Скачать 229.86 Kb.
|
УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ "Детский сад № 13 "Светлячок" ___________В.В. Кузнецова 03.09.2012г. Принято на педагогическом совете протокол № 1 от 03.09.2012 года ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад № 13 "Светлячок" на 2012-2015 год д. Дор Содержание Исходное состояние МБДОУ "Детский сад № 13 "Светлячок" 1.1. Информационная справка о детском дошкольном учреждении. 1.2. Проблемно-ориентированный анализ состояния ДОУ: анализ результатов; анализ воспитательно-образовательного процесса; анализ условий. 1.3. Проблемный вывод ДОУ. Концепция и стратегия развития дошкольного образовательного учреждения. Структурно-содержательное описание. Действия по реализации программы. 1.1. Информационная справка о дошкольном образовательном учреждении. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 13 "Светлячок" Шаховского муниципального района Московской области Учредитель: Шаховской муниципальный район Месторасположение учреждения: Московская область, Шаховской район, д.Дор, Микрорайон. д.14. Нормативно-правовые основы деятельности ДОУ отражаются Уставом и локальными актами: - договоры с Учредителем, родителями, специалистами; - правила внутреннего трудового распорядка; - должностные инструкции. ДОУ расположено в двухэтажном здании, построенном в 1976 году. В настоящее время в детском саду насчитывается 35 детей. Функционирует 2 группы: 1 разновозрастная группа (ранний и младший возраст); 2 разновозрастная группа (средний и старший возраст). Режим работы детского сада 12-ти часовой при пятидневной рабочей неделе. Организационно - педагогические условия воспитательно-образовательного процесса, созданные в ДОУ, помогают в выборе оптимальных форм организации детской деятельности. Педагогический коллектив реализует свое право на выбор образовательных программ, успешно решая эту задачу с учетом социально-экономических и национально-культурных условий. Педагоги находятся в постоянном поиске новых форм и методов образовательного процесса. Педагогический коллектив ДОУ в основном стабильный, инициативный. ДОУ обеспечивает психологический комфорт воспитателям и педагогам, создает атмосферу педагогического оптимизма, ориентацию на успех, стремление создать все условия для сохранения и укрепления здоровья. За годы существования ДОУ в коллективе сложились следующие традиции: - потребность в постоянном усовершенствовании; - совместное празднование торжественных дат. Воспитательно - образовательную работу МБДОУ "Детский сад № 13 "Светлячок" осуществляет 5 педагогов: заведующий, 3 воспитателя, музыкальный руководитель . Все педагоги имеют педагогическое образование: 1 – высшее, 4 – средне - специальное образование (из которых один воспитатель учится заочно в МГОГИ г. Орехово-Зуево). Материально-техническая база дошкольного образовательного учреждения в основном отвечает современным требованиям. В детском саду просторные групповые комнаты, оснащённые необходимым оборудованием и игрушками, отдельные спальни, в музыкально-физкультурном зале имеется необходимое оборудование для занятия спортом и физическими упражнениями. Для проведения музыкальных занятий, праздников и развлечений имеется фортепиано, магнитофон, телевизор, детские музыкальные инструменты, а также различные костюмы, шапочки, атрибуты для организации театрализованной деятельности. Имеется изолятор и полностью оборудованный медицинский кабинет. Имеются технические средства обучения: телевизор, видео и аудио магнитофоны, кассеты и диски с записями. На базе детского сада функционируют кружки по интересам детей: «Быстрый, ловкий, смелый» и «Юный эколог». Организация кружковой работы с дошкольниками позволяет обеспечивать полноценной развитие каждого ребёнка на основе личностно-ориентированного отношения к нему. Детский сад расположен в центре д. Дор, поэтому имеет благоприятное социально-культурное окружение. Вблизи расположены школа и МУК "Дорский ЦСДК" с библиотекой , с которыми у нас налажена тесная связь, также медпункт. Здесь же расположен небольшой сквер, в котором расположен памятник погибшим односельчанам. Воспитатели часто совершают экскурсии в этот сквер с целью патриотического воспитания. С целью решения экологических задач совершают экскурсии в лес, находящийся рядом с детским садом. По соседству находится МБОУ "Дорская СОШ", с которой у нас тесное сотрудничество, потому что большинство наших выпускников идут в эту школу. На базе нашего детского сада проводятся семинары и открытые занятия. В районной газете часто публикуется о жизни детского сада. Информационно-аналитическое обеспечение МБДОУ "Детский сад № 13 "Светлячок". ^ 1. Документация: - директивные документы; - нормативные акты. 2. Методический кабинет укомплектован в основном: - оснащён наглядно-дидактическим материалом; - пособиями по всем разделам программы; - материалами инновационного опыта. Внутренняя информация: 1. Данные о материально-технической базе. 2. Сведения о детях в книге движения детей по детскому саду: - количество; - возраст; - пол; - состояние здоровья. 