Методическая разработка комбинированного урока по дисциплине «Статистика» на тему «Ряды динамики»




Скачать 192.72 Kb.
НазваниеМетодическая разработка комбинированного урока по дисциплине «Статистика» на тему «Ряды динамики»
страница1/2
Дата публикации21.03.2013
Размер192.72 Kb.
ТипУрок
vbibl.ru > Экономика > Урок
  1   2
ГОУ СПО Волоколамский Техникум Экономики и Права

Методическая разработка комбинированного урока
по дисциплине «Статистика»
на тему «Ряды динамики»

по специальностям 080110 «Экономика и бухгалтерский учет» и

080106 «Финансы».

г. Волоколамск, 2008 год.
Методическая разработка составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровня подготовки выпускника по специальностям экономических дисциплин
Зам. директора по учебной работе

______________ Л.Н.Сигаркина

Одобрено цикловой комиссией экономических дисциплин

протокол № ________ от _______________

Председатель цикловой комиссии _____________Б.В.Фокина

Автор _________________ В.Г.Бикаева

^ Пояснительная записка.

Тема «Ряды динамики» является одной из основных при изучении дисциплины «Статистика», так как решает одну из важнейших задач статистики - изучение изменений анализируемых показателей во времени, т.е. их динамику.

Данная тема изучается студентами специальностей 080110«Экономика и бухгалтерский учет» и 080106 «Финансы» в объеме 8 часов на 4 занятиях, из которых на трех выполняют практические задачи.

В ходе изучения темы студент должен усвоить правила построения и анализа рядов динамики, уметь самостоятельно применять и использовать приемы и методы в своей практической деятельности для характеристики изменения социально-экономических явлений во времени, выявления основной тенденции, закономерностей развития.

Изучение данной темы основывается на знаниях, полученных студентом по предметам «Экономическая теория», «Экономика и организация предприятия», «Анализ финансово-хозяйственной деятельности».

Для открытого урока выбрана форма комбинированного урока, так как он позволяет использовать разнообразные методы работы со студентами, способствующими закреплению пройденного материала и изучению на его базе нового.
^ Тема урока: «Ряды динамики».

Цели проведения урока: овладение теоретическими знаниями, развитие навыков графического построения рядов динамики и умения осуществлять практические расчеты показателей рядов динамики.

Наглядные пособия:

1. Слайд-фильм. 2. Опорный конспект (приложение №1).

Раздаточный материал:

1. Статистическая таблица №1 («Данные о динамике курса основных валют за 2000-2007 гг») приложение №2.

2. Статистическая таблица №2 («Динамика активов финансовой группы «Ренессанс» за 2003-2007 гг») приложение №3.

3. Вопросы для закрепления пройденного материала и контроля знаний (приложение №4)

4. Тест для закрепления нового материала (приложение №5).

5. Задачи для закрепления нового материала (приложение №6).

Тип проведения урока: комбинированный урок.

Методы обучения: объяснительно-иллюстрированный, частично-поисковый, репродуктивный.

Формы проведения: индивидуальная, фронтальная.

Технические средства: 1.Компютер. 2. Проектор. 3. Калькуляторы.

Внутрипредметные связи. Урок строится на знаниях, полученных на темах: «Абсолютные и относительные величины», «Средние величины».

Межпредметные связи. Урок строится на знаниях, полученных при изучении дисциплины «Экономическая теория» (тема «Экономический рост»), «Анализ финансово-хозяйственной деятельности» (раздел «Методологические основы анализа хозяйственной деятельности»).
^ ХОД ЗАНЯТИЯ №1
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Преподаватель объявляет цель и ход урока, сообщает о необходимости повторения пройденного материала для лучшего усвоения новой темы. Студентам предлагаются вопросы контроля знаний для фронтального опроса.
Вопросы для контроля знаний:

а) Какие этапы проходит статистическое исследование?

б) Какая работа проводится на первом этапе, на втором?

в) Что такое статистические ряды? Какие они бывают?

г) Какие способы наглядного изображения статистических данных вы знаете?

д) Какие методы применяются в ходе заключительного этапа статистического исследования?

е) Для чего рассчитываются средние показатели?

ж) Какие дисциплины изучают подобные методы и приемы?
Сообщение новой темы занятия. Установление межпредметной связи в изучении этой темы.

^ 2.ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Производится с использованием слайд-фильма, опорных конспектов, статистических таблиц. При изучении нового материала проводится связь со знаниями, полученными на предыдущих занятиях (темы «Абсолютные и относительные величины», «Средние величины»).

План изучения новой темы:

2.1. Виды рядов динамики, их графическое изображение.

2.2 Показатели рядов динамики.

2.3. Приемы обработки и анализа рядов динамики. Выявление основной тенденции ряда динамики.

^ ХОД ЗАНЯТИЯ №2

1. 1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. Сообщение темы, задач занятия.

Преподаватель сообщает, что данное занятие ставит цель закрепления теоретических знаний в практических расчетах.

Тема практической работы «Исчисление основных показателей рядов динамики».

Реализация достигается с помощью самостоятельного решения 4 задач, выполнения необходимых расчетов, оформления результатов работы в виде статистических таблиц и графиков.

Время выполнения-60 минут.

^ 2. ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС.

Вопросы.

1. Для чего нужно изучать динамику явлений?

2. Дайте определение ряда динамики. Из каких элементов он состоит и каков их смысл?

3. Какие существуют виды рядов динамики?

4. Какие динамические ряды называются моментными и почему их уровни нельзя суммировать?

5. Какие ряды называются интервальными и почему их уровни можно суммировать? Приведите пример.

6.Назовите важнейшее условие построения динамического ряда.

7. Каковы причины несопоставимости динамических рядов?

8. Какие приемы применяются для преобразования несопоставимых рядов в сопоставимые?

9. Что такое абсолютный прирост и как он определяется?

10. Что такое темп (коэффициент) роста и как он определяется?

11. Что такое темп прироста и как он определяется?

12.Что показывает абсолютное значение одного процента прироста и как оно исчисляется?

13. Для чего рассчитываются средние показатели?

14. Что такое средний уровень ряда и как он рассчитывается?

15. Как исчисляется средний уровень для моментного ряда? Приведите пример.

16. Как исчисляется средний уровень для интервального ряда? Приведите пример

17 Чему равен средний абсолютный прирост?

18. По какой формуле исчисляется средний темп роста?

19. Как исчисляется средний темп прироста?

20. Что такое тренд?

21. В чем сущность метода укрупнения интервалов?

22. Как производится сглаживание рядов динамики методом скользящей средней?

23. В чем сущность метода аналитического выравнивания?
^ 3.ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
4.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ,

1.Представление отчета о выполненной работе.

2.Повторение вопросов темы:
1.Какими наиболее распространенными статистическими методами осуществляется изучение тренда в рядах динамики?

2. В чем сущность метода укрупнения интервалов и для чего он применяется?

3. Как производится сглаживание рядов динамики способом скользящей (подвижной) средней? В чем достоинства и недостатки этого метода?

4. В чем сущность метода аналитического выравнивания динамических рядов?

^ ХОД ЗАНЯТИЯ №3

1. 1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. Сообщение темы, задач занятия.

Преподаватель сообщает, что данное занятие ставит цель закрепления теоретических знаний в практических расчетах и овладения методами и приемами выявления основной тенденции в рядах динамики.

Тема практической работы «Выявление и анализ основной тенденции в рядах динамики».

Реализация достигается с помощью самостоятельного решения 2 задач повышенной сложности и объема, выполнения необходимых расчетов, оформления результатов работы в виде статистических таблиц и графиков, формулировки выводов.

Время выполнения-60 минут

^ 2.ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС

Вопросы:

1.Какими наиболее распространенными статистическими методами осуществляется изучение тренда в рядах динамики?

2. В чем сущность метода укрупнения интервалов и для чего он применяется?

3. Как производится сглаживание рядов динамики способом скользящей (подвижной) средней? В чем достоинства и недостатки этого метода?

4. В чем сущность метода аналитического выравнивания динамических рядов?

^ 3.ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
4.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ,

4.1.Повторение пройденного материала.

4.2. .Представление отчета о выполненной работе

ХОД ЗАНЯТИЯ №4

1. 1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. Сообщение темы, задач занятия.

Преподаватель сообщает, что данное занятие ставит цель закрепления теоретических знаний в практических расчетах и овладения методами и приемами выявления основной тенденции в рядах динамики, а также продолжение выполнения практической работы.

Тема практической работы «Выявление и анализ основной тенденции в рядах динамики».

Реализация достигается с помощью самостоятельного решения 2 задач повышенной сложности и объема, выполнения необходимых расчетов, оформления результатов работы в виде статистических таблиц и графиков, формулировки выводов.

Время выполнения-60 минут
^ 2.ПРОДОЛЖЕНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
3. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА:

1) Фронтальный опрос по теме

2) Студенты попарно в течение 5 минут работают с тестом по пройденному материалу.
Тест по теме

…..

Затем совместно с преподавателем обсуждают результаты работы с тестом ….

^ 4.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЙ.

Преподаватель подводит итоги, обращаясь к студентам

4.1.Изучили

4.2. Практически освоили

5.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ,

5.1.Представление отчета о выполненной работе

^ КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ НА ТЕМУ «РЯДЫ ДИНАМИКИ В СТАТИСТИКЕ».

2.1. Ряды динамики - ряды статистических данных, отображающих развитие изучаемого явления во времени.

Ряд динамики состоит из двух элементов: в нем указываются моменты времени (обычно дата) или периоды времени (год, квартал, месяц, сутки), к которым относятся приводимые статистические данные (t ) и статистические показатели - уровни ряда (y), характеризующие состояние явления на указанный момент или за период. Уровни ряда динамики должны быть сопоставимы по методологии учета и расчета показателей, территориаль-ным границам, кругу охватываемых объектов, единицам измерения и другим признакам. Если они несопоставимы между собой, их необходимо привести к сопоставимому виду, применяя прием «смыкания» рядов динамики.

Ряды динамики классифицируют в зависимости от:

1. способа выражения уровней - ряды абсолютных величин, средних величин, относительных величин;

2. способа отражения уровнями ряда состояния явления: на определенные моменты времени или за определенные интервалы времени - моментные и интервальные ряды динамики;

3. расстояния между уровнями - с равноотстоящими и неравноотстоящими уровнями во времени;

4. наличия основной тенденции изучаемого процесса - стационарные и нестационарные;

5. по числу показателей - изолированные и комплексные (многомерные).

На основе индивидуальных значений исчисляют средний уровень ряда.

Для интервального ряда

Для моментного ряда

с равноотстоящими уровнями

где - итог суммирования уровней за весь период; n - число периодов;



где n — число уровней ряда.


с неравноотстоящими уровнями

;

t - число периодов времени, в течение которых уровень не изменяется;


  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка комбинированного урока по дисциплине «Статистика» на тему «Ряды динамики» iconМетодическая разработка комбинированного урока по дисциплине «Менеджмент»...
Методическая разработка составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровня подготовки выпускника...

Методическая разработка комбинированного урока по дисциплине «Статистика» на тему «Ряды динамики» iconМетодическая разработка комбинированного урока классного часа на тему «Здоровый образ жизни»
Цель: воспитание целостного отношения учащихся к собственному здоровью, стремление к здоровому образу жизни

Методическая разработка комбинированного урока по дисциплине «Статистика» на тему «Ряды динамики» iconКурсовая работа по дисциплине «Статистика»
Понятие рядов динамики. Виды рядов динамики. Основные правила построения рядов динамики

Методическая разработка комбинированного урока по дисциплине «Статистика» на тему «Ряды динамики» iconКурсовая работа по дисциплине: «Статистика» на тему: «Методы статистического...
Статистические показатели заработной платы и их расчёты

Методическая разработка комбинированного урока по дисциплине «Статистика» на тему «Ряды динамики» iconКурсовая работа по дисциплине: «статистика» на тему: «Методы статистического...
Определение размера заработной платы и отдельных профессиональных групп работников

Методическая разработка комбинированного урока по дисциплине «Статистика» на тему «Ряды динамики» iconКурсовая работа по дисциплине «Статистика» на тему: «Методы расчета объема и динамики ввп и вдс»
Целью данной работы является изучение ввп, как важнейшего показателя системы национальных счетов. При этом решаются следующие задачи:...

Методическая разработка комбинированного урока по дисциплине «Статистика» на тему «Ряды динамики» iconКурсовая работа по дисциплине «Статистика» на тему «Статистическое...
В данной работе рассматриваются сущность кредита, его классификация, задачи статистического изучения кредита банков

Методическая разработка комбинированного урока по дисциплине «Статистика» на тему «Ряды динамики» iconКурсовая работа по дисциплине «Статистика» на тему «Статистика численности,...
Социальная статистика исследует вопросы, затрагивающие личные интересы каждого человека, с которыми связаны его благополучие, удовлетворение...

Методическая разработка комбинированного урока по дисциплине «Статистика» на тему «Ряды динамики» iconКурсовая работа по дисциплине «Статистика» на тему «Статистическое...
«Статистическое изучение объема, состава и динамики доходов и расходов государственного бюджета»

Методическая разработка комбинированного урока по дисциплине «Статистика» на тему «Ряды динамики» iconКурсовая работа по дисциплине: «Статистика» на тему «Статистическое...
«Статистическое изучение объема, состава и динамики доходов и расходов государственного бюджета»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница