатиться за них долларами и потому должны превратить их в иены;

  • японские фирмы, которые хотят импортировать товары из США, но не могут расплатиться за них иенами и потому должны превратить их в доллары.

Итак, одна группа фирм (как японских, так и американских) имеет иены, но нуждается в долларах США, а вторая (в неё тоже входят и японские, и американские фирмы) имеет доллары США, но нуждается в иенах. Все они обращаются на валютный рынок с предложениями о продаже кто долларов, а кто иен или о покупке соответственно иен или долларов. Это означает, что на валютном рынке сталкивается в данном случае спрос на иены, выраженный в долларах, и спрос на доллары, выраженный в иенах.

Чем больше, скажем, долларовая масса, которую необходимо превратить в иены, по сравнению с массой иен, предлагаемой к продаже именно за доллары (ведь некоторым компаниям нужно продать иены, например, за немецкие марки или за итальянские лиры и т. д.), тем выше цена иены, выраженная в долларах, то есть курс иены к доллару.

Таким образом, главный фактор формирования валютных курсов – соотношение объёмов взаимного экспорта и импорта между различными странами. Если, например, в России продаётся американских товаров значительно больше, чем российских в США, то большому числу рублей, которые американским фирмам-экспортёрам надо превратить снова в доллары, противостоит меньшее число долларов российских фирм-экспортёров, которые надо превратить в рубли. Тогда за каждый доллар приходится платить несколько рублей. Чем больше разрыв между предлагаемыми к взаимному обмену суммами рублей и долларов, тем выше курс доллара, то есть цена, выраженная в рублях.

В России, правда, на формирование курсов иностранных валют виляет ещё один фактор – инфляция. В 1992-1995 гг. покупка валюты (долларов США и немецких марок) стала для россиян одним из главных способов спасения своих сбережений от инфляции, так как курс доллара постоянно рос (хотя и отставал от рублёвой инфляции). К началу 1995 г. доля расходов на покупку валюты достигла в структуре семейных расходов россиян примерно 17%.

Поэтому в эти годы в нашей стране курс доллара зависел от взаимной торговли между Россией и США лишь в малой мере. Реально этот курс был ценой совсем особого товара под названием «спасение от инфляции». И потому менялся курс доллара именно под влиянием того, как менялись доходы россиян и отечественных фирм, сколько у них образовывалось свободных средств сверх необходимого минимума расходов.

Как влияет соотношение спроса и предложения на валютном рынке на изменение обменного курса, можно проследить на приведённом ниже графике (рис. 11-5). Он показывает изменение курса доллара к рублю в июле-сентябре 1992 г. на Московской межбанковской валютной бирже.


Рис. 11-5. Изменение курса доллара к рублю на Московской межбанковской валютной бирже в июле-сентябре 1992 г.
Хотя центральный банк России активно участвовал в торгах, чтобы защитить курс рубля от слишком сильного падения, - мы видим прямую зависимость между соотношением спроса на доллары и предложения их и обменным курсом рубля к доллару.

Верхняя кривая графика показывает изменение курса доллара к рублю, то есть сколько рублей можно было получить на очередных торгах за 1 долл. США. Нижняя кривая показывает, как изменялась величина превышения спроса на доллары над их предложением к продаже. В период со 2 по 14 июля предложение долларов превышало спрос (кривая проходила ниже оси координат). Однако размеры этого превышения постепенно падали, хотя Центральному банку России удавалось тормозить развитие этой неблагоприятной тенденции. Курс доллара в этот период был почти неизменен, колеблясь в пределах 130 руб./долл.

Но 16 и особенно 21 июля положение заметно изменилось. Спрос на доллары стал превышать предложение, и курс доллара (верхняя кривая) сразу же пошёл вверх, достигнув 21 июля 151 руб./долл. Затем соотношение спроса и предложения опять выровнялось, и курс доллара к рублю до конца августа был практически неизменен, колеблясь в диапазоне 161-162 руб./долл.

Но 27 августа рынок «рухнул» - спрос резко превысил предложение, а новое руководство Центрального банка России отказалось от попыток сбалансировать их за счёт собственных валютных запасов. Курс соответственно прыгнул вверх, достигнув отметки 205 руб./долл. Затем спрос снова приблизился к предложению (такой дорогой доллар продать захотели многие, а вот запросы покупателей резко сократились). И курс стабилизировался, но уже на уровне, превышающем 200 руб./долл.

Колебания валютных курсов прямо сказываются на всех гражданах страны, хотя они не всегда это сразу осознают. Чем больше страна включена в международное разделение труда, чем активнее она торгует на мировом рынке, тем больше зависит благосостояние её граждан от обменных курсов национальной валюты. Причём влияние обменных курсов проявляется крайне противоречиво.

Разберём экономические последствия динамики курса доллара к рублю, показанной на рис. 11-5. Количество рублей, которое можно было получить за 1 долл. США с 7 июля по 27 августа, постоянно возрастало, увеличившись за этот период почти в 1,6 раза. Иными словами, рубль летом 1992 г. резко обесценился по отношению к доллару. Это сразу же сказалось на выгодности различных сделок в сфере внешней торговли.

Импортёры товаров в Россию должны были либо резко повысить цены на эти товары, чтобы окупить рост своих затрат на покупку валюты, либо перейти на торговлю теми товарами, которые в России были относительно наиболее дороги по сравнению с другими странами. Так, после скачка курса доллара за отметку 200 руб., ввозить в Россию стало выгодно практически только табачные изделия и спирт. По остальным товарам для возмещения валютных расходов надо было бы устанавливать недоступные большинству россиян цены. Это разорило бы торговлю из-за невозможности вернуть вложенные деньги.

Таким образом, обесценение рубля ведёт к сокращению импорта в Россию и росту рублёвых цен импортных товаров. Сужаются для россиян и возможности поехать за границу в туристические поездки, на лечение или учёбу – при неизменных валютных расходах на эти цели их рублёвый эквивалент становится всё больше.

Зато с точки зрения экспорта отечественных товаров ситуация выглядит диаметрально противоположной. Для покупки российских товаров за рубли фирмам-экспортёрам надо потратить теперь куда меньше иностранной валюты. Эти товары для них как бы дешевеют. А полученная за рубежом выручка от продажи этих товаров при её обмене на рубли (конвертации) превращается в куда большую сумму, чем прежде. Надо сказать, что эти закономерности влияния валютных курсов на экономическую ситуацию были замечены правительствами довольно давно. И стало ясно, что для победы в «торговых войнах» можно использовать и валютные операции. Например, если страна с трудом наращивает масштабы своего экспорта, а курс её валюты к валютам других стран устанавливается или регулируется государством (обычно этим занимается национальный банк), то можно провести девальвацию национальной валюты.

Девальвация валюты – официальное снижение государством курса обмена своих денежных знаков на валюты других стран, то есть увеличение количества этих знаков, которое можно получить за каждую единицу иностранной валюты.

Проводя девальвацию своей валюты, государство сразу решает две задачи:

  1. товары иностранных фирм на внутреннем рынке сразу дорожают, поскольку их валютные цены теперь оказываются эквивалентны уже большей сумме национальных денежных знаков. А так как при девальвации зарплата внутри страны не повышается, то импортные товары сразу становятся доступны гораздо меньшему числу покупателей;

  2. товары отечественных производителей сразу значительно дешевеют на зарубежных рынках, поскольку возместить затраты на их производство или покупку внутри страны оказывается возможно и при меньшей сумме валютной выручки.

Это очень заметно проявилось, например, осенью 1994 – весной 1995 гг., когда курс доллара по отношению к японской иене стал резко падать, что позволило снизить цены продажи иностранным покупателям: примерно с 102 иен за доллар до 80 иен за 1 доллар. Это вызвало настоящую панику в Японии: ведь следствием такого развития событий на валютном рынке стало удорожание японских товаров на рынке США.

Если раньше японская фирма производила товар за 1000 иен и могла окупить затраты, продав его на американском рынке примерно за 10 долларов, то теперь для достижения того же результата ей уже нужно было продавать тот же товар за 12,50 долларов.

Для американцев же ситуация изменилась диаметрально противоположным образом: их товары теперь на японском рынке можно было с прибылью продавать на 20% дешевле.

Отчаяние японцев было настолько велико, что они стали обвинять правительство США в сознательном проведении политики «слабого доллара», то есть в завуалированной девальвации. А Национальный банк Японии попытался всячески снизить привлекательность иены и принял меры по снижению ставок кредитов и депозитов до уровня… 1% в год, что было даже ниже, чем темп инфляции и стране. Более того, японское правительство впервые разрешило своим гражданам свободно вывозить любые суммы за рубеж, чтобы вкладывать их в банки других стран, где доходность по депозитам выше. Расчёт был на то, что во всём мире наиболее высокие ставки банки платят по вкладам в национальной валюте.

Значит, вывозя иены, японцы вынуждены будут покупать на них валюты других стран. Предложение иен на мировом валютном рынке возрастёт, и курс иены упадёт. Но и эти меры не помогли: доллар всё равно продолжал стоить менее 100 иен. Таким образом, состояние валютного рынка в стране и курс национальной валюты зависят от двух главных факторов:

  1. общеэкономической ситуации, в том числе уровня инфляции;

  2. положения дел в области внешнеэкономической деятельности.

Всё это полностью относится и к России, для которой роль внешней торговли и валютного рынка в последние годы резко возросла.


  • Что такое валютный курс и какова его экономическая природа?

  • Почему падение курса рубля по отношению к доллару выгодно российским экспортёрам и невыгодно российским импортёрам?

  • Почему стабилизация курса рубля по отношению к иностранным валютам выгодна с точки зрения долгосрочных интересов страны в целом, но в данный момент невыгодна многим россиянам, хотя они и не занимаются импортом или экспортом?

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок №26 iconУрок литературы в 11-м классе на тему "Добро и зло в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"
Форма проведения: Урок-размышление + урок-экскурсия (на определенном этапе урока) + урок-творческий поиск

Урок №26 iconУрок XXII пол Урок XXIII пол часть2 Урок XXIV усиление элиминации...
Урок X критический анализ других целебных систем с непредубежденными, беспристрастными обзорами

Урок №26 iconПлан конспект урока по информатике и литературе в 5,6 классе с применением...
Учит. Ивт сегодня у нас необычный урок. Бинарный урок – нестандартная форма обучения по реализации межпредметных связей, урок ведут...

Урок №26 iconУрок Основной комплекс Лечебное воздействие гимнастики
Этот урок вы должны повторить 2 раза в день (утром и вечером). Повторяя урок вечером, сделайте самое первое упражнение "Ладошки"...

Урок №26 iconУрок как целостная система Типология и структура уроков
Более или менее законченный отрезок педагогического процесса в классно-урочной системе обучения — это урок. По образному выражению...

Урок №26 iconУрок является заключительным по теме «Вашингтон»
Урок предназначен для учащихся 8 класса средней общеобразовательной школы

Урок №26 iconУрок у нас сегодня необычный
Урок путешествие. Мы отправляемся в неведомую даль, в страну под названьем букварь

Урок №26 iconПубликации учителей школы
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» «1 сентября». Публикация «Музыка в сказке». Урок музыки в 5 классе

Урок №26 iconУрок №33 Тема: Обобщающий урок по теме «Африка»
Комунальна установа Сєверо-Гундорівської зош №13 І-ІІІ ст. Краснодонської міської ради Луганської області

Урок №26 iconУрок по русскому языку в 7 классе по теме «Причастный оборот»
Вид урока: урок-путешествие с использованием лингвистической сказки Технология: элементы игровой технологии

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница