Урок №20




Скачать 306.56 Kb.
НазваниеУрок №20
страница1/3
Дата публикации01.04.2013
Размер306.56 Kb.
ТипУрок
vbibl.ru > Экономика > Урок
  1   2   3
Урок №20
Понятие безработицы, её причины и экономические последствия
Предмет: экономика.

Класс: 10.

Дата: 26.01.2012 г.

Учитель: Хаматгалеев Э. Р.
Цель – рассмотреть основные экономические проблемы безработицы.

Тип урока: изучение нового материала.
План урока


  1. Что такое безработица.

  2. Виды безработицы.

  3. Что такое полная занятость.

  4. Как можно сократить безработицу.




  1. Вводная беседа.




  1. Приветствие.

  2. Контроль численного состава обучающихся на уроке.

  3. Сообщение темы и цели урока.

  4. Беседа по вопросам:




  • Каковы наиболее распространенные формы заработной платы?

  • В чём смысл системы «участия в успехе»?

  • Почему рост пенсий не может обгонять рост заработной платы?




  1. Беседа по плану урока.


Уровень безработицы равен 100%, если безработный – это вы.
Аноним
^ Что такое безработица
Чем определяется численность работников, занимающихся определённым видом деятельности, и уровень их заработной платы – это вопросы, относящиеся к сфере микроэкономики. Ответ на них даёт изучение закономерностей функционирования рынка труда.

Но с трудовой деятельностью связана и одна из проблем макроэкономики – проблема безработицы. Этот термин означает наличие в стране людей, готовых трудиться при сложившемся уровне оплаты труда и активно, но безуспешно ищущих себе работу.

Безработица – наличие в стране людей, которые способны и желают трудиться по найму при сложившемся уровне оплаты труда, но не могут найти работу по своей специальности или трудоустроиться вообще.

Безработицу относят к макроэкономическим проблемам потому, что она:

  1. порождается процессами, происходящими в масштабах всей экономики страны;

  2. сама оказывает влияние, ощущаемое в масштабах всего хозяйства страны.

Практически невозможно найти в мире страну, где нет той или иной разновидности безработицы. И Россия – не исключение. Угроза безработицы всегда стоит за плечами любого наёмного работника, и надо представлять: откуда она возникает, сколь длительной может быть и как с ней бороться.

Для анализа проблем безработицы необходимо, прежде всего, чётко определить, кого следует считать безработным. Критерии признания человека безработным обычно устанавливаются законом или правительственными документами и могут немного различаться по странам. Но, как правило, несколько признаков присутствуют во всех определениях. Это:

  • трудоспособный возраст, то есть человек должен быть старше минимального возраста, с которого законодательство разрешает работать по найму, но младше возраста, по достижении которого назначается пенсия по старости. Следовательно, подростки до трудоспособного возраста или мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет (в России) не могут считаться безработными, даже если они хотят работать, но не могут найти место;

  • отсутствие у человека постоянного источника заработка в течение некоторого времени (например, месяца);

  • доказанное стремление человека найти работу (например, обращение его в службу занятости и посещение тех работодателей, к которым его направляют на собеседование сотрудники этой службы).

Только тот, кто отвечает этим признакам, считается действительно безработным и учитывается при определении общего уровня безработицы в стране, то есть доли безработных в общей численности её рабочей силы. Этот показатель определяется следующим образом:
Уровень безработицы = Число безработных / Численность рабочей силы =

= Число безработных / (Число граждан, имеющих работу + Число безработных)
Исходя из этого, мы можем теперь дать новое, более точное определение термина «рабочая сила».

Рабочая сила – общая численность граждан страны в трудоспособном возрасте, которые имеют работу, и граждан, которые найти работу для себя не могут.

Как показывает табл. 9-1, безработица – она из наиболее болезненных проблем даже для самых развитых стран.

Острота проблемы безработицы порождается рядом причин.