3. Сведения о кадрах: - общее количество; - дифференциация по разряду; - дифференциация по стажу; - дифференциация по возрасту. 4. Данные о состоянии и результатах учебно-воспитательного процесса: - справки, анкеты. 5. Информация о состоянии и результатах контроля: - диаграммы результативности учебно-воспитательного процесса. 6. Информация о работе с: - родителями в годовом плане; - школой в годовом плане; 7. Информация, характеризующая состояние методической работы в ОУ: - педсоветы (протоколы); - программы; - семинары; - консультации; - диагностические карты. 1.2. Проблемно-ориентированный анализ состояния воспитательно-образовательного процесса. Главная цель разработанной программы ДОУ - повышение качества воспитания и образования детей, то есть полное удовлетворение социального заказа на образовательные услуги в отношении детей дошкольного и школьного возраста. Решение этой задачи связано с ответом на вопросы: Что нужно изменить? Что требует проблемного анализа настоящего состояния ОУ? ^ Проведение анализа результатов деятельности любого ОУ в настоящее время является очень сложной проблемой, поскольку требования, заложенные в программе воспитания и обучения в детском саду, расходятся с требованиями, предъявляемыми потребителями услуг ОУ (родителями, школой). В этой ситуации из кредитов психологических возможностей и потребностей дошкольного возраста, а именно: здоровье детей, уровень знаний и умений, готовность к школьному обучению. Здоровье детей, посещающих ДОУ, является предметом пристального внимания педагогического коллектива. В течение 5 лет спортзал оснащался различными атрибутами . Дважды в год проводится диагностика уровня физической подготовленности воспитанников. Анализируется состояние здоровья детей. В ходе анализа сведений по заболеваемости детей за 5 лет выяснилось, что заболеваемость детей гриппом и ОРВИ снизилась. Несмотря на понятные всем причины заболеваемости детей (экология, питание, снижение жизненного тонуса, иммунитета и др.), которые носят объективный характер, за последние 3 года отмечается динамика количества здоровых детей с высоким и средним уровнем физической подготовленности. Однако требуется: - повышать уровень физической подготовленности детей; - снижать количество детей с отклонениями в психофизическом развитии и соматическими заболеваниями. В ходе мониторингов выяснилось, что у выпускников хорошо развиты сформированность учебных действий, слуховая память, фонематический слух, кратковременная память и внимание, мышление. В усиленном внимании нуждаются комбинаторские способности, образно-логическое мышление. ^ МБДОУ "Детский сад № 13 "Светлячок". Основной программой, реализуемой в дошкольном образовательном учреждении, обеспечивающей целостность воспитательно-образовательного процесса является Программа «От рождения до школы» -под. ред. Н.Е. Вераксы , Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. Для построения целостного педагогического процесса, направленного на всестороннее развитие ребёнка педагогом детского сада были составлены перспективные планы по следующим направлениям:
Изодеятельность. Физическое воспитание. Это планирование не противоречит требованиям государственного стандарта и сконцентрировано на повышение качества учебно-воспитательного процесса. Об этом говорят результаты диагностики знаний детей старшей группы. В помощь воспитателям в проведении воспитательно-образовательного процесса педагоги разработали конспекты по следующим темам:
Полноценное развитие дошкольников зависит не только от того, как организован педагогический процесс воспитания, но и где и в каком окружении живет ребенок. В качестве ведущих направлений создания и совершенствования развивающей среды были выбраны следующие направления: выполнение требований санитарно-гигиенического режима и соблюдения правил охраны жизни и здоровья детей; соблюдение в группах условий для необходимого баланса совместной и индивидуальной деятельности детей (уголки уединения, домашний уголок и т.д.); выделение и оснащение специальных помещений для разных видов детской деятельности; использование игрового, спортивного и другого оборудования с ориентацией на ребёнка; использование аудиовизуальных средств для создания звуковой среды (музыкальное сопровождение разных видов деятельности и режимных моментов). преодоление экономических трудностей при организации предметно-развивающей среды, в том числе привлечение различных источников финансирования. Одним из основных направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения является охрана жизни, укрепление здоровья детей, и их полноценное физическое и психическое развитие. В детском саду применяются нетрадиционные методы закаливания детей, совершенствуется система физкультурно-оздоровительной работы. Важной частью этой системы является: Создание условий для двигательной активности детей в режиме дня: - проведение занятий по подгруппам; - оснащение спортивным инвентарём и оборудованием физкультурного зала; - гибкий режим работы; - наличие необходимого оборудования для проведения физкультурных занятий, спортивных праздников на участке детского сада. 2. Система закаливания: в повседневной жизни - утренний приём на свежем воздухе; - разные формы утренней гимнастики; - бодрящая гимнастика; - подвижные игры; - облегчённая форма одежды. Специально организму -промывание носа; - дыхательная гимнастика для глаз; - самомассаж; - полоскание горла. 3. Взаимодействие педагогической и медицинской службы; - создание условий для комфортного протекания адаптационного периода; - оценка эмоционального состояния детей; - пропаганда и приобщение семьи к здоровому образу жизни. 4. Диагностика уровня психофизического развития и состояния здоровья детей; - диагностика физического развития; - контроль за ослабленными и часто болезненными детьми. Комплекс оздоровительных мероприятий проводимых в дошкольном образовательном учреждении и направленных на укрепление организма и развитие движений детей, благоприятно влияет на рост и развитие детского организма, ведёт к снижению заболеваемости детей. В результате совместной работы медицинского и педагогического персонала по охране жизни и укреплению здоровья детей отличаются улучшение показателей посещаемости детей. Администрация МБДОУ "Детский сад № 13 "Светлячок" координирует деятельность воспитателей, обеспечивая организационную целостность педагогического процесса. В основе работы с педагогическими кадрами лежит диагностика профессиональной деятельности педагогов, которая помогает дифференцированно определить цели работы кадрами и выбрать адекватные формы её проведения. Методическая работа с кадрами приобрела личностно-ориентированный характер. Решается задача- обеспечение интеллектуальной подготовки детей к школе. Для решения этой задачи на педсовете совместно с учителями начальных классов было принято решение о том, необходимо тесно сотрудничать, чтобы дети легко адаптировались к школьным условиям. Анализ учебно-воспитательного процесса позволяет заключить, что его организация, содержание и формы, используемые в настоящее время в ОУ, обеспечивают психическое развитие детей, сохранение и укрепление их здоровья, готовность к следующему этапу жизни - школьному. Актуальной остается задача - повышение эффективности учебно-воспитательного процесса по достижению задач трех направлений развития ребенка. В этой связи требуется решение следующих проблем: 1. дальнейшая оптимизация программного обеспечения работы ОУ (соблюдение требований Госстандарта и их превышение через расширение вариативного и дополнительного образования); 2. активизация внедрения педагогических и оздоровительных технологий в образовательно-воспитательном процессе; 3. совершенствование содержания и форм взаимодействия детского сада и семьи в образовательном процессе. ^ Важнейшими показателями, влияющими на результативность педпроцесса, являются условия его организации, анализ которых позволит выявить причины и возможные последствия его нарушения, также позволит наметить пути его совершенствования. Главным условием являются человеческие ресурсы, а именно педагогические кадры учреждения. В дошкольном образовательном учреждении имеются специалисты с высоким творческим потенциалом. Воспитатели активно участвуют в творческой жизни детского сада, также принимают участие в районных конкурсах. Воспитатель участвовала в конкурсе «Воспитатель года». Повышение уровня квалификации обеспечивается участием педагогов в методических объединениях, через курсы повышения квалификации, самообразование, развитие педагогического опыта. Важнейшей характеристикой ОУ является социально-психологический климат в коллективе. В настоящее время сформирован коллектив единомышленников с благоприятным психологическим климатом, способствующим нормальному процессу решения стоящих перед коллективом задач. Наше ДОУ обеспечивает психологический комфорт педагогам, создает атмосферу педагогического оптимизма, ориентацию на успех, стремление создать все условия для сохранения и укрепления здоровья. Педагогический коллектив строит свою работу по воспитанию детей в тесном контакте с семьей. Педагоги убеждены в том, что основное воздействие на развитие ребенка всегда будет оказывать не детский сад, не школа, а прежде всего родители, семья. Главная цель работы педагогов с семьей - психолого-педагогическое просвещение, оказание помощи в воспитании детей, профилактика нарушений в детско-родительских отношениях. Педагоги используют разнообразные формы вовлечения семьи в образовательный процесс: проведение совместных праздников, Дней здоровья, родительских собраний, консультации для родителей, оформление информационных стендов для родителей и др. Материально-техническое обеспечение ДОУ позволяет решать воспитательно-образовательные задачи. Структура предметно-развивающей среды, наряду с групповыми комнатами включает специализированное помещение, что позволяет осуществлять всестороннее развитие личности воспитанников. Благодаря усилиям администрации и коллектива, в ОУ создана база дидактических игр, методической литературы. Программно-методическое обеспечение педпроцесса направлено на выполнение государственного стандарта дошкольного образования, что связано с использованием программ и технологий, обеспечивающих гармоничное развитие ребенка, ориентацию на удовлетворение социального заказа. В рамках дополнительного образования в ДОУ функционируют следующие кружки: "Ловкий, быстрый смелый" - развитие физических способностей; "Золотые ручки" – ручной труд; "Юный эколог" – развитие элементарных экологических представлений. 1.3. Проблемный вывод. Представленный анализ результатов оценки МБДОУ "Детский сад № 13 "Светлячок" позволяет выявить следующие особенности его деятельности: основной целью, желаемым результатом педагогического процесса является развитие гармоничной личности ребенка, готовой к самореализации через доступные ему виды деятельности; по главным показателям желаемого результата коллектив ОУ добивается высоких показателей, свидетельствующих о всестороннем развитии детей; отмечена динамика сохранения и развития здоровья детей, совершенствуется социально-психологическое развитие детей, по большинству направлений развития детей прослеживается тенденция соответствия Госстандарту дошкольного воспитания и образования; организация педагогического процесса отмечается гибкостью, ориентированностью на возрастные и индивидуально-типологические особенности детей, позволяет осуществить личностно-ориентированный подход к детям. Содержание учебно-воспитательной работы соответствует требованиям социального заказа (родителей, школы), обеспечивает обогащенное развитие детей за счет использования базовых программ. Педагогический процесс в детском саду имеет развивающий и корригирующий характер, способствует формированию у детей реального образа мира и себя, развитию их способностей; созданы необходимые условия для решения задач на должном уровне: собран коллектив единомышленников из числа профессионально подготовленных специалистов, осуществляется подготовка кадров, создан благоприятный социально-психологический климат в коллективе, отношения между администрацией и коллективом строятся на основе сотрудничества и взаимопомощи; материально-техническое обеспечение ОУ соответствует требованиям, предъявляемым к предметно-развивающей среде, которые обеспечивают эмоциональное благополучие детей. Выше изложенное, позволяет заключить о полном соответствии деятельности ОУ требованиям Госстандарта по дошкольному образованию. Проведенный анализ настоящего состояния деятельности ОУ показал, что реально сложились условия и потенциальные возможности коллектива для дальнейшего развития учреждения. Концепция и стратегия развития дошкольного образовательного учреждения. Современное ОУ, соответствуя изменившейся социальной ситуации, может и должно строиться на определенной платформе, которую обосновывает предлагаемый вариант образовательной среды в образовательном учреждении. Цель концепции: создание благоприятных социально-педагогических условий для максимального развития ребенка, раскрытия его способностей и его самореализации; обеспечения чувства психологической защищенности. Объект воздействия концепции: дети от 1 года до 7 лет. Предмет: система педагогических средств и методов для развития личности ребенка в разных видах деятельности. Задачи: Направлять деятельность коллектива на комплексное развитие образовательного процесса. Повышать двигательную активность детей, укрепляя психическое и физическое здоровье детей, развивая физическую подготовленность. Создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья, формирования необходимых знаний и умений по ЗОЖ. Способствовать развитию творческой речевой активности детей через циклы познавательных занятий, моделирования, проблемные ситуации, создавая центры познавательно - речевой активности. Продолжать воспитывать у детей любовь и интерес к природе родного края. Развивать экологическое мышление в процессе элементарных опытов и экспериментирования, через проектную деятельность. Гипотеза: социально-педагогический фактор развития личности детей определяется нами как социально-организованная взрослыми и возникающая по инициативе детей деятельность, включающая их в освоение окружающей среды. Эффективное развитие личности детей в процессе деятельности в открытой социальной среде возможно, если: - учитывается социально-педагогический потенциал микро социума; - деятельность детей включает формирование первичных потребностей и предпосылок освоения окружающего мира; - социально-педагогические условия направлены на развитие у ребенка его эмоциональной сферы и самореализацию возможностей. Принципы содержания образовательного процесса и условия их реализации в ОУ: Главная задача коллектива детского сада не только максимальное развитие личности каждого воспитанника, но и формирование ее готовности к дальнейшему развитию. Инструментом решения задачи может быть воспитательная система ОУ. Выбор данной модели обусловил анализ социально-культурной ситуации микрорайона и педагогической ситуации в ОУ. В качестве принципов организации воспитательного процесса педагогический коллектив принял: Принцип личностного подхода в воспитании. Каждый воспитанник независимо от индивидуальных способностей и особенностей находит свое место в системе воспитательного процесса в ОУ. Каждый воспитанник - личность, которую уважают и принимают. Отличительная черта воспитательного процесса в ОУ - развивающий характер, который проявляется в создании условий для реализации своих индивидуальных особенностей, интересов, установок, направленности личности, своего "я". В ОУ обеспечивается психологическая комфортность воспитанников, которая предполагает снятие стрессообразующих факторов, создание атмосферы оптимизма, ориентацию на успех и мотивацию успешности. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Принцип деятельного подхода. Согласно теории Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и их последователей, процессы обучения и воспитания развивают человека только в деятельности, которая всегда стоит между воспитанием, обучением и психическим развитием человека. Взаимодействие с ребенком основывается на признании его предшествующего развития, учете его субъективного опыта. Такое содержание воспитательно-образовательного процесса помогает выявить и развивать способности детей, предоставляет возможность самореализации. Оценка образовательного процесса: Основными показателями результативности ОУ как целостной воспитательной системы будут следующие: - психологический климат в ОУ; - комфортность в ОУ для педагогов, детей; отношение родителей к детскому саду; - психологическая защищенность детей. Методы отслеживания: анкетирование педагогов и родителей, наблюдение за детьми. Результативность воспитательно-образовательного процесса на условиях: - личностном (динамика личностного развития ребенка, эмпатия; "Я - концепция"; воображение, творческие способности, познавательная активность, развитие воли); - информационном (в зависимости от выбранной программы). В основе концепции развития ДОУ лежит возможность: - ранней диагностики; - подбора программ для детей с учетом их личностных особенностей и возможностей. |
![]() | Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центр развития ребенка детский сад №39 | ![]() | Наименование: Программа развития Муниципального бюджетного дошкольного образовательного |
![]() | «Детский сад «Лучик» филиале муниципального бюджетного дошкольного образовательного | ![]() | Постановления Администрации от 22. 11. 2010г. №362-пга «О создании мадоу кв «Детский сад №4», путем изменения существующего типа... |
![]() | Муниципального бюджетного дошкольного оброзовательного учреждения «центер развития ребенка детский сад №11 «светлячок» | ![]() | Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №7» |
![]() | ... | ![]() | Паспорт Программы развития Муниципального дошкольного образовательного учреждения Детский сад общеразвивающего вида |
![]() | Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «центр развития ребенка- детский сад №5 г. Буйнакск» | ![]() | Наличие материально-технических и медико-социальных условий, обеспечивающих разностороннее развитие воспитанников |