Во-первых, человек – экономический ресурс особого типа. Если он сейчас не востребуется экономикой, его нельзя зарезервировать и «положить в холодильник» до лучших времён. Потерянное рабочее время невосстановимо, и тот объём благ, который не был сегодня произведён из-за безработицы, уже нельзя компенсировать в будущем.

Во-вторых, даже если человек не работает, он не может перестать потреблять и ему всё равно нужно кормить свою семью. Поэтому общество вынуждено искать средства для спасения безработных от голодной смерти или превращения в бандитов. Но направляемые на это средства не становятся вознаграждением за производство новых благ, а значит, не ведут к дальнейшему росту благосостояния всех граждан страны.

В-третьих, рост безработицы сокращает спрос на товары на внутреннем рынке. Люди, не получающие зарплату, вынуждены довольствоваться лишь самым минимумом средств существования. В результате затрудняется сбыт товаров на внутреннем рынке страны («рынок сжимается»). Тем самым рост безработицы обостряет экономические проблемы страны и служит толчком для дальнейшего сокращения занятости. Этот порочный круг крайне опасен: с каждым оборотом разомкнуть его становится всё труднее.

В-четвёртых, безработица обостряет политическую ситуацию в стране. Причиной тому растущее озлобление людей, лишившихся возможности достойно содержать свои семьи и проводящих день за днём в изматывающих поисках работы.

В-пятых, рост безработицы может вести к росту числа преступлений, которые люди совершают, чтобы добыть нужные блага.

Безработица – явление мирового масштаба: по данным Организации Объединённых Наций, безработными являются 800 миллионов человек.

^ Виды безработицы
Существуют различные виды безработицы, каждый из которых порождается своими причинами.

Сегодня экономисты предпочитают говорить не о безработице вообще, а выделять её специфические виды:

  • фрикционная;

  • структурная;

  • циклическая;

  • сезонная.

Фрикционная безработица существует даже в странах, переживающих бурный экономический расцвет. Её причина состоит в том, что работнику, уволенному со своего предприятия или покинувшему его по своей воле, требуется некоторое время для того, чтобы найти новое рабочее место. Оно должно устроить его и по роду деятельности, и по уровню оплаты, а нередко – и по многим другим критериям. Даже если на рынке труда такие места есть, найти их удаётся обычно не сразу.

Кроме того, на рынке труда всегда существуют безработные, которые ищут работу в первый раз (молодёжь, женщины, вырастившие детей, и др.). Такие «новички» также учитываются при определении уровня фрикционной безработицы.

Экономическая наука считает фрикционную безработицу явлением нормальным и не вызывающим тревоги (тем более что обычно она носит кратковременный характер). Более того, фрикционная безработица просто неизбежна в нормально организованной экономике, поскольку в ней отражается свобода выбора людьми места работы.

Что может вести к росту уровня фрикционной безработицы?

Следует выделить несколько основных причин:

  1. неосведомлённость людей о возможности найти работу по своей специальности и с устраивающим уровнем оплаты в конкретных фирмах;

  2. факторы, объективно снижающие мобильность рабочей силы. Например, человек не нашёл работу в своём городе, но не может переселиться в другой город, где такая работа есть, из-за неразвитости рынка жилья или отсутствия прописки. Такая ситуация характерна для России, что невыгодно отличает отечественный рынок труда от рынка труда, скажем, США. Американские работники переезжают из города в город безо всяких трудностей благодаря хорошо развитому рынку жилья и отсутствию требования о «прописке» или «регистрации»;

  3. особенности национального характера и образа жизни. Фрикционная безработица выше в тех странах, граждане которых предпочитают жить всю жизнь в одном и том же населённом пункте, то есть отличаются пониженной мобильностью. При таком образе жизни (характерном и для многих россиян) сокращаются перетоки рабочей силы между регионами.

^ Структурная безработица возникает в результате технического прогресса, сокращающего спрос на работников одних профессий и увеличивающего спрос на работников других профессий. Иными словами, структурная безработица порождается невозможностью трудоустройства из-за различий в структуре спроса и предложения рабочей силы на рынках труда различных профессий.

Такая безработица уже куда болезненнее для людей, чем фрикционная. Возникновение структурной безработицы означает, что многим людям придётся осваивать новые профессии и неизвестно: будут ли они в дальнейшем получать столько же, сколько получали благодаря своей прежней профессии?

Избежать структурной безработицы невозможно. Это связано с тем, что технический прогресс всё время рождает новые товары, технологии и даже целые отрасли (к ним, например, относится производство персональных компьютеров, лазерных дисков и волоконной оптики). В результате сильно меняется структура спроса на рабочую силу, а люди с ненужными более в прежнем количестве профессиями оказываются не у дел, пополняя ряды безработных.

Например, ввоз в Россию значительного числа персональных компьютеров привёл к отказу от использования больших ЭВМ, для обслуживания которых требовалось много программистов. Вместе с компьютерами из-за рубежа пришло новое «поколение» программных продуктов, позволяющих общаться с машиной без посредника-программиста. Чтобы сохранить или получить работу, программистам старой школы пришлось срочно переучиваться, овладевать новыми языками программирования и новыми пакетами программ.

Изменения в структуре спроса сегодня оказываются всё более существенными. Американские эксперты, составляя прогноз развития рынка труда в США до конца XX века, обнаружили неизбежность серьёзных перемен на нём. Оказалось, что до 2000 г. число фермеров в стране должно было сократиться на 900 тыс. человек, а доля занятых в промышленности упадёт с 18% в 1987 г. до 9,7% в начале XXI в. Подавляющая часть наёмных работников будет трудиться в отраслях разного рода услуг, в том числе 43% - в сфере информатики. Быстрее всего будет расти число рабочих мест для людей, владеющих следующими специальностями:

  1. бухгалтер или аудитор;

  2. специалист по перевоспитанию правонарушителей;

  3. инженер-механик;

  4. медицинская сестра;

  5. специалист по связям компаний с общественностью;

  6. программист для персональных компьютеров и компьютеризованной техники;

  7. терапевт, специализирующийся на профессиональных заболеваниях;

  8. техник по обслуживанию медицинской аппаратуры.

Это означает, что фермерам и заводским рабочим грозит структурная безработица, а, например, медсёстры смогут не только найти работу, но и выбрать ту клинику, где им предложат лучшие условия труда. И всё это будет происходить на рынке труда одновременно.

Структурная безработица, при всей своей болезненности, также может не волновать страну, но лишь в том случае, если общее число свободных мест не уступает числу людей, ищущих работу, хотя и имеющих другие специальности. Если рабочих мест вообще меньше, чем безработных, тогда дело плохо. Это означает, что в стране возникла третья, самая неприятная форма безработицы – циклическая.

^ Циклическая безработица присуща странам, переживающим общий экономический спад. В этом случае кризисные явления возникают не на отдельных, а практически на всех товарных рынках. Трудности переживает большинство фирм страны, а потому массовые увольнения начинаются почти одновременно и повсеместно. В итоге общее число свободных рабочих мест в стране оказывается меньше числа безработных.

Иногда к категории безработных относят (хотя и не вполне правомерно) сезонных работников. Они остаются без работы из-за того, что некоторые виды деятельности могут осуществляться только в определённые периоды года. Наиболее характерным примером являются сельскохозяйственные рабочие, занятые в период уборки урожая, а в остальное время перебивающиеся случайными заработками.

Скажем, в России до революции 1917 г. «сезонными безработными» были и рабочие-каменщики, и вот почему. Наши прадеды считали, что во время русской зимы возводить кирпичные стены нельзя. И как только начинались холода, строящиеся дома консервировали. Работа возобновлялась только при плюсовых температурах. Возможно, поэтому и стоят по сей день старые дома в Москве и Петербурге.

А вот один из крупнейших московских мостов в 60-х годах строили у Воробьёвых гор даже зимой, чтобы поскорее отрапортовать о досрочном вводе в эксплуатацию. Бетон на морозе застывает плохо, и в него сверх всякой меры добавляли соль, которая заставляет раствор схватываться быстрее. Кончилось это плохо – сегодня этот «пересоленный» мост, которому нет и 40 лет, разъедает «солевая ржавчина бетона», и его придётся сносить. Пользы от такой занятости зимой, как оказалось, мало.

Сезонная безработица знакома людям многих профессий, например, всем, кто обслуживает отдыхающих на курортах. Такая незанятость, конечно, порождает определённые проблемы, но в ней нет ничего трагического: придёт новый сезон, и с ним вернётся работа. Более того, сезонно незанятые люди не вполне подходят под само определение безработного, так как часто не занимаются активным поиском постоянного места работы. Кому-то нравится такой образ жизни, у других нет нужной квалификации или желания её получить и т. д.

Понять и запомнить разницу между типами безработицы помогает рис. 9-1.

Для экономики России сейчас характерна структурная безработица, дополняемая безработицей циклической.

Причина заключается в чрезмерном развитии в прошлом отраслей по производству оружия и неконкурентоспособности многих видов отечественных товаров по сравнению с зарубежными. В новой российской экономике предприятия, производящие такую продукцию, оказались ненужными, и над их работниками нависла серьёзная угроза безработицы. В то же время отрасли, производящие потребительские товары, хотя и обладают большим потенциалом развития, но не могут этот потенциал реализовать из-за нехватки денежных средств для развития.

Сейчас в нашей стране стало явным весьма специфичное явление, возникшее ещё во времена командной системы, - так называемая «неполная занятость».

Неполная занятость – ситуация, при которой работник формально числится занятым, но заработной платы не получает, так как находится в вынужденном отпуске, или получает лишь часть своей нормальной оплаты, так как трудится неполный рабочий день.

Наиболее распространёнными в России проявлениями неполной занятости являются:

  • предоставление работникам неоплачиваемых отпусков;

  • введение сокращённого рабочего дня или сокращённой рабочей недели.

Люди, находящиеся в таком положении, формально не стоят на учёте в службе занятости и не получают пособия по безработице. Если руководствоваться принятыми в экономической науке критериями, безработными их назвать нельзя. Но по уровню трудовой активности и заработкам они нередко находятся в худшем положении, чем официальные безработные.

Корни нынешней российской неполной занятости уходят во времена командной системы. Именно тогда в нашей стране возникло явление, которое можно обозначить как «скрытая (подавленная) безработица». Поскольку коммунистическая идеология не допускала возможности существования в социалистическом государстве безработицы, численность рабочих мест планировалась так, чтобы возникал даже некоторых их избыток. Недаром на стенах заводов и рекламных щитах в советское время всегда висели объявления типа: «Заводу требуются работники следующих специальностей…»

Формальная ликвидация безработицы была куплена дорогой ценой – поддержанием на предприятиях избыточной численности работников. Что это означало экономически, можно понять с помощью рис. 9-2.


Чтобы разобраться в сути процессов, происходивших в СССР в сфере занятости населения (рынком труда это было назвать нельзя), надо пояснить, что здесь существовала ситуация монопсонии. А монопсонистом было государство, которому реально принадлежали все рабочие места и которое диктовало уровень заработной платы.

Монопсония – ситуация, возникающая на рынке при наличии только одного покупателя товаров (монопсониста), который в силу своего исключительного положения может диктовать всем продавцам условия приобретения этих товаров, и прежде всего их цену.

Будучи монопсонистом, государство устанавливало заработную плату ниже того уровня, на котором бы смогли настоять работники в условиях свободного рынка. Именно отсюда родился грустный советский афоризм: «Они делают вид, что нам платят, а мы делаем вид, что работаем». Было бы полбеды, если при такой заниженной зарплате предприятия могли сами принимать решения о численности работников, сопоставляя доход от продажи продукции, произведённой дополнительно нанятыми работниками, с их заработной платой.

Тогда (если исходить из рис. 9-2) численность занятых соответствовала бы величине П1 (вместо П0, которая сложилась бы в условиях свободного рынка труда). На нашем рисунке это означало бы найм четырёх работников, труд которых был сделан выгодным лишь за счёт диктата государства-монопсониста (на рисунке символизирующие их фигурки изображены более светлыми).

Поэтому эти четверо работников реально получали занятость за счёт недоплаты другими трудящимися. Так командная система искусственно сокращала безработицу, переводя её в скрытую форму. Расплачивались за это наиболее продуктивно трудившиеся работники снижением уровня получаемой ими заработной платы.

К сожалению, этим государство не ограничивалось и диктовало предприятиям не только пониженный уровень оплаты, но и завышенное число занятых. На рис. 9-2 этой ситуации соответствует численность занятых на уровне П2.

Обратите внимание, что в диапазоне П1-П2 линия заработной платы проходит выше кривой спроса на труд. Это означает, что труд работников, нанятых сверх величины П1, был просто убыточен для хозяйства страны: они получали от общества больше, чем стоила продукция, которую они производили (вспомним то, о чём мы говорили в главе 7). Расплачиваться за это приходилось уже всем гражданам страны: на компенсацию убытков такого рода шла немалая часть доходов, которые в иной экономической системе могли бы стать основой роста их благосостояния.

Таким образом, все работники, нанятые сверх численности П0, были исключены из числа безработных искусственно – это и есть скрытая безработица командной экономики. Как только в России начал постепенно формироваться нормальный механизм рынка труда, с одной стороны, а государство уже не могло компенсировать предприятиям убытки от содержания излишнего числа работников – с другой, скрытая безработица начала превращаться в открытую. В России появились официально признанные безработные и люди с неполной занятостью.

Сегодня российские предприятия просто уволить избыточных работников не всегда могут или хотят. Дело, в частности, в том, что после увольнения работников закон предусматривает перечисление службе занятости их заработной платы в течение нескольких месяцев. Это позволяет платить безработным пособие в течение некоторого времени, пока они ищут работу.

Но у многих предприятий просто нет денег на такие выплаты, и дешевле оказывается не увольнять работника, а держать его в состоянии скрытой безработицы. Кроме того, нередко россияне стесняются быть «безработными» и предпочитают где-то «числиться», даже ценой отказа от помощи со стороны службы занятости.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок №20 iconУрок литературы в 11-м классе на тему "Добро и зло в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"
Форма проведения: Урок-размышление + урок-экскурсия (на определенном этапе урока) + урок-творческий поиск

Урок №20 iconУрок XXII пол Урок XXIII пол часть2 Урок XXIV усиление элиминации...
Урок X критический анализ других целебных систем с непредубежденными, беспристрастными обзорами

Урок №20 iconПлан конспект урока по информатике и литературе в 5,6 классе с применением...
Учит. Ивт сегодня у нас необычный урок. Бинарный урок – нестандартная форма обучения по реализации межпредметных связей, урок ведут...

Урок №20 iconУрок Основной комплекс Лечебное воздействие гимнастики
Этот урок вы должны повторить 2 раза в день (утром и вечером). Повторяя урок вечером, сделайте самое первое упражнение "Ладошки"...

Урок №20 iconУрок как целостная система Типология и структура уроков
Более или менее законченный отрезок педагогического процесса в классно-урочной системе обучения — это урок. По образному выражению...

Урок №20 iconУрок является заключительным по теме «Вашингтон»
Урок предназначен для учащихся 8 класса средней общеобразовательной школы

Урок №20 iconУрок у нас сегодня необычный
Урок путешествие. Мы отправляемся в неведомую даль, в страну под названьем букварь

Урок №20 iconПубликации учителей школы
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» «1 сентября». Публикация «Музыка в сказке». Урок музыки в 5 классе

Урок №20 iconУрок №33 Тема: Обобщающий урок по теме «Африка»
Комунальна установа Сєверо-Гундорівської зош №13 І-ІІІ ст. Краснодонської міської ради Луганської області

Урок №20 iconУрок по русскому языку в 7 классе по теме «Причастный оборот»
Вид урока: урок-путешествие с использованием лингвистической сказки Технология: элементы игровой технологии

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